ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ

МАЛХАСЯН МАРИНЕ ВАНЬЕВНА

Кандидат психологических наук, доцент, директор ГБОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ирида»

Аннотация: 
В статье рассматриваются проблемы формирования творческих способностей у детей в условиях модернизации системы образования России. Определяются такие задачи, как применение оптимальных педагогических подходов, выбор педагогических средств развития творческих способностей, создание педагогической инфраструктуры. Отмечается роль индивидуализированного обучения и воспитания, а также акмеологического и личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей у детей. Определяется потенциал искусства и педагогики художественного образования в развитии творческих способностей у детей.

Современное образование призвано готовить будущие поколения к жизни в
постоянно меняющихся условиях, в непредсказуемой социальной и профессиональной
среде. Государство и общество постоянно встают перед новыми вызовами меняющихся
технологий, социальных отношений, геополитических ситуаций, в связи с чем
формировать личность человека в расчете на некое стабильное состояние уже
невозможно. В условиях постоянных социальных экспериментов и реформ, изменения
политической, экономической, культурно-образовательной инфраструктуры страны,
содействие гармоничному творческому развитию личности подрастающих поколений
становится все более актуальной задачей. Попытки сориентировать новые поколения на
уже устаревшие модели поведения и ценности терпят крах. Поэтому вызовы нового
времени особенно настойчиво демонстрируют потребности общества и человека в
развитых способностях к созданию нового, то есть – в стимулировании развития
личностной креативности.
В наши дни жизнь общества меняется практически на глазах, появляются новые
виды деятельности, исчезают или трансформируются старые. Подрастающие поколения
будут жить в условиях, которые сейчас трудно даже представить – настолько радикальны
и многочисленны изменения. Поэтому система образования и воспитания детей должна
обеспечить выработку тех качеств личности, которые позволят новым поколениям быть
не просто адекватными меняющимся условиям, но и деятельно создавать их, творить
лучшую жизнь и более совершенное общество.
Безусловно необходимым для этого личностным качеством является креативность.
Относительно недавно появилась и активно применяется формулировка «креативный
класс», и уже в наши дни высокие креативные качества являются условием позитивной
социальной стратификации каждого человека: воспроизводить только знакомые действия
- значит быть не соответствующим современности. Поэтому развитие креативности у
детей – одна из важнейших задач современной педагогики и психологии.
Креативность – личностное свойство, реализующееся в активной, деятельной
позиции человека, в способности создавать новое, конструировать, комбинировать, гибко
адаптироваться в различных сложных обстоятельствах. Именно этого требуют от
современного человека реалии социальных и производственных процессов. В наши дни
креативность – условие успешного существования человека в обществе и реализации
важнейшего типа творческих способностей – художественно-творческих. И тем более
важно нахождение детей с творческими задатками, а также психолого-педагогическое
сопровождение их развития. Однако формирование креативности необходимо для
гармоничного развития личности любого ребенка, и при высокой значимости работы с
одаренными детьми, отечественная образовательная система должна осуществлять
сопровождение развития креативности у любых детей, в том числе - у детей с
ограниченными возможностями.
Ребенок, обладающий творческими способностями в любой форме, может со
временем реализоваться как в профессиональном, так и в любительском секторах. Однако
сама возможность попасть в любой из названных секторов зависит от наличия высоко
функциональной и всеохватной системы выявления и сопровождения развития творчески
одаренных детей. Интенсификация процессов модернизации образования уже вылилось в
чрезмерную алгоритмизацию обучения и воспитания, всегда с неизбежностью
содержащих гибкий индивидуально-личностный компонент. Эта специфическая черта
педагогических систем должна учитываться как основа работы по развитию креативности
у детей.
Современная психология уделяет исключительное внимание ранним периодам
жизни человека. Именно в первые месяцы и годы жизни, человек буквально впитывает в
себя все, что видит, и отсутствие достаточного осмысления воспринятого делает
воспринятый материал основой дальнейшего своеобразного развития личности. В
психологии творчества доказано, что качество и последовательность впечатлений,
получаемых ребенком в первые годы жизни, в полной мере определяют бессознательно
выбираемые им поведенческие сценарии, которые затем уже очень трудно изменить [1].
Поэтому можно утверждать, что любое педагогическое и психологическое влияние в
раннем детстве является определяющим, и формирует характер, способности и установки
на всю последующую жизнь. Статистически доказано, что абсолютное большинство
воздействий на ребенка в раннем детстве является недостаточно эффективным в плане
развития способностей, что особенно заметно проявляется в отношении таких
способностей, как креативность в любом ее проявлении.
В формировании креативности, а также – позитивных жизненных ценностей,
психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка просто необходимо.
В связи с этим становится возможным сформулировать ряд педагогических задач
развития креативности у детей, в учреждениях образования и психологической поддержки
начиная с самого раннего возраста.
Первой педагогической задачей является ориентация воспитательного и
образовательного процесса на принципы акмеологического подхода. Акмеологический
подход является одним из базовым в развитии креативности у детей, и он способен
обеспечить выявление потенциала творческих способностей и развитие их до уровня
высоких достижений.
Вторая педагогическая задача развития креативности у детей связана с
комбинированием базового, акмеологического подхода, с иными, также эффективными.
При том, что реализовывать акмеологический подход можно самыми различными
средствами, объединение акмеологического подхода с другими подходами,
способствующими интенсивной мотивированности на творческую активность, например,
аксиологическим или личностно-деятельностным, является в наши дни одной из
насущных задач как теоретической, так и прикладной педагогики – это отмечают многие
современные исследователи [2,3].
Важным источником выявления творчески одаренных детей должны стать
методические разработки, основывающиеся на личностно - ориентированном подходе.
Идея обучения, «идущего впереди развития», принадлежащая Л.С. Выготскому, позволяет
методически обосновать и построить личностно-ориентированные технологии работы с
творчески одаренными детьми так, чтобы способности и задатки не рассеялись и не
остались неразвитыми.
Третьей педагогической задачей развития креативности у детей является выбор
адекватных педагогических и психологических средств, способствующих наиболее
эффективному стимулированию развития творческих задатков и способностей. У детских
творческих способностей, по мнению многих авторов [3,4], изначально присутствует
художественно-образная основа, опирающаяся на целостность функционирования
психики ребенка. При этом, особенно в первые годы жизни, ребенок еще не «втиснут в
рамки» социальных штампов и стереотипов, в связи с чем его творческое самовыражение
может осуществляться наиболее просто и естественно. Однако, для того, чтобы
творческие задатки переросли в креативность, а затем – и в полноценное творчество,
необходимы высокая мотивация и сформированные умения. Таким образом, можно
поставить четвертую педагогическую задачу развития креативности у детей – обеспечение
оптимальных организационно-педагогических условий, способных реализовать
эффективные психолого-педагогические средства на базе специальной инфраструктуры.
Такая инфраструктура может создаваться в детских дошкольных учреждениях, в школах,
в центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, а также - в социально-
культурных учреждениях при условии наличия в них подготовленных педагогов и
психологов.
Мы придерживаемся мнения, что наиболее целесообразно развитие креативности у
детей через приобщение к художественному творчеству, через арт-терапию и близкие к
ней развивающие техники педагогики искусства и художественного образования. Кроме
непосредственного творческого ядра, они содержат также высокий заряд гуманизма, и
нравственных ценностей, соразмерных целостному процессу развития личности ребенка.
Можно сказать, что, погружаясь в занятия искусством, ребенок естественным образом
реализует собственный творческий потенциал, решает внутренние конфликты, обретает
уверенность в себе и высокую мотивацию на учебную деятельность и личностный рост. В
подобном контексте решение педагогических задач развития креативности у детей может
быть особенно эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дрешер Ю.Н. Креативность и интеллект.- Кн. 1: Креативное мышление. Развитие творческих и
аналитических способностей. - Казань: Казанский ун-т, 2011. 106 с.
2. Кудрявцев В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева,
И.Л. Кириллов. - М.: Макс Пресс, 2005. 390 с.
3. Маслова В.И. Развитие творческого потенциала одаренных детей средствами искусства. - Чебоксары:
Изд-во Чуваш.ун-та, 2005. 215 с.
4. Нёльке М. Техники креативности. пер. с нем. М. Э. Рёш. - М.: Омега-Л, 20.