ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ-ВОКАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Петрова Валентина Петровна

преподаватель фортепиано ГБПОУ г. Москвы КМТИ имени Г.П. Вишневской

Аннотация: 
В данной статье анализируется проблема создания педагогических условий для формирования профессиональных компетенций вокалистов в музыкальном колледже в процессе занятий в классе фортепиано. Автор рассматривает педагогический процесс как целостное явление, все компоненты которого тесно взаимосвязаны и направлены на эффективность обучения и воспитание личности.

Профессиональное образование любого уровня, получаемое в среднем профессиональном образовательном учреждении (профессиональном училище и лицее, техникуме, колледже, вузе), ограничено во времени и способно обеспечить обучающимся лишь начальную организацию опыта реализации полученных знаний по избранной профессии, специальности, направлению. Далее же у каждого человека будет свой жизненный путь с его потребностями и возможностями совершенствования.

Поэтому мера требований к знаниям при получении среднего профессионального образования должна, с одной стороны, быть посильной для обучаемого, а с другой – развивало стремление к новому, пока еще не освоенному знанию и способности его реализации.

Безусловно, формирование личности в учебном процессе - широкая научная проблема, так как  сформированная способность к проектированию и прогнозированию самостоятельного развития является личностной характеристикой и переносится на решение профессиональных и жизненных проблем.

Процесс становления – профессионального и личностного – обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях (музыкальные колледжи относятся именно к этой сфере образования)  должен  предусматривать формирование:

•         способностей занимать в обучении активную позицию для развития  процессов саморегуляции, с целью обеспечения  максимального развития с минимальными затратами;

•         позитивного отношения к учебной деятельности и инициирование  познавательной активности;

•         способностей проектировать, планировать и прогнозировать  профессиональное становление, за счет  делегирования части функций преподавателя;

•         осознанности своих потенциальных возможностей и готовности  развивать недостающие профессионально важные качества;

•         способностей мобилизовать все свои функциональные возможности для достижения целей развития себя как профессионала.

Становление будущего специалиста как профессионала в образовательном процессе колледжа проходит, в основном, три этапа:

 I этап характеризуется высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных мотивов, управляющие учебной деятельностью. Вместе с тем они идеализированы, так как обусловлены пониманием их общественного смысла, а не личностного (чаще всего этот этап приходится на обучение на 1 курсе).

II этап отличается общим снижением интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью (совпадает с 2 курсом);

III этап (завершение учебы на 3-4 курсах) характеризуется ростом степени осознания и интеграции различных форм мотивов обучения.

Выпускник колледжа, оканчивающий учебное заведение, и обладающий ключевыми компетенциями в сфере профессиональной занятости в соответствии с квалификациями артиста, преподавателя, руководителя творческого коллектива, организатора музыкально-просветительской деятельности Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, должен обладать общими и профессиональными компетенциями.

 Общие компетенции включают в себя способности, которые, на наш взгляд, можно отнести к группам личностных, дидактических и организационно-коммуникативных. Эти способности специалист должен проявлять во всех видах будущей деятельности.

Профессиональные компетенции формируются как в процессе теоретической подготовки студентов музыкального колледжа, так и в ходе выполнения обучающимися практических заданий художественно-творческой направленности.

В рамках образовательного процесса среднего специального учебного заведения необходим определенный комплекс педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций.

Под педагогическими условиями чаще всего понимают «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов и приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1; 6].

В современной психолого-педагогической литературе педагогические условия рассматриваются как совокупность внешних и внутренних обстоятельств, направленных на достижение поставленных образовательных целей. К внешним, объективным условиям относятся требования общества, отражающие тенденцию развития научного и педагогического знания на современном этапе; к внутренним – теоретическая и методологическая подготовка педагога, его педагогический опыт, необходимый для формирования индивидуального стиля деятельности и создания методико-технологического обеспечения образовательного процесса [2; 125].

С другой стороны, педагогические условия рассматриваются как специально сконструированные педагогические процедуры, регулирующие различные педагогические явления и процессы.

Педагогические условия  формирования профессиональных компетенций учащихся-вокалистов в музыкальном колледже - это сознательно создаваемые процессы, направленные на эффективность обучения и воспитания личности.

В контексте подготовки будущих вокалистов в музыкальном колледже (прежде всего с опорой на потенциал освоения фортепиано) были выведены следующие педагогические условия.

1. Формирование интереса и позитивной мотивации учащихся-вокалистов к музыкально-творческой деятельности в целом и освоению курса фортепиано, в частности.

Данное педагогическое условие опирается на представления о значимости органичного сочетания традиций национальной отечественной школы подготовки вокалистов, включающей положения о духовности музыкального содержания, естественности и верности передачи поэтического содержания музыки, подчинения технического воплощения музыкальному замыслу, глубокой образности и др. и исполнительских тенденций мировой музыкальной культуры.

2. Обеспечение целостности междисциплинарного содержания учебных дисциплин профессиональных модулей и педагогических направлений со-творческого характера на основе представления об интеграции, взаимодействия компетентностного, полихудожественного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

3. Использование современных форм, методов и технологий в организации образовательного процесса. Данное условие реализуется за счет:

моделирования индивидуальных учебных программ для обучающихся на принципах развивающего обучения с учетом их индивидуальных особенностей в целях совершенствования исполнительских способностей вокалиста;
внедрения в педагогический процесс подготовки вокалистов технологий, в которых в полной мере учитывается специфика этого процесса и современные требования художественного образования.

4. Раскрытие для учащихся возможностей в овладении фортепиано как основе формирования их профессиональных компетенций.

Важнейшим педагогическим условием является также поддержка личностно-ориентированной траектории развития обучающихся:

выявление индивидуально-психологических особенностей;
создание индивидуального портфолио результатов деятельности;
стремление обучающихся к углубленному изучению профессиональных дисциплин;
профессиональное самоопределение (желание работать по специальности).

Реализация данного условия возможна за счет расширения ресурсов практикоориентированного обучения, что касается и курса освоения фортепиано.

5. Создание развивающей среды занятий, стимулирующей стремление к саморазвитию и повышению уровня профессиональных компетенций у обучающихся.

Важно отметить, что успешность образовательного процесса музыкального колледжа во многом определяется наличием культуросозидательной художественно-творческой среды, т.е. особого воспитательного пространства, отличающегося атмосферой творческого взаимопонимания, где обучающиеся получают уникальную возможность многолетнего творческого общения с педагогами, деятелями искусств и музыкантами-исполнителями и на основе этого у обучающихся значительно повышается мотивация к творческому росту и расширяется область компетенций, необходимых для ее продуктивного осуществления.

В целом, можно заключить, что:

1) Становлению профессиональных компетенций вокалистов, проходящих подготовку в музыкальном колледже, способствует процесс накопления обучающимися определенных качеств и свойств личности (обозначенных в Федеральном государственном образовательной стандарте как профессиональные), развитие которых будет продолжаться на протяжении всей их активной профессиональной деятельности;

2) Безусловно, при разработке и реализации педагогических условий формирования профессиональных компетенций обучающихся в музыкальном колледже вокалистов необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности. При этом важно подчеркнуть, что период взросления в юношеском возрасте, на который приходится обучения в среднем специальном учебном заведении, является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности;

3) Важнейшей детерминантой формирования профессиональных компетенций в образовательном процессе музыкального колледжа являются внутренняя значимость освоения профессии, удовлетворенность результатами и самим творческим процессом профессионального приобщения к музыкальному искусству;

4) Без поиска новых путей формирования профессиональных компетенций, без обновления учебного процесса невозможно дальнейшее развитие музыкального образования в его среднем звене, образования, которое бы обеспечивало высокий уровень профессионализма и развития педагогической мысли.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы [Текст] / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1992. – С. 6.
Елагина, В. С. Теоретико-методологические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе [Текст] : монография / В. С. Елагина. — Москва: Педагогика, 2003. – С. 125-126.
Рапацкая Л.А. Взаимосвязь искусств как проблема педагогического музыкознания // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2014. — № 5 (20). — С. 113–120.