ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Стукалова Ольга Вадимовна (1), Юдушкина Олеся Васильевна (2)

(1) доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(2) кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
Актуальность статьи связана с необходимостью разработки и проведения объективного мониторинга, позволяющего не только оценить качество художественного и культурологического образования в общеобразовательных организациях, но и представить педагогическому сообществу методические рекомендации, которые являются основой корректировки выявленных проблем. Авторы подчеркивают факторы, определяющие актуальность проведения такого мониторинга. В частности, он связан с решением целого ряда проблем, в том числе – проблемой активной инкультурации детей и юношества в ситуации вызовов информационного поликультурного общества, проблемой поддержки максимально полного раскрытия творческого потенциала каждого ребенка и др. Даны примеры, полученные в ходе исследования, определены педагогические условия проведения мониторинга.

Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания

Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год

 

Актуальность определения педагогических условий, позволяющих осуществить объективную и гибкую оценку качества художественного и культурологического образования в современной школе определяется рядом факторов. Во-первых, такая оценка может довольно отчетливо определить эффективный практический опыт, раскрыть яркие и продуктивные педагогические инициативы, проявленные членами коллектива общеобразовательных организаций в различных регионах нашей страны, а их дальнейшее продвижение и распространение, в итоге, будет способствовать повышению качества образования в целом. Во-вторых, качество образования, несомненно, тесно взаимосвязано и с повышением уровня, и с качеством жизни поколения, которое можно по праву назвать будущим России. Кроме того, актуальность педагогического мониторинга связана с решением целого ряда проблем, в том числе – проблемой активной инкультурации детей и юношества в ситуации вызовов информационного поликультурного общества, проблемой поддержки максимально полного раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, вне зависимости от имеющихся у него условий для такой сложной задачи, а также проблемой внедрения передового педагогического опыта, применения действенных инновационных образовательных технологий и практик [1].

Высокое качество образования отличает образовательную организацию, обладающую хорошо развитой культурно-образовательной средой, действующим, открытым к инновациям педагогическим сообществом, налаженной горизонтальной системой управления, широкой и одновременно дифференцированной сферой внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся, максимально удовлетворяющей запросы и потребности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а также созданным пространством диалога школы и социума, включая родителей. Исходя из этого, оценка качества художественного и культурологического образования имеет своей целью раскрытие: а) уровня творческого потенциала личности обучающегося в общеобразовательной школе, б) определение уровня культурно-образовательной среды данной организации. Подчеркнем, что осуществление этих целей осложняется за счет отсроченности образовательных результатов, возрастных особенностей обучающихся, а также за счет того, что эти результаты не всегда можно соотнести с результатами личностного становления.

В ходе исследования, осуществляемого в рамках Государственного задания в 2019 г., сотрудниками ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» была разработана критериальная база оценки современного художественного и культурологического образования в общеобразовательной школе. Критерии были представлены педагогам на семинарах в образовательных организациях и организациях дополнительного образования в гг. Москва, Смоленск, Тверь, Набережные Челны, Арзамас Нижегородской области, Мурино Ленинградской области, Домодедово и Пушкино Московской области. Затем они были апробированы на занятиях и скорректированы в соответствии с замечаниями педагогов о необходимости уточнения, упрощения формулировок и т.д. Критериальная база основывается на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (далее –ФГОС) и принципа культуросообразности, определяющих выбор педагогических условий проведения мониторинга.

Ряд разработанных критериев и их показателей представлен в таблице 1.

 

Таблица 1. Критерии оценки качества основ культурологического образования в общеобразовательной школе (примеры)

 

Критерии

 

Показатели

 

 Ценностно-смысловой

  • Познавательный интерес к освоению знаний и навыков в области художественного и культурологического образования
  • Ценностное отношение к культуре и искусству
  • Понимание значения творческого подхода к освоению окружающего мира
  • Готовность к диалогу с произведениями искусства
  • Умение общаться по поводу искусства
  • Умение делать осознанный выбор в предпочтениях в материале, представляющем культурную ценность
  • Умение делать аргументированное эстетическое суждение
  • Умение анализировать и обобщать изучаемый на уроках/занятиях в рамках предметов художественно-эстетического и культурологического циклов учебный материал

Общекультурный

  • Умение организовать культурный досуг содержательно и разнообразно
  • Умение интересно и привлекательно транслировать освоенные знания и навыки в области художественного и культурологического образования окружающим людям
  • Широкий культурный кругозор
  • Высокий уровень общекультурной эрудиции
  • Готовность к поисково-исследовательской деятельности в сфере культуры и искусства

Информационная грамотность

  • Умение самостоятельно отбирать информацию о культурных ценностях, сохранять и передавать ее
  • Высокий уровень информационной компетентности в сфере культуры и искусства
  • Уровень применять мультимедийные средства в обучении и подготовке различных культурно ориентированных проектов

Коммуникативный

  • Эмоциональная отзывчивость
  • Эмпатия
  • Умение вести конструктивную дискуссию об искусстве и культуре
  • Такт

 Общее культурное развитие личности

  • Готовность расширять знания о культуре и искусстве – открытость к самообразованию в этой сфере
  • Наличие целостной картины мира, в том числе в ее художественном варианте
  •  Умение творчески презентовать результат культурно ориентированного проекта
  • Мобильность, гибкость
  • Адекватная самооценка
  • Социокультурная рефлексия

Организационный

  • Освоение навыков целеполагания, планирования
  • Умение критического аргументированного анализа произведений
  • Умение организовать других людей для проведения различных культурных мероприятий
 

 

Данные критерии распределяются по определенным уровням, с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований федеральных государственных образовательных стандартов к результатам образования на данной ступени. Так, например, ценностно-смысловой критерий в отношении обучающихся в начальной общей школе направлен, прежде всего, на определение сформированности у них определенных моральных ценностей, готовности проявить себя как личность в выборе культурных приоритетов, предпочтений в области искусства и др. Для младших школьников очень значимо освоение духовных ценностей искусства на уроках по общеобразовательным предметам. Это «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Также важны и предметы искусства – «Музыка», «Изобразительное искусство».

 Приведем такие примеры: осваивая литературный текст, школьники учатся  анализировать поведения героя. Это становится основой для развития умения размышлять о вопросах этики. Причем этический компонент текста неотъемлем от эстетического. Ведь учитель показывает, как писатель изображает эмоции героя, его поступки, его реакции. Школьники осознают взаимосвязанность всех сфер личности, целостность человеческого «я». Постепенно они начинают и самостоятельно осуществлять диалог с произведением искусства. Насколько этот диалог конструктивен, насколько он стимулирует личностное развитие ребенка – можно определить в рамках предлагаемой диагностики [5]. В ее основе не только ряд тестов, опросников, но и рекомендации для педагогического наблюдения. Таким образом, первым педагогическим условием проведения мониторинга художественного и культурологического образования можно назвать – выявление его направленности, его педагогического ядра, т.е. главной стержневой темы оценки проявлений обучающихся.

В приведенном примере мы видим, что этим ядром является в данном случае определение уровня ценностного отношения младших школьников к изучению культуры и искусства. Действительно, понимание ценности искусства задает и мотивацию для развития познавательного интереса и для роста общекультурного критерия и т.д. Осознавая значимость освоения искусства и культуры, ребенок любого возраста все более открывается для постижения смыслов художественных произведений, их роли в собственном становлении [3].

Безусловно, оценить сформированность любого из разработанных критериев можно проследить как на уроках, так и во внеурочной и шире – во внешкольной деятельности обучающихся [2]. Из этого вытекает второе педагогическое условие организации мониторинга – широта охвата данных для анализа качества художественного и культурологического образования. Это очень важное условие, обеспечивающее объективность оценки. Ребенок может достаточно активно проявлять себя на уроках искусства, четко отвечать на вопросы тестирования и быть при этом абсолютно равнодушным к искусству во внешкольной жизни, иметь узкий культурный кругозор, не стремиться к пополнению знаний, не быть эрудированным. Такие обучающиеся опираются в обучении на прагматические мотивы, учатся, что называется, «за оценку». Это, к большом сожалению, зачастую коррелирует с цинизмом и низким уровнем эмоциональной эмпатии.

Третье педагогическое условие взаимосвязано с вышеназванным: при оценке качества художественного и культурологического образования особенное внимание следует направлять на выявление корреляции результатов с определенными личностными и поведенческими проявлениями обучающихся. Само по себе качество образования не существует. Оно направлено не только на то, чтобы «вложить» в учеников определенные знания. Эти знания должны стать основой человека культуры, человека социально направленного и ответственного, открытого к диалогу и высоко ценящего искусство, участвующего в культуроориентированных творческих практиках. В этой связи, необходимо подчеркнуть, что при выборе критериев важно учитывать и уровень активности социальной жизни ученика, его мотивацию к коммуникации с окружающими.

Известно, что арт-технологии зачастую применяются для профилактики девиаций и аддикций подростков, для развития мотивации к обучению, для улучшения психологического климата в группе и др., т.е. освоение искусства и ценностей культуры неотъемлемо от социальной жизни ребенка, от его открытости к коммуникативным практикам, от его включенности в социально значимую деятельность [4].  Таким образом, мы видим, как взаимодействуют все критерии и только целостный анализ может дать объективную оценку качества культурологического и художественного образования. Это можно назвать четвертым педагогическим условием проведения мониторинга. Следовательно, при проведении мониторинга необходимо определить и уровень проявления мотивационной активности к обучению, и уровень самостоятельности при выборе культурных и художественных ценностей для освоения, и уровень проявления эмоциональной эмпатии, способности к сопереживанию.

Наконец, пятым педагогическим условием проведения мониторинга оценки качества художественного и культурологического образования в общеобразовательных организациях мы считаем необходимость оценки уровня культурно-образовательной среды – всей организации, цикла занятий, одного занятия, внеурочной деятельности обучающихся.

В этой связи, важно оценивать не только и не столько материально-эстетическое наполнение среды (хотя, конечно, это тоже очень важно), сколько уровень ее диалогического наполнения, коммуникативную позитивную активность, т.е. доброжелательность, открытость к дискуссии, результативность общения, уровень личностной готовности каждого обучающегося к коммуникации, что включает оценку сформированности Я-концепции, адекватность, зрелость самооценки, доминирование стремления всех субъектов образовательного процесса к горизонтальной коммуникации. Такая среда может быть названа эстетико-коммуникативной, именно в ней обучающиеся получают импульс к развитию высших эмоций — нравственных переживаний (это чувства достоинства, гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), а также эстетических чувств.

В совокупности, все описанные условия выполнимы при стремлении всех участников мониторинга быть открытыми, искренними, стремящимися осознать существующие проблемы и пробелы в художественном и культурологическом образовании. Высокий уровень такого образования становится залогом успешной социальной адаптации школьников, развития образовательной среды школы в ее различных аспектах и направлениях, активной коммуникации, инициативности и творческого отношения к окружающему миру.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина, Е.М., Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина, Е.П. Олесина, О.И.  Радомская // Педагогика искусства. – 2017. – №4. – URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-hudozhestvennoy-napravlennosti. (дата обращения: 22.12. 2018).
  2. Беккерман, П.Б., Стукалова, О.В. Специфика работы преподавателя дополнительного образования: современные аспекты [Текст] / П.Б. Беккерман, О.В. Стукалова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 2. – С. 58-60.
  3. Савенкова, Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание [Текст] / Л.Г. Савенкова. – М.: ИХО РАО, 2011. – 279 с.
  4. Alekseeva, L.L., Stukalova, O.V., Beregovaya, E.B., Guzeeva, S.V., Krylova, J.S. Quality Assessment of art education at school: comparative and historical characteristics [Electronic resource] / L.L. Alekseeva, O.V. Stukalova, E.B. Beregovaya, S.V. Guzeeva, J.S Krylova // The European proceedings of social and behavioural sciences EpSBS. – Vol. LXIX, № 9. – 2019. – P. 67–77. DOI: 10.15405/epsbs.219.09.02.9 (дата обращения: 02.08.2019).
  5. Lam, A. Graffiti, Poetry, Dance: How Public Library Art Programs Affect Teens Part 1: Introduction & Literature Review. Part 2: The Research Study and Its Practical Implications [Electronic resource] / А. Lam // Journal of Research on Libraries and Young Adults. – 2012. – September. – Vol. 2. – Number 3. – URL: http://www.yalsa.ala.org/jrlya/2012/09/graffiti-poetry-dance-how-public-library-art-programs-affect-teens-part-1-introduction-literature-review/ (дата обращения: 22.01. 2019).