Введение.
На современном этапе родители хорошо понимают важность формирования у ребенка с самого детства надобности в постижении прекрасного в окружающем мире, полноценного его восприятия, творческих умений и навыков в области искусства [1]. Театрализованная деятельность, как одно из направлений художественно-эстетической области образования ребенка, развивает способности видеть красоту окружающего мира в природе, в быту, труде, искусстве и потребности творить, создавать прекрасное для гармонии собственного бытия. Важное значение сегодня обретают общечеловеческие ценности, такие как красота и доброта, истина и самоценность детства.
Театрализованная деятельность – понятие, включающее в себя разные виды и формы театрализованных игр и развлечений, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми. Л.С. Выготский отмечал, что эмоции участвуют в психическом развитии ребенка, его социальной адаптации, а базисным формированием высших психических функций у ребенка он считал подражание взрослому, в результате совместного общения [3]. Именно через игру познаются основные правила и законы взрослой жизни. А совместная театрализованная деятельность создает атмосферу добра, радости, праздника, которая делает жизнь маленького ребенка радостной, эмоциональной и комфортной [4].
Проанализировав социальный опрос на портале «Активный гражданин», можно ясно увидеть, что современный родитель ставит для своего ребенка образование художественной и творческой направленности (изо, музыка, вокал, театр и другое) на одном уровне с естественнонаучной направленностью (математика, физика, химия, информатика, биология и другие предметы) – по 13% голосовавших. Ниже по уровню востребованности стоят туристско-краеведческая и социально-педагогическая направленности образования (10% и 7% соответственно). Сюда еще можно добавить 8% человек, которые выбрали все перечисленные направленности. Всего проголосовавших на 04.07.2017 год – 548179 тысяч человек.
Что особенно важно в театрализованной деятельности дошкольников? Прежде всего ее возможности в вовлечении детей в разнообразные формы занятием искусством. В театрализованной игре маленький ребенок имеет возможность побывать в роли настоящего актера, маленького режиссера, главного художника и талантливого музыканта, получить общение с «живыми» носителями искусства.
В конце XX века в образовательный процесс активно внедряется интегрированный подход обучения детей. Борис Петрович Юсов выдвигает идею полихудожественного подхода [21]. В концепции образовательной области «Искусство» Б.П. Юсов ввел понятие «живое искусство» – это общение с «живыми» носителями культуры [21, с. 64]. Важным аспектом является «живое участие» детей в разнообразных видах театрализованной деятельности, которые запечатлеются не только ярким воспоминанием детства, ощущением большого праздника в необычном волшебном мире, но и будут способствовать развитию социокультурного опыта детей.
В связи с этим повышается роль детского сада в организации условий для развития гармоничной, духовно богатой, интеллектуально развитой личности. От главного опыта, который ребёнок приобретёт в дошкольной образовательной организации, зависит его социализация в обществе.
Раннее детство – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для улучшения деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования творческих способностей, для получения первого социокультурного опыта [16].
В игровой и театрализованной деятельности дошкольник в доступной ему форме осваивает опыт общения, отражающий различные сферы человеческой жизнедеятельности, удовлетворяя, таким образом, потребность вступления во взрослый мир. Игрушка – один из самых древних видов произведений искусства, который использовался для украшения домашнего быта, создающая уютную атмосферу семьи и имеющая определенное назначение для человека – приносить радость [9].
Науку и педагогику объединяет давний и серьезный интерес к использованию детской игрушки в области воспитании и развитии ребенка [2]. Роль сюжетно-ролевой игрушки как важного и обязательного атрибута игровой деятельности ребенка, являющейся основным элементом знакомства его с окружающим миром и его особенностями, моделирующей этапы взаимоотношений между людьми, отмечали в своих работах Д.Б. Эльконин [20], Е.А. Флерина, Е.Г. Овечкин. В народной педагогике детской игрушке отведена роль помощника в формировании опыта ребенка и его социализации посредством народных игрушек.
Каковы возможности игрушки, как средства формирования социокультурного опыта детей раннего возраста, и каковы педагогические условия эффективного использования их в театрализованной деятельности дошкольного учреждения?
Исследователи А.И. Буренина, Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова [9], Л.В. Пантелеева, Г.Н. Пантелеев, Л.Г. Савенкова [18] апробировали различные варианты разработанных программ по интеграции занятий художественно—творческого цикла в детском саду. Они уделили внимание объединению двух или более видов искусств на одном занятии, использованию одного образа в разных видах изобразительной деятельности, интеграции кукольного, пальчикового, варежкового, настольного, теневого и других театров. Перечисленные программы и технологии обеспечивают индивидуальность личности ребенка посредством театрализованной и художественно-творческой деятельности, направлены на развитие социализации, коммуникации, раскрытие индивидуального творческого потенциала, но при этом охватывают, в основном, старший дошкольный возраст.
Детство каждого ребенка тесно связано с миром разнообразных игр и игровых взаимодействий, которые помогают ему изучить законы и правила взрослой жизни. Игра и игрушка в жизни ребенка неразделимы. Игрушка может вызывать новую игру, а игра, разворачиваясь в разных направлениях, требует все больше и больше включения новых игрушек.
Театр и театральное искусство являются традиционным видом творчества, по-своему объясняют мир, создают эмоциональные импульсы к различным видам деятельности, выполняют огромную воспитательную роль, поднимают вопросы бытия и способствуют формированию личных качеств для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев [8], А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин [20] и др.).
Дети от рождения открыты и отзывчивы. В мире развития науки и техники, глобализации всех сфер жизни, педагогам важно научить современных детей быть счастливыми, уметь радоваться жизни, удивляться простым вещам, чувствовать себя нужными, свободными, уверенными и раскрепощенными, ощутить чувство базового доверия к миру [5]. Психологам совершенно очевидно, что верное представление о ребенке, о его развитии в целом, об индивидуальных чертах, можно получить только в процессе исследования, наблюдения ребенка в естественной для него среде – в свободной игре, театрализованной деятельности и среди игрушек [11, 13].
Рассмотрим подробнее классификацию игрушек для дошкольников, имеющиеся в наличии в современных дошкольных образовательных организациях (таблица 1).
Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие всех психических процессов [6]. Театрализованная деятельность, как средство формирования социокультурного опыта дошкольников, обладает значительным педагогическим потенциалом, который заключается в применении различных ее форм и функций для обогащения социального опыта и реализуется в процессе игровой деятельности с применением необходимых театрализованных атрибутов и оперированию с ними [10].
При подборе игрушек для формирования детской игры, следует обратить внимание на педагогическую ценность и безопасность их для здоровья ребенка (таблица 2). Специалист, подбирающий детские игрушки, игрушки должен обращать их внимание на следующее [14]:
Игрушки не должны:
Провоцировать агрессию
Вызывать проявление жестокости по отношению к ним
Проявлять агрессию к другим персонажам
Вызвать ненависть к определенным категориям окружающего мира
Изображать сюжеты, связанные с насилием и безнравственностью
Вызывать нездоровый сексуальный интерес, не соответствующий компетенциям возраста ребенка
Игрушки должны:
Обладать дидактическими свойствами, дающими возможность обучения ребенка в соответствии с возрастом
Быть доступными для применения в коллективе
Обладать художественно-эстетическими качествами, быть привлекательной для ребенка
Задавать мотивационную основу игры
Не искажать смысл содержания изображаемого
Способствовать полноценному развитию ребенка, обеспечивать его самостоятельные действия
Не ограничивать свободу действий и выбора
Таким образом, основным психологическим требованием к игрушкам является возможность активизации соответствующей возрасту деятельности ребенка, которая может наиболее эффективно формировать и развивать каждый возрастной период с решением возрастных задач [17].
2.Материалы и методы.
Авторами было проведено опытно-экспериментальное исследование межличностного взаимодействия детей в раннем онтогенезе.
Исследование было акцентировано на изучении эффективности методики «Театр на столе», направленной на формирование социокультурного опыта детей раннего возраста в театрализованной деятельности.
Данная методика позволяет в игровой театрализованной форме моделировать различные жизненные ситуации, при помощи сказочных героев-кукол вовлекать в действие постановки самих детей, чтобы помочь им войти в сложный окружающий мир и освоить социальные требования.
Дети, приобретая азы социокультурного опыта на основании интересных сказок, вступают с куклами-героями в театрализованный диалог и проходят собственный путь мироощущения через осмысление поведения каждого героя сказки [9].
Специально подобранные игрушки для внедрения методики «Театр на столе» делают занятие не просто сказочным зрелищем или развлечением, а раскрывают большой воспитательный и педагогический потенциал, который дает возможность детям познать окружающий мир в игровой форме и выстроить собственное отношение с ним. Ребята с удовольствием включаются в процесс игры, вместе с куклами используют звуковое и речевое подражание, учатся у положительных героев добру, нормам поведения в социальном обществе, а после просмотра спектакля в индивидуальной продуктивной деятельности создают поделки, которые обязательно помогут главным героям справиться с возникающими проблемами.
Наблюдения показали, что после окончания занятия, у детей возникает самостоятельная творческая игра, мотивированная просмотром сказки, как проявление личного участия в судьбе актера-куклы, желания помочь ему. Дети пытаются защитить и пожалеть слабого героя, принять участие в его судьбе, подарить изготовленную своими руками поделку. Они с трепетом рисуют, лепят, конструируют, а потом доигрывают сказку по своему желанию, играют в куклы друг с другом, куда включаются даже самые застенчивые дети [16]h. Дошкольники приобретают новые впечатления, погружаются в сказочный мир и познают народные традиции и обряды.
Рассмотрим некоторые примеры описания сказок методики «Театр на столе» (таблица 3).
Главную роль в театрализованной деятельности для детей раннего возраста берет на себя педагог, показывая и читая различные сказки, потешки, заклички, привлекая детей к участию в постановке. На первом этапе методики «Театр на столе» идут короткие и знакомые детям инсценировки: "Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и т.д.
Игрушки «Театра на столе» могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, отвечать определенным педагогическим требованиям. Исследования игры и игрушки дошкольников в образовательной организации показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода по созданию и отбору игрушек [6]. Обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности.
Дети располагаются перед столом, чтобы всем было доступно зрительное пространство и было комфортно [7]. Им раздаются подручные и музыкальные инструменты для участия в сценарии сказки. Темп и тембр голоса педагога меняется в зависимости от сюжета сказки. Постепенно происходит включение детей в сказку.
3. Результаты.
Как показало многолетнее исследование, при просмотре спектакля, действуя вместе с педагогом и подражая ему, дошкольники учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою звуковую речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, стремление показать, что испытывает персонаж, сопереживать героям. Это развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах, помогает осваивать основы взаимоотношений.
По мысли В.А. Сухомлинского, сказка ‑ это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение и волю, где сказка начинается уже с рассказывания, а высший ее этап – инсценирование [19].
Театрализованная деятельность в детском саду рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. Методика «Театр на столе» позволяет плавно интегрироваться в подвижную игру с любимыми сказочными персонажами. Декорации для развития событий сказки подготавливается педагогом с детьми на небольшом столе из ткани, кубиков, обычных подручных материалов, что создает наиболее натуральный путь для понимания и восприятия ребенком сути театрализованной постановки.
Решая в методике «Театр на столе» разные педагогические задачи, можно создавать или подбирать театральные куклы и игрушки разнообразных оригинальных форм, размеров и сюжетов. Это поможет педагогам и воспитателям увидеть новые подходы к организации театрализованной деятельности, что поможет научить маленького ребенка игре с куклой через театрализацию, привлечь его к многогранному творчеству и мотивировать ребенка раннего возраста на успешный путь в большой мир искусства.
4. Обсуждение.
Описанная в статье методика прививает детям любовь к прекрасному, способствует доброжелательному отношению к окружающему миру, позволяет осуществлять индивидуальный подход, создает для каждого ребенка ситуацию успеха — все это залог не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Здоровый ребенок — это играющий, творящий свой мир, успешно развивающийся в художественно-эстетическом, нравственном направлении человек с сформировавшимся социокультурным опытом.
Педагогический потенциал театрализованной деятельности младших дошкольников основывается на принципе интеграции искусств и будет эффективным, если (таблица 4).
Учитывая, что маленькие дети любят, чтобы все было по-настоящему (если зайка, то с ушками, если волк, то обязательно зубастый, если лиса – то рыжая и хитрая), игрушки авторского театра отбираются по специальным критериям, с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Очень важно, чтобы при отборе игрушки формировали у ребёнка правильное, классическое представление об окружающем мире. Поэтому, игрушки театра на столе: яркие по цвету, сопоставимы друг другу по размеру, тактильно комфортные: сшитые или рукотворно-производственные, созданы из ткани, меха, мягкой резины и прочего приятного материала, а также имеют важные особенности для театральной постановки: подвижные в руках кукловода и при этом держат устойчивое положение на сценическом пространстве.
Таким образом, театрализованная игра, как один из дидактических методов развития социокультурных навыков детей раннего возраста помогает формировать у них целостную картину мира, активизирует творческий потенциал личности, позволяет каждому ребенку увидеть мир как гармоничное целое, в котором все элементы взаимосвязаны [4]. В процессе реализации программы можно увидеть, как растет и богатеет душевное состояние ребенка, как формируются его эмоциональная и нравственная составляющая.
Специфика развития детей раннего возраста диктует определенные требования к работе педагога дошкольного учреждения, поэтому театрализованная деятельность часто не организована в достаточном объеме и на профессиональном уровне. В раннем возрасте индивидуальный подход и индивидуальный контакт с ребенком имеют решающее значение [17]. Маленький ребёнок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призыва или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд «глаза в глаза», обращение по имени, ласковый голос, прикосновение и, конечно, кукла. С ней можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями.
Умелое руководство педагога, без подавления инициативы детей, грамотный подбор игровых атрибутов и материалов, забота о наличии в образовательном пространстве богатого, многообразного ассортимента игр и игрушек, поднимет на новую ступень театрализованную деятельность в дошкольной образовательной организации, сможет внести разнообразие и радость в распорядок дня. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, помогают накопить опыт разных нравственных переживаний. Игрушка является средством общения и социокультурного развития детей дошкольного возраста, несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение [12].
Таким образом, мы понимаем, как велико воздействие игрушек на развитие способностей ребенка-дошкольника и что на разностороннее развитие влияет не каждая отдельно взятая игрушка, а их совокупность, объединение и соединение в единый гармоничный цикл под названием - театрализованная деятельность, построенная с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.
5. Заключение.
Театрализованная деятельность в детском саду - самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста из предлагаемых по программе развития, активно помогающий найти решение многим современным проблемам в педагогике, психологии и тесно связанный с индивидуальным художественно–эстетическим и социальным развитием личности через игру. Детские спектакли методики «Театр на столе» дают возможность ребенку погрузиться в удивительную атмосферу, вместе с персонажами сказок, пережить события, разворачивающиеся у них на глазах. Они учится различать плохое и хорошее, добро и зло. Спектакли для детей самые удивительные и поучительные истории, вносящие в детское сознание моральные, этические принципы и вызывающие у ребенка целую гамму эмоций. Именно поэтому театрализованную деятельность любят все дети, а опытные педагоги широко используют её в решении многосложных задач образования, воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
6. Благодарности.
Статья выполнена в рамках проекта "Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления", государственное задание № 27.7452.2017/8.9 (руководитель – д.п.н., профессор, член–корреспондент РАО Л.Г. Савенкова).
Литература
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.
2.Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». - 2011. - № 1. http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/ boyakova_07_03_2011.pdf
3.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 2006. - №6.
4.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И.Жуковская. – М.: Просвещение, 1984.
5.Игра дошкольника /под редакцией С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
6.Игрушки и пособия для детского сада / Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987.
7.Комлева В.В. Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников // М.: Ин-т художеств. образования РАО, 2010.
8.Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) [Текст]/А.Н.Леонтьев// Вопросы психологии. – 2006. - №1.
9.Лыкова И.А. О значении рукотворных игрушек для становления гендерного сознания детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания детей // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» 2015. – № 1. http:// www.art-education.ru/AE-magazine. –1 п.л - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/o-znachenii-rukotvornyh-igrushek-dlya-stanovleniya-gendernogo-soznaniya-detey
10.Мартынова А.И. Значение театрализованной игры для психического здоровья и социального благополучия современного ребенка// Электронный научно-методический журнал «Педагогика искусства» - 2015. - №4.URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/znachenie-teatralizovannoy-igry-dlya-psihicheskogo-zdorovya-i-socialnogo
11.Мартынова А.И. Народная кукла и детская игра // Журнал «Цветной мир» №1.М.: ИД «Цветной мир», 2009. - С.8-12.
12.Мартынова А.И. Профессиональное развитие педагога детского сада при организации театрализованной деятельности с детьми раннего возраста // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Модернизация образования и векторы развития современного поколения». – М.: ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2016.
13.Мартынова А.И. Театральные игры и игрушки в жизни детей раннего возраста. //Международный альманах «Гуманитарное пространство». 2016. – Том 5. – № 4. - С. 507-517.
14.Мартынова А.И., Шапкина В.Б. Формирование предметно-развивающей среды ребенка: народная кукла в игре современных детей // Сборник научных трудов «Инновации в сфере науки и образования европейского севера России».ФА по образованию, ГОУ ВПО «ПГУ имени М.В.Ломоносова», Северодвинский филиал – Архангельск, 2010. – С. 195–199.
15.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре /Под редакцией Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
16.Мухина В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка //Вопросы психологии.1988. №2.
17.Радомская О.И., Яздовская О.С. Театральные интегрированные педагогические технологии в школе как основа личностного роста учащихся // Педагогика искусства, http://www.art-education.ru/electronic-journal № 3, 2015, 1п.л. URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/teatralnye-integrirovannye-pedagogicheskie-tehnologii-v-shkole-kak-osnova
18.Савенкова Л.Г. Развивающая среда детского учреждения как условие модернизации дошкольного образования // Педагогика искусства, http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014, 1п.л. URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/razvivayushchaya-sreda-detskogo-uchrezhdeniya-kak-uslovie-modernizacii
19.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.- К.: «Радяньска школа", 1985.
20.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: «Институт практической психологии», 1997.
21.Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: «Спутник», 2004.