В современном образовательном пространстве информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое место. Преподаватели школ и вузов должны использовать данные технологии в своей деятельности, так как они составляют саму суть современного способа коммуникации. Без применения ИКТ современное общество может лишиться большей части своих достижений в области хранения, обработки и представления информации на различных уровнях взаимодействия людей друг с другом.
Во всех современных школах и вузах, наравне с традиционными лекциями, семинарами и практическими занятиями особое внимание уделяется применению информационных технологий. Возникает вопрос о возможности интеграции традиционных форм работы со студентами с занятиями, на которых используются информационно-коммуникационные технологии. При попытках данной интеграции, следует иметь ввиду все возможные аспекты, связанные с функционированием личности обучающегося в постоянно изменяющихся условиях современного социума. Учитывая данные условия, наиболее актуальным на данный момент времени является вопрос создания системы диагностики творческого развития студентов в современном информационном пространстве. Данная система должна быть основана на использовании современных педагогического технологий и ставить своей целью интеграцию знаний и опыта, реализацию личностного потенциала студентов и их адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
Основные преимущество современных цифровых технологий заключается в инновационном способе работы с информацией. Цифровые технологии обеспечивают мгновенную передачу информации на большие расстояния, что существенно экономит ресурсы и освобождает место для ее хранения и обработки. В процессе работы с современным программным обеспечением, автор имеет возможность вносить любые корректировки и исправления на любой стадии творческого процесса, что было бы затруднительно при работе традиционными средствами.
Использование ИКТ значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Педагогические исследования показали принципиальную возможность расширения диапазона творческой деятельности учащихся при использовании компьютерного обучения [3]. Интерактивные технологии обучения способствуют формированию самостоятельного, творческого мышления студентов.
Таким образом, использование ИКТ играет важнейшую роль в реализации творческого потенциала студентов, что позволяет решить основную задачу современной высшей школы, заключающуюся в раскрытии творческого потенциала каждого обучающегося [4]. Информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития одаренности студентов. Этот способ позволяет студентам находить новые источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает интеллектуальную деятельность.
В настоящее время возникает необходимость в анализе, пересмотре и дополнении существующих критериев художественной одаренности. Данная необходимость обуславливается фактом активного внедрения ИКТ в современное образовательное пространство, что в существенной степени способствует трансформации уже существующих критериев.
Рассмотрим основные моменты в области исследований критериев художественной одарённости. Большинство педагогов, занимающихся исследованиями развития одаренности, склонны рассматривать данный феномен как свойство личности, которое в максимальной степени может проявиться в благоприятных для этого условиях [5]. Чаще всего, одаренность рассматривается как качество, которым наделен каждый человек вне зависимости от пола, времени, места и условий рождения.
К неотъемлемым качествам творческой личности можно отнести: 1) наличие определенной и чаще всего четко обозначенной цели с сопутствующими ориентирами для ее достижения; 2) наличие средств для ее достижения в наиболее короткие сроки; 3) наличие определенного базового уровня свободной энергии, позволяющей реализовать намеченные идеи; 4) умение справляться с трудностями, возникающими на пути реализации поставленных целей; 5) умение анализировать текущую ситуацию и владеть способами творческого приспособления к ней; 6) владение навыками саморегуляции, которые позволяют в достаточно короткие сроки восстановить энергетический баланс организма; 7) способность аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Еще одной особенностью развивающейся творческой личности является способность к адаптации к сложным и неоднозначным ситуациям [1]. Базовым условием в данном процессе является наличие в обозначенных ситуациях определенных закономерностей. В этом случае творческая личность может в достаточно короткий срок обнаружить эти закономерности и разработать соответствующую им стратегию действия и поведения [6].
Следует обозначить ряд свойств одаренной личности, которые наиболее часто упоминаются современными исследователями:
- независимость, проявляющаяся в наличии собственного взгляда на процессы, происходящие в мире, где собственное мнение имеет большую значимость, чем мнение социальной группы, члены которой разделяют общепринятые нормы и правила;
открытое восприятие, заключающееся в ярко выраженной способности к открытию нового;
опора на собственные ресурсы;
устойчивость к ситуациям, вызывающим стресс, способность разрешить ситуацию с минимальными затратами;
стремление к гармонии и красоте;
убежденность в собственной уникальности, вера в себя;
гибкость ролевого репертуара;
чувство юмора.
Особый интерес для темы развития одаренности представляют исследования биографий выдающихся людей. Данные исследования неоднократно проводились ведущими психологами и социологами, начиная с середины двадцатого века, и проводятся по настоящее время. Благодаря этим исследованиям современные ученые получили большой объём информации необходимый для более детального понимания особенностей мировосприятия и мышления творчески одаренной личности.
Творческое мышление направленно на формирование новых идей, ранее неизвестных человеку. Эти идеи могут быть принципиально новыми или представлять комбинацию из уже встречавшихся ранее элементов [7]. Компонентами продуктивного творческого мышления являются умение правильно вычленить проблему, правильно поддерживать концентрацию в процессе работы с ней и умение детально анализировать все элементы, возникающие в процессе проработки различных аспектов проблемы [4].
В основном, критерии художественной одаренности были выявлены при работе с детьми раннего детского, младшего и среднего школьного возраста. При анализе творческой деятельности студентов используется термин креативность. В процессе исследования, нами были выявлены критерии художественной одарённости, в наибольшей степени характерные для студентов педагогических вузов. Данные критерии можно объединить в следующий ряд групп:
- Группа способностей, к которой относятся: способность к формированию целостных ментальных конструктов с новым уровнем внутренних связей, способность к открытию нового способности к самораскрытию, способность к длительной концентрации на выбранной цели, способность интегрировать знания из разных областей опыта, способность избирательно концентрироваться на одном виде деятельности, способность интегрировать внутреннее и внешнее, способность к построению законченных ментальных образов, способность к виртуальному ментальному моделированию, способность к аналитическому мышлению.
- Группа личностных характеристик: склонность к самоанализу, высокий уровень интроспекции, неудовлетворенность достигнутым результатом, уверенность в собственных силах, позитивное мышление, амбициозность, высокая самооценка, богатая фантазия, чувство юмора, лабильность психических функций.
- Группа, характеризующая взаимоотношения личности с социумом: умение ставить цели и самостоятельно находить средства для ее достижения, опора на себя, на собственные ресурсы, умение корректировать цели и средства в зависимости от ситуации, собственная система ценностей, часто не совпадающая с общепринятой системой ценностей, высокий уровень притязаний к себе и другим, независимость от мнения окружающих, эксцентричное поведение, демонстративность.
Как можно заметить, некоторые из перечисленных критериев находятся в оппозиции по отношению друг к другу. Данная особенность объясняется тем, что каждая отдельная личность обладает набором индивидуальных качеств, присущих только ей, что определяет степень ее уникальности. В связи с этим, предложенный набор критериев является совокупностью параметров, которые могут быть представлены в виде таблицы или графического изображения характеризующего каждого испытуемого в отдельности.
Следует отметить, что для развития художественной одаренности студентов в соответствии с вышеперечисленными критериями огромное значение имеет использование в процессе обучения современных информационно-коммуникационных технологий.
Рассмотрим конструктивные особенности применения ИКТ в современной образовательной практике:
- ИКТ дает возможность творческой личности получить быстрый доступ к информации любого уровня сложности. Как уже отмечалось, одаренная личность часто обгоняет по своих сверстников по уровню интеллектуального развития, особенно это касается собственной специфической сферы интересов, в которой одаренные студенты чувствуют себя намного увереннее своих сокурсников. Наличие соответствующих запросам, информационных ресурсов и программ позволяют получить информацию, в полной мере удовлетворяющую запросам одаренного ученика в любое доступное время.
- Многочисленные программы для самостоятельного обучения в области изобразительного искусства позволяют одаренным студентам развить навыки творческого самовыражения, которые существенно расширяют опору личности на собственные ресурсы.
- Возможности компьютерного конструирования и редактирования изображения дают возможность любому студенту в удобное для него время и в удобном для него темпе разрабатывать собственные творческие проекты или работать с уже известными произведениями искусства, создавая экспериментальные произведения, сочетающие в себе стили, характерные для различных эпох и направлений.
- Компьютерные программы обладают большой степенью вариативности, что позволяет сохранять и сравнивать различные варианты произведений, созданных с помощью данных программ [2]. Данное свойство компьютерных программ позволяет проводить многочисленные эксперименты с различными параметрами изображения, без опасения потерять или испортить результаты собственного творчества.
- Компьютерные программы позволяют «играть с реальностью», меняя виртуальные параметры данной реальности в той степени, в которой это допускает фантазия автора. Потенциальная возможность такой свободы виртуального творчества способствует развитию фантазии и навыков спонтанного творчества у одаренных студентов.
Перечисленные особенности влияния ИКТ на развитие творческого потенциала личности должны быть учтены при составлении обучающих программ в современных вузах, так как только при непосредственном привлечении современных средств обучения мы будем способствовать развитию художественной одаренности студентов в наиболее полной мере.
Целесообразность использования ИКТ в области развития художественной одаренности обосновано тем фактом, что художники используют в своей работе визуальную модальность опыта, а данная модальность в основном доминирует в современных информационно-коммуникационных технологиях.
В процессе исследования была разработана система диагностики развития художественной одаренности студентов педагогических вузов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Данная система представлена в виде ряда этапов.
Первый этап включает в себя:
- проведение анкетирования студентов по следующим параметрам:
1. Использование студентами ИКТ в учебной деятельности.
2. Оценка уровня креативного развития студентов в данный период обучения.
3. Оценка уровня тревожности.
4. Оценка уровня демонстративности.
5. Оценка уровня конформности.
(Содержание данного набора компонентов анкеты варьируется в зависимости от специфики вуза, курса и специализации группы студентов)
- собеседование со студентами, прошедшими анкетирование, по результатам проведенной работы.
Второй этап состоит из:
- творческих заданий по теме «Роль и место информационно-коммуникационных технологий в современной жизни»;
- педагогического тренинга, обеспечивающего детальную проработку темы;
- подведения итогов по результатам тренинговой работы;
- построения схемы, обобщающей информацию по заданной теме;
- обработки полученной информации.
Третий этап включает в себя:
- анализ и обобщение материала, полученного на первых двух этапах;
- статистическую обработку информации, полученную в результате анкетирования;
- построение диагностических профилей;
- составление конкретных рекомендаций по развитию художественной одаренности студентов для преподавателей вузов в соответствии с выбранным профилем.
Элементы системы диагностики развития художественной одаренности студентов педагогических вузов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий были апробированы в работе со студентами художественно-графических факультетов ведущих педагогических вузов России.
ЛИТЕРАТУРА
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
Красильников, И.М. Студия компьютерной музыки: методика обучения: монография. 2-е издание, исправленное и дополненное / И.М. Красильников. – М.: Экон-информ, 2014.
Пирязева, Е.Н. Особенности творческого развития школьников на основе художественного мультимедиа [Электронный ресурс] / Е.Н. Пирязева // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. - №2. – С. 103-110. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/piryazeva_103-110.pdf. (дата обращения: 29.04.2019)
Радомская, О.И. Пути эффективного внедрения в практику педагогического вуза инновационных форм обучения в области художественно-творческого развития с учетом социокультурной среды региона [Электронный ресурс] / О.И. Радомская // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 57–62. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/radomskaya_57-62.pdf. (дата обращения: 29.04.2019)
Савенков, А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
Теплов, Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. – Т. 1. – М., Просвещение, 1985.
Фомина, Н.Н. Проблема оценки художественных способностей и одаренности детей: исторический аспект [Электронный ресурс] / Н.Н. Фомина // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2019. – № 1. – С. 146–151. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/fomina_146-151.pdf. (дата обращения: 29.04.2019)