Педагогические проблемы обучения музыкальному сопровождению классического танца: личностно ориентированный подход

Щадина Алла Николаевна,

аспирант МГАХ, концертмейстер,
г. Москва
alenky.9512@mail.ru

Аннотация: 
В статье рассматриваются педагогические проблемы обучения музыкальному сопровождению классического танца в связи с личностно ориентированным подходом

В классической хореографии неразрывное единство танца и музыки определяет то неповторимое своеобразие данного вида искусства, которое делает классический танец завершенной формой, стремящейся к аутентичному совершенству. Хореографическое образование представляет собой проекцию хореографии как искусства, и в силу этого в его структуру входит профессиональная подготовка не только будущих артистов балета и хореографов, но и концертмейстеров – тех, на ком лежит непростая задача создавать музыкальную ауру танца. Таким образом, в хореографичсеких учебных заведениях магистральная педагогическая проблема – содействие становлению творческой личности артиста балета и хореографа – является теснейшим образом связанной с формированием личности концертмейстера, роль которого особенно важна в самом хореографическом образовании.
При работе педагога-хореографа с учащимися значительная часть занятий осуществляется в сопровождении специально подбираемых музыкальных произведений, исполняемых концертмейстером. При этом задачи соразмерения музыкального сопровождения с содержанием занятия, замыслом педагога, уровнем подготовки учеников, самим танцем, лежат на концертмейстере. Фактически, концертмейстер – это второй педагог на хореографических занятиях, и педагог не второстепенный: от профессионализма и личностных творческих качеств зависит сама возможность создать урок как целостную композицию, обладающую высоким педагогическим потенциалом, учесть все особенности учащихся. Концертмейстер должен чувствовать каждого ученика и группу в целом, обеспечивать темпоритм музыкального сопровождения, вовремя реализовывать повторения, а самое главное – концертмейстер сам выбирает музыкальное сопровождение занятия. Таким образом, его роль простирается далеко за пределы простых фоновых функций, приобретая черты сценарного и режиссерского творчества.
Как можно убедиться, от профессиональных компетенций и личностных качеств концертмейстера зависит сама возможность проведения занятий по всем обязательным дисциплинам хореографического образования: по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому танцу и пр. Умение концертмейстера эмпатически соответствовать учащимся и педагогу-хореографу определяет не только качество профессиональной подготовки, но и саму атмосферу творческих учебных занятий, которая решающим образом влияет на самореализацию будущих мастеров хореографического искусства.
Личность концертмейстера, его врожденные психологические свойства и специально сформированные профессиональные компетенции становятся залогом эффективности всей системы профессиональной хореографической подготовки. Концертмейстер – это «штучный товар», и выпуск высокопрофессиональных специалистов в данной области невозможен. Кажущаяся вспомогательной роль концертмейстера оказывается во многом решающей, и далеко не каждый может оказаться способен выполнять данные функции. Поэтому в обучении музыкальному сопровождению танца наиболее целесообразным является личностно ориентированный подход.
Еще в 1960-е годы классики личностно ориентированного обучения, рассматривавшие его сквозь призму возрастной психологии – А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкль и т.д., – утверждали, что полноценное формирование гармонично развитой личности возможно лишь при соблюдении условия раскрытия всех индивидуальных качеств человека, учета его особенностей начиная с самых первых лет жизни [1]. Это же направление получило развитие и в нашей стране, хотя и несколько позже, и ознаменовалось работами таких известных теоретиков педагогики, как К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, А.В Хуторской и т. д. [8]. Таким образом, теоретические основания личностно ориентированного обучения и воспитания получили свое развитие применительно к разным социально-культурным и политическим реалиям.
Личностно ориентированный подход прямо противоположен нивелированию индивидуальных качеств людей: он ориентирован как раз на обратное: на формирование уникальных личностей и соразмерность средств обучения и воспитания с их единичными особенностями. Этот подход, таким образом, становится наиболее последовательным педагогическим основанием гуманизации образования и развития новых аксиологических приоритетов образовательных систем. Если в тоталитарных средах личностная уникальность является чем-то маргинальным, требующим сведения к минимуму, то в демократическом обществе учет специфики каждого и предоставление каждому равных возможностей развития определяют возможность проявления всего спектра человеческих талантов и склонностей. Более всего этому соответствует классическая китайская поговорка «Пусть расцветут все цветы».
Личностно ориентированный подход предполагает помощь каждому воспитаннику или ученику в осознании себя полноценной личностью, в определении и раскрытии его способностей, в формировании уникальной позиции и реализации самостоятельно выбранного жизненного пути. Личностно ориентированный подход является сущностной основой демократических гуманных взаимоотношений, базисом существования педагогического диалога, условием становления зрелого самосознания человека, способного развивать индивидуальное не в ущерб общественному. Другими словами, гуманистическая педагогика не может не опираться на теоретические принципы и методы личностно ориентированного обучения и воспитания.
Формируя личность творческого работника, призванного в силу своей профессии вступать в многогранное развивающее взаимодействие с другими людьми, невозможно не опираться на весь комплекс изначально присущих ему индивидуальных качеств, вне учета которых творческое саморазвитие и самореализация выродились бы до уровня хорошо отработанных механических функций.
В обучении музыкальному сопровождению классического танца закономерным образом присутствуют все характерные черты художественно-эстетического образования, развивающего эмоциональную сферу, художественный вкус, этические приоритеты личности. Фактически, музыкальное сопровождение классического танца – это элемент живой художественно-педагогической традиции высокой культуры, требующей соответствующего уровня и от ее носителей – людей, обладающих достаточным личностным развитием для самой возможности быть частью названной традиционной преемственности.
Личностно ориентированное образование предполагает содействие раскрытию возможностей эстетического сознания каждой личности, ее потребностей в оценочных эстетических отношениях и их реализации в творческой деятельности [3, 6]. При ориентировании на образчики высокой классической культуры воспитанник или учащийся приобретает новые, более совершенные способы самовыражения, обогащает свою коммуникативную сферу.
Системе художественного образования в целом и подсистеме хореографического образования в частности по своему качеству уже присуща тенденция содействия индивидуализированному эстетическому саморазвитию личности. Другими словами, данная область педагогической инфраструктуры естественным образом производит отбор как учащихся, так и педагогических кадров в связи с их личностными особенностями.
Однако объективные социально-экономические, политические и идеологические процессы в нашей стране и за рубежом, определяют существование мощного искажения демократических веяний, проявляющегося как профанация профессионально-творческих сфер (что неизбежно приводит к снижению качества культуры) и излишней профессиональной мобильности кадров, что способствует нарастанию дилетантизма. Это привносит во многие области художественно-творческой педагогики заметный деструктивный элемент.
Казалось бы, главным условием хорошего обучения является призвание – как у учащихся, так и у педагогов. Профессиональная пригодность в сочетании с индивидуальными способностями должна была бы полностью снять вопрос о качестве обучения и гуманности воспитания. Но совокупность социальных условий, уже перечислявшихся выше, определяет и социальную неоднородность педагогической среды и среды учащихся, что требует совершенствования профессиональной подготовки в творческих областях.
Итак, личностно ориентированное обучение и воспитание в таких своеобразных творческих областях как хореография и иные виды искусств, должны начинаться с отбора. Творческому профессиональному отбору, как принять считать, подлежат только абитуриенты, но это далеко не так. Важнейшему, более строгому отбору полежать педагогические кадры, которым предстоит осуществлять процесс формирования личности будущих артистов балета, хореографов и концертмейстеров. Именно от них зависит дальнейший творческий путь учеников.
Применительно к профессиональной подготовке концертмейстера личностно ориентированное образование предполагает не просто развитие музыкального вкуса, формирование системы профессионально значимых качеств исполнителя, но и содействие выработке задатков к импровизации, в определенной степени – даже композиции. Однако в стимулировании уникального личностного роста каждого будущего концертмейстера наиболее важным представляется активизация психологических умений.
В системе педагогических технологий, реализуемых на основании личностно ориентированного подхода, для того чтобы дать учащимся раскрыть свои способности, необходимо соблюдать ряд условий. Важно организовывать педагогическое общение на основе позитивного внимания, принимать учащихся такими, как они есть, без одобрения или порицания, относиться к каждому как индивидуальности, обладающей собственной ценностью, независимо ни он каких факторов. Позитивное внимание предполагает доверие к человеку как обладающему потенциалом личностного роста [7].
Исключительной значимостью обладает способность педагогов к пониманию внутреннего мира учеников, обладание эмпатией и научение их эмпатическому взаимодействию с другими.
Личностно ориентированный подход определяет, что в центре педагогического процесса находится сам обучающийся, и обучение и воспитание должны быть профилированы в соответствии с его мотивами, интересами, психологическими проблемами (которые следует уважительно корректировать). В соответствии с интересами и возможностями учеников, педагог определяет цель каждого конкретного занятия и стремится соразмерять уровень группы с уровнями каждого из учащихся. Таким образом, цель каждого занятия, построенного в соответствии с принципами личностно ориентированного подхода определяется с позиции каждого конкретного ученика и всей группы в целом [5].
Все вышесказанное предполагает многогранное изучение каждого ученика. Фактически личностно ориентированный подход ставит перед педагогическим коллективом непростые задачи исследовательского характера, решение которых не может быть достигнуто вне опоры на методы педагогических, психологических и социологических наук.
Роль педагога при реализации личностно ориентированного обучения и воспитания является более сложной, чем при иных педагогических подходах. Педагогу требуется больше времени и внимания, знаний и навыков, но и результат в значительной мере выше, чем в любом другом случае. А самое главное – учащийся видит и чувствует особое, заинтересованное и уважительное отношение к себе, которое быстро перерастает в искренние доверие и дружбу к педагогам.
В обучении музыкальному сопровождению классического танца, кроме названных задач применения личностно ориентированного обучения, встает еще одна, непростая по своей сути: формирование не в широком понимании развитой художественно-эстетической сферы учащихся, а профилирование их эстетических представлений в соответствии с классическим ядром художественной деятельности (репродуктивной и продуктивной), соразмерной практике концертмейстерского мастерства.
В данном аспекте мы снова вынуждены обратиться к психологической проблеме индивидуальных, «врожденных», задатков и предпочтений личности, воплощающихся в таком неоднозначно понимаемом явлении, как художественный вкус. При выборе музыкального сопровождения классического танца концертмейстер должен не просто обладать вкусом и проявлять его, но и корректировать аналогичные предпочтения учащихся, формируя их сферы художественно-эстетических предпочтений. Таким образом, наиболее высокие образцы профессионализма концертмейстеров не могут не опираться на врожденные личностные свойства. А вот развить их – дело педагогического процесса.
Применение личностно ориентированных педагогических технологий в обучении музыкальному сопровождению классического танца, таким образом, становится процессом изучения личности будущих концертмейстеров и дальнейшего мотивированного сопровождения их профессионального и творческого роста за счет выбора соразмерных им педагогических средств. При том, например, что индивидуализация обучения по направлению 073100 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» заложена в самой структуре образовательной программы, выбор индивидуализированных, личностно ориентированных средств остается за самими педагогами. И в их компетенции находится качественное совершенствование обучения музыкальному сопровождению классического танца.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности . М.: Классика-XXI, 2006.
3. Голошумова Г.С. Современное искусство и образование: методология, теория, практика: монография . М.: Тезаурус, 2006.
4. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография . Волгоград: Перемена, 1999.
5. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии . Волгоград: Перемена, 2000.
6. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека: пособие для клубных работников . М., 1991.
7. Пешкова Н.Г. Педагог в системе личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.