Педагогическое регулирование профессиональной инертности специалистов

Ласкин Александр Анатольевич

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и управленческого консалтинга, Высшая Школа Социально-Управленческого Консалтинга (институт), г. Москва
 

Аннотация: 
Статья посвящена вопросам регулирования профессиональной инертности специалистов - устойчивости «оборонительного» характера.

Раскрытие природы эффективной профессиональной деятельности обусловлены, прежде всего, чрезвычайной сложностью и многообразием связей между профессионализмом, профессиональным и служебным опытом, характеристиками самой личности специалиста и социальной средой осуществления профессиональной деятельности. Профессиональное развитие, карьера специалиста, нередко является итоговым, интергральным проявлением всех этих компонентов. В то же время приходится констатировать, что даже наличие всех этих компонентов еще не являются достаточным условием эффективной профессиональной деятельности, что проявляется через профессиональные деструкции и профессиональную инертность специалиста. Осложняет процесс изучения профессионального развития специалистов и то обстоятельство, что негативные явления профессиональной деятельности практически напрямую зависят от стажа и профессионального опыта специалиста. Приходится говорить о «возрастной» особенности профессиональной деструктивности и профессиональной инертности специалистов. Также существенное влияние на деятельность специалиста оказывают изменения профессиональной среды, усложнение или модификация профессиональных задач, изменение зон ответственности, что происходит в результате организационных реструктуризаций или изменения профессионального статуса или профессиональной сферы деятельности специалиста. На наш взгляд, актуальным становится изучение изменений, происходящих со специалистом в процессе смены профессиональной и служебной сферы деятельности, в том числе, на кризисных этапах его профессиональной деятельности. Прежде всего, речь идет об изучении профессиональных, служебных, а также социально-псхиологических установок высвобождаемых сотрудников, желающих продолжить профессиональную карьеру. Движущей силой формирования готовности выступает собственная активность специалиста его образование и профессиональная деятельность. Процесс профессионализации в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений. Данные моменты определяют направления исследования профессионализма специалиста и его профессионального развития на конкретном этапе жизнедеятельности. В данную модель профессионализации, с учетом стоящих перед нами задач изучения профессионального развития, необходимо включить: жизненные и профессиональные планы (стратегии) и связанные с ними, целевые ориентации. Рассмотрение профессионализации как двухстороннего процесса, с одной стороны, вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой, как процесса активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, позволило выделить направления его исследования: содержательное, динамическое и институциональное. «Специалист» — это подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств. Данная трактовка понятия «специалист» задает определенную структуру его действий — воспроизведение полученных, присвоенных умений и способов выполнения деятельности в любых ситуациях. «Профессионал» — характеристика человека, выражающаяся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации. Ведущими понятиями для характеристики человека как профессионала становятся «рефлексия» и «деятельностный способ существования». Профессионал есть результат самоактивности человека. «Профессионализация» отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути [1]. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития субъекта профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, анализ подходов и теорий профессионального развития субъекта деятельности, позволяет заключить: - одним из наиболее плодотворных направлений изучения процесса инертности является его исследование в контексте развития человека в зрелом возрасте и привлечения категории развития как объяснительного принципа; - успех преодоления инертности зависит от степени соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии; - процесс преодоления инертности рассматривается, как способ самореализации человека, становления его субъектности; - профессиональное развитие личности и преодоление инертности, происходит неравномерно и гетерохронно, присутствует и кризисная составляющая отношение к профессии, ее освоение и профессионально-педагогическая деятельность детерминируется и корректируется профессиональными, психологическими, физиологическими, медицинскими, социальными и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека, его жизнедеятельности. Разноречивость позиций, теоретических конструктов, подходов к определению движущих сил профессионального развития, периодичности, целей, форм, определяет необходимость создания концепции профессионализации специалиста и исследования преодоления инертности, с учетом кризисных этапов развития человека. Функция устойчивости может быть рассмотрена в качестве определенного «фундамента» для формирования профессиональной инертности. Действительно, в процессе прохождения профессионалом тех или иных этапов профессионального развития, которые могут являться и определенными кризисами, профессионал формирует механизм самозащиты – профессиональную устойчивость «оборонительного» характера. Таким образом, профессиональная устойчивость стагнирует и превращается не в позитивное, а в негативное явление, сопровождающее профессиональную деятельность специалиста. Мы выделяем данный механизм в качестве основоопределяющего механизма формирования профессиональной инертности. Данная дихотомия «устойчивость – неустойчивость», на наш взгляд, является основной для обоснования понятия «инертности» в плане изучения профессионального развития высвобождаемых специалистов. Необходимо понимать продуцирующие механизмы явления, выделяя причинно-следственную связь и особенности преодоления профессиональной инертности [2]. Профессиональная инертность – это негативная позиция специалиста относительно восприятия себя в профессии, которая характеризуется следующими моментами: - стремление к сохранению имеющихся позиций, нежелание перемен; - стремление к сохранению образцов прошлого опыта, которое противопоставляется приобщению к новым образцам профессионального опыта; - негативное отношение к любой другой профессиональной среде, кроме собственной; - предпочтение служебных отношений перед профессиональными. В процессе прохождения взрослым человеком тех или иных этапов профессионального развития профессионал формирует механизм самозащиты – профессиональную устойчивость «оборонительного» характера. Именно в данном случае профессиональная устойчивость стагнирует и превращается не в позитивное, а в негативное явление, сопровождающее профессиональную деятельность специалиста. Мы выделяем данный механизм в качестве механизма формирования профессиональной инертности. Профессиональная инертность – это негативное состояние специалиста относительно восприятия себя в профессии, которое характеризуется следующими моментами: - стремлением к сохранению образцов прошлого опыта, которое противопоставляется приобщению к новым образцам профессионального опыта; - негативным отношением к любой другой профессиональной среде, кроме собственной; - предпочтением служебных отношений профессиональным. Включение субъекта в деятельность, сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей и способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями возникают противоречия как между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития профессиональной деятельности субъекта, в том числе при прохождении различных этапов профессионального развития. Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности и сопровождаются различными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализацией функций вполне определенных совокупностей личностных свойств, однако особенности этих переходов, своеобразие личностных свойств на каждом из этапов конкретной деятельности, характер структурирования личностной сферы в динамике профессионализации — эти и многие другие вопросы взаимодействия личности и деятельности в процессе профессионализации требуют специального изучения [3]. Основной возраст высвобождаемых специалистов (свыше 40 лет) можно охарактеризовать как «зрелость», которая предполагает активность субъекта в профессиональном развитии. Увольнение такого специалиста порождает определенный кризис в его жизни, так как происходит «смещение» реального состояния и самовосприятия специалиста в сторону «пожилого возраста», тогда как в возрастном и профессиональном плане специалист находится на этапе «зрелости» и способен к активной профессиональной деятельности. Смысл жизни, с одной стороны, выражает стремления, с другой — является подтверждением реальных достижений. Это одновременно и оценка достигнутого, и планы на будущее. На данный этап профессионального развития специалиста, оказывают также важное влияние социальные стереотипы профессиональной деятельности. Исследуя особенности социальной среды высвобождающегося сотрудника, необходимо отметить, что увольнение является неким специфическим фактором, вызывающим изменение и самого социального статуса, и восприятия уволенным сотрудником себя и своего статуса. Данное состояние можно рассмотреть через дихотомию – «объект – субъект», показывающую противоположные попытки рассматривать социокультурную реальность сквозь призму либо объекта, либо субъекта. Ситуации, через которые проходит специалист, делят жизнь на отдельные этапы, внутри которых она течет спокойно, консервативно, распространяясь, скорее, в ширину, чем в глубину. Результат прохождения кризисной ситуации и инертность зависит от того, кто и когда принимает решение, и, если это решение принадлежит сторонней силе, то на уровне сознания результаты могут быть как существенными, так и ничтожными. Если проблема разрешена благодаря личным усилиям человека, то происходят существенные изменения его самого, его личности, его жизненных потенций. Изучая особенности профессионального мира, профессиональной среды специалистов правоохранительных органов, отмечаем, что речь идет о специфическом пространстве. С одной стороны, юридическая сфера предполагает необходимость больших знаний, которые могут быть получены исключительно благодаря профессиональному опыту. С другой стороны, наличие такого опыта в определенной степени гарантирует его обладателю успешность в данной профессиональной деятельности. Таким образом, специфичность данной профессиональной среды во многом предопределяет то, что большинство высвобождаемых специалистов правоохранительных органов стремятся продолжить профессиональную деятельность именно в данной сфере. Среди негативных аспектов данной профессиональной среды — профессиональные деструкции и профессиональная инертность; отрицательные или негативные коммуникации как внутри, так и вовне. В ходе профессиональной деятельности в личности происходят, как правило, довольно быстрые и значительные изменения, которые могут быть и отрицательными, вызывающими так называемую профессиональную деформацию, которая, как и в любой профессии, проявляется через стереотипные действия. В рамках анализа инертности высвобождаемых специалистов правоохранительных органов необходимо констатировать определенные изменения социального статуса специалиста: негативные — понижение статуса, ощущение «ненужности» и «невстроенности», отсутствие компенсаторных вариантов предыдущему статусу; позитивные — стремление сохранить статус, активность, поиск; возможность «изменить жизнь», реализовать несбывшиеся мечты и ожидания, «второй шанс» в профессиональной деятельности изменения. В педагогическом сопровождении высвобождаемых специалистов учитывается прежде всего следующее: анализ кризисов профессионального развития, в аспекте преодоления инертности охватывает не всю совокупность профессиональных функций и должностных обязанностей специалиста, особенностей его служебной деятельности, а сфокусирован только на тех моментах деятельности и личности, которые характеризуются негативными проявлениями с выделением этапности преодоления кризисов профессионального развития и учета сложности, многоуровневости, ситуативности, личностной и социальной значимости этого явления.
Литература:
1.Липский И.А. Социальная адаптация военнослужащих: Учебно-методическое пособие. Ч. 1: Вопросы обучения и социально-психологической поддержки. М., 2002. С. 95. 2.Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. С. 217. 3.Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 2006. С. 132.