Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации
«Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» на 2020 год
В широком смысле всю человеческую деятельность можно назвать культурой. Культура связана с ценностями, значениями, традициями и жизненными стратегиями. Велико разнообразие форм культуры, например, кино, литература, СМИ, дизайн, театр, танцы, музыка, ремесла, изобразительное искусство и архитектура. Ранее культура считалась статичной, как некое однородное и конечное целое, но в настоящее время она понимается как динамическое явление включая различные, иногда даже противоречивые черты.
Искусство - самый видимый аспект культуры. Индивидуальность проявления искусства - движущая сила культуры.
Участие в художественной деятельности учит нас, как создавать и понимать искусство. Педагогический потенциал искусства и художественной деятельности заключается в развитии познавательных способностей, самопознании, обретении эмоциональных и межличностных навыков коммуникации, улучшении академической успеваемости, развитии деловых навыков. Исследователями Финляндии (Нина Хонкала и др.) и стран Западной Европы было обнаружено, что художественная деятельность способствует созданию социальных инноваций, поддерживая развитие творчества, то есть способность сочетать вещи и значения в новых для них качествах [6].
Раскрывая педагогический потенциал культуры и художественной деятельности, исследователи, как правило, выделяют следующие важные аспекты:
1. Развитие когнитивных навыков и достижение академических успехов
Исследования показали, что искусство и художественная деятельность значительно улучшает познавательные способности обучающихся разных возрастов, в частности, развиваются способности к наблюдению, обучению и применению полученных знаний на практике.
В отношении детей и подростков было установлено, что направляемое стремление к искусству и культуре может развить и/или существенно улучшить:
• креативное и критическое мышление,
• способность справляться с жизненными проблемами,
• стратегическое мышление и способности рисковать,
• способности обрабатывать данные и принимать решения,
• общую грамотности и чувство «языка» (например, использование данных навыков в занятиях театром, библиотеке и музее, музыке),
• математические достижения (исследования в Финляндии показывают данные особенности при увлечении музыкальным хобби).
Согласно исследованиям, участие в дополнительных художественных мероприятиях способствует регулярному посещению школы, снижает количество пропущенных занятий, способствует получению ученой степени и академическим успехам. Отдаленные последствия занятий искусством и участия в художественной деятельности подростков связаны с положительным влиянием на занятость, способность поддерживать рабочие навыки, уровень заработной платы.
В отношении пожилых людей исследования [6] также демонстрируют, что активное участие в художественной самодеятельности положительно связано с поддержанием и улучшением когнитивных функций.
Исследования английских ученых, показывают, что для людей с низкой вербальной компетентностью интенсивность физического и выразительного поведения с помощью невербальной среды танца обеспечила психологическую траекторию к более уверенному поведению [8].
Исследование Колвин, посвященное заключенным ФРГ [цит. по 3] сфокусировано на задаче активного участия и вовлечения заключенных берлинской тюрьмы «Тегель» в театральную деятельность, при этом использовалась специально переработанная театральной компанией «Theatre auf Bruch» методика классического канонического текста для проведения эксперимента в тюрьме.
Исследователи пришли к выводу, что мультидисциплинарная категория литературных нарративов обеспечивает важное пространство «сложных, парадоксальных или множественных значений», контрастирующих не только с жесткой иерархией власти в тюрьме, но также и с простыми положительными нарративами, в которых правонарушители видят себя «хорошими», замещая свои негативные переживания. Искусство художественной литературы, по мнению Колвина, «возвращает» субъектов с делинкветностью обратно в сложный мир их собственного жизненного опыта и повествований; заставляя выйти из простых форм существования личности, когда истории имеют важное значение для конструктивных личных изменений [3]. Данные исследования могут помочь объяснить более низкие показатели рецидивизма для американских заключенных, занимавшихся в театральной студии.
Исследования и оценки результатов использования художественно-эстетических и культурологических методов и приемов демонстрируют положительные эффекты, связанные с занятостью и благосостоянием, когда:
• рост заработка способствует укреплению связей в семье и выполнению семейных обязанностей,
• механизмы социализации, аккультурации способствуют определению собственной идентичности, улучшению взаимодействия с другими членами общества,
• росту интереса и активностей в групповых видах искусства [3].
В исследованиях Андерсона и др. отмечается, что участие в программах искусства и художественной деятельности часто завершается значимым публичным мероприятием - презентацией или выставкой, где демонстрируется личный путь каждого обучающегося, достижения в коррекции девиаций [1], что предоставляет другим участникам возможность осознать педагогический и коррекционный потенциал искусства и художественной деятельности.
2. Самопознание, эмоциональные и социальные навыки
Занятия художественной деятельностью позволяет научиться самопознанию и самовыражению, эмоциональным и социальным навыкам, взаимодействию с другими людьми в безопасных ситуациях, обеспечиваемых художественными и культурологическими приемами.
Исследования C. Бранденбург, Т. Кантелла, А. Идстрёма показывают, что художественная деятельность может научить [2, 4]:
• позитивному поведению,
• терпению, сопереживанию,
• уважению к другим, вниманию к потребностям других,
• пониманию межкультурного разнообразия,
• пониманию социальной справедливости,
• концентрации внимания,
• настойчивости и уверенности в себе,
• навыкам сотрудничества и общения,
• чувству общности.
Важно подчеркнуть, что для людей с ограниченными возможностями и с особыми потребностями художественная деятельность может предложить новые формы самооценки и самопрезентации и, таким образом, положительно повлиять на развитие навыков социального взаимодействия.
3. Обучение на протяжении всей жизни
Искусство и культура предоставляют возможности для самореализации в процессе обучения, для достижения успеха ученикам всех возрастов, раскрытию их способностей. Исследования показали, что освоение новых навыков и сохранение имеющихся способно уменьшить негативные последствия для лиц пожилого возраста, снизить негативные последствия деменции.
Было установлено, что развитие творческих приемов в области искусства и культуры улучшают ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни, в частности [6]:
• коммуникации на родном языке,
• навыки обучения,
• социальные и гражданские навыки,
• развитие инициативного и предпринимательского духа личности,
• стимулирование культурной осведомленности и творческое самовыражение.
4. Поддержка образования и обучения
Искусство и художественная деятельность обеспечивают активное привлечение новых способов обучения и преподавания, стимулируя образовательные процессы с использованием творческих подходов. Так, согласно исследованиям, художественная деятельность может помочь конкретизировать и иллюстрировать содержание обучения. Кроме того, это вдохновляет и повышает мотивацию подростков к учебе, корректируя девиантное поведение
Финские исследователи Лииканен Х.-Л., Рантала П., Янсона С.-М., отмечают положительные результаты, которые были получены посредством использования различных видов искусства и художественной деятельности для поддержки процесса обучения, например:
• использования в образовательном процессе любимых музыкальных форм учеников для повышения школьной мотивации,
• использования приемов театрального или циркового представления для иллюстрации дисциплины математики,
• конкретизации художественного выражения информации, изучаемой в процессе разработки и проектирования театрального представления,
• искусства живописи в преподавании истории культуры и искусств.
5. Организационное развитие
Обучение на основе приемов прикладной культурологии и искусства может происходить в учреждениях, когда профессионалы и практики используют предметы искусства в качестве инструментов или методов для поддержки процесса обучения и развития отдельных лиц и организаций в целом. Так, согласно исследованиям [6,9], искусство может, например:
• создать пространство для раскрытия потенциала личности,
• расширить понимание и перспективы личностного роста,
• производить и продуцировать новые творческие идеи,
• сделать невидимые формы видимыми, например, выявить знания и навыки, которые задействованы в повседневной среде,
• проигрывать зеркальные конфликтные и кризисные ситуации путем метода игрового моделирования,
• практиковать новые навыки, такие, как лидерские качества, навыки новых форм рабочих процессов, ведения бизнес-коммуникаций и прочее,
• конструировать ситуации для последующего исследования, экспериментов и разработки новых педагогических решений.
Использование культуры и искусства в организационном контексте дает следующие преимущества:
• воспроизводить стратегические и оперативные эффекты,
• развивать межличностные отношения и сотрудничество в организации,
• поддерживать обучение персонала, профессиональное развитие и идентификацию, а также активизацию художественных приемов и методов работы.
Как показывает анализ опыта функционирования проекта «Сеть Здоровой Культуры» в течение более десяти лет, положительные результаты были достигнуты в области социального обеспечения и здравоохранения Финляндии. Данный проект являлся составной частью программы «Искусство в больнице», который был инициирован как часть мероприятий объявленного ООН десятилетия культуры с 1988 по 1997 гг. Представленный проект, реализованный в Финляндии, среди прочего был активно поддержан Финской ассоциацией местных властей, Центральным художественным советом, крупнейшей в стране больницей «Йорви» (г. Эспоо, Финляндия) [10].
В рамках проекта приняли участие несколько региональных художественных советов, поддержавших и реализовавших подпроект «Сеть Здоровой Культуры» [7].
Административные проблемы организации внедрения художественных и культурологических методов работы с пациентами являются актуальными, поскольку их реализация связана с новыми нестандартными формами профилактики и коррекции девиаций в обществе. Кроме того, как отмечают финские исследователи [11], они являются инновационными по своему качеству и поэтому ценны для педагогической теории и практики. До недавнего времени художественные проекты для инвалидов реализовывались различными административными подразделениями: отделы культуры традиционно выступают за художественные проекты для людей с ограниченными возможностями, а службы социальной и медицинской помощи имеют обратную позицию.
Однако в последние годы ситуация изменилась. Министерство образования Финляндии взяло на себя полномочия в части соблюдения культурных прав и реализации культуры меньшинств, что является приоритетом для реализации данных аспектов среди лиц с ОВЗ.
Проектная сеть «Искусство в больнице» активно реализуется и в Германии, что является частью международного движения «Искусство в больницах». Больница имени Роберта Боша в Штутгарте являлась одной из первых в реализации данного проекта, сутью которого является гуманитарная помощь, социальная помощь, коррекция и исцеление [10].
Искусство в больнице - это не просто арт-дизайн внешней среды, это организация пространства по созданию теплой атмосферы, уюта, придание надежды целевым аудиториям пациентов и персоналу. Специальный комитет проекта, который включает в себя искусствоведов, персонал больницы и дизайнеров организует работу по проведению публичных выставок арт-объектов, работ, картин, подготовленных пациентами в больнице.
В дополнение к реализуемым скандинавскими странами проектам «Искусство в больнице», многие страны Западной Европы, в т.ч., Франция, Германия, Нидерланды и Великобритания активно используют в социальной сфере и сфере здравоохранения педагогические методы культуры и искусства [10]. Это находит свое отражение в:
• использовании произведений искусства во внутренней среде организаций,
• регулярных художественных представлениях и посещениях артистами больниц, специализированных заведений;
• терапевтической работе педагогов по изобразительному искусству, танцам, вокалу, музыке [10].
Центральная больница Хельсинкского университета (HYKS) и Психиатрический центр Хельсинки с 1963 года реализуют программы музыкальной терапии [11]. Музыкальная терапия - это средства реабилитации, где различные музыкальные приемы (ритм, гармония, мелодия, тон, динамика и т. д.) используются в целях коррекции состояния пациента, конструирования индивидуальной программы профилактики или реабилитации, достижения поставленных целей.
С. Фон Брандебург видит в подобных подходах определенные ловушки, она указывает, в частности, на то, что музыкальная терапия обычно используется как часть программы общего лечения или является согласованным продолжением лечения для амбулаторных пациентов. По ее мнению, музыкальная терапия – специализированный инструмент психотерапии, когда профессия музыкального терапевта интегрирует в себе социальные аспекты сопровождения здоровья, воспитания культурой, образования, привития музыкальных навыков [2].
Проект «Школа и культура» (Koku), осуществлявшийся в Финляндии в период с 1998 по 2001 год, был направлен на развитие художественного и культурологического образования в школе для поддержки и развития творчества, инициативы, чувства собственного достоинства у детей и подростков. Цель состояла в том, чтобы культура стала неотъемлемой частью жизни детей и подростков, как в школе, так и за ее пределами. Задачи проекта заключались в развитии школьных культурных мероприятий и соответствующей сети их поддержки, в совершенствовании школьных учебных программ, налаживании необходимых связей между искусством и учебными предметами. В Финляндии также предпринимались усилия по развитию сотрудничества между школами и базовыми организациями по художественному образованию [11].
В проекте приняли участие 17 регионов Финляндии, также имеются данные, демонстрирующие реализацию идеи художественно-эстетического воспитания во всех муниципалитетах. Сотрудничество между муниципалитетами и «Национальным советом по образованию Финляндии» осуществлялось с помощью агентов поддержки проекта «Школа и культура» (Koku) [9].
Университет прикладных наук Миккели, Европейский социальный фонд и Министерство образования Финляндии запустили проект по усилению роли повседневной культуры и искусства в деятельности социальных и медицинских учреждений, а также организаций и местных общин. Проект был реализован в течение 2004-2006 годов [4]. Основными целевыми группами проекта являлись клиенты и сотрудники социальных и медицинских подразделений, а также деятели культуры и искусства, вовлеченные в проект. Кроме того, активными участниками были также студенты и преподаватели учебных заведений, привлеченных к реализации проекта. Таким образом, проект принес пользу всем социальным и медицинским службам, персоналу, специалистам в области культуры и искусства, лицам, принимающим решения, а через них - пользователям социальных и медицинских услуг и их семьям. В рамках проекта были проведены специализированные исследования в области культуры и искусства, как части оздоровительных услуг, подходящих для реабилитации пациентов, для подопечных социальной сферы, здравоохранения и культуры [9].
Подводя итог обзору данных исследований, можно сказать, что искусство является основным символическим языком, в котором представлены изменяющиеся социальные значения. В отношении внедрения культурологических практик, исследователи отмечают их значение, состоящее в активном участии художественных сообществ и практиков искусства не только в консолидации профессиональных элит, «развитии аудитории», экономическом развитии или культурном туризме. Здесь важно открыть талант и поощрять усилия тех, кто желает посвятить свою жизнь искусству и художественным практикам, особенно в деле продвижения социокультурных проектов, формирующих новые возможности взаимодействия в обществе.
Помимо координации практико-ориентированных художественных программ в образовании и воспитании, крайне важно, чтобы многие сферы государственного управления могли извлечь гуманистический потенциал из уникального вклада, который может дать практика искусств. Инициативные группы по культурному планированию с начала девяностых годов энергично использовали это направление, особенно в таких областях, как социальная работа, общественное творчество, городское планирование и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Brandenburg Cecilia von Kulttuurin ja hyvinvoinnin välisistä yhteyksistä. Näköaloja taiteen soveltavaan käyttöön. [Text] / Cecilia von. Brandenburg – Opetusministeriön julkaisuja, 2008. – 12 p.
2. Browne, A., Rhodes, P. A qualitative evaluation for Fine Cell Work. [Electronic resource] / A. Browne, P. Rhodes / York: Qa Research.-2011. – URL: www.finecellwork.co.uk/assets/0000/2418/Fine_Cell_Work_evaluation_Short_version.pdf (дата обращения: 18.02.2020).
3. Cantell, T., Idström, A. Keskustelua kirjastojen taloudellisista vaikutuksista ja merkityksestä. [Electronic resource] /Teoksessa N. Sandelius (toim.) // Hyötyä, tietoa, elämyksiä – kirjastojen vaikuttavuuden ulottuvuuksia. Helsinki: Suomen Kuntaliitto –2016. – URL: http://vaikuttavuus.kirjastot.fi/talousvaikutukset.html#.WUKKMIVOI2w (дата обращения: 18.02.2020).
4. Crossick, G., Kaszynska, P. Under construction: towards a framework for cultural value [Electronic resource] /. G.Crossick, P. Kaszynska – Special Issue: emerging paradigms: national approaches for measuring cultural value. Cultural Trends – 2014. –– №23 (2). 120-131 p.
5. Anderson, K., et al. Inspiring Change: Final Project Report of the Evaluation Team. [Electronic resource] / K. Anderson, et al. //Glasgow: University of Glasgow, University of Strathclyde, University of Edinburgh. 2011. – URL: www.artsevidence.org.uk/media/uploads/evaluation-downloads/mc-inspiring-change-april-2011.pdf (дата обращения: 18.02.2020).
6. Liikanen Hanna-Liisa Taide kohtaa elämän. Arts in Hospital-hanke ja kulttuuritoiminta itäsuomalaisten hoitoyksiköiden arjessa ja juhlassa [Text] / Hanna-Liisa Liikanen.- Helsingin yliopisto. – Helsinki.-2003. – 24 p.
7. Miles, A., Strauss, P. The Academy. A report on outcomes for participants (June 2006-June 2008). [Electronic resource] / A.Miles, P.Strauss // CRESC. Manchester. – 2008. – URL: www.cresc.ac.uk/sites/default/files/The%20Academy%20a%20Repor t%20on%20Outcomes%20for%20Participants.pdf (дата обращения: 18.02.2020).
8. Honkala, N. Näkökulmia taiteen ja kulttuurin vaikutuksista oppimiseen [Electronic resource] / Honkala N. 2019. – URL: https://www.sitra.fi/ihmiset/nina-honkala-3/ (дата обращения: 18.02.2020).
9. Rantala, P., Jansson S.-M. Taiteesta toiseen. Taidelähtöisten menetelmien vaikutuksia. Lapin yliopiston julkaisu [Text] / Rantala P., Jansson S.-M. – Lapin yliopiston taiteiden tiedekunnan julkaisuja. Tutkimusraportteja ja selvityksiä, 2013.- 10 p.
10. Syrjästä esiin. Puheenvuoro kulttuurista ja kehityksestä Euroopassa. Eurooppa-työryhmän raportti Euroopan Neuvostolle Taiteen keskustoimikunta, tutkimus – ja tiedotusyksikkö, Helsinki. [Text]. 1998. 75 p.
11. Toiminta- ja taideterapia. Helsingin ja Uudenmaan sairaanhoitopiirin verkkosivut. [Electronic resource]. – URL: http://www.hus.fi /default.asp?path (дата обращения: 18.02.2020).