ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Смирнова Наталья Борисовна (1), Еременко Эльмира Абдулхаковна (2)

(1) доктор пед.наук, профессор, заведующий кафедрой ИИ и МеП, ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», Чебоксары

(2) студентка магистратуры факультета художественного и музыкального образования, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» г. Чебоксары, преподаватель художественного отделения

Аннотация: 
В статье раскрыта сущность процесса цветовосприятия и его важности в ходе занятий декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Охарактеризована специфика развития этого процесса. Определены особенности модульной технологии и ее применения в процессе развития цветовосприятия у учащихся. Выяснены условия, с помощью которых процесс развития цветовосприятия у младших школьников проходит эффективнее.

Художественная подготовка учащегося художественной школы является задачей сложной и многогранной. Исходя из Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», которые были утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации №156 от 12.03.2012 г., художественная подготовка должна быть основана на достижении таких учебных предметов, как живопись, цветоведение, декоративно-прикладное искусство, рисунок, история искусств и композиция станковая. В ходе такой подготовки у учеников несомненно должен развиться высокий уровень художественно-творческих способностей, необходимые художественно-практические навыки и умения, а также расширенный теоретический запас знаний и художественно-эстетический вкус.

Между тем, как известно, одной из самых сложных проблем художественного образования  является именно развитие у учеников чувства цвета и художественного восприятия, лежащего в его основе. Из этого можно сделать вывод, что формирование цветовосприятия – это существенное направление развития личности ребенка, его общей культуры. Оно выступает важным условием приспособления подрастающей личности к окружающему миру, который постоянно меняется и требует быстрого и грамотного реагирования [3].

Как известно, цвет – это важнейший выразительный язык живописи, овладевая которым, ребенок приобщается к таким видам искусства, как изобразительное и декоративно-прикладное. При этом с помощью освоения  доступного и органичного для подрастающей личности языка цвета, дети овладевают всем многообразием и смысловой наполненностью живописных и декоративных образов [1]. Заметим, что восприятие и применение детьми цвета не ограничивается только задачами изображения. Даже сама возможность восприятия и выражения при помощи цвета своего настроения, отношения к тому, что он изображает, дает ребёнку возможность с помощью красоты заметить и понять всю ценность, радость добра.

С 2013 года в детских художественных школах и школах искусств России введены дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «Живопись», уже в течение четырех лет проходит апробация этой программы, а преподаватели отмечают разрозненность тем в учебных предметах, сложность перехода из младшей ступени в старшую. Например, у обучающихся, сразу при переходе из младшей ступени в старшую, возникают трудности в работе с цветом на предмете живопись. Многие опытные преподаватели сталкиваются с этой проблемой и ищут пути ее решения. Многие предполагают, что введение так называемых межпредметных модулей поможет улучшить ситуацию в развитии чувства цвета у обучающихся.

В последнее время довольно остро встала проблема, которая связана с тем, что из-за слишком насыщенного ритма современной жизни и усиленного информационного потока, а также объединения обучения в художественных школах или школах искусств с другими образовательными организациями, часть учеников не может в полном объеме, а, главное, качественно, обучаться по традиционным классическим программам.

Именно поэтому, учитывая новые современные тенденции и потребности, а также осознавая огромную значимость задачи образования и воспитания подрастающего поколения, художественная школа или школа искусств в наше время обязана использовать инновационные формы обучения, способствующие полноценной и качественной учебе детей, имеющих различные интересы, способности и образовательные потребности в художественной области.

Исходя из вышеуказанного, целью нашего исследования было создание педагогической модели, выявление критериев ее эффективности и определение экспериментальным путем, какие педагогические условия необходимы для развития цветовосприятия учащихся художественной школы или школы искусств на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным искусством.

Заметим, что вопросам развития чувства цвета у учащихся школ было посвящено немало научно-исследовательских работ, публикаций, диссертаций, статей, в том числе и о развитии цветовосприятия учащихся художественных школ.

Например, И.Б. Ческидова подробно описала методы и приемы развития чувства цвета у младших школьников, а также исследовала влияние цвета на организм человека, рассматривая его в качестве основы развития у детей эмоционально-чувственной сферы. Методическим основам формирования цветовосприятия детей младшего школьного возраста посвятили свою научно-исследовательскую статью Ю.Ю. Березина и О.В. Князева [2]. О восприятии оттенков юными художниками писала М.В. Бубнова [3]. Значимость методической системы в развитии художественно-образного цветовосприятия у учащихся раскрыла в своем исследовании Н. В. Виноградова. Возможностям развития чувства цвета у учащихся детской школы искусств посвящены научные статьи Н.В. Блохиной, К.А. Кравченко, А.В. Беляева, они в ходе своих исследований определили критерии оценки уровня сформированности светлотно-цветового восприятия учащихся ДХШ.

Подчеркнем, что на данный момент единого подхода к решению данной проблемы не существует, и в указанных научных трудах не рассматривается процесс развития цветовосприятия у учащихся с помощью модульной технологии обучения.

Исследуя восприятие цвета, авторы наиболее близки к концепции К.В. Бардина, который утверждал, что цветовосприятие возможно и должно влиять на развитие [1]. При этом само развитие цветовосприятия в этой работе рассматривается в русле онтологического подхода, где оно представлено не только как реализация функции сенсорной системы, но и как своеобразное событие, переживание, которое способно быть воспроизведено в изобразительной деятельности.

Теоретический обзор научной литературы привел к выводу, что специфика преподавания изобразительного искусства в современных условиях требует от преподавателя еще и широкого внедрения некоторых нетрадиционных или малоиспользуемых методов, приемов и средств обучения, среди них: личностно-ориентированные, коллективные, игровые, интегративные, творчески стимулирующие, эмоционально-регулирующие, проблемно-моделирующие, перцептивно-аксиологические в вербальных и невербальных вариантах, электронно-информативные, полиэкранные т.д.

Научные исследования доказывают, что соблюдение этих педагогических условий во время обучения цветовосприятия учащихся на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным искусством, без сомнения, активизируют этот процесс.

При этом существенным дополнением является то, что процесс формирования колористического замысла во время занятий декоративно-прикладным и изобразительным искусством невозможен без постоянной практики в цветовых упражнениях и поисковых эскизах, потому что ученики еще не могут мысленно удерживать свой замысел долгое время.

При выполнении заданий учитывается объем и глубина знаний в области цвета, сформированность практических и творческих умений в цветовом решении, позволяющие определить уровень сформированности целостного цветовосприятия учащихся на уроках, их способность видеть и передавать цвет, цветовые отношения, использовать цвет в передаче образов и др. При этом показатели критериев измеряются трехуровневой шкалой: низкий, средний, высокий уровни. А при выполнении учебного задания, творческой работы преподаватель должен учитывать не только композиционные, но и изобразительные и выразительные критерии.

Педагогический эксперимент по развитию цветовосприятия у учащихся младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным искусством был реализован в системе дополнительного образования и проходил в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Детская школа искусств №12 г. Ульяновска. Основной целью эксперимента стало развитие цветовосприятия у учащихся младшего школьного возраста. Заметим, что данный эксперимент вполне может быть реализован в художественных школах, школах искусств, домах творчества и в рамках кружковой работы в общеобразовательных организациях.

Применяемая программа научно-педагогической практики по развитию цветовосприятия у учащихся была рассчитана на возраст от 9 до 10 лет, в рамках одной учебной группы в количестве 12 человек. Занятия в этой группе проводились по модульной программе «Цвет в искусстве», направленной на развитие цветовосприятия на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Данная программа была разработана на констатирующем этапе эксперимента.

Подчеркнем, что примененный в работе принцип модульности был основан на целостности и завершенности, полноте и логичности построения учебных материалов программы в виде блоков-модулей, в которых материал распределялся по темам. Таким образом, модульная программа «Цвет в искусстве» состояла из 8 блоков-модулей, каждый из которых способствовал расширению и систематизированию знаний учащихся о цвете, цветовых сочетаниях: «Признаки цвета», «Локальный цвет и его оттенки», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные сочетания цветов», «Нюансы в сочетаниях цветов», «Эмоциональное воздействие цвета», «Цветовые ассоциации» и «Цвет в композиции».

Данная модульная программа позволяла применять различные методы, формы и средства для изучения подаваемого материала. Поэтому была возможность использовать различные виды проведения учебных занятий, проводить уроки в классе, на улице, в музее.

На учебных занятиях предусматривалась индивидуальная, коллективная, парная групповая работа, игровые цветные физкультминутки, а также разнообразные виды проверки теоретических знаний и практических умений учащихся.

Работа над констатирующим этапом исследования началась в сентябре 2016 года, эксперимент был завершен в мае 2018 года.

Контрольную группу составили учащиеся 3 класса (2016-2017 учебный год), которые занимались по ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись». Тестирование проводилось в сентябре 2016 года и в мае 2017 года. В контрольную группу входило 12 учащихся в возрасте 9-10 лет.

Экспериментальная группа состояла из учащихся 3 класса (2017-2018 учебный год), которые осваивали в течение года в рамках ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись» модульную программу «Цвет в искусстве». Тестирование проводилось в сентябре 2017 года и в мае 2018 года. 12 учащихся в возрасте 9-10 лет.

Определив в качестве цели формирующего этапа опытно-экспериментальной работы развитие цветовосприятия у младших школьников, мы определили, что достичь ее нам поможет использование педагогических технологий в сочетании с разнообразными формами взаимодействия педагога и обучающегося. В тоже время усилить влияние педагогического воздействия на обучающихся призваны определенные педагогические условия, соблюдение которых позволило смоделировать ситуацию успеха.

Таким образом, педагогические условия, средства и методы, применяемые в ходе экспериментального исследования, работали на конечный результат:

1. Развить у учащихся начальные теоретические, а также практические основы цветоведения.

2. Сформировать у учащихся интегрированное представление о многообразии цветовых сочетаний, с помощью освоения свойств локальных, простых, сложных цветов и их разнообразных оттенков.

3. Обучить основам цветовосприятия, практического цветовоспроизведения.

Эффективность разработанной модульной программы была подтверждена положительной динамикой результатов исследования уровней восприятия цвета у обучающихся экспериментальной группы на фоне практически неизменных показателей участников контрольной группы. Так, результаты, которые были получены в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что разработанная модульная программа привела к увеличению объема и глубины знаний в области цвета, сформированности практических умений в области цвета и творческих умений в цветовом решении.

К завершению эксперимента у учеников, которые входили в экспериментальную группу, нами были выявлены (при практически одинаковых начальных показателях цветовосприятия внутри обеих групп), рост (по отношению к КГ) показателей дифференциации оттенков цвета (на 26,7%), ассоциативного видения цвета (на 23,2%), подбора оттенков изображаемых объектов (на 14,3%), выразительного цветового решения в творческих заданиях (на 21,2%).

К концу исследования у участников экспериментальной группы, по их субъективным данным, которые были получены в ходе опроса, развились начальные теоретические и практические основы цветоведения, сформировалось целостное восприятие многообразия цвета с помощью изучения свойств локальных, простых, сложных цветов и их многообразных оттенков, обучающиеся получили практические навыки цветовосприятия и цветовоспроизведения. В частности, по экспертному заключению преподавателя, у учеников развилось более точное и тонкое восприятие цвета с помощью определения причин изменчивости цвета, начал формироваться опыт создания теплых и холодных гамм и умение их грамотного использования в творческой работе, начал формироваться опыт создания тональной и цветовой контрастной гармонии, они начали практически использовать цветовые гаммы для передачи образа и личного отношения к изображаемому, у них развилось абстрактное мышление, умение выражать свои впечатления с помощью цвета, навык использования цвета, как средства выделения главного в композиции.

Выводы. Полученные в ходе исследования данные, позволяют сделать вывод об активизации процесса цветовосприятия у участников, входящих в экспериментальную группу. Это свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной модульной программы развития цветовосприятия учеников художественной школы или школы искусств на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным искусством.

 

ЛИТЕРАТУРА
Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека [Текст] // Сенсорные и сенсомоторные процессы. – М.: Педагогика, 1972. – С.244-264.
Березина Ю.Ю., Князева, О.В. Теория и методика изображения человека: учебно-методическое пособие [Текст]. – М.: Планета, 2015.
Бубнова М.В. Видеть многоцветный мир. Работа с цветом на уроках изобразительного искусства в V–VI классах: методич. пособие для учителей и руководителей детских художественных студий [Текст]. – М., 2015.
Бубнова М.В. Развитие способности цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся 5–6-х классов // Искусство и образование [Текст]. – М., 2013. № 3. – С. 70–76.              
Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст]. – М., 2011.
Князева О.В. Средства художественной выразительности в русской портретной живописи XVII–XIX веков // Система ценностей современного общества: сборник материалов ХLIII Международной научно-практической конференции [Текст] / [под общ. ред. С.С. Чернова]. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. – С. 80–85.