Пояснение основополагающих понятий работы. Обоснование создания технологии.
Развитие человека – процесс, происходящий под влиянием как внешних воздействий (окружающая среда), так и собственных внутренних сил (биологические параметры, наследственные факторы). Образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие у детей определенных качеств личности, безусловно, должна быть отнесена к внешним воздействиям на развитие человека, но данная деятельность, обращаясь непосредственно к самым глубинным, сокровенным силам человека, может быть охарактеризована и как катализатор развития его внутренних сил.
Развитие ребенка – это постепенное превращение его в социальное существо – личность, причем процесс этот продолжается на протяжении всей жизни человека. Личностные качества на каждом этапе взросления обладают собственной спецификой и проявляются так или иначе, в том числе, и в зависимости от того, насколько данный человек естественно чувствует себя в той среде, где он находится, другими словами, от степени и качества его социальной адаптации. «Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей» [25]. Рассмотрению вопросов социализации посвящены работы таких исследователей, как Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик и др.
Социализация представляет собой непрерывный сложный процесс, наиболее интенсивно протекающий в детстве и юности, так как именно в это время начинают формироваться все базовые ценностные ориентации, происходит первоначальное усвоение основных социальных норм, установок и отношений, складываются мотивации и образцы социального поведения. Необходимо особо отметить бинарную направленность процесса социализации, так как индивид, погружаясь в социальную среду, усваивает социальный опыт, систему социальных связей, и, одновременно, сам воспроизводит эту систему, активно включаясь в социум [3].
Данные изменения являются важными составляющими процесса становления личности. «Успешная социализация человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию» [28, 52].
В русле данной статьи необходимо обратиться также к понятию «адаптация», происходящего от позднелатинского adaptatio – приспособление. В справочной литературе отмечается, что «адаптация – это совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития… и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития… адаптация – целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности и всех видов социальной деятельности при воздействии факторов, интенсивность … которых вначале вызывает нарушения баланса. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособления к различным факторам внешней среды» [22]. В научных исследованиях адаптация рассматривается как проявление, как процесс и как результат процесса.
Адаптация как проявление связана с типичным человека в условиях среды, и является отражением его приспособления к ней. «Степень адаптированности отражается в поведении человека. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, видеть своеобразие его поведения в различных условиях» [18]. В процессе внимательного педагогического сопровождения педагог может на ранних этапах выявить нетипичные проявления ребенка и вовремя отреагировать на его дискомфортность. Важнейшими задачами здесь становятся поиск и изучение причины подобного состояния учащегося и результативное оказание ему своевременной поддержки в преодолении возникших противоречий. Результативное решение этих задач будет способствовать успешной адаптации учащихся, и, как следствие, реализации способностей и возможностей во всех видах деятельности в процессе социального развития. Адаптация как процесс представляет собой «естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию» [27]. Для ребенка такой естественной может быть семья, детский сад, школа, кружок или студия в учреждении дополнительного образования.
Адаптация как результат (в ее интерпретации для детского возраста) свидетельствует о том, насколько комфортно он чувствует себя в среде жизнедеятельности, и насколько его действия соответствуют нормам и правилам, принятым в этой среде. В отношении ребенка такой вид адаптации – «показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания» [27].
Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), выработка навыков наиболее результативного и безопасного взаимоотношения с этой средой, что создает наиболее благоприятные условия для самопроявления личности. М.А. Галагузова отмечает, что «социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой» [8, 74], причем активность процесса приспособления во многом определяется тем, насколько усвоены навыки взаимодействия с социальной средой.
Понятие “навык” в общем виде определяется как «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [22]. Или, проще говоря, навык – это автоматизированное умение применять на практике полученные знания. «Навык можно расценивать как уровень совершенства действия, его качество. Поэтому формирование навыков является одной из самых важных проблем педагогической науки» [10]. Процесс формирования навыка включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь их автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.
Навык социальной адаптации – это автоматизированное умение человека приспосабливаться к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), «благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых и обществе» [18]. Сформированность навыков социальной адаптации позволяет человеку успешно самопроявляться в социуме, без причинения вреда окружению и самому человеку.
Младший школьный возраст самый благоприятный возраст для формирования и постепенного развития навыков социальной адаптации. Поступление в школу является чрезвычайно ответственным моментом в жизни ребенка, знаменующим его переход к новым взаимоотношениям с окружающими – как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Статус школьника отличается, в первую очередь, тем, что его учеба является общественно значимой деятельностью. Он сам несет за нее ответственность, и его жизнь теперь подчиняется целой системе обязательных для учащихся правил. «Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка – это новая система требований, предъявляемых к нему в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости» [17].
Приходя в школу, ребенок вместе с новыми обязанностями получает и новые права. Они заключаются в следующем: ребенок «может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям» [17].
Большое значение в этом возрасте имеет развития произвольных форм поведения, причем важнейшим здесь становится появление у ребенка постоянных обязанностей. «Развитие произвольности идет по двум направлениям:
а) формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
б) формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение» [17]. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7–8 лет является сензитивным – (от лат. sensus – чувство, ощущение) – периодом «онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний» [22].
Подростковый возраст отличается тем, что в это время, изо всех сил желая стать взрослым, подросток во многом остается ребенком, и это оказывает сильное влияние на все его поведение. Стремление к независимости, избавлению от руководства родителей, их опеки прокладывает путь к формированию нового типа отношений с окружающими, и, особенно, с близкими людьми. Эти отношения характеризуются большей дифференцированностью, разнообразием и тонкостью.
Новое значение приобретают знакомое с детства окружение, привычные явления – семья, школа, сверстники. Все это подвергается оценке и переоценке. «Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста» [16].
Каждый возрастной период имеет свое непреходящее значение, но детство имеет особую ценность в развитии личности человека (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Ю. Энгештрем и др.). Еще в начале ХХ века С.Т. Шацкий, обратившись к изучению внутренних взаимодействий детских сообществ, обратил внимание на то, что именно в детском возрасте, в процессе игры у ребенка формируется способность к общению, что является органической необходимостью человеческого развития.
Данные, полученные учеными в результате исследований последних лет, позволяют констатировать существенные изменения в игровой деятельности современных детей, произошедшие за последние десятилетия: у них мало времени и места для игры в связи с ранним началом обучения и, как правило, большой загруженностью; появились новые темы игр и новые игрушки, не требующие присутствия партнера; в связи с тем, что в современных семьях имеется, как правило, один ребенок, затруднена передача игрового опыта от старших детей к младшим. Изменения в детской игровой сфере связаны с изменившейся социальной ситуацией: менее наглядными стали взаимоотношения в профессиональном мире взрослых, их труднее открыть и воссоздать в игре; осложнились личные отношения между людьми, особенно семейные и родительско-детские.
Дети в подавляющем большинстве случаев проявляют желание вместе работать. В то же время у них отсутствуют необходимые умения социально адаптироваться в коллективе, которые способствовали бы положительной результативности в совместной деятельности. Формирование и развитие навыков социальной адаптации происходит благодаря становлению таких психических функций ребѐнка как восприятие облика, деятельности и поведения другого человека, понимание его и отражение.
Музыкальный театр, где играют дети, представляет собой целостное и автономное явление, которое выполняет две взаимообусловленные функции. Первая заключается в передаче подрастающему поколению культурных ценностей в наиболее яркой, незабываемой форме так, чтобы они стали личностно значимыми. Вторая функция заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Взаимосвязь этих функций обусловлена игровой сущностью театральной деятельности. Детская игра (сюжетная, ролевая, режиссерская) – одна из возможных форм перехода детей к продуктивной деятельности, а именно к художественно-эстетической, с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Музыкально-игровое действие предоставляет возможность для развития в детях способности непосредственного вживания во внутренний мир другого человека, интуитивного его постижения с целью приобретения социально-психического идентифицирования, другими словами, с целью приобретения умений межличностного взаимодействия, которые являются основой навыков социальной адаптации.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы с младшими школьниками и подростками позволили выявить комплекс умений социально адаптироваться. Он включает: умения принимать и передавать эмоциональную и рациональную информацию (коммуникативный компонент), понимать эмоциональное состояние партнера по взаимодействию и сопереживать, адекватно реагируя на партнtра (перцептивный компонент), строить диалог и согласовывать свои действия с действиями партнѐра (интерактивный компонент).
Таким образом, именно детский музыкальный театр, который отвечает возрастным запросам младших школьников, заключающимся в желании играть, превращаться в кого-
7
либо, переодеваться, активно двигаться, петь, танцевать, выступать, и в котором присутствие взрослого (музыкального руководителя, педагога) обусловлено его структурой, может обеспечить целенаправленное формирование умений и навыков социальной адаптации.
Процесс формирования навыков, а в частности навыков социальной адаптации, осуществляется более быстрыми темпами при использовании полной системы необходимых дидактических условий, обеспечивающих активный процесс формирования чувственных образов, понятий, умственных и перцептивных действий. Такая система открывает пути к систематическому применению проблемного обучения и намечает основные типы мотиваций в процессе обучения. Так как актуальность адаптации личности к условиям социальной среды в современном мире невозможно переоценить, становится очевидна необходимость разработки технологии развития навыков социальной адаптации у детей в условиях музыкально-театральной студии.
Технология развития навыков социальной адаптации средствами сценической жизни в процессе обучения в музыкально-театральной студии.
Рабочее название рассматриваемой технологии «Через сцену». Она является частью авторского педагогического комплекса для музыкально-театральной студии, целью которой является развитие навыков социальной адаптации.
Технология направлена на развитие у детей умений, входящих в компоненты данного комплекса, таких как: коммуникативный (умения принимать и передавать эмоциональную и рациональную информацию), перцептивный (умения понимать эмоциональное состояние партнѐра по взаимодействию и сопереживать), интерактивный (строить диалог и согласовывать свои действия с действиями партнѐра).
Технология развития навыков социальной адаптации средствами сценической жизни состоит из четырѐх, проходящих в определенной последовательности, этапов:
- первый этап: «На сцену!»;
- второй этап: «Не сходя со сцены» или «Выступать, выступать, выступать!»;
- третий этап: «Со сцены в зал» или «Зритель – собеседник»;
- четвертый этап: «Расскажи, поделись!»
Первые три этапа разработаны для детей младшего школьного возраста, четвертый – для подросткового возраста, с учетом соответствия психофизических возможностям детей данного возраста.
Технология, основанная на образовательной программе, разработанной автором данной статьи, апробировалась в Музыкальном театре Театральной студии «Галѐрка».
Срок обучения здесь составляет 4 года (с возможностью расширения срока обучения в зависимости от педагогических целей и задач, направленных на учащихся в каждом конкретном случае). Мы условно делим этапы по годам обучения, хотя в практике встречались случаи как более быстрого, так и более медленного освоения этапов технологии. Происходит это в зависимости от способностей ребенка, его обучаемости и психофизических данных.
Рассмотрим подробнее каждый этап технологии:
I. Первый этап: «На сцену!».
Цель: открытие для учащихся театрального и концертного мира сцены (приобретение первичного опыта сценических выступлений), что позволит учащимся научиться принимать и передавать эмоциональную и рациональную информацию.
Задачи:
- подготовить учащихся к сценической деятельности;
- снять у учащихся комплексы, зажимы, связанные с боязнью сцены;
- создать комфортные условия для выступлений учащихся;
- научить вести себя на сцене и в зрительском зале в процессе театрально-зрелищного и концертного мероприятия;
Дети, только приступившие к обучению в Музыкальном театре Театральной студии «Галѐрка» должны пройти процедуру посвящения в студийцы. Происходит это в процессе первого выступления на сцене актового зала образовательного учреждения – Центра «Исток». Как правило, это совпадает с открытием учебно-театрального сезона, в честь которого организуется Концерт-праздник. А он в свою очередь совпадает с празднованием Международного Дня музыки (01 октября) или Международного Дня учителя (05 октября). Таким образом, уже в самом начале обучения, дети, еще не обладая сценическим опытом, должны выступить на сцене вместе с другими учащимися.
Мотивация к музыкально-театральной деятельности значительно повысится, если дети получат удовольствие от первого выступления. Чтобы достичь этой цели следует внимательно подойти к выбору репертуара для данного концерта. В нашей Студии посвящающимся принято исполнять два произведения. Первое – в составе сводного хора Студии исполнение Гимна Центра «Исток». Второе – исполнение песни только новичками.
Если при исполнении первого произведения эмоциональное состояние достаточно спокойное, благодаря массовому характеру выступления и поддержки со стороны более опытных участников, то при исполнении второго дети понимают, что всѐ внимание зрителей обращено на них. Таким образом, волнение растет. Чтобы этого избежать стоит выбирать песенный материал облегченный, но весьма яркий, чтоб детям было максимально комфортно на сцене.
Существует еще один момент – дети пришли в музыкально-театральную студию с целью выступать в спектаклях, и просто хоровое исполнение песни может вызвать негатив, связанный с несоответствием видов деятельности. Поэтому целесообразно внести в концертный номер элемент драматизации или танца, естественно в облегченной и максимально естественной для детей данного возраста форме.
Позже, дети под руководством педагога готовят музыкальный спектакль. Требования к содержанию первой сценической работы такого вида предъявляются примерно те же: небольшой объем и простота словесных и вокальных партий, яркость характеров героев и др. Стоит также следить за психологической готовностью к первому такому выступлению. Сначала спектакль может быть показан для родителей, после – для других учащихся Студии, а потом уже для широкой публики.
В конце этого этапа следует дать детям возможность проявиться в сольных номерах, тем самым закрепить полученный первичный сценический опыт у каждого. Как правило, во втором полугодии учебного года в Студии проходят Концерты – тематические Вечера детской музыки и поэзии. В таких концертах дети могут принимать участие как сольные исполнители номера (чтение стихотворения и (или) исполнение песни). Репертуар подбирается с учетом уровня овладения вокальных и речевых умений, а так же с учетом психофизических качеств каждого учащегося.
Практика показывает, что при соблюдении данных рекомендаций у учащегося появляется положительный первичный опыт сценической деятельности, что позволяет перейти на следующий этап технологии.
II. Второй этап: «Не сходя со сцены» или «Выступать, выступать, выступать!».
Цель: создание таких условий, чтобы сцена стала местом для свободной реализации проявления творческой активности, обогащение сценического опыта учащихся, что позволит им обрести опыт принятия и передачи эмоциональной и рациональной информации, обрести умения понимать эмоциональное состояние партнѐра по взаимодействию и сопереживать.
Задачи:
- дать возможность самовыражение в процессе выступления;
- дать возможность регулярно (часто) выступать на сцене в спектакле и с концертными номерами, то есть, формировать сценический опыт;
- научить свободному общению с партнером (партнерами) на сцене;
При сформированном положительном первичном сценическом опыте у учащихся следует учить их сценической свободе проявлений своих действий. Этого возможно достичь исключительно путем накапливания специальных музыкально-театральных знаний и умений и опыта выступлений.
В Театральной студии «Галѐрка» кроме основного сценического продукта – музыкального спектакля, также используется любая возможность создать концертное мероприятие. Это праздники (День матери, Новый год, Масленица, День защитника отечества, Международный женский день, День театра, День смеха, День победы и др.) и концерты, посвященные каким-либо памятным датам, проходящие в студийном и учрежденческом масштабах. В таких концертах учащиеся могут выступать со сценами из спектаклей, вокальными, танцевальными номерами, чтением стихотворений как в сольной, так и в ансамблевой и хоровой формах.
Особое место в обучении занимает музыкальный спектакль. Как правило на учебный год планируется постановка одного музыкального спектакля, но в отличиe от многих детских коллективов, где он является результатом учебной деятельности в конце учебного года или учебного периода, в нашей Студии спектакль выпускается (осуществляется премьера) не позже, чем в конце первого полугодия, несмотря на неполную проработанность учащимися образов ролей и мизансценических нюансов.
Спектакль выносится на суд зрителей несколько раз в течение учебного года, также возможно и в следующем году. Выступления происходят на сцене образовательного учреждения, в состав которой входит Студия, а также на сценических площадках района, округа и города – это детские библиотеки, школы, детские сады, центры дополнительного образования, ДК, больницы.
Спектакли Студии регулярно участвуют в творческих детских конкурсах и фестивалях – «Юные таланты Московии», «Москва-Театр-Школа», «Театральная весна», Театральный марафон «Дети-детям», «Московский фестиваль школьных музыкальных театров» и др.
В Студии сформировался принцип: «жизнь» спектакля на сцене – «творческая лестница». Поэтому каждое новое выступление после премьеры это новая ступенька развития как спектакля (сценографии, костюмов, декораций), так и личного актерского и музыкального развития молодых артистов.
Такой подход к показу спектаклей дает возможность учащимся сформировать значительный сценический опыт, благодаря которому обретается значительная свобода самовыражения.
Важным является еще тот факт, что каждый учащийся в одном и том же спектакле играет не одну роль, а несколько – в разных составах. Это дает возможность обогатить опыт переживания ролей. А каждая роль в любом спектакле, кроме обогащения сценического опыта, это вариант деятельности, имеющей имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека, что, безусловно, развивает способность к социальной адаптации в будущем.
Данный этап не имеет своего полного завершения, так как здесь действует принцип незавершенности воспитания («совершенству нет пределов»). Поэтому по достижению у учащихся определенных качеств, по решению педагога следует переходить на следующий этап, продолжая, вместе с тем, развивать качества, решающие задачи этого этапа.
III. Третий этап: «Со сцены в зал» или «Зритель – собеседник»
Цель: формирование опыта общения со зрительским залом и умений входить в контакт с незнакомыми людьми (детьми), что позволяет научиться строить диалог и согласовывать свои действия с действиями партнера.
Задачи:
- научить распознавать и откликаться на реакции зрительского зала на происходящее на сцене, на общую атмосферу в зрительском зале;
- дать возможность участвовать в театрализованных мероприятиях и спектаклях с интерактивными элементами (играми и заданиями);
- научить легко входить в контакт со зрителями-участниками интерактивных игр в соответствующем спектакле.
- Перед учащимися, имеющими опыт сценической деятельности, и, в частности, сценического общения, ставятся новые задачи. Теперь они не только живут в обстоятельствах, продиктованных образами героев и сюжетом спектакля или концертного номера, но и должны уметь распознавать и реагировать на реакции зрителей на происходящее на сцене, максимально заинтересовывая основной целью, заложенной в произведении. Добиваться этого следует следующими методами.
- Просмотр спектаклей с участием профессиональных артистов, анализ их работы, поиск моментов «управления» артистом залом.
- Выбор моделей поведения в зависимости от обстоятельств. В репетиционном процессе постановки спектакля педагогом, а позже и другими учащимися, предлагаются разнообразные модели реакций зрителей на происходящее. После чего учащийся - герой спектакля должен сделать выбор своей линии поведения. Сначала это следует делать словесно, прерывая ход репетиции, а позже прямо по ходу действия.
- Выбор методов воздействия на зрителей. Каждому учащемуся дается задание придумать ту или иную задачу воздействия на зрителя (расслабление, концентрация внимания, расстановка смыслового акцента, вызывание определенных эмоций и др.) и применить все возможные способы для ее достижения в пространстве роли учащегося в спектакле.
После прохождения данного обучения следует переходить к применению полученных умений в процессе показа спектакля зрителям. Анализировать. Совершенствоваться.
Важной составляющей третьего этапа рассматриваемой технологии – участие в спектаклях с интерактивными элементами.
Интерактивность – это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Следовательно, интерактивный спектакль – это спектакль, сюжет и итог которого, кроме авторской задумки, зависит еще от дискретного желания или выбора зрителя. А спектакль с интерактивными играми или заданиями – это спектакль, в котором принимают участи не только артисты, но и зрители.
Непосредственность детского возраста позволяет перенести свободу общения на сцене с партнерами (хорошо знакомыми людьми), благодаря полученному опыту, на людей из зрительского зала (незнакомых). Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой.
Обучение проведению интерактивных игр проходит на занятиях. Следует обратить внимание на четкое знание учащимися каждого элемента алгоритма действий. Это достигается в процессе последовательного объяснения правил, пробной игры и собственно игрового процесса.
Сначала в таких играх участвуют дети одной группы, позже эти учащиеся проводят игры в других группах Студии (с людьми более или менее знакомыми), а потом с незнакомыми людьми. Осуществляется это на Праздниках (таких как День знаний, Масленица, День смеха и др.) и показах спектаклей и интерактивными играми, как со свободным входом, так и проводимым для определенной группы людей. На этом этапе формируются и развиваются все компоненты комплекса умений определенных для данной технологии.
IV. Четвертый этап: «Расскажи, поделись!».
Цель: создание опыта организации театрально-зрелищных и концертных мероприятий, формирование умений выстраивания отношений как со сверстниками, так и с детьми более младшего возраста.
Задачи:
- мотивировать учащихся к организационной деятельности;
- дать возможность получить опыт наблюдения и анализа организации вышеперечисленных мероприятий;
- дать возможность активно участвовать в организации вышеперечисленных мероприятий;
- научить строить общение с детьми более младшего возраста на доверительных, товарищеских отношениях;
- научить завоевывать авторитет у малознакомых людей;
- формировать ответственность за свои действия перед детьми более младшего возраста.
Для учащихся, вполне освоивших предыдущий этап, кроме основных видов деятельности вводится новый: практика организации театрально-зрелищных и концертных мероприятий. Он делится на два этапа:
1. пассивная (наблюдательная) практика;
2. собственно практика.
На первом этапе учащиеся посещают занятия и репетиции групп более младших по возрасту и году обучения. Делают пометки в Дневник практики, анализируют сами, а потом и с педагогом структуру и содержание репетиции, методов, применяемых для достижения поставленной театральной цели. Перенимают опыт педагога по организации сценического процесса.
На втором этапе учащиеся принимают непосредственное участие в проведение репетиций, концертов и спектаклей, исполняя роль помощника за кулисами (по костюмам, реквизиту и т.д.), ведущего концерта, помощника режиссера. Все действия учащегося должны быть под постоянным контролем педагога и в случае ошибочных действий скорректированы.
Во время репетиций учащийся должен сформировать авторитет у детей из младшей группы. Пути его формирования для каждого учащегося индивидуальны и применяются по видению педагога.
В процессе репетиций, в перерывах учащийся делится своим опытом – рассказывает случаи из своей сценической практики, пути решений сложных ситуаций. Таким образом, решаются задачи четвертого этапа данной технологии.
енической жизни в процессе обучения в музыкально-театральной студии прошла апробацию в Музыкальном театре Театральной студии «Галѐрка» ГОУ Центра юношеского научно-технического творчества «Исток» ЮЗАО гор. Москвы. По отзывам участников образовательного процесса, родителей и зрителей, а также по полученным результатам технология является весьма успешной в формировании и развитии у младших школьников и подростков навыков социальной адаптации.
Литература
1. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (К 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 89-91. 2. Борухзон Л. О детском музыкальном театре // Музыкальное воспитание в СССР. – Вып.2. – С. 237-252. 3. Василькова Ю.В. Методики и опыт работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.). 4. Василькова Ю.В. Методики и опыт работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с. 5. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с. 6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл: Эксмо, 2003. – 512 с. 7. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21-29. 8. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2006. – 416 с.
9. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 416 с.
10. Гончарова Н.Л. Функционирование триады «Знания-Умения-Навыки» в современной дидактике. – Электронный ресурс: http://avkrasn.ru. 11. Григорьева М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 103-106. 12. Гуляихин В.Н., Галкин А.П., Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования //Социс. – 2012. – № 6. – С. 127-132.
13. Краткий психологический словарь /под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – С. 195 – 431 с. 14. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
15. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с. 16. Младший подростковый возраст. – Электронный ресурс: sobraniemladshiypodrostok.
17. Младший школьный возраст (7-10 лет). – Электронный ресурс http://psiholog.zo1272.edusite.ru). 18. Мудрик А.В. Лекция №1. – Электронный ресурс: www.solidpsyholog.ru/sops-868-2.html. 19. Мудрик А.В. Социальная педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с. 20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. 21. Психология развития. Словарь /под. ред. А.Л. Венгера //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.
22. Психофизиология. Словарь. – Электронный ресурс: wiki.myword.ru.
23. Работа с детьми: школа доверия Сальникова Н.Е. Спб.: Питер, 2003. – 288 с.
24. Селиванова А.Ю. Проблемы социальной педагогики //Социальная педагогика. – 2006, №3. – С.45-48.
25. Социализация индивида. – Электронный ресурс: humanitar.ru. 26. Театральная самодеятельность школьников: Основы пед. рук-ва. Пособие для учителя и рук-лей театр. кол-в /Ю.И. Рубина, Т.Ф. Завадская, Н.Н. Шевелев. – М.: Просвещение, 1983. – 178 с.
27. Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте. – Электронный ресурс: http://www.solidpsyholog.ru.
28. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с. 29. Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. –М.:РАН, 1995. – 939 с.