О Надежде Николаевне Доломановой (1870—1942) сохранилось мало сведений, ее педагогическая деятельность не была предметом научного исследования. Между тем, она была составителем музыкальных сборников и автором методических пособий по музыкальному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, вела активную деятельность по распространению идей организации массового музыкального воспитания на высоком художественном уровне.
Известно, что Н.Н. Доломанова преподавала курс «Музыка, пение, искусство речи, рисование, лепка, ручной труд» в Педагогическом институте дошкольного образования (г. Ленинград), работала в гимназиях и пансионах, проводила занятия хоровым пением с девочками-мастерицами из артельной мастерской женских рукоделий и учащимися Василеостровского коммерческого училища, давала концерты для детей. Написала слова к нескольким песням и хорам Ц.А. Кюи, его детской опере «Иванушка-дурачок», пьесе с музыкой для детей «Елочкин сон» А.Т. Гречанинова. В работе по составлению музыкальных сборников сотрудничала с С.М. Майкапаром. С уверенностью можно говорить о том, что Надежда Николаевна живо интересовалась происходящим в педагогике и музыкальной жизни. В частности ей были известны исследования о музыкальных проявлениях детей, начиная с младенческого возраста, работы в области развития детского голоса и др. [1, 2]. Ее высказывания о воспитании вкуса указывают на знакомство с музыкально-критическим наследием В. В. Стасова и А. Н. Серова. Она хорошо знала немецкий язык и делала переводы текстов для своих сборников.
В письмах к М.С. Керзиной композитор Ц. А. Кюи тепло и с уважением отзывался о Н.Н. Доломановой, которая была его соратником в поздние годы жизни: «Есть у меня, дорогая, приятельница Доломанова, к которой отношусь с большой, серьезной, симпатией. Немолодая она и некрасива, учительница пения, преимущественно хорового, преимущественно в пансионах и гимназиях, с детьми. Фантастически предана своему делу. Цель ее жизни с самых ранних лет развивать в детях музыкальность и заменить те пошлые, банальные песенки, которым их обучали, песнями тоже легкими, но музыкальными, изящными. … К этому добавлю, что страшно мне предана, недурно владеет стихом и все науськивает, чтобы я работал побольше для детей. … Захотелось мне написать еще третью (оперу-сказку — примеч. авт.) … но, по инициативе Доломановой, уже не на иностранный, а на русский сюжет. Она же и напишет текст» (1913 г.) [5, 432].
В своих тематических сборниках Н.Н. Доломанова много использовала произведения Ц.А. Кюи, включала их в методические разработки, сценарии музыкально-театральных постановок. В свою очередь композитор прислушивался к ее советам. Полно и многогранно творческие отношения Кюи—Доломановой описаны в статьях М. Е. Лапиной. В частности, раскрыта тема детства в музыкальном наследии композитора, введена в оборот переписка с разными адресатами, касающаяся творческого союза известного композитора и «учительницы пения» [6, 7, 8].
Н.Н. Доломанова занимала активную общественную позицию педагога-музыканта. На Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию
(1919 г.) она выступила в прениях по докладу Л.К. Шлегер. В короткой речи были обозначены основные задачи музыкального воспитания дошкольников и очерчен круг существующих проблем. Она подвергла критике игры с пением по системе Ф. Фребеля, приспособленные под реалии отечественных детских садов: «В настоящее время берутся невозможно антихудожественные песни, сопровождающиеся навязанными руководительницами жестами» [9, 77]. Обратила внимание участников съезда на засилье в детских садах суррогатного искусства, фабричных частушек. Подчеркнула необходимость использования в воспитании дошкольников воспитательного потенциала музыки: «Музыка должна проводить идеалы общественности, гармонии; музыка облагораживает душу ребенка, ее надо использовать как воспитательный рычаг» [9, 76]. Призывала подбирать детям для исполнения «художественный репертуар»: обработки народных песен, сделанные русскими композиторами, и «образцы классического репертуара» [9, 77].
Надежда Николаевна не была голословной. В 1923 г. вышло в свет ее методическое пособие с подробно разработанными музыкальными играми, хороводами и инсценировками для использования в работе с дошкольниками [2]. Материал систематизирован по возрастам (младший и старший дошкольный возраст), даны подробные рекомендации по организации и проведению игр. Музыкальное сопровождение подобрано из народных песен без аккомпанемента, русского и немецкого классического репертуара. В приложении напечатаны рукописные ноты.
Наиболее активно педагогические пособия Н.Н. Доломановой для руководителей музыкальным воспитанием дошкольников выходили в 1923 г.: «Музыка в дошкольных учреждениях. Пособие для руководителей», «Летняя работа дошкольника», «Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки» и несколько сценок для разыгрывания у новогодней елки. В них педагог-музыкант делилась собственным многолетним опытом работы. Методические рекомендации охватывали все практиковавшиеся в то время виды детской музыкальной деятельности. В некоторой степени ее книги выполняли функцию учебников, т.к. известно о преподавательской деятельности Надежды Николаевны в институте. (Первый учебник по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста для педагогических техникумов, написанный Н.А. Метловым в соавторстве с Л.И. Михайловой, вышел в 1935 г.)
Н.Н. Доломанову крайне заботила проблема репертуара, который исполняют и слушают дети разных возрастов. Для Надежды Николаевны понимание высокого музыкального искусства было счастьем, к которому необходимо стремиться в музыкальном развитии детей. Она не уставала призывать воспитывать у подрастающего поколения вкус: «Путем многолетнего опыта, преподавая пение в учебных заведениях, я убедилась в том, как вредно давать детям нехудожественную музыку, руководствуясь только тем, что это легко и приятно детям, как это портит вкус у детей и лишает их счастья понимать впоследствии высокое искусство — музыку» [11, 4.]. Термином «художественная музыка» Н.Н. Доломанова обозначала произведения, обладающие несомненными художественными качествами, в отличие от бульварной музыки и светских салонных арий.
Н.Н. Доломанова взяла на себя миссию составления нотных сборников из произведений композиторов-классиков, включая ее современников. В 1912 г. выпустила сборник для школьных хоров, собранный из вокальных произведений К.М. Вебера и Р. Шумана. В предисловии обозначила мотив, побудивший ее к данной работе: нехватка высокохудожественных произведений в детской музыкальной литературе. Подчеркнула, что произведения должны быть доступны детям для понимания и исполнения. Для этого ею был сделан адаптированный перевод с немецкого языка. В двух коротких абзацах предисловия обозначилась основные установки ее музыкально-педагогической деятельности [11].
Позже, в трудные послереволюционные годы, следуя своим принципам воспитания детей на классической музыке, Н.Н. Доломанова выпустила за счет собственных средств два сборника песен в помощь руководителям музыкального воспитания. В них она была составителем и переводчиком.
В сборник по временам года (весна, лето) вошли произведения Э. Грига, А. Гречанинова, Ц. Кюи, А. Лядова, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Обосновывая подбор произведений, Н. Н. Доломанова в предисловии пишет, что музыка поможет детям наблюдать за природой, т.к. между музыкой и природой много общего. Музыка звуками передает все типичное, характерное для природы. Подчиняясь реалиям жизни и новым потребностям общества, она подобрала произведения, форма выражения в которых не противоречит современной жизни. Демонстрируя высокую образованность и демократичность собственного воспитания, поставила важный для читателей-современников акцент на возможности использования культурного наследия детьми государства новой формации: «старая» и современная музыка могут передавать одинаковые эмоции и идеи. «Я полагаю, что современные дети, дети пролетариата, родившиеся в революционный период, имеют полное право использовать доставшуюся им в наследство от прошлого художественную музыку как и все достижения человеческой мысли и творчества в разных областях. В старых произведениях часто можно встретить те же идеи и эмоции, что и в новых, вполне соответствующие современности» [12, с. 1]. С точки зрения современной практики музыкального воспитания дошкольников, песни из этого сборника пригодны только для слушания и частичного подпевания некоторых фрагментов из-за сложности мелодий и широкого диапазона.
В сборник «Песни борьбы», рекомендованный автором для слушания и исполнения детьми на революционных праздниках, вошли народные песни и произведения композиторов А. Бородина, И. Брамса, Ц. Кюи, А. Серова, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Надежда Николаевна писала, что в этих песнях нет сентиментальности и лиризма, отвергаемых в данное историческое время, а есть отвага, смелость, готовность к борьбе. «Большие художники и в прежнее время вдохновлялись этими идеями, тем более что они, по своим взглядам и развитию, всегда были впереди своей эпохи» [10, с. 0].
Н.Н. Доломанова сформулировала задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Они звучат очень современно: «музыкально развивать»; воспитывать музыкальный вкус; удовлетворять музыкальные потребности детей; развивать музыкальный слух; приобщать к высокому искусству, знакомя с высокохудожественными музыкальными произведениями; создавать «запас» художественной музыки для исполнения и восприятия [1, 3-7]. Каким путем решить эти задачи? Прежде всего, «создать для ребенка атмосферу здоровой музыкальной красоты», остальное подскажет «педагогическое чутье каждой более или менее талантливой руководительницы» [1, 7].
Нельзя согласиться с критикой взглядов Н.Н. Доломановой, высказанной Г.Н. Дубогрызовой. Исследователь ставит ей в вину непризнание музыки как средства воспитания, желание изолировать детей от «плохой музыки» и создать вокруг ребенка атмосферу «музыкальной красоты» [4, с. 95]. Возможно, высокий стиль изложения всего, что касается музыки, ввел современного исследователя в заблуждение. Н.Н. Доломанова относилась к этому виду искусства возвышенно, с пиететом. В каждом методическом пособии и нотном сборнике можно найти ее высказывания о высокой воспитательной ценности музыки. Она призывала использовать в работе с детьми только высокохудожественную музыку, несущую эстетические и нравственные ценности, способствовать формированию хорошего вкуса и музыкальному развитию детей дошкольного возраста, растить их в красоте и гармонии [1, 4-7]. Эти установки соответствуют современным прогрессивным взглядам на музыкальное воспитание.
В педагогических трудах Н.Н. Доломановой прослеживается четкое понимание роли педагога в музыкальном развитии ребенка. Без указаний на деятельность педагога не обходится ни одна глава ее книг. Она видела необходимость в грамотных наставниках и осознавала недостаток специалистов для проведения музыкальных занятий с организованными группами детей. Поэтому в рекомендациях можно найти указания для педагогов владеющих каким-либо музыкальным инструментом и обладающих музыкальным слухом и певческим голосом и для тех, кто не имеет ни того, ни другого, ни третьего, но проводит с детьми музыкальные игры и поет песни. Свои разработки расписывала весьма подробно, чтобы любая «руководительница» могла ими воспользоваться.
Н.Н. Доломанова была убеждена, что заинтересовать детей музыкой может только педагог, любящий это искусство и благоговеющий перед ним. Выдвигала требования к «руководительнице музыкального воспитания» [1]:
— погрузиться в музыку и «укрепиться в вере» о ее высоком предназначении;
— заниматься самовоспитанием, изучая высокое музыкальное искусство и расширяя музыкальный кругозор;
— слушать много художественной музыки. Начинать с классиков, затем дополнять музыкальный багаж современными художественными музыкальными произведениями;
— пополнять знания по истории и теории музыки.
Вначале 1930-х гг. на Н.Н. Доломанову обрушились с критикой апологеты идеологически выверенной педагогики. К 15-летию дошкольного воспитания Ленинграда вышел сборник, составленный «группой методистов ГОРОНО и кафедры дошкольной педагогики Педвуза им. Герцена» [3]. Показателен раздел «Художественное воспитание», написанный художником К.М. Лепиловым (коллегой Н.Н. Доломановой по Педагогическому институту дошкольного воспитания) и музыкантом, старшим методистом г. Ленинграда по дошкольному воспитанию Н.Н. Нагель-Лапиной. В нем указывалось, что руководителями художественного воспитания после революции не был изжит буржуазный эстетизм, и только с 1927 г. оно стало строиться «в плане общего коммунистического воспитания» [3, 67]. В музыкальном воспитании дошкольников критиковались эстетические установки в отношении музыки как искусства, ритмическая система Ж. Далькроза, оторванность от содержания общей работы учреждения. Неудовольствие критиков вызвало использование в детском репертуаре песен «про “мотыльков”, “зайчиков”, “елочку”, “каравай”», детских балетов «“Снежинки”, “Весна”», детской оперы «Грибной переполох». Такая музыка, по мнению авторов, прививала детям «ложную фантастику, идеологию, чуждую рабочему классу» [3, 69]. Н.Н. Доломановой в вину были поставлены пропаганда «“искусства для искусства”», использование классической музыки, «игнорирование современных композиторов с новой тематикой и новым содержанием» [3, 70]. Парадоксальность ситуации заключается в том, что на смену критикуемым «зайчикам» и «елочкам» пришли «зайчики», «елочки», «кошечки», «рыбки», потому что эта тематика доступна детям дошкольного возраста.
С началом разработки системы массового дошкольного воспитания, в котором музыкальное воспитание стало неотъемлемой частью, существовала проблема доступного детям репертуара для исполнения. Об этом писала в 1917 г. В.Н. Шацкая, тщательно подбирая для работы с дошкольниками песни из имевшихся в обороте музыкальных сборников. Позже, в 1920—30-е гг. Н.А. Метлов адаптировал (облегчал) классический репертуар для музыкально-ритмических движений, игр с пением и т.д. В те же годы началась работа с композиторами по созданию современного песенного репертуара для детей, отвечающего их возрастным особенностям.
Н.Н. Доломанова еще до революции осознала проблему отсутствия доступного репертуара и пыталась исправить ситуацию. Именно это подтолкнуло ее к сотрудничеству с Ц.А. Кюи по сочинению детских вокальных произведений. Она настойчиво отстаивала позицию использования в работе с детьми только высокохудожественной музыки. Изменившиеся социальные, педагогические и музыковедческие установки сделали ее музыкально-педагогическую деятельность не востребованной.
Педагогическое наследие Н.Н. Доломановой было забыто. Ее взгляды не транслировались, а лишь вскользь упоминались в кратких исторических экскурсах диссертаций. Научная проблема воспитания детей на классическом искусстве вновь стала актуальной в 1990-е гг.
Переосмысливая педагогические взгляды Н.Н. Доломановой на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста можно утверждать их современность. (С поправкой на исторический период, уровень развития науки и практики дошкольного образования.) Современно звучат поставленные Н. Н. Доломановой задачи содействия общему музыкальному развитию детей, развитию музыкального слуха, ознакомлению с шедеврами музыки. Цельность ее взглядов обеспечивает убеждение, что музыкально развить детей и воспитать музыкальный вкус можно только на высокохудожественном репертуаре.
Оценивая человеческие качества Н.Н. Доломановой, необходимо подчеркнуть, что она была педагогом с активной профессиональной позицией. Она показала пример сотрудничества педагога и композитора по сочинению произведений для исполнения детьми. В советское время этот опыт позволил создать обширный музыкально-педагогический материал, доступный для работы в массовых детских садах.
ЛИТЕРАТУРА
Доломанова Н.Н. Музыка в дошкольных учреждениях. Пособие для руководителей. – М.-Пг.: Государственное издательство, 1923. – 72 с.
Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки. – Пг.: Изд-во «Мысль», 1923. – 79 с.
Дошкольное воспитание в Ленинграде за 15 лет: 1917 – 1932. — М.-Л.: Учпедгиз, 1932. – 120 с.
Дубогрызова Г.Н. Проблемы музыкального воспитания в педагогических работах 20-х годов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – № 3. – С. 93-96.
Кюи Ц.А. Избранные письма / Сост. И.Л. Гусин. – Л.: Музгиз, 1955. – 754 с.
Лапина М.Е. Тема детства в зеркале писем Ц. Кюи к Н. Доломановой // Молодой ученый. – 2014. – № 12 (71). – С. 412-415.
Лапина М.Е. Тема детства в творческом наследии Ц. Кюи (на материале «13 музыкальных картинок», op. 15) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – № 171. – С. 284-289.
Лапина М.Е. Феномен детства в культурном наследии Ц.А. Кюи // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. – 2015. – № 4 (25). – С. 73-79.
Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. Доклады, протоколы, резолюции. – М.: Государственное издательство, 1921. – 224 с.
Сборник песен борьбы / Сост. Н.Н. Доломанова. – Л.: Издание автора, 1926. – 36 с.
Сборник песен К.М. Вебера и Р. Шумана: для школьных хоров с сопровождением фортепиано / Сост. и перевод Н.Н. Доломанова. – Пг. и др.: Ю. Циммерман, [1912]. – 37 с.
Сборник песен по временам года для дошкольников и школьников / Сост. Н.Н. Доломанова. – Л.: Издание автора, 1926. – 135 с.