Традиционно образовательные программы музеев создаются музейными работниками с точки зрения использования музейных коллекций. В то же время существует вполне сформировавшаяся сфера учебной деятельности, которая использует потенциал музеев (коллекций, выставок, образовательных программ, лекториев, экскурсий и т.д.). С другой стороны, эта сфера педагогической деятельности, о которой и пойдет речь в статье, использует потенциал музея в соответствии с четкими учебно-воспитательными задачами определенной школьной программы. Она сформировалась и активно развивается в школах. Ее создателями и активными разработчиками являются учителя самых различных предметов. И если сотрудники музеев создают экскурсионные программы, опираясь на собственное видение целей и задач работы с аудиторией, то учителя используют и предлагаемое музеями, и создают свои материалы. Таким образом, в современном педагогическом и музейном пространствах учебные программы существуют в школах и в музеях параллельно. Противоречие заключается в том, что в настоящее время для описания всех типов образовательных музейных программ традиционно используется термин “музейная педагогика”. Однако термина, который бы отражал школьную учебную деятельность, связанную с музеем, не существует. Это создает неясность в разграничении сфер деятельности музея и школы, что создает необходимость введения нового термина. В статье предлагается рассмотреть новое понятие в системе школьного использования музеев в учебных целях - “педагогическое музееведение” - термин, который соответствует именно сфере теоретической, методической и учебной школьной деятельности во взаимосвязи с музеями.
Используемый термин “музейная педагогика” - отрасль педагогической науки и научно-практической деятельности музеев, основы которой были заложены еще в начале XX века в разных странах мира [1], [4], [9]. Современная музейнвя педагогика определяется как “научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, а также практических работников музеев нехудожественного профиля” [11, 7]. Музейная педагогика трактуется достаточно широко, “как развитие человека, образование ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностных отношений к миру” [11, 7]. Б. А. Столяров отмечает, что для художественных музеев эта деятельность ориентирована на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, в условиях музейной среды ) [10, 106]. Эта деятельность является удобным средством интеграции школьных предметов естественнонаучного и гуманитарно-художественного циклов, субъектами которой являются музейный педагог, му¬зейный предмет, зритель [10, 106]. Несмотря на то, что учитель не включен в определение, его роль включена в систему музейной деятельности как “основа для педагогического сотворчества” [10, 173].
Междисциплинарный интегративный подход в определении музейной педагогики сохранился и в современном понимании: музей рассматривается в контексте образовательной системы, значение которой определяется тем, что она “предлагает путь осмысления всех видов музейной деятельности в педагогическом аспекте” [10, 15]. (Безусловно, эта дисциплина не является новой, поскольку ведет свое начало к экспериментам ученых и практиков начала XX века, а также теоретическим обоснованиям 70-х годов XX века. То, что является действительно новым и в этом определении, и в самой дисциплине, - это активизация педагогического аспекта музейного дела). Музейную педагогику рассматривают в контексте работы музея как “совокупность научных концепций и принципов, определяющих смысл и стратегии музейного образования и методологические основания реализации образовательной деятельности в музее” [8] или более узко как педагогическую технологию [3], что ограничивает спектр работы по организации взаимодействия школы и музея. Педагогическая технология, будучи эффективным методическим инструментом, не предполагает создание новых концепций или стратегий, а действует в четко установленных границах. Такой подход усиливает путаницу в терминологии, делая синонимичным название дисциплины и педагогической технологии. В целом музейная педагогика остается и развивается в рамках музейной деятельности.
На наш взгляд, определение, предложенное В. Ю. Борисовым, наиболее точно отражает содержание этой дисциплины: “музейная педагогика – это особый процесс представления посетителю культурных ценностей с целью погружения (соучастия, сопереживания) последнего в представляемую тему, событие или исторический период средствами информационнокоммуникативных и интерактивных технологий” [1, 156]. Рассматривая современное состояние образовательной, учебной и досуговой деятельности в музее, В. Ю. Борисов намеренно отделяет музейную деятельность от педагогики, предлагая термин “музейная презентация”, чтобы избежать смешения терминов. Как отмечает Борисов, он “не противник работы, которую проводят музеи под видом музейной педагогики, но против наименования досуговых, культурно-просветительских и развлекательных экскурсионных мероприятий именем «педагогика». Это нивелирует и дискредитирует саму педагогику как целостную систему обучения, воспитания и развития”. В. Ю. Борисов справедливо отмечает, что термин “музейная педагогика” появился как дань процессу активизации музейной деятельности в различных направлениях, когда в 70-80-е годы музеи как бы заново открывали себя [1, 157].
Происходил процесс самоосознания музеями своей роли в социокультурном пространстве. За прошедшие десятилетия эти первые шаги развились в полнокровные направления деятельности музеев с разветвленной научно-практической базой. Современные музеи - это, по определению Н. В. Нагорского, “открытая социально-педагогическая система” [5], открытая для экспериментов и нововведений. Именно поэтому наступил период теоретического осмысления накопленного материала, поиск новых терминов, которые бы более точно, а не общо, как раньше, отражали сформировавшиеся в процессе смелых экспериментов явления. И если с точки зрения музейной деятельности В. Ю Борисов выражает предположение об изменении терминологии деятельности на базе музея, то с точки зрения учебного процесса нам важно отразить первоначальную роль школы при использовании музея в учебном процессе [1, 157].
В настоящее время, при большом накопленном опыте теоретических исследований и практических разработок термин музейная педагогика требует не только более точного определения, но и более аккуратного использования. Невозможно называть музейной педагогикой все, в работе чего вовлечен музей. Необходимо точно определить границы этого термина. Для других форм деятельности, в которых музей используется, но не является ведущим агентом, необходимо создать новое терминологическое поле. В нашем случае мы имеем в виду работу школы, в учебную деятельность которой включены разнообразные занятия, связанные с музеем: использование материалов коллекций на уроках, посещение музея с учебной целью - проведение урока в музее, использование интернет-сайта музея. Музей действует как отдельное, не связанное с учебным процессом учреждение, хотя он активно используется школой как учебное пространство.
Обратимся к пониманию роли музея в учебной деятельности, так как музей, являясь социальным и образовательным институтом, непосредственно связан со школой: учащиеся регулярно посещают музеи в рамках образовательных программ музеев, учителя ссылаются на коллекции. Школа рассматривает музей как учебный ресурс, куда можно привести учащихся и с учебными, и с воспитательными целями. Но при этом возникает противоречие, связанное с потребностями школы и разрабатываемыми музеями программами. Музейные работники основываются в их создании на особенности коллекции, исследовательскую работу музея, а зачастую и на свои собственные предпочтения. Некоторые программы могут соответствовать учебной программе школы, но только в общем плане, без конкретной привязки к определенному классу или теме. Несмотря на то, что музеи предлагают разнообразные варианты экскурсий, которые могут совпадать с тематикой учебного плана школы, школьные группы приходят в музей, как в гости. Преподаватели и учителя отмечают ограничения в вариативности музейных программ. И даже если школа делает запрос на определенную тему экскурсии, она зависит от того, что предлагает музей. Произошло то, о чем писал, предупреждая, Б.А. Столяров: постепенно в советской, а затем и российской традиции “сформировалось убеждение в том, что работа с учащимися, равно как и с другими категориями посетителей, — прерогатива исключительно музейного сотрудника” [10, 38]. К сожалению, это так, и музей на данный момент представляет собой достаточно закрытую систему, в которой учитель - пассивный гость.
Международные специалисты также видят свою миссию с точки зрения роли музея, организации деятельности и подготовки кадров в музее и для музея. В начале 2020 года мы провели серию интервью среди специалистов трех мировых музеев - Галереи Уффици (Флоренция, Италия), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, Россия) и Метрополитен-музея (Нью-Йорк, США). В интервью обсуждалось понимание музейной педагогики образовательными центрами музеев, круг их деятельности, особенности работы со школами, стратегии и проблемы современной музейной педагогики.
Рководители Центра образовательных программ Галереи Уффици Сильвия Маскальки и Анна Соффичи отмечают особую роль изучения культурного наследия в музейном образовании, социальную активность посетителей, в которой происходит объединение общественной и культурной перспектив, а основной задачей считают формирование гражданской и национальной идентичности в культурной среде города с вековыми традициями мирового искусства [7, 5].
Директор Учебного центра ГРМ, Б. А. Столяров, рассматривает музейное образование как воспитание профессиональных кадров для работы в музеях и отмечает два аспекта музейного образования: профессиональное музейное образование и музейное образование как дополнительная специализация музейных работников. Первое должно осуществляться совместно вузом и музеем и заключается в подготовке специалистов в области дополнительного образования, а второе - это специализация для дополнительного профессионального образования [7, 1]. Таким образом, Русский музей рассматривает музейную педагогику как образовательную деятельность музейных работников.
Директор образовательных программ Метрополитен-музея Сандра Джексон-Дюмонт определяет этот термин как динамичную область работы, которая происходит и в самом музее, и вне музейного пространства. Главной особенностью этой работы является то, что она связана с учебными программами школ. Этот процесс, который “говорит с сердцами и умами посетителей, соединяя экспонаты коллекции с проблемами и идеями”, может принимать различные формы, такие как перформанс, преподавание в галерее или беседа в галерее; преподавание на основе учебной школьной программы или университетское преподавание [7, 12]. Таким образом, Метрополитен-музей работает в рамках термина “музейное образование”, рассматривая его как область обучения практико-ориентированную на учебную деятельность, на тесную взаимосвязь со школами.
На наш взгляд, не имеет смысла бороться с установившейся традицией, да и поменять укоренившийся термин практически невозможно. Выходом из сложившейся ситуации может послужить создание термина, отражающего эту ситуацию: для описания школьного учебного процесса с использованием музеев использвать термин “педагогическое музееведение”, а для музейной деятельности – “музейная педагогика”. Новый термин, используя ссылку на музееведение, включается в нее как сфера взаимодействия школы и музея, где инициатива принадлежит школе. Общее музееведение изучает музей как репрезентативный институт социальной и культурной памяти. На его базе формируются дисциплины, изучающие профильные музеи. Итак, педагогическое музееведение - это научная дисциплина, которая является частью музееведения и изучает интегрированное взаимодействие школы и музея для осуществления учебной деятельности в рамках школьной программы с использованием ресурсов музея. Объект педагогического музееведения — совместная деятельность школы и музея для организации и проведения учебных занятий со школьниками на базе музея. Сами занятия могут иметь моно- и междисциплинарный характер и проводиться и в школе, и в музее. Коллекция музея становится основой для формирования учебного содержания и ее использование сообразуется с учебно-воспитательными целями и задачами школьной программы. Совместная деятельность планируется и осуществляется школьными педагогами-культурологами, которые взаимодействуют с музейными педагогами и кураторами музеев. Предмет школьного музееведения — объективные закономерности, относящиеся к планированию, организации и осуществлению учебных форм изучения культурного наследия посредством музейных объектов.
Педагогическое музееведение находится на стыке педагогики и музееведения, используя терминологию, методологию и практические приемы, которые способствуют осуществлению учебно-воспитательной деятельности школы. Необходимо формировать эффективную совместную деятельность школы и музея [2], теоретико-методологические аспекты работы педагогического музееведения, использование социокультурного пространства как фона взаимодействия школы и музея [6], модели и векторы организации взаимодействия [12], [13].
Направлениями развития педагогического музееведения должны стать как профессиональное, так и теоретико-методическое наполнение. Необходимость профессионального обеспечения кадрами в школах ставит вопрос о специализации педагогов в этой сфере. Музейные педагоги работают внутри структуры музея, и школа остается вне этого контекста после того, как группа покидает музей. Школе необходимы специалисты, работающие внутри учреждения, знающие и контингент, и особенности учебных программ. На данный момент нет терминологии для определения работы школьных учителей-организаторов. Для обознаяения такого типа работы и функциональных обязанностей предлагается формирование специализации “педагог-культуролог” в списке педагогических дисциплин. Этот процесс можно сравнить с появлением специализации учителя мировой художественной культуры, которая также сначала появилась как неформальная, подвижническая, но после стала частью учебного функционала. Специализация педагога-культуролога должна стать не отдельной должностью, но обозначить уже существующую ситуацию: отразить тот функционал, который выполняют учителя: дополнительные обязанности по организации посещений музеев, мемориалов, достопримечательностей, создание программ “Урок в музее”, включение музейных посещений в учебную программу класса и школы, - словом, учебную деятельность по освоению социокультурной среды, частью которой являются и музеи.
В статье было рассмотрено современное состояние, в котором находится процесс взаимодействия школы и музея. Проанализировав существующие определения понятия музейная педагогика в соотношении с учебной деятельностью школы и на основе проведенного исследования сделан вывод о необходимости создания и использования в научно-практической традиции новой терминологии, отражающей сформировавшийся процесс учебного взаимодействия школы и музея. Ясно одно - условия современной жизни требуют активного взаимодействия школы и музея на равноправной основе. Взаимосвязь и взаимодействие школы и музея не только важно, но и особенно актуально в пространстве информационного общества с доминирующим компонентом визуальной культуры. Развитие творческого взаимодействия школы и музея дополнит среду каждого из этих социальных институтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов, В. Ю. Чему учит музей, или что такое музейная педагогика [Электронный ресурс] / В. Ю. Борисов // Педагогика искусства. – 2017. – № 4. – URL: art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/borisov_150-159.pdf (дата обращения: 14.06.2020).
2. Иванова, О. В. Научно-методическое обеспечение взаимодействия образовательных организаций и музеев. Диссертация кандидата педагогических наук. [Текст] – 2019. – 248 с.
3. Кетова, Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология [Электронный ресурс] / Л. В. Кетова // Человек в мире культуры. – 2012. – №4. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (дата обращения: 14.06.2020).
4. Макеева, И. А. Педагогические аспекты музейной деятельности: историко-теоретический анализ [Электронный ресурс] / И. А. Макеева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – №3 (40). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-muzeynoy-deyatelnosti-istoriko-teoreticheskiy-analiz (дата обращения: 21.06.2020).
5. Нагорский, Н.В. Музей как открытая педагогическая система [Текст] / Н. В. Нагорский // Педагогика. – 2005. – № 5. – С. 27 – 34.
6. Олесина, Е. П., Полюдова, Е. Н. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему. [Электронный ресурс] / Е. П. Олесина, Е. Н. Полюдова // Педагогика искусства, . – 2019. – № 4. – URL:http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/olesina_polyudova_120-128.pdf (дата обращения: 14.06.2020).
7. Полюдова, Е. Н. Музейная педагогика и музейное образование. Интервью о роли музейного образования в современном мире. Проведено Е. Н. Полюдовой. [Текст] / (архив автора). — Монтерей — Санкт-Петербург, Флоренция, Нью-Йорк, — 20.01.2020 — 15 с.
8. Сапанжа, О. С. Музейное образование и музейная педагогика в Российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание [Электронный ресурс] / О. С. Сапанжа // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №1. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynoe-obrazovanie-i-muzeynaya-pedagogika-v-rossiyskoy-akademicheskoy-traditsii-i-praktike-muzeynogo-dela-granitsy-ispolzovaniya (дата обращения: 09.06.2020).
9. Словарь музейных терминов: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. О. И. Захарова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т. – 2013. – URL: https://structure.sfu-kras.ru/files/structure/docs/slovar_muzeynyh_terminov.pdf (дата обращения: 12.06.2020)
10. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. [Текст] / Б. А. Столяров — М.: Высш. шк., 2004—216 с. — с. 29.
11. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике Монография. Рос. ин-т культурологии. [Текст] / М. Ю. Юхневич. – М., 2001. —223 с.
12. Olesina, E., Polyudova, E. Educational Model of Socio-Cultural Environment in Museum Pedagogy [Электронный ресурс] / Е. Olesina, Е. Polyudova // EDULEARN19 Proceedings. – 11th International Conference on education and New Learning Technologies. – Palma, Spain. – 1-3 July, 2019 IATED, 2019. – Рp. 792-798. URL: https://library.iated.org/view/POLYUDOVA2019EDU (дата обращения: 10.06.2020).
13. Olesina, E., Polyudova, E. Museums and Schools: Vectors of Interconnection [Электронный ресурс] / Е. Olesina, E. Polyudova // Cambridge Series Applied Research International Conference on Sustainable Development 2019. – Cambridge Series 15th-16th July 2019 Conference Proceedings/ – pp. 24-39. URL: https://arintconferences.com/wpcontent/uploads/2019/08/Conference-Proceedings-Cambridge-Series-July-2019.pdf (дата обращения: 10.06.2020).