В философии, социальной философии, культурологи, психологии и педагогике
понятие самореализации рассматривается, в первую очередь, через определение
сущностных сил человека, осуществляемых в деятельности. В частности, эта идея тесно
корреллирует с представлениями о существовании готовности к самореализации на
уровне общественного сознания, опирающимися на понятия «коллективного субъекта
жизнетворчества» и «особая общественная атмосфера», в которой достигается высокий
уровень интеллектуально-нравственного потенциала социальной общности,
способствующий расцвету и самораскрытию талантов.
Творческая самореализация включает несколько различных аспектов:
психологический (в варианте педагогической психологии и возрастной психологии),
методологический (с позиций аксиологического, акмеологического, гуманистического,
средового, культурологического, деятельностного, рефлексивного, информационного,
интегративного, системного, синергетического и др. подходов), социологический и т.д.
Один из крупнейших исследователей теории личности С. Мадди справедливо отмечал:
«На уровне ядра актуализационная версия модели реализации подчеркивает
гуманистическую веру в то, что содержанием этой мощной силы является врожденный
потенциал человека и непреклонное стремление реализовать его в ощутимой форме» [10].
Ряд ученых считают, что за последнее десятилетие проблема самореализации
приобрела особую актуальность. Первоначально она была сформулирована в рамках
психологии, но вскоре приобрела явно философское звучание. Дело в том, что процесс
самореализации выражает наиболее глубокую, сущностную сторону человека. На основе
идеи самореализации могут быть синтезированы разнообразные и внешне плохо
стыкующиеся знания о человеке (философские, научные, религиозные и пр.) [7].
Относительно медленная эволюция общественного производства обуславливала и
относительное постоянство структуры и содержания образования и общего, и
специального. Фактически был сформирован тип «конечного» образования,
продиктованный стремлением научить навсегда, т.е. тому и так, чтобы это пригодилось
человеку на протяжении всей его социальной и профессиональной деятельности.
В ХХ в. одно из наиболее глубинных и обстоятельных объяснений социальной
сущности личности осуществлено в рамках культурно-исторической теории Л.С.
Выготского, согласно которой личность «достраивается» той системой общественных
отношений, в которых развивается человек [5], [6]. В этом случае переход происходит
благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации,
важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта
человечества.
Одной из новейших продуктивных концепций самореализации является
культурологическая концепция диалога, в которой подчеркивается, что другие люди
являются непременным условием самореализации индивида, что культура может
оказывать на человека не только ограничительное, но и позитивное влияние. Условием
самореализации является конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком,
воспринимаемым во всей его целостности (М. Бубер, М.М. Бахтин).
Идеи формирования потребности к самореализации тесно взаимосвязаны с
проблемами проявления активности/пассивности в поведении и деятельности. Пассивные
формы поведения личности характеризуются для личности трудностями в установлении
контактов, в выражении своего мнения и отстаивании своих прав, негативными
переживаниями одиночества, тревожности и депрессии, дефицитом в выражении эмоций,
речевых реакций и действий [11].
По мнению исследователей, важнейшим условием закрепления результата
самореализации является факт признания обществом его социальной значимости и
ценности. В личностном плане результат деятельности можно рассматривать как способ
самоутверждения (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.).
В ходе теоретического анализа научных подходов к выявлению педагогических
условий эффективной творческой самореализации были выделены следующие
методологические положения:
В процессе онтогенеза приобретается относительная независимость от
врожденных задатков человека, которые, в конечном счете, не предопределяют развития
высших психических функций. Связь врожденных задатков и развившихся способностей
неоднозначна и опосредована.
Учеными выделены этапы формирования психологических предпосылок к
самореализации: информационный, актуализирующий и моделирующий [3].
На информационном этапе формируется система знаний о психологических
предпосылках, возможностях и препятствиях на пути самореализации.
На актуализирующем этапе человек в индивидуальном опыте и
деятельности формирует систему компетентностей, обеспечивающих возможность
реализации своих индивидуальных способностей в деятельности.
Моделирующий этап связан с освоением и закреплением на практике новых
способов действий на основе творческого профессионального самоопределения и
самопроявления.
Новейшие тенденции в изучении самореализации связаны со
переакцентированием интереса исследователей на изучение предельных моментов
самореализации, которые возникают в тех случаях, когда позитивное решение в
конфликтной ситуации затруднительно или невозможно на основании ранее усвоенных
шаблонов поведения.
Творческая самореализация выступает как цель самоопределения и
невозможна без активного включения процессов самопознания я самосовершенствования.
Поскольку творческая самореализация представляет собой как процесс, так и результат
развития, они соотносятся с определенными качествами личности.
Творческая самореализация как цель самоопределения связывается с
представлениями о счастье и предполагает проявление творческого начала человека.
В эксперименте были апробированы следующие направления педагогической
деятельности, которые позволяют достигать высокого уровня творческой самореализации:
- квалифицированное педагогическое сопровождение личностного и творческого
развития учащихся, основанное на принципах педагогической поддержки их творческой
самостоятельности, развитии способностей к ответственному поведению, направленному
на культуротворческие цели и самореализацию, предполагающую концентрацию
творческих усилий, сформированные навыки эстетического суждения, творческого
выбора и готовность к созданию завершенного творческого продукта, отличающегося
оригинальностью, целостностью, выразительностью;
- развитие образного восприятия и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности;
- гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер личности;
- формирование целостного представления о мире, о формах бытия искусства;
- развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление
разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;
- интеграция современных педагогических подходов к осуществлению творческой
самореализации учащихся (субъектно-ориентированный, деятельностно-развивающий,
культурологический, аксиологический и др.);
- опора на принципы открытости выражения своих проблем, отношения к
происходящему, к содержанию творческой деятельности; убеждения при условии
возможности выбора другого мнения; принцип субъект-субъектной позиции, развитие
ресурсов самоосознания и личностных изменений, организация творческой деятельности,
направленной на расширение сферы личностных смыслов [9] и др.
Выявленные условия творческой самореализации учащихся на занятиях искусством
предполагают:
- активизацию инновационных технологий творческой самореализации, в частности
- технологию диалогового взаимодействия, направленную на: освоение интеллектуальных
умений на основе целостного осмысления, обобщения учащимися полученной эстетико-
культурологической информации; выработку собственного отношения к ней;
-использование на занятиях системы педагогических ситуаций, включая ситуации
самооценивания, направленные на формирование адекватной самооценки учащихся и
интериоризацию ими ценностных смыслов творческой деятельности [5]; ситуации успеха
в творческих публичных проявлениях; ситуации рефлексии с акцентом на позитивных
личностных характеристиках; ситуации роста ответственности за качество творческих
проявлений; ситуации проектирования личностного и творческого роста и др.);
- повышение мотивации на творческую самореализацию;
- развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов
художественного, творческого самовыражения личности;
- создание «лабораторий творчества»;
- применение на занятиях методик активного эмоционально-интеллектуального
освоения искусства.
В целом, можно заключить, что
1. Большинство современных исследователей связывают самореализацию с
экзистенциальным пониманием сущностных сил человека, с возможностью его
саморазвития, совершенствования.
2. Теория творческой самореализации, в целом, является ключевым элементом
гуманистического направления в психологии и педагогике. Основополагающей для
гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к
максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации
в практической жизнедеятельности на благо общества путем самореализации является
необходимым фактором полноценного развития человека.
3. Большинство ученых приходит к выводу о том, что творческая самореализация
представляет собой процесс превращения деятельностных характеристик в способ
человеческого бытия, в предметный мир человеческой культуры, в котором человек
реализует свою общественную сущность, когда культура является средством
социализации личности и представляет собой личностный аспект исторического развития
- сферу самопроизводства и самореализации общественного индивида как субъекта
культурно-исторического процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975.
3. Бережная М.С., Гребенкин А.В., Никитин О.Д. и др. Творческая самореализация личности как
антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре: Моногр. / Отв. ред.-сост. Бережная
М.С. – М.: Институт художественного образования РАО, 2007.
4. Бубер М. Я и Ты: Пер. с нем. – М.: Высш. школа, 1993.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986.
7. Зобов Р.А. Творчество и самореализация// http://anthropology.ru/ru/texts/zobov/phsubj_05.html
8. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные
основания // Известия Российской академии образования, 2001, № 4.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
10. Мадди С. Р. Теории личности. Сравнительный анализ. – Спб.: Речь, 2002. – Гл. 3. «Ядро личности:
модель самореализации»
11. Ромащук А.Н., Сиднева А.Н., Скворцов А.А. Проблема специфики человеческой активности в теории
деятельности А. Н. Леонтьева // Психология в вузе, 2004, №4.
12. Стукалова О.В., Лазарев М.А. Особенности профессионального становления будущих педагогов в
образовательной среде высшего учебного заведения // Педагогика искусства. № 3. 2012. С. 233-238.
13. Щербакова А.И. Художник и власть в истории культуры // Гуманитарное пространство. Международный
альманах. Том 3. № 3. 2014. С. 457-464
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА НА ЗАНЯТИЯХ ИСКУССТВОМ
Аннотация:
Статья посвящена проблемам творческой самореализации молодежи. Одним из важнейших
педагогических условий является в данном контексте освоение учащимися искусства. Авторы подчеркивают
значимость самостоятельной творческой деятельности учащихся. В статье дан теоретический анализ
различных определений творческой самореализации и идей о ее влиянии на развитие личности. Выделен ряд
методологических положений и условий эффективной творческой самореализации учащихся на занятиях
искусством. Описаны направления педагогической деятельности, которые позволяют достигать высокого
уровня творческой самореализации.