Современная система образования в высшем учебном заведении творческой направленности с одной стороны подчинена общим тенденциям развития профессионального образования в России и должна быть приведена к общим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, с другой стороны имеет кардинальные отличия и особенности.
К педагогическим основаниям профессионального и творческого становления студентов-актеров (на примере студентов-актеров ВГИК) можно отнести:
• Индивидуально-личностные особенности личности студентов-актеров как предпосылки для дальнейшего освоения профессии (гибкость мышления, способность к импровизации, креативность, спонтанность, адаптивность к ситуациям неопределенности, развитые перцептивные качества личности, уровень развития эмоционально-чувственной сферы личности и др.) [2].
• Влияние педагога-мастера на формирование жизненной и профессиональной установки студентов (авторский подход к обучению, жизненная и профессиональная позиция, мировосприятие, индивидуально-личностные и профессиональные качества непосредственно мастера-наставника),
• Особенности индивидуальной установки (особенности профессиональной и личностной мотивации на освоение специальности, сочетание и иерархия внутренних и внешних мотивов, сила мотивации достижения или процесса),
• Достижение состояния удовлетворения в творческом процессе, обеспечиваемого установлением положительной обратной связи с мастерами-наставниками и зрителями,
• Особенности построения методики обучения в рамках педагогической мастерской в процессе освоения профессии актера (поскольку достаточно мало существует готовых методических и учебных пособий по построению учебных, педагогических и творческих мастерских),
• Психолого-педагогические технологии, применяемые в процессе освоения профессиональных навыков (мастер-классы, тренинги личностного и профессионального развития, актерского мастерства и т.д.),
• Психологическая подготовка, включающая приобретение знаний, умений и навыков в областях: 1) психологии личности (теории развития личности, типологии личности), 2) возрастной психологии (особенности развития человека от рождения до смерти), 3) общей психологии (психические процессы – ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, вооображение, свойства, состояния и индивидуально-личностные качества), 4) психологии творчества, 5) психологии восприятия и т.д.,
• Развитие коммуникативных навыков, таких как установление контакта, владение средствами воздействия и влияния на аудиторию, перцептивных качеств личности (умение считывать, анализировать и отзеркаливать состояния других людей),
• Развитие творческих способностей (а также соответствующие педагогические методы, технологии и методики их развития),
• Становление и достижение личностной зрелости и возможности саморефлексии и самоанализа собственных состояний, а также рефлексии состояний окружающих людей в процессе освоения профессии актера,
• Развитие практических навыков в процессе реализации в реальных профессиональных проектах и постановках,
• Наличие (установление) взаимосвязи с профессиональными сообществами посредством организации и участия в конкурсах, фестивалях, социокультурных и творческих проектах в областях киноиндустрии, театра, ТВ, СМИ и т.д.
• Возможность изучения других школ и подходов к обучению (зарубежных аналогов, мастер-классов других мастеров-наставников, других учебных заведений и др.)
Основными методами обучения в рамках психолого-педагогического мастерства выступают:
- тренинг актерского мастерства, включающий развитие коммуникативных качеств личности, основы ораторского мастерства, элементы тренинга личностного роста (соде5ржание тренинга зависит от индивидуальных предпочтений и личностной направленности самого тренера),
- психолого-педагогическая подготовка в рамках проведения семинаров, практикумов, творческих проектов с элементами ролевой игры, социально-психологического тренинга, выполнения творческих заданий.
- педагогическая мастерская актера, которая предполагает: а) взаимодействие между педагогом-наставником и учащимися на уровне совместной работы и обмена опытом, что характерно больше для андрогогической системы обучения (обучение взрослых); б) совместный поиск новых форм, возможностей и решений поставленных задач, а не повторение уже предложенных вариантов решений; в) решение в процессе обучения открытых задач, не предполагающих запрограммированного решения (обучение в ситуации неопределенности и совместного творческого поиска).
- обучение на практике (погружение непосредственно в актерскую профессию) в процессе участия в учебных спектаклях, фестивальных постановках и т.д.
- самообучение, самоанализ и саморефлексия.
Среди психолого-педагогических технологий, применяемых в процессе обучения можно выделить такие как:
- педагогическая мастерская;
- здоровьесберегающие арт-технологии (психодрама, психотерапевтический театр, танцевальная терапия, кинотерапия и др.);
- технологии творческих проектов, предполагающие сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
В рамках творческой проектной деятельности при освоении психолого-педагогических знаний, умений, навыков и компетенций студентам-актерам предлагаются следующие примерные задания для индивидуальной и групповой работы:
1) Примеры заданий по психолого-педагогической подготовке:
• По мотивам темы, рисунка, картины, карикатуры и т.д. (прилагаются к заданию непосредственно педагогом) придумайте свой сюжет.
• Опишите мотивы действий каждого из персонажей, этапы и суть конфликта, разыграйте по ролям в группе.
• Опишите их переживания, эмоции и состояния.
• Определите психологический тип каждого персонажа, составьте поведенческий и психологический портрет, жизненный путь персонажа (социальные и культурные события, семейное воспитание, жизненные кризисы личности).
• Ответьте на вопрос: Как психологические, поведенческие, социокультурные особенности личности и особенности ее жизненного пути повлияли на творчество данной личности (становление ее в творчестве).
• Определите природу внутреннего конфликта представленной личности,
• Представьте групповой этюд по данному сюжету.
• Проведите групповой анализ полученных результатов.
2) Примеры заданий на командообразование (в соответствие с прописанными в учебной программе компетенциями):
А) Теперь представим ситуацию… Вас назначили руководителем творческого проекта (рекомендация: выберите конкретный проект, реализованный вами, или проект, планируемый к реализации в ближайшее время). Ответьте на вопросы:
• Кто будет участником вашего творческого, социального, культурного или профессионального проекта, какую роль будет выполнять и почему?
• Чего в конечном результате хотите достичь? Сформулируйте главную цель представляемого вами проекта.
• Нарисуйте дерево целей представляемого вами проекта. Разбейте главную цель проекта на отдельные подцели и конкретные задачи, которые предполагается решить для наиболее успешной реализации и завершения вашего проекта.
• Каким образом Вы сможете узнать о том, что в итоге получили желаемый результат?
• Какие шаги вы готовы для этого предпринять, какие готовы и можете нести моральные, финансовые, психологические и временные затраты?
• Проанализируйте, какие возможны помехи:
– с вашей стороны;
– со стороны окружения?
• Как отмеченные вами помехи и сложности можно нейтрализовать?
• Когда (постарайтесь прописать конкретную дату) и какие результаты (распишите по пунктам) ожидаете?
В) Проведите анализ группы, являющейся рабочей командой из известного литературного произведения, сказки, художественного фильма и т.д., опираясь на следующий примерный план:
1. Опишите состав команды.
2. Вид команды по различным классификациям (организованная - спонтанная, формальная - неформальная, открытая - закрытая, стационарная - временная).
3. Дайте характеристику совместной деятельности команды.
4. Проведите анализ групповой структуры команды (структура власти в команде; ролевая структура – распределение основных ролей; структура коммуникаций между членами команды; структура групповых предпочтений);
5. Опишите групповую динамику команды: особенности образования команды; групповая сплоченность; система группового давления и поощрения в команде; структура руководства и лидерства; методы и формы процесса принятия группового решения; особенности группового развития.
6. Сделайте ваш прогноз развития группы как команды, а также презентацию в группе с последующим разыгрыванием ролей.
3) Примеры заданий по педагогической подготовке, направленных на развитие осознанности себя в профессии:
Опишите педагогическую школу режиссера, актера на конкретном примере по вашему выбору (возможны как российские, так и зарубежные представители), анализируя индивидуальное творчество, интервью, учебные пособия, записанные мастер-классы, воспоминания и отзывы коллег и учеников, возможно личный опыт общения и обучения и т.д., примерно по следующим пунктам (возможно в виде эссе):
личность режиссера-педагога, актера-педагога и т.д. (на выбор педагога или студента), его личные знания, навыки и умения, компетенции, индивидуальные отличия, жизненная позиция и индивидуальные и профессиональные ценности,
профессиональные и педагогические методы и формы работы с учениками и коллегами,
методы, формы и подходы к созданию творческого коллектива и творческой атмосферы обучения,
методы работы над своим личностным развитием в творческом и педагогическом процессе,
мотивация к профессиональной деятельности и жизненная позиция мастера, передаваемые его ученикам, его жизненная и профессиональная готовность к выполнению роли наставника,
наличие учеников,
навыки и умения при организации совместной творческой и педагогической работы,
методика преподавания (принципы, формы, методы, критерии оценки компетенций и т.д.),
учебные пособия (если есть), публикации, творческие работы.
4) Примеры возможных заданий на развитие исследовательских, психолого-педагогических знаний, умений и навыков (в соответствии с компетенциями, сформулированными требованиями ФГОС ВО в профессиональной подготовке актеров):
• 1. Перечислите знания, умения и навыки, наиболее значимые для вашей профессии?
• 2. Выявите возможности для их демонстрации в вашем профессиональном сообществе:
• а) используя информацию на сайтах и информационных стендах, выясните, в каких конференциях и форумах, фестивалях, выставках, проектах вы могли бы принять участие;
• б) узнайте, в каких сборниках или журналах вы можете опубликовать тезисы докладов или статьи по итогам круглых столов, конкурсов, конференций, результаты исследований;
• в) выясните, есть ли научные, творческие и профессиональные сообщества по специальности актера, и если есть, то какие именно.
• 3. Выявите возможности для демонстрации этих знаний, умений и навыков во внешней среде и в смежных профессиональных сообществах:
• а) используя информацию в Интернете, выясните, в каких всероссийских, международных и зарубежных конференциях, фестивалях, творческих проектах и т.д. вы могли бы принять участие;
• б) проведите анализ информации в Интернете и составьте рейтинг (10 наименований) наиболее авторитетных изданий (газет, журналов или интернетпорталов, сетевых изданий) по специальности актера;
• в) выявите в Интернете социальные сети и профессиональные форумы, связанные с вашей профессией.
Творческие задания направлены как на закрепление полученных в процессе обучения знаний и компетенций, так и на саморефлексию и самоанализ личности учащегося в своей профессии. Различные аспекты творческого развития личности в педагогической деятельности и соответствующие подходы отражены в работах педагогов-практиков и исследователей [3], во взаимосвязи с областью искусства и культуры [3], современных педагогических подходов во взаимодействии с информационной средой [5], а также в исследованиях по творческому развитию личности в области профессионального самоопределения [4].
Рассматривая основные проблемы, возникающие в процессе обучения студентов-актеров с точки зрения общей педагогической подготовки можно выделить несколько:
- во-первых, выделение соответствующих психолого-педагогических компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения, а также критериев их оценки в соответствии с новыми учебными программами, планами и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ГОС ВО (что по отношению к творческим профессиям бывает крайне проблематично);
- во-вторых, сложность введения общих для современной системы образования форм обучения с применением новых информационно-коммуникационных технологий (которые направлены в большей степени на дистанционные формы обучения и самостоятельную работу по освоению знаний, умений и навыков), поскольку процесс подготовки студентов-актеров в основном носит «живой» интерактивный и практико-ориентированный характер, предполагающий постоянное непосредственное общение педагогов и студентов;
- в-третьих, сложность скоординированности учебного процесса в аудиториях вуза и выездных учебных мероприятий, в которые современные студенты активно включены и к концу обучения, во многих случаях уже являются действующими актерами (гастролей, репетиций, подготовкой к творческим конкурсам и фестивалям, которые, учитывая современные условия развития культурной сферы деятельности общества, динамичность данных процессов не всегда можно заранее предусмотреть в рамках учебной программы);
-в-четвертых, общая система подготовки студентов не всегда соотносится с индивидуальной авторской методикой и концепцией педагога-наставника (руководителя мастерской).
Также можно выделить психолого-педагогические факторы, способствующие освоению профессии актера, к которым можно отнести:
1) высокий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ), который включает такие составляющие как:
• сформированные коммуникативные способности,
• гибкость мышления,
• развитые эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности,
• сильная внутренняя мотивация,
• распознавание и воспроизведение чувств и эмоций,
• волевые качества, постановку целей и задач,
• установку личности,
• уровень индивидуальной активности личности в поисках профессиональной самореализации,
• умение личности делать анализ своих сильных и слабых сторон, а также работать над ошибками,
• умение сопереживать и поддерживать партнеров по взаимодействию,
• опора на собственную внутреннюю интуицию,
• умение взаимодействовать с внешним миром в состоянии неопределенности и быстро адаптироваться и реагировать в новых условиях,
• умение слушать и слышать своего партнера.
• стрессоустойчивость и умение переключаться с одной деятельности на другую.
2) благоприятная внешняя творческая поддерживающая обучающая среда, а также тесная взаимосвязь с педагогом-наставником.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева, Л.Л. Культура личности, искусство и одаренность в контексте эстетических исканий [Электронный ресурс] / Л.Л. Алексеева // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 89-94. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_89-94.pdf.
Бережная, М.С. Особенности формирования художественного мышления в творческой деятельности у учащихся гуманитарных вузов. [Электронный ресурс] / М.С. Бережная // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – №3. – С. 32-36. –Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/berezhnaya_32-36.pdf.
Савенкова, Л.Г. Проблема комплексного взаимодействия искусств в исследованиях института художественного образования и культурологии [Текст] / Л.Г. Савенкова // Учитель музыки. – 2018. – № 1. – С. 9-17.
Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы развития. Коллективная монография [Текст] // Общ.ред. Васякин Б.С., Бережная М.С. - М., РЭУ, Научный проект, 2018.
Стукалова, О.В. и др. Социокультурные аспекты личностного развития учащейся молодежи в современной информационной среде [Текст] / О.В. Стукалова, Е.Ф. Командышко, В.В. Епанешников // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 42–46.