ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛИНИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Аспирант Российского государственного социального университета

Аннотация: 
В статье рассмотрена проблема формирования творческой индивидуальности будущего специалиста-хореографа в вузе, которая должна соотноситься с созданными педагогическими условиями. Результатом обучения и воспитания выпускника-хореографа, по мнению автора, должны выступать не только сформированные профессиональные компетенции, но и яркий индивидуальный «почерк» – стиль работы с участниками хореографического коллектива.

В современных условиях, когда от выпускников профессиональных учебных
заведений культуры и искусства требуются не только владение определенным
комплексом сформированных компетенций, но и развитые личностные качества,
позволяющие им активно включаться в преобразовательную деятельность, перед
педагогическим сообществом стоит проблема создания оптимальных условий как для
целостного развития личности обучающихся, так и для формирования творческой
индивидуальности каждого отдельно взятого студента. «Открытие нового знания и
освоение мира, – справедливо настаивает И.А. Корсакова, – является очень важной, но не
единственной целью образования. Другие цели: улучшение человеческого ресурса и
удовлетворение потребностей личности» [3, с. 66].
Поэтому определяющей целью педагогического процесса на любом уровне
профессиональной подготовки будущих специалистов в области культуры и искусства
яаляется развитие нравственной, саморазвивающейся личности студента, способной
реализовать свой творческий потенциал, сформировать систему ценностей,
профессиональные идеалы, реализовать свои возможности в определенном виде будущей
практической деятельности: «Образование, как и культура, являются социальными
институтами, выступающими трансляторами базовых культурных ценностей. Именно в
культурно-образовательной среде формируются цели развития общества» [1, с. 99].
Рассматривая творческую индивидуальность будущего хореографа как составную
часть его Я-концепции, а последнюю – как сложную структуру, следует отметить, что её
структурные элементы находят свое отражение в способности выпускника успешно
осуществлять профессиональную деятельность и совершенствоваться в ней, в социальной
идентичности будущего хореографа и степени уверенности в социальном престиже
выбранной профессии, в соответствии личностных и профессиональных качеств и
стремлении к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию в
практической деятельности.
Следовательно, творческую индивидуальность будущего руководителя
хореографического коллектива можно оценивать как часть системы ценностных
ориентаций личности, которая конкретизируется в совокупности её личностных
установок, так как творческая индивидуальность приобретает в данном случае
самостоятельную активную роль и влияет на интерпретацию профессионального опыта
хореографа, на поставленные им цели, ожидания, перспективы, на оценку их достижения
и, тем самым, на собственное профессиональное становление.
Сегодня, когда выпускник вуза по направлению подготовки «Руководитель
хореографического коллектива» должен сочетать в себе высокий уровень общей и
профессиональной культуры, социальную зрелость, способность управлять творческим
коллективом, особая роль должна отводиться проблеме создания таких педагогических
условий в образовательной среде вуза, которые будут соответствовать интенсивному
творческому индивидуальному развитию будущего специалиста.
Выдающийся балетмейстер-педагог А. Мессерер считал, что разнообразие
творческих индивидуальностей порождает разнообразие методов преподавания. В свою
очередь к основным этапам формирования индивидуального стиля деятельности педагога-
хореографа Н.В. Терещенко относит подготовительный этап, который, по мнению
исследователя, носит «оценочно-стратегический характер» и обуславливает предпосылки
создания педагогической модели, представляющей собой формирование индивидуального
стиля деятельности педагога-хореографа. Второй – как справедливо утверждает автор,
основной – этап позволяет воплотить педагогическую модель формирования
индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа на практике. А на
заключительном этапе, по мнению Н.В. Терещенко, происходит совершенствование
сложившегося у педагога стиля общения с учениками; творческого хореографического
стиля, а также сложившегося стиля обучения [7].
Многофункциональное по своей природе, хореографическое искусство обладает
особым воздействием на формирование нравственных и духовных качеств личности. За
внешними выразительно-пластическими способами самовыражения скрывается духовно-
эмоциональный мир человека, его целостный облик. Произведения хореографического
искусства выступают средством индивидуального выражения исполнителя, активного
познания себя как личности, эмоционального самовыражения, а также
импровизационного поиска для создания субъективно нового художественного образа.
Следовательно, танец – это эмоционально-выразительная самопрезентация личности, в
процессе которой через пластические движения, мимику, позы отражается ее творческая
фантазия и внутреннее состояние: так, рисунок танца вбирает в себя взаимосвязь
индивидуальной двигательной и эмоциональной выразительности (пластики),
импровизационности и креативности танцоров. Таким образом, хореографическое
искусство, с одной стороны, выступает средством познания мира личностью, с другой –
средством воспитания.
Условность танцевального образа, нацеленность его на типическое, выраженность
эмоционального настроя – это выработанная, отточенная веками традиция. Поэтому
индивидуальная постановочная работа хореографа должна вбирать в себя определенный
комплекс профессиональных компетенций в единстве с развитой способностью активно
мыслить, рефлексировать, организовывать и ориентировать себя на нахождение
индивидуального стиля исполнения и т. д. Результатом формирования индивидуального
стиля деятельности педагога-хореографа в творчестве является яркая индивидуальность с
неповторимым профессиональным «почерком», способная эффективно формировать
творческие личности своих воспитанников. Откликаясь на требования времени, педагоги-
новаторы на основе преемственности педагогических традиций продолжают поиски путей
совершенствования хореографического образования и методики преподавания
танцевальных дисциплин.
Педагогика хореографического искусства учитывает, что каждый обучающийся –
это неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей
психическими, двигательными и прочими особенностями, которая требует всестороннего
изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Именно
поэтому наполнение процесса профессиональной подготовки хореографа содержанием,
которое по своей дидактической организации ориентировано на творческую
индивидуальность будущего специалиста, представляется весьма важным и актуальным.
Создание в вузе необходимых условий для формирования яркой творческой
индивидуальности будущего хореографа предполагает наличие условной периодизации
учебно-творческого процесса: накопления необходимых компетенций, их обобщения, а
главное – претворения в процессе практической деятельности. Данные компетенции в
наибольшей степени появляются в период работы над хореографическим произведением,
в котором проявляются мера таланта будущего хореографа, его индивидуальность и
творческие возможности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева, Н.И. Музыкальное образование как феномен отечественной художественной культуры /
Н.И. Ануфриева // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2012. - №
1. - С. 96-99.
2. Валукин, М.Е. Роль личности педагога хореографии в обучении мужскому танцу: дис. канд.
искусствоведения / М.Е. Валукин.- М., 1999.- 147 с.
3. Корсакова, И.А. Философское обоснование применение интерактивных методов в образовании. / И.А.
Корсакова// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. - С. 65-69.
4. Корсакова И.А. Формирование индивидуальности как основа воспитания музыканта-исполнителя //
ФЭН-наука. – 2013. – № 7-8 (22-23). – С. 45-47.
5. Мессерер, A.M. Танец. Мысль. Время / А.М. Мессерер.- М.: Искусство, 1990.- 163 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Под ред.
Е.С. Полат.- М.: Академия, 2005. – 223 с.
7. Терещенко, Н.В. Творческая основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя
балльной хореографии [Электронный ресурс] / Н.В. Терещенко.- Режим доступа: http://www.infolibrary.
com.ua, свобод.- Загл. с экрана.- Яз. рус.
8. Поддубная, А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания / А.В.
Поддубная; Моск. открыт. соц. ун-т. - М.: МОСУ, 2003. – 25 с.
9. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2002. – 436 с.