ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЖАРОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Административный директор, НП содействия личностному росту и психологическому здоровью населения «Центр эмоционально-образной терапии Линде Н.Д.», Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, аспирант ФГБНУ «Институт художественного образования» РАО, Москва

Аннотация: 
Автор статьи рассматривает понятие «педагогическое общение» в контексте представлений о коммуникативной культуре как значимом качестве современного учителя. Педагогическое общение - это не просто обмен информацией, это отношения между людьми, когда каждый выступает активным субъектом коммуникативной ситуации. Представление о педагогическом общении как составной части коммуникативной культуры важно тем, что в данном контексте акцентируется ценностный характер коммуникативного взаимодействия. Автор статьи выделяет критерии и характеристики педагогического общения. На основе исследования выделены проблемы педагогического общения у современных молодых учителей.

Одной из важнейших сущностных составляющих коммуникативной культуры
педагога является так называемое «педагогическое общение», которому присущи как
общие черты характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические ее
проявления в образовательном процессе. Взаимосвязь и взаимовлияние педагогической
деятельности и общения глубоко исследована в отечественной психолого-педагогической
науке. Так, например, Б.Г. Ананьев считает, что человек есть субъект трех основных
видов деятельности: труда, познания, общения. Особую роль в разработке идей
педагогического общения сыграли исследования В.А. Кан-Калика.
Педагогическую деятельность и общение рассматривают как две стороны
социального бытия человека, его образа жизни (Б.Ф. Ломов), интерпретируют в качестве
особого вида коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.). Среди
основных аспектов педагогического общения можно выделить: обмен информацией;
организацию взаимодействия; процессы восприятия и формирования образа другого
человека и установления взаимодействия (Г.М. Андреева и др.).
В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки
педагогического общения: А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как
«профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе
обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное
(если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического
климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и
отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива» [4].
И.А. Зимняя подчеркивает, что педагогическое общение «как форма учебного
сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих
учащихся» [1].
Среди особенностей педагогического общения следует отметить характер передачи
информации: ведь в ходе совместной деятельности учащиеся и педагоги не просто
обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр., в
этом процессе происходит развитие личности, что диктует и тщательный отбор
информации, и форму ее подачи, и усиление ценностной составляющей, и внимание к
потенциалу диалога в этом процессе [7].
Таким образом, педагогическое общение - это не просто обмен или движение
информации, это отношения между людьми, когда каждый выступает активным
субъектом коммуникативной ситуации. Педагогическое общение можно назвать
интегрированной деятельностью, в которой одновременно реализуются коммуникативная,
перцептивная и интерактивная функции и используются вербальные, изобразительные,
символические и кинестетические средства [4].
Кроме того, педагогическое общение разнонаправлено: оно бывает контактным и
дистанционным, информационным, побудительным, координационным и
устанавливающим отношения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Оно характеризуется полиинформативностью и высокой степенью репрезентативности.
В проводимом автором статьи исследовании особое внимание обращается на то,
что педагогическое общение является неотъемлемой частью коммуникативной культуры,
которая проявляется в потребности взаимодействия с другими субъектами, целостности и
индивидуальности, творческом потенциале педагога и его способности поддерживать
радостный характер коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим
субъектам.
Каковы критерии высокого уровня коммуникативной культуры педагога? Это
особая педагогическая наблюдательность, педагогический такт, педагогическое
воображение, общительность [3]; профессионально-педагогическая направленность,
обусловленная представлением о результате и результативности собственной
деятельности, потребностью в достижении вершин профессионализма и продуктивности.
Педагог с высокой коммуникативной культурой отличается умением активно
использовать свои эмоции, голос, речь, жесты, мимику для достижения поставленных им
педагогических целей.
Следовательно, это отражается и на стиле педагогического общения, в котором
педагог раскрывает свои умения управлять своими психическими состояниями,
педагогически действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к учащимся
и т.д.
Представление о педагогическом общении как составной части коммуникативной
культуры важно и тем, что в данном контексте акцентируется ценностный характер
коммуникативного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое
общение, будучи частью коммуникативной культуры, включает в себя лучшие образцы и
ценности поведения, мотивацию на самоактуализацию личности в избранной профессии,
понимание ее просветительской миссии.
В ходе исследования были выделены основные характеристики педагогического
общения как части коммуникативной культуры:
. готовность к согласованию и соотнесению своих действий с другими
участниками учебно-воспитательного процесса, принятию их взглядов и
мировоззренческих установок, аргументации, обсуждению проблемы;
. понимание и уважение мнений других участников учебно-воспитательного
процесса, умение регулировать отношения для создания диалогового пространства и
достижении единой цели образовательной или творческой деятельности, интернальный
локус контроля;
. потребность в расширении границ коммуникативной ситуации
занятия/внеурочной деятельности, способность сопоставлять точки зрения, умение встать
на позицию учащихся;
. стиль общения, отличающийся гибкостью, тактом, рефлексией,
открытостью, эмоциональностью.
В педагогическом общении, характеризующимся данными качествами, учитель
раскрывается как яркая творческая индивидуальность, способная вести равноправный
диалог, осуществлять в профессии свою смысложизненную функцию, обретая самого себя
в культуротворческой деятельности, выстраивая систему ценностей, которую через
педагогическую поддержку транслирует учащимся [5].
Важно подчеркнуть, что коммуникативная культура не является некой данностью,
это прежде всего процесс, следует говорить о постоянном развитии коммуникативной
культуры. Таким образом, этот процесс становится основой самодетерминации личности
педагога, целеполагания и самопреобразования. Самодетерминация определяет личную
ответственность человека за свои поступки, сознание, мышление, судьбу и т.д.
Все вышеизложенное дает возможность включить понятие «педагогическое
общение» в следующий категориальный ряд: общая культура личности [2], культура
педагогической деятельности, коммуникативная культура педагога, педагогическое
общение.
Практическая значимость изучения особенностей педагогического общения как
части коммуникативной культуры состоит в требовании современной социально-
образовательной ситуации к новым формам коммуникативного взаимодействия с
учащимися. Доминирующая ранее авторитарная позиция, основанная на представлении об
учащемся как об объекте педагогического воздействия, не просто не эффективна в наше
время, она чревата серьезными деформациями в учебно-воспитательном процессе, так как
вызывает отторжение и агрессию как учащихся, так и родительской общественности.
Более того, как показывает практика, развитие навыков педагогического общения
имманентно сохранению социально-эмоционального психического здоровья.
Педагог, находящийся на высоком уровне педагогического общения, способен
воспринимать проблемные ситуации в профессиональной деятельности не как источник
стресса, а как возможность проявления хорошей готовности к педагогической
деятельности, отношение к работе у такого педагога становится более устойчивым, более
стабильной становится и профессиональное самоопределение.
Коммуникативная культура, следовательно, может пониматься и как система
ценностей-регуляторов педагогической деятельности.
В проведенном исследовании было определено, что развитие навыков
педагогического общения предполагает реализацию нескольких направлений:
. овладение технологиями публичного выступления;
. развитие вербального и невербального самовыражения;
. развитие эстетической эмпатии и готовности к творческому соразмышлению
с другими участниками образовательного диалога;
. формирование навыков проблематизации содержания занятия.
Наблюдение за педагогическим общением современных молодых учителей
показывает, что в их деятельности одной из самых сложных является проблема
продуктивной монологической речи. В объяснениях на занятиях зачастую не хватает
эмоциональности, образности, яркого выразительного примера.
Между тем, известно, что эффективно только то объяснение, которое основано на
глубоких знаниях излагаемой проблемы, общей эрудиции и убежденности педагога. При
этом существенную роль играет качество речи, т.е. хорошая дикция, четкое
произношение. Важным условиями выразительности речи являются темп и интонация. На
эмоциональную выразительность оказывают заметное влияние невербальные компоненты
коммуникации, то есть мимика, жесты и т. д. Они передают эмоции и чувства говорящего.
Для продуктивного речевого воздействия важны также грамотность и логика
высказывания, т.е. общая культура речи, означающая умелое, свободное использование
всех средств и выразительных возможностей литературного языка.
Кроме того, искусство педагогического общения и его функции ярко проявляются
при разрешении конфликтов, в индивидуальных и коллективных беседах, протекающих в
формах дискуссии, полемики, споров.
Умение выслушивать учащегося, понимать его, искренне переживать за него
требуют от педагога выдержки, способности к саморегуляции [6]. Как видим,
педагогическое общение в контексте развития коммуникативной культуры включает в
себя практически все многообразие личных и профессиональных качеств и проявлений,
требуя постоянной работы над собой, рефлексии, совершенствования, саморазвития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов–на–Дону, 1997.
2. Кабкова Е.П., Стукалова О.В. Развитие культуры личности в современном образовательном
пространстве// Педагогика искусства: электронный научный журнал, № 2, 2008. – URL:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2008/kabkova_03-05-2008-2.htm
3. Лазарев М.А. Художественная картина мира как ведущий фактор духовного и эстетического развития
современной молодежи: анализ теоретических подходов // Педагогика искусства: электронный
научный журнал. – № 2, 2012, - http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-
2012/lazarev_12_june.pdf: 1-8 (0,5 п.л.). [12.06.2012]
4. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 1979. № 1.
5Леонтьев А.Н. Философия психологии: изучение научного наследия / Под ред. А.А.
6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.- М.: Изд. центр
«Академия», 2001.
7. Станкин М.И. Психология общения. - М.; Воронеж, 2000.