Педагогический потенциал военной песни как явления народной культуры

Полюдова Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук, Культурный центр Сансити, г. Линкольн, США

Аннотация: 
Педагогический потенциал военной песни как явления народной культуры

Проблема нравственного воспитания была и остается актуальной в любом обществе. В сфере художественного образования педагоги постоянно сталкиваются с дилеммой образовательных и воспитательных задач, поскольку искусство несет в себе прежде всего нравственные идеалы, выраженные в образах, метафорах, сюжетах. Невозможно говорить о произведении искусства, не затрагивая общечеловеческие темы любви, патриотизма, ценности жизни, доброты, счастья. В советское время воспитательные задачи во вмногом были продиктованы идеологизированным подходом советской эстетики и этики, темы нравственности принято было рассматривать в соответствии с кодексом строителя коммунизма. После распада СССР и перестройки образование оказалось в сложной ситуации отсутствия идеологической политики, которая бы диктовалась сверху. С одной стороны, это освободило педагогику от жестких рамок советской идеологии. С другой стороны, вопросы воспитания и формирования системы ценностей современного молодого поколения были пущены на самотек.
В настоящее время педагогика в целом и педагогика искусства в частности должны самостоятельно формировать воспитательный компонент образовательного процесса. Мы не имеем единой системы воспитательной работы, и каждый образовательный округ, каждая школа организуют воспитательную работу в соответствии со своим пониманием этого круга задач. Такой подход, вернее, его отсутствие, оставляет без внимания формирование целостной системы ценностей современных детей и подростков. Программы по искусству и мировой художественной культуре изобилуют фактическим материалом, перенасыщены сведениями о развитии культурных явлений и артефактов, оставляя без внимания нравственные идеалы и систему общечеловеческих ценностей.
Темы нравственности, духовных идеалов незаметно исчезли из поля зрения педагогики последних десятилетий. О духовном воспитании не принято говорить на педагогических конференциях и семинарах, хотя традиционно в русской культуре именно педагог, учитель был человеком, преподающим нравственность.
В эпоху массовой культуры и безграничного информационного пространства образованию необходимо сформировать собственную позицию по вопросам формирования системы духовных ценностей. Речь не идет о жестко структурированной системе идеологического воспитания, свойственной тоталитарным государствам. Современное общество нуждается в разработке определенных тем, в основе которых лежит воспитательная идея формирования нравственных идеалов средствами искусства. Эти темы могут использовать материал культурного наследия конкретного исторического периода или определенной тематики.
В статье предлагается материал по использованию исторического и культурного наследия военной песни для организации бесед или уроков о величии патриотического отшения к Родине, о ценности человеческой жизни. Мы не предполагаем детальной тематической разработки каждого урока или беседы, поскольку многие темы или нюансы проведения занятий преподаватель выбирает сам в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Наша задача заключается в том, чтобы показать безграничный нравственно-педагогический потенциал этой темы, которая позволяет ввести учащихся в круг нравственных проблем.
Слушая песни о Великой Отечественной войне, погружаясь в их особую атмосферу, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза в День Победы 9 мая 1945 года. Не случайно именно этот праздник был и остается поистине всенародным. Из всего цикла праздников Советской эпохи именно День Победы уцелел в пост-советское время, когда рухнула идеологическая подоплека демонстраций, и многие праздники утратили свою значимость. Только День Победы воспринимается как истинно народный праздник национальной самоидентификации, культурной памяти, общегосударственного наследия. Незаметно для идеологов советской эпохи праздник перешел в разряд народных и стал частью не идеологического, но нравственного и национального сознания людей.
До сих пор День Победы и все, связанное с Великой Отечественной войной, воспринимается как знак всенародной трагедии и всенародного триумфа. Именно поэтому военная тематика так важна в образовательном и воспитательном пространстве современной школы. Задача педагогики в настоящее время заключается в использовании воспитательного и нравственного потенциала народной культурной памяти для формирования культурной и нравственной самоидентичности молодежи.
Созданная как идеологический инструмент во время войны, военная песня стала явлением российской народной культуры XX века. Она вышла из-под контроля идеологов социалистического строя и начала жить по своим законам народного искусства и творчества незвисимо от разнарядок и постановлений. На домашних праздниках или торжественных событиях военные песни звучат как выражение чувств людей.
Военная песня создавалась в годы Великой Отечественной войны, отражая трагедии и надежды того времени. Исполнители военной песни были всенародно любимы. Их имена становились легендами, и образы Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Леонида Утесова стали символами военной лирики и героизма.
Военную песню продолжают создавать и после окончания войны. Музыкальная жизнь каждого поколения ознаменована созданием новых песен, которые передавали эстафету памяти от поколения к поколению, вписывая новые страницы в послевоенное культурное пространство.
После войны этот жанр развивался в различных направлениях: к созданным в годы войны песням постоянно добавляются песни-память, песни-воспоминания, песни-чествования, песни-марши. Каждое новое поколение авторов и исполнителей добавляло свои чувства и переживания о теме народной войны. Например, песня «День Победы», созданная в 1975 году и впервые исполненная Львом Лещенко, стала символом памяти о войне и вошла в арсенал мировых военных маршей. Авторская песня стала лирической летописью всего пережитого и прожитого как на войне, так и после нее. Ее авторами и исполнителями могли быть как участники войны, например, Булат Окуджава, так и люди, не участвовавшие в Великой Отечественной: Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. В репертуаре эстрадных исполнителей советского периода военная песня занимала особое место. Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Юрий Антонов известны как яркие исполнители военной песни. В последнее время не только эстрадные, но и оперные исполнители обращаются к великому наследию военной песни. Так, всемирно известный баритон Дмитрий Хворостовский в 2003 исполнил в Кремлевском Дворце съездов программу «Песни войны», а в 2004 выступил с концертом на Красной площади. Эти концерты и записи получили широкий резонанс и в какой-то степени возродили интерес к этому жанру.
Сила эмоционального воздействия военных песен такова, что они становятся основой театральных постановок. К тематике войны постоянно обращаются художники современности. В век массовой культуры создаются фильмы, напоминающие об этом периоде истории России. Так, режиссер Ирина Орлова, обратившись к рассказам Андрея Платонова, в 2009 году создала фильм «Свет жизни», трагическую и лирическую повесть-притчу о судьбах героев в первые годы после войны. В театре «У Никитских ворот» под управлением Марка Розовского в 2010 году к 65-летию Победы был поставлен спектакль «Будь здоров, школяр!», основанный на военных песнях Булата Окуджавы, которые создают ткань военных событий.
Список произведений о войне бесконечен как бесконечна боль и память о самой войне, однако особое место занимает именно песня. Роль военной песни до сих пор не рассматривалась в педагогической литературе и практике. Мы считаем необходимым обратить внимание и проанализировать не только сам феномен военной песни, но и ее педагогический потенциал как воспитательного явления. При таком подходе активизируется видение военной песни как наследия народной культуры, которое из поколения в поколение передает историческую память о прошлом. В процессе внимательного и чуткого анализа у учащихся возникает чувство сопричастности прошлым событиям, сопереживание событиям, о которых рассказывает песня.
Тема войны всегда сложна для проведения урока, особенно в старших классах, поскольку требует глубоких знаний исторических фактов, а также понимания роли каждой личности в стремлении к победе. Несмотря на трудности преподавания, тема необходима для формирования исторической памяти детей, для осознания себя частью национальной и мировой культуры, для развития сочувствия людскому горю и страданиям, для развития нравственных идеалов без громких слов и нотаций. Именно поэтому необходим разговор о войне с личностных позиций, которые мы видим, например, в песнях Булата Окуджавы, прозе Юрия Богомолова, фильмах Андрея Тарковского.
Однако именно песня играет особую роль в истории довоенного и послевоенного времени. В целом феномен песни имеет неоценимое воздействие на слушателя с давних времен, гармоничное сочетание мелодии и стихов производит яркое впечатление на психику человека. Краткость исполнения, глубина содержания поэтического текста придает этому жанру особое эмоциональное воздействие на слушателя. Особенно это было важно в годы войны, когда песня с ее мелодизмом и поэтикой передавала чувства участников войны, вселяла надежду, рассказывала об «огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах», помогала выжить в нечеловеческих условиях среди смерти и боев.
Процесс восприятия военной песни как явления культуры можно разделить на три компонента эстетического опыта. Первый, информационный, включает знания о войне, привязку к какому-либо событию, информацию о создании песен, историю жизни конкретного произведения. Это позволит создать содержательный фонд, своего рода базу данных, на основе которой будет проводится дальнейшая работа.
Второй компонент – процесс восприятия исполнения произведения во всем комплексе эмоций, чувств, мимики и других выразительных средств исполнителя. Этот процесс должен быть продуман и не нарушен никакими помехами. Важен общий настрой процесса восприятия и уважительное отношение к исполнению как факту культуры.
Третий компонент – эмоционально-эстетический отклик: чувства слушателя, собственные впечатления и размышления о воспринятом. Важно ценить чувства слушателей, ведь зачастую эмоциональный отклик требует внутренней работы и времени. Выражение впечатлений и размышлений возможно лишь по желанию, без нажима и обязательности. Как правило, в аудитории есть и желающие выразить вслух свои впечатления, и те, кто молча переживает свои впечатления. Можно предложить различные варианты выражения впечатлений (устные, письменные, диалоговые), что позволит развить эмоционально-эстетический отклик без давления и принуждения.
Говоря о возможных подходах к преподаванию военных песен, нельзя не сказать об их тематике, что позволит подобрать точный настрой и материал для каждого отдельного урока. Военные песни отражают общечеловеческие вечные темы (приводим лишь небольшой список тематических примеров):
 верность родине и долгу несмотря на тяготы войны: «Вот солдаты идут» (муз.К.Молчанов, сл.М.Львовский), «Дороги» (муз.А.Новиков, сл.Л.Ошанин), «Заветный камень» (муз.М.Матусовский, сл.А.Жаров);
 гордость за свою родину: «Моя Москва» (муз.И.Дунаевский, сл.М.Лисянский-С.Агранян), «Катюша» (муз.М.Блантер, сл.М.Исаковский).
 память: «Где-то далеко» (муз.М.Таривердиев, cл.Р.Рождественский) «На сопках Маньчжурии» (муз.И.Шатров, сл.А.Машистов), «Одинокая гармонь» (муз.Б.Мокроусов, сл.М.Исаковский), «Журавли» (муз.Я.Френкель, сл.Р.Гамзатов).
 верная военная дружба: «На безымянной высоте» (муз.В.Баснер, сл.М.Матусовский).
 любовь, родные, семейное счастье: «Темная ночь» (муз.Н.Богословский, сл.В.Агапов), «Случайный вальс» (муз.М.Фрадкин,сл.Е.Долматовский), «Последний бой» (муз. и сл.М.Ножкин).
Все они противопоставляются смерти и войне, которая угрожает существованию того, что ценно для человека и его близких. Самое главное и самое страшное противопоставление, которое лежит в основе песен о войне – это противопоставление жизни и бессмысленной мгновенной смерти. Все, что дорого человеку, вся вселенная личностного мира вмиг обрывается по воле войны. При всем трагизме эта смерть не бессмысленна, поскольку она является жертвой во имя жизни, во имя родины, во имя тех простых радостей, которых лишает людей война. Именно песня с ее лаконическим лиризмом позволяет выразить самое сокровенное и дорогое. Песня не боится затронуть высокие чувства патриотизма или любви, ей доступны все темы. В педагогическом смысле это позволяет показать проникновенную выразительность каждой песни. Это своего рода рассказ в миниатюре, в процессе прослушивания которого мы разделяем чувства и мысли исполнителя. Героями и персонажами военных песен являются, как правило, простые люди, которые тоскуют по родным, мечтают о любви и мирной жизни. И тем не менее, они продолжают «дело войны» во имя Родины и той мирной жизни, которую они защищают.
Каждая военная песня, будь это марш, баллада или лирическое размышление, может послужить поводом для разговора о самом главном в жизни, о том, что является для человека ценностью в духовном смысле этого понятия. Высокий эмоциональный заряд, яркость поэтического языка и сконцентрированная краткость выражения являются тем педагогическим потенциалом, который лежит в основе этого жанра. В статье мы сознательно избегает теоретических выкладок и цитирования. Важна постановка проблемы, поскольку в настоящее время необходимо обратить внимание молодого поколения на те нравственные проблемы, которые лежат в основе человеческой жизни. Особенно это важно в пост-советскую эпоху, когда духовное и нравственное воспитание осталось без внимания учреждений образования.
Для формирования содержания урока нет конкретных приемов и рекомендаций. Как известно, сила личностного восприятия и сопереживания зачастую более значима, чем набор фактов или информации. На наш взгляд, важно, чтобы учитель выбрал песни и исполнение, близкие лично ему. В этом случае все, что он скажет и о чем расскажет учащимся, будет окрашено силой его эмоционального восприятия. А это является самым главным в разговоре о нравственности и духовных ценностях.
Мы предлагаем лишь общую характеристику военных песен с точки зрения их места в культуре России, жанрового разнообразия и типологии содержания. Остальное – выбор ведущего. И именно этот выбор определит характер беседы, который может быть личностным, героическим, событийным. При таком подходе занятия о военной песне возможны на различных уроках гуманитарного цикла: история, литература, мировая художественная культура, классный час. При системном комплексном подходе серия или цикл таких занятий могут стать базовым компонентом для проведения воспитательной работы в школе в течение года:
 организация работы школьного музея,
 встречи с ветеранами и людьми творческих профессий,
 выставок,
 литературных композиций и театральных постановок,
 конкурсов рисунков, фотографий, материалов о войне.
Учитывая технические возможности современных технологий, интересна организация конкурсов или проектов материалов интернет-сайтов, презентаций, коллажей или композиций.
В конце статьи приведен краткий список литературы и аудио-дисков, которые можно использовать для подготовки занятий и мероприятий о военной песне. В дальнейшем мы планируем более детальную разработку воспитательного и нравственного потенциала военной песни с рассмотрением содержательного и методического наполнения этой идеи.
Литература
1. «Друзья-однополчане». О песнях, рожденных войной. М., Воениздат, 1974, 254 с.
2. «Любимые фронтовые песни». Audio CD, 2010.
3. «Песни, опаленные войной». М., Воениздат, 1984, 236 с.
4. «XX век. Ретропанорама. Священная война». Audio CD, 2008.