Современный этап развития общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимо ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников. В учебных заведениях специально не учат общению, и самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество – коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Компоненты коммуникативной компетентности младших школьников являются: распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих; умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом; с взрослыми и сверстниками; коммуникативные навыки: умение слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому. В процессе изобразительной деятельности в начальной школе, при совершенствовании организации учебного процесса, закладывается интерес к художественно – творческой деятельности, на фоне которого будет в дальнейшем формироваться художественная культура человека и основные компоненты универсальных учебных действий, в том числе и формирование коммуникативной компетентности. Проблема создания педагогических условий для формирования коммуникативных способностей у детей школьного возраста явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной [9, c.81], В.А Кан-Калика, Н.Д. Никандрова [5, с.144] , А.Б. Добрович [2, с. 143] и др. Под педагогическими условиями будем понимать совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную обстановку (или среду) для успешного функционирования модели формирования коммуникативной компетенции учащихся на занятиях изобразительной деятельности в общеобразовательных учреждений. В учебном процессе изобразительной деятельности источником информации и организатором общения, несо¬мненно, является преподаватель, организующий учебный процесс в соответствии с коммуникатив¬ным подходом обучения, в основе которого должна лежать модель реального общения. Такое пони¬мание коммуникативного подхода позволяет выделить принципы обучения: - использование на занятиях изобразительной деятельности коммуникативных заданий, активизирующих деятельность школьника; - использование личностно-ориентированного подхода к обучению, включающего в себя учет индивидуальных интересов и возможностей ребенка; - использование методико-теоретической литературы и педагогического опыта в решении учеб¬ных задач. При разработке форм и методов работы с детьми на занятиях изобразительной деятельности необходимо соблюдать следующее: создавать ситуации коммуникативной успешности; стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации; устранять коммуникативные трудности; ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности; проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью; мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и изображения; обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей; моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие младшего школьника к общению со взрослыми и сверстниками; Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этой цели более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей младшего школьного возраста, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Первоклассников учат объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения творческого задания. В своей деятельности педагог изобразительной деятельности использует различные методы и приемы в рисовании, в соответствии с возрастом детей. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я. [8, c.81], Скаткин М.Н. [11, c.11-20] она включает методы обучения: информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения материала. Некоторые методические условия формирования и развития коммуникативной компетентности у младших школьников на занятиях изобразительной деятельности: опора на субъектный опыт ученика; применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности по искусству; использование заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; организация работы с "интеллектуальным резервом". Формирование коммуникативных универсальных учебных действий активно происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства; рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы. Игра считается одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка, воображения и познавательных способностей детей. Сюжетно-ролевая игра, способствует развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный и творческий всплеск у младших школьников. Методически высокоэффективными являются интегрированные уроки, реализующие нетрадиционные формы обучения. Применение нетрадиционных уроков обучения изобразительного творчества в образовании значительно повышает уровень преподавания изобразительного искусства. Общеобразовательные программы по изобразительному искусству предусматривают освоение основных способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Итак, коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других универсальных учебных действий. Развитие коммуникативных умений должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше. Эффективность формирования коммуникативной компетентности младших школьников в изобразительной деятельности возрастет, если в образовательном процессе будет полноценно реализован комплекс условий, включающий: Постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей изобразительного искусства. Включение проектно-задачной технологии в образовательный процесс. Организация работы учащихся в «команде». Учебно-методическое сопровождение. Мониторинг уровня сформированности коммуникативной компетентности младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА 1. Григорьева М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности // Начальная школа. – 2003. – № 10. – 103 – 106с. 2. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М, Издательство «Знание», 1978.– 143с. 3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2010г. 4. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. – 2007. – № 11. –12-17 с. 5. Кан-Калика В.А., Никадров Н.Д. Педагогическое творчество.- М, Педагогика,1990. – 144 с. 6. Копцева Т.А. Изобразительное искусство. Пояснительная записка. Программа. Планирование. 1-4 класс.- М., Ассоциация XXI век, 2013 7. Кузин В.С. Изобразительное искусство. Программа общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. –М., Дрофа, 2014 8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения- М.: Педагогика, 1981. - 186 с. 9. Лисина М.И. (ред.). Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной— М.: Педагогика, 1985. — 208 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/LOb-001/LOb-001.htm]. 10. Решетникова Е.С. Значимость уроков изобразительного искусства в развитии коммуникативных способностей учащихся начальной школы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . 2012. №2. С.30-33. 11. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей; книга для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение, 1980.-144. 12. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы.-М., Просвещение, 2013.