ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА В ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ США и ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Михальченкова Наталья Алексеевна
Заведующий лабораторией социально-педагогических исследований, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования», профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени П.А. Сорокина»
Аннотация: 
В статье обобщаются основные результаты исследований, проводимых в США и Великобритании с целью выявления педагогического потенциала искусства в образовательных, воспитательных и коррекционных задачах. Представляется отдельный опыт стандартизации содержания и результатов обучения средствами художественного образования и культуры. В статье раскрывается значение искусства как самостоятельной предметной области и как технологии освоения других предметных областей в целях успешности и повышения качества обучения.
В последние десятилетия развития системы образования в России и решения задач её глобальной конкурентоспособности в мировых образовательных системах появилось значительное количество исследований, выявляющих условия успешности в освоении образовательных программ и факторов, влияющих на высокие результаты обучения. Многие из них связывают эстетический опыт и творческую самореализацию обучающихся со значительными улучшениями эмоционального состояния детей и подростков, которые способствуют физическому и психологическому благополучию, а как следствие – успешности в освоении образовательных программ. 
По мнению большинства исследователей, предоставление учащимся времени, пространства и материалов для творческого самовыражения способствует уменьшению стресса, улучшению памяти и развитию социальных навыков. Однако роль и потенциал художественно – культурологических средств и современных творческих практик как метода в проектировании образовательных программ требуют дальнейшего научного обоснования, организационных решений при проектировании содержания, учебно-методического обеспечения и профессионального развития педагогических кадров  образовательных организаций. 
В рамках реализации проекта фундаментальной научно-исследовательской работы «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии»  (№ госрегистрации АААА-А20-120022090089-3) коллективом лаборатории Социально – педагогических исследований ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»  в 2019 – 2020 годах проведены исследования, направленные на изучение и обобщение опыта психолого-педагогической профилактики и коррекционной деятельности средствами художественного образования и культуры, исследование педагогического потенциала культуры в решении профилактических и коррекционных задач [1].  Исследован успешный мировой опыт и практики организации систем работы с подростками, требующими современного коррекционно-профилактического воздействия, востребованными молодёжной средой средствами культуры и искусств, комплексными художественными программами и проектной деятельностью  [2], проведен сбор и обобщение существующих российских практик использования арсенала средств культуры в коррекционной деятельности с подростками, проявляющими девиантное поведение [3],  разработана вариативная модель коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культуры,  навигаторы средств и методов художественного образования [4], определены теоретико-методологические и методические решения, позволяющие использовать арсенал средств художественного образования и культуры в задачах воспитания и  профилактического воздействия, а также раскрывающие потенциал художественно – культурологических средств в задачах индивидуальной и групповой коррекционной работы [5].
В ходе исследования и обобщения зарубежного опыта, анализа образовательных систем и сбора практик новое направление получили исследования зарубежных систем стандартизации образования [6], анализа факторов повышения качества обучения и его результатов с использованием средств культуры и искусства. Особенный интерес  и практическую значимость представляют формы включения искусства и  творческих практик как самостоятельной предметной области в стандартах и учебных планов,  а также «встраивания» искусства в друге предметные области при проектировании систем стандартизации и содержания обучения в целях достижения высоких предметных результатов и повышения качества образования в целом. В ходе многочисленных исследований доказаны  преимущества включения программ по искусству в школьную программу, вместе с тем, в российской практике образования участие в изобразительном и исполнительском искусстве часто рассматривается как дополнение к другим аспектам обучения и самостоятельно предлагается только для обучающихся, проявляющих те или иные способности. 
Результаты тематических исследований в области культуры и искусств средних школ Великобритании продемонстрировали положительное влияние художественного образования на развитие технических знаний и навыков учащихся, а также способствовали повышению самооценки и уменьшению  стресса. Другие результаты включали в себя более глубокие знания и понимание социальных и культурных проблем общества;  развитие креативности и мышления; улучшение коммуникативных навыков и навыков творческого самовыражения; повышение уверенности в себе, развитие чувства собственного достоинства и овладение навыками командной работы.
Результатом исследований влияния художественного образования на учащихся школ Великобритании также являлось определение потенциала конкретных видов искусства в академическом развитии и развитии личных навыков. Например, танец позволяет чувствовать красоту движений, повышает уверенность в себе и самоуважение. Учащиеся учатся правильно оценивать себя и других людей, уважать чужие способности и недостатки; изобразительное  искусство способствовало развитию навыков самовыражения, эмпатии; музыка способствовала развитию внимательности и  навыков слушания и др.
Результаты анализа исследований в Великобритании не обнаружили прямой корреляции между художественным образованием и результатами учащихся на общенациональных экзаменах. В то же время исследование показывает, что художественное образование оказало положительное влияние на школьную культуру (например, позитивные взаимоотношения между учениками, атмосфера творчества в школе).  Необходимо также отметить, что художественное образование поощряет участие  родителей  (например, помощь в постановке спектаклей), местного сообщества (например, выступления в начальных школах или в домах престарелых).
Искусство, будучи включенным в образовательный процесс обладает большим потенциалом. Важной педагогической задачей обучения учащихся искусству является развитие творческих способностей, независимости мышления, творческого самовыражения. При этом искусство не должно рассматриваться как нечто усредненное и стандартное или как дополнительный курс, аналогичный курсам математики и естествознания. Напротив, оно должно рассматриваться в контексте расширения всестороннего образования и воспитания личности [7].  
Сорок девять штатов США разработали школьные стандарты, определяющие знания, умения и навыки в области искусства (по разным видам искусства). В 43 штатах США художественное образование в школах является обязательным. Художественное образование является составляющей комплексной стратегии образования, направленной на положительные изменения в школьной среде и улучшение успеваемости учащихся. Социологические исследование также показывают, что американская общественность, в подавляющем большинстве, считает, искусство жизненно важно для всестороннего образования личности; больше 55% американцев считает важным художественное образование [8]. 
Изучение искусства во многих формах и проявлениях  (в качестве самостоятельного предмета или в рамках школьной программы) все чаще воспринимается как неотъемлемая часть достижения успехов в школе, на работе и в жизни. 
Тем не менее, многие исследователи и практики отмечают, что всем при понимании ценности искусства для детей и молодежи, художественное образование постепенно исчезает из школ США. В школах США получение доступа к качественному художественному образованию становится проблемой (особенно для детей из семей с низким уровнем дохода).  Для бедных, городских и сельских школ программы в области искусства являются очень дорогими, отягощающими бюджет, что приводит к снижению интенсивности участия в художественных программах,  предлагаемых школой. 
Таким образом, риторика о значении искусства порой не соответствует действительности.  
Проведенное в 2002 году исследование «Критические ссылки: обучение в области искусств и академическое и социальное развитие учащихся», выполненное при финансовой поддержке Департамента образования США и Национального фонда искусств, было направлено на выявление лучших практик обучения искусству, а также измерение академических и социальных эффектов обучения искусству [9]. Были подвергнуты критическому анализу 62 рецензированных исследования, определены основные направления гуманитарного образования, которое «внесет вклад в общенациональные дебаты об эффективных стратегиях улучшения успеваемости учащихся» [10]. 
Национальная ассамблея государственных художественных агентств США (НАСАА) заказали исследование результативности и эффективности обучения искусству учащихся, в ответ на дефицит специалистов в области искусства, а также для понимания текущего состояние процессов обучения искусству. В значительной степени изменения в национальной политике в области образования за последнее десятилетие сформировали новый ландшафт для обучения искусству в школах.
Конгрессом США был принят Закон «О национальных целях 2000 года: образование Америки», признание искусства как «ядра» образования было значимым шагом.
Федеральное правительство в лице Министерства образования США и Национальный фонда искусств поддерживали художественное образование в государственных школах. Это произошло частично благодаря целевому финансированию программ – организации целевого партнерства между школами и общественными организациями; повышению квалификации учителей и преподавателей в области искусства; проведению профильных исследований и оценке ситуации. Два национальных агентства США сотрудничают, обеспечивая сбор и анализ данных Национального центра статистики образования, который обобщает важную информацию о состоянии художественного образования в стране.
Закон «Ни одного ребенка позади» (NCLB), возможно, является наиболее знаковым политическим действием, повлиявшим на продвижение художественного образования в школах в  последние десятилетия. Это, в частности, позволило «снизить экономический и социальный разрыв учащихся из числа меньшинств» [11]. 
В 2005 году был проведен общенациональный социологической опрос, цель исследования которого, в том числе, состояла в выявлении общественной поддержки художественного образования среди  американцев.
Основные результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Общественная оценка роли  художественного образования  США, 2005 [12].
Учащиеся, которые обучаются искусству, как показывает практика, добиваются больших успехов в других сферах обучения и в жизни в целом. В национальном исследовании Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, с использованием федеральной базы данных на 25 000 школьников, исследователи обнаружили, что учащиеся с высоким уровнем вовлеченности в обучение искусству показали лучшие результаты по стандартизированным тестам, чем студенты с низким уровнем вовлеченности в занятия в искусством. 
Кроме того, учащиеся старших классов меньше смотрели телевизор, более активно участвовали в общественных мероприятиях и работах и лучше социализировались в школе [13].
Концепция  «передачи», при которой «обучение искусству способствует обучению в других сферах и областях», заинтриговала исследователей и практиков [14].
Действительно, исследования подтверждают, что полученный учащимися опыт в сфере культуры и искусства предполагает перенос полученных навыков на другие сферы, как в школе, так и за ее пределами. Природа и масштабы переноса успешного освоения одних предметов и учебных дисциплин на другие сферы и направления остаются предметом большого исследовательского интереса. Последние исследования показывают, что позитивные  последствия переноса могут также накапливаться со временем.
Исследователи продолжают изучать сложные процессы, связанные с обучением и приобретением профессиональных знаний и навыков. Перспективным видится направление исследований, связанное с измерением  преимуществ, полученных учащимися в результате обучения искусству. К ним относятся усилия по разработке надежных средств измерения и оценки тонких эффектов обучения искусству, которые стандартизированные тесты не в состоянии уловить, такие, например, как мотивация достижения цели или способность критически мыслить.
Табл. 1. Положительные эффекты художественного образования на учащихся школ
I. Академические
• языковые навыки и навыки чтения 
• математические навыки
II. Базовые
• навыки мышления
• навыки общения
• мотивация к обучению
III. Комплексные
• развитие позитивной школьной среды
 
Художественное образование способствует развитию академических навыков, включая область чтения и билингвального развития. Одним из методов оценки этих результатов являются стандартизированные экзамены. Хотя не всегда они, по признанию специалистов в области художественного образования,  являются лучшим инструментом измерения.
Художественное образование улучшает и дополняет базовые языковые навыки, навыки чтения и письма. Например, танец способствует готовности к чтению у маленьких детей, а занятия музыкой подготавливают к обучению языковым навыкам.
Грамотность - это термин, который относится к умению читать и писать. Комплекс разнообразных процессов участвует в развитии навыков повышения грамотности. Дети учатся читать и писать, должны уметь связывать буквы, слова и фразы с их значением. 
Взаимосвязь между драмой и развитием навыков грамотности среди маленьких детей доказана научными исследованиями. Многочисленные примеры иллюстрируют, как использование драматической постановки может оказать ощутимое влияние на обучающихся (понимание истории, развитие навыков чтения и письма).
Один из самых распространенных подходов к обучению навыкам чтения связан с использованием драматических и театральных постановок на исторические темы. Исследования показывают, что развитие навыков грамотности происходило более динамично, когда детям разрешали разыграть свои истории. Драматическая игра также помогла мотивировать учеников на раскрытие сложных исторических тем. 
Таким образом, использованием приемов театрализации – драмы может быть эффективным методом развития и совершенствования навыков обучения. В качестве стимулирующих приемов к познанию ученики второго и третьего классов США используют стихи, игры, импровизации, посредством театрализации идей и историй, которые способствовали улучшению освоения учебного материала [15].
Также определенные типы музыкальных инструкций помогают развивать способность к пространственно-временному анализу исторических событий, овладеть навыками культурно-исторического анализа, что является неотъемлемой частью важных навыков анализа. Пространственно-временные рассуждения относятся к способности понимать связь идей и объектов в пространстве и времени.
Связь между обучением музыке и развитием математических способностей и успехов учащихся в освоении математических дисциплин в школе, является областью значительного исследовательского интереса. Среди массы доказательств, связывающих участие учащихся  в музыкальных занятиях с развитием способностей в математике в средней школе, следует привести результаты исследований: анализ, проведенный в рамках нескольких исследований, подтверждает вывод о том,  что учащиеся, которые посещают уроки музыки в старшей школе, демонстрируют значительные успехи при сдаче государственных стандартизированных тестов по математике. Одно из предположений, которое объясняет данную корреляцию, связано с тем обстоятельством, что обучение музыке, музыкальному темпу и ритму выделяет пропорции, закономерности и систему построения композиции, что можно выразить в форме математических отношений [16]. Учащиеся, являющиеся постоянными участниками школьного оркестра или музыкальной группы, демонстрируют лучшие результаты по математике в классе.
Как уже указывалось, связь между музыкой, пространственно-временным мышлением и  математикой обсуждается учеными давно. Приобщение учащихся к другим видам искусства, таким как танец или изобразительное искусство, также способствуют развитию навыков мышления. 
Экспериментальные исследования, проведенные в школах США позволяют говорить о наличии подобных взаимосвязей. Так, экспериментальное исследование показало, что  учащиеся старшего школьного возраста, которые обучались танцам,  набрали большее количество баллов, чем те ученики, которые не участвовали в танцевальных занятиях. Кроме того, были выявлены соответствующие различия в креативности мышления, особенно в категориях оригинальности и абстрактности мышления [17]. 
Исследования, проведенные в группе мальчиков в возрасте от 8 до 19 лет, проживающих в центрах для несовершеннолетних  показали, что те дети и подростки, которые занимались музыкой (игра на музыкальных инструментах: ударные, гитара, пение), демонстрировали лучшую самооценку и большую уверенность в себе, чем их сверстники, не принимавшие участие в музыкальных занятиях. Результаты фиксируют потенциал искусства выступать мощным инструментом для помощи молодежи в преодолении страхов и демонстрации возможностей быть успешным [18]. Такой вид искусства, как танец, также может оказать влияние на поведение и менталитет несовершеннолетних правонарушителей. Одно из проведенных в США исследований продемонстрировало, что когда группа из 60 таких подростков, в возрасте с 13 до 17 лет, регулярно участвовала в уроках джаза и хип-хопа,  в течение 10 недель, выявился значительный рост доверия, терпимости и настойчивости в освоении материалов уроков музыки и танца [19]. 
Таким образом, опыт и результаты исследований подтверждают необходимость интеграции искусства как важного компонента образовательной программы особенно в школе с целью повышения качества программы и предоставления учащимся полноценного и системного образования с учетом комплексности задач обучения, развития, воспитания, выявления способностей и коррекции приналичии отклоняющихся форм поведения. 
Исследования обосновывают роль искусства в мотивации к обучению, поощрению и поддержке востребованных учащимися образовательных технологий и методов обучения, повышение активности  обучающихся, развивитие дисциплинированности, внимательности, сосредоточенности и настойчивости, а также самостоятельной  стратегией мотивации учащихся, у которых большой  риск не окончить обучение и бросить школу.
Распространенной практикой является привлечение местных художников и учителей к партнерству для совместной разработки программ, в которых дидактические единицы художественного образования и искусства интегрируются с учебной программой. 
Опыт обучения искусству как самостоятельной предметной области, так и интегрированный в качестве технологии в освоении других предметных областей способствует развитию мышления, развивает социальные и мотивационные навыки, которые считаются основными для успеха в обучении и профессиональной карьере. Эти фундаментальные навыки охватывают более широкий спектр социальных отношений, такие как развитие умственных способностей, самовосприятия и пр. 
Навыки мышления (иногда называемые когнитивными навыками), способность рассуждать, наличие развитого чувства интуиции, восприятие, воображение, изобретательность, креативность, решение проблем коммуникации, - входят в группу мыслительных процессов, которые развиваются через обучение искусству.
Художественное образование и творческая деятельность способствует овладению позитивными социальными навыками, в том числе уверенности в себе, самоконтролю, разрешению конфликтов, социальному сотрудничеству, эмпатии и социальной терпимости. Исследования показывают, что эти социальные навыки были развиты у всех учащихся, а не только у одаренных и талантливых учеников.  Результаты исследований также показывают, что искусство может играть ключевую роль в развитии социальных компетенций среди делинквентных групп молодежи, которые в наибольшей степени рискуют не завершить свое образование.
 
Литература
1. ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования»/Проектная деятельность: [сайт] // http://www.art-education.ru/formirovanie-effektivnyh-modeley-i-tehnologiy-korrekcii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v (дата обращения 28.06.2021)
2. Грибанова Г.И. и др. Зарубежный опыт профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: коллективная монография/ Грибанова Г.И., Михальченкова Н.А., Большакова Ю.М. под ред. Г.И. Грибановой. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО»-СПб.: Издательство «ART-Express», 2020. – 183 с.
3. Михальченкова Н.А., Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии: модели и технологии: коллективная монография/ под ред. Н.А. Михальченковой – М.: Издательство «Art-express», 2020. – 262 с.
4. Mikhalchenkova, NA Designing a navigator and developing a classification of methods of art education and cultural studies / Проектирование навигатора и разработка классификации методов художественного образования и культурологии // S.N. Bolshakov, J.M. Bolshakova, N.V. Kulikova, N.A. Mikhalchenkova,  EurAsian Journal of BioSciences Eurasia J Biosci 14, 7063-7066 (2020) [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.ejobios.org/download/designing-a-navigator-and-developing-a-classification-of-methods-of-art-education-and-cultural-8472.pdf (дата обращения 12.06.2021).  
5. Сланевская. Н.М. Результаты американского исследования о важности творческих предметов для развития детей и их творческого потенциала (Ruppert, 2006).// Сланевская Н.М. «Мозг, мышление и общество», 2012, часть 2, Санкт-Петербург, Центр Междисциплинарной Нейронауки, стр. 341-343. [Электронный ресурс]. – URL http://www.neurosciencerus.org/BrainMindSociety2ArtLessons.pdf  (дата обращения 12.06.2021).  
6. Михальченкова Н.А. Зарубежный опыт художественного образования в школах: сравнительный анализ. – М.: Издательство ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. - 151 с.  
7. Catterall James S., Richard Chapleau and John Iwanaga (2002) Involvement in the Arts and Human Development: Extending an Analysis of General Associations and Introducing the Special Cases of Intensive Involvement in Music and Theatre Arts. In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington, DC: AEP. Vaughn 
8. Douglas  H. (2004) Finding the Will and the Way To Make the Arts a Core Subject: Thirty Years of Mixed Progress, The State Education Standard, Vol. 4, Number 4, Washington, DC: National Association of State Boards of Education. [Электронный ресурс]. – URL:   https://www.academia.edu/26575645/H_Douglas_Brown_Language_Assessment_Principles_and_Classroom_Practice (дата обращения 12.08.2020).  
9. Catterall James S., Richard Chapleau, and John Iwanaga (2002), Involvement in the Arts and Human  Development: Extending an Analysis of General Associations and Introducing the Special Cases of Intensive Involvement in Music and Theatre Arts. //In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington, DC: AEP. Vaughn [Электронный ресурс]. – URL:    https://artsedge.kennedy-center.org/champions/pdfs/involvmt.pdf (дата обращения 12.08.2020).         
10. Обзорные труды по истории системы образования США:  U.S. Department of Education, No Child Left Behind [Электронный ресурс]. – URL:   http://www.nochildleftbehind.gov (дата обращения 12.07.2021).
11. Douglas H.  (2004) Finding the Will and the Way To Make the Arts a Core Subject: Thirty Years of Mixed Progress, The State Education Standard, Vol. 4, Number 4, Washington, DC: National Association of State Boards of Education. [Электронный ресурс]. – URL:   http://digitalphysics.ru/pdf/Kaminskii_A_V/I_Am_a_Strange_Loop--Douglas_Hofstadter.pdf  (дата обращения 12.04.2020).
12. Catterall James S. (2002), Involvement in the Arts and Success in Secondary School. In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington, DC: AEP.     [Электронный ресурс]. – URL:   https://www.govinfo.gov/content/pkg/ERIC-ED466413/pdf/ERIC-ED466413.pdf (дата обращения 12.02.2020).
13. Catterall James S. (2002), The Arts and the Transfer of Learning. In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington, DC: AEP.   [Электронный ресурс]. – URL:   https://www.govinfo.gov/content/pkg/ERIC-ED466413/pdf/ERIC-ED466413.pdf (дата обращения 16.03.2020).
14. Moore Blaine H. and Helen Caldwell (2002), Drama and Drawing for Narrative Writing in Primary Grades. In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington, DC: AEP.  [Электронный ресурс]. – URL:   https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED596318.pdf (дата обращения 10.03.2020).
15. Vaughn Kathryn (2002), Music and Mathematics: Modest Support for the Oft-Claimed Relationship. In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington. Vaughn, K. (2000). //Music and mathematics: Modest support for the oft-claimed relationship. Journal of Aesthetic Education, 34, pg.149-166.
16. Minton Sandra (2002) Assessment of High School Students’ Creative Thinking Skills: A Comparison of the Effects of Dance and Non-dance Classes. In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington  [Электронный ресурс]. – URL:   https://ir.library.louisville.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1581&context=etd  (дата обращения 10.01.2020).
17. Kennedy John Roy (2002) The Effects of Musical Performance, Rational Emotive Therapy and Vicarious Experience on the Self-Efficacy and Self-Esteem of Juvenile Delinquents and Disadvantaged Children.” In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington. [Электронный ресурс]. – URL:   https://www.researchgate.net/publication/341814714_Social_emotional_learning_and_the_national_core_arts_standards_a_cross-disciplinary_analysis_of_policy_and_practices (дата обращения 11.02.2020).
18. Ross Janice (2002) Art and Community: Creating Knowledge through Service in Dance. In R. Deasy (Ed.), Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, Washington, DC: AEP. [Электронный ресурс]. – URL:   https://thelearningexchange.ca/wp-content/uploads/2017/02/WW_Engaging_Arts.pdf (дата обращения 10.01.2020).