Педагогическое сопровождение современных дошкольников в процессе их эстетического воспитания: общая характеристика, факторы и критерии

Мухаметзянова Роза Салиховна,

аспирант ФГНУ ИХО РАО,
директор Автономного образовательного учреждения
«Центр развития и образования», Набережные Челны

Аннотация: 
В статье рассматривается педагогическое сопровождение современных дошкольников в процессе их эстетического воспитания: общая характеристика, факторы и критерии

Процесс эстетического воспитания направлен на формирование у ребенка умения видеть прекрасное в окружающем его мире: в природе, быту, в общении людей, в игре. Исследователями определено, что эстетическое воспитание оказывается более эффективным при целенаправленном педагогическом сопровождении, создающем условия для вовлечения детей в разнообразную художественную творческую деятельность, развития их сенсорной сферы и эстетического отношения к явлениям действительности, глубокого постижения эстетических явлений.
Выявление формирующего влияния педагогического сопровождения на процессы эстетического воспитания личности дошкольника ребенка опирается на существующие в психолого-педагогической науке концепции:

  • опережающего развития личности (В. В. Давыдов, Л. В. Занков);
  • приоритетного формирования эмоционально-чувственной среды (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель);
  • гармонического синтеза ориентаций образовательного процесса на развитие интеллекта, образно-эмоциональной сферы, овладение практическими навыками в применении полученных знаний и мотивации на нравственное самоопределение (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Б.П. Юсов);
  • гуманистического личностно ориентированного образования (К. Роджерс, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Содержание и методы эстетического воспитания дошкольников творчески разрабатывались также Е.Н. Водовозовой, А.С. Симонович и др. Разработкой различных аспектов эстетического воспитания дошкольников в начале XX в. занимались П.П. Блонский, А.Г. Калашников, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Х. Свентицкая, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий и др.
Со своих принципиальных позиций они определяли цели и задачи эстетического воспитания, формулировали его принципы, разрабатывали содержание, методику, формы и средства в дошкольных учреждениях и школах. Роль эстетического воспитания в формировании личности состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и обосновывает необходимость творческого отношения к миру.
Но какова роль педагога в этом процессе? Насколько велика должна быть сфера его педагогического вмешательства в процесс эстетического воспитания?
Безусловно, необходимым условием эффективности современного воспитательного процесса является опора на собственную активность ребенка. Но, что особенно значимо, формы проявления, уровень осуществления такой активности должны быть созданы у растущего человека на основе творческого использования образцов. Следовательно, задача педагога состоит в выстраивании этого процесса и, шире, культурно-образовательной среды таким образом, чтобы педагог организовывал условия для развития стремления каждого ребенка к самореализации, активной творческой деятельности и освоению мотивов к совершению самостоятельных ответственных поступков.
Кроме того, особенно важно, что смысл понятия «педагогическое сопровождение» не может быть сведен только к процессу обучения, реализации образовательных задач педагогом.
В результате теоретического изучения данной проблемы были выделены критерии высокого уровня педагогического сопровождения в процессе эстетического воспитания детей в дошкольном учреждении:
- взаимодействие общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного потенциалов в педагогической деятельности;
- достижение эффективных условий для развития каждого ребенка, включая целенаправленную профессиональную социально-педагогическую поддержку, опору в образовательном процессе на принципы личностно ориентированного подхода и углубление содержания занятий за счет привлечения информации, позволяющей детям в дальнейшем продуктивно творчески самореализоваться в современном социуме.
Разработка понятия «педагогическое сопровождение» связана с пониманием того факта, что подлинно гуманистическое отношение воспитательному процессу отражается в осознании субъектности ребенка в данном процессе.
Мы согласны со следующим утверждением современных исследователей: «В современном представлении понятие «качество образования» не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков» [Харьков Ю.А., Филатов А.И.].
Педагогическое сопровождение осуществляется на основе:
1) воспитания в детях таких качеств, как эстетическая эмпатия, открытость, доброжелательность;
2) развития мотивации на проявления качеств творческой активности;
3) развития коммуникативных навыков;
4) воспитания интереса к произведениям разных видов искусства.
Именно область искусства может предоставить ребенку возможности изучения, погружения, постижения культуры. Искусство «дает человеку целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни, … рисует мир во всем многообразии его проявлений, поэтому создаваемые искусством образы, как в жизни, диалектически сочетают единичное, особенное и всеобщее» [Фохт-Бабушкин Ю.У., с. 27].
При построении стратегий педагогического сопровождения в процессе эстетического воспитания педагоги акцентируют внимание на приоритете самобытности ребенка как активного носителя субъективного эстетического опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного воспитания. В этом случае развитие ребенка как личности протекает через постоянное обогащение и преобразование субъектного эстетического и культурного опыта, стимулирование к самоценной творческой деятельности, развитие мотивации на самовыражение в этой деятельности.
Кроме того, стратегия педагогического сопровождения в процессе эстетического воспитания должна раскрывать специфику этого процесса, а именно тесное единство эстетического с другими сторонами воспитания, прежде всего с динамикой формирования нравственных качеств личности ребенка.
Многолетнее наблюдение за работой воспитателей детских садов, а также руководителей кружков, студий и других коллективов, входящих в область дополнительного образования, позволило выявить как общие, так и специфические признаки самого понятия «педагогическое сопровождение», которое определяется как высокопрофессиональная, гуманная педагогическая деятельность, направленная на воспитание, образование и всестороннюю социально-педагогическую поддержку личности каждого ребенка.
К общим характеристикам педагогического сопровождения относятся:
1. непрерывность (педагогическое внимание, направленное на детей, должно носить постоянный характер, так как только последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и детей может дать позитивный результат);
2. целостность (деятельность педагога должна распространяться на все сферы жизни детей, выявлять, собирать воедино и укреплять их лучшие человеческие качества, служить для них действенным и зримым примером);
3. гуманистическая направленность (внимание педагога к жизни и деятельности детей должно носить личностно ориентированный характер, а его деятельность на всех этапах должна реализовывать индивидуальный подход).
В дошкольном возрасте особенно важна организация определенных условий, при которых вырабатывается способность естественного, радостного существования в процессе художественно-творческой деятельности, развитие психофизического аппарата, той необходимой «разминки» всех чувств, которая обеспечит развитие способностей к вниманию, сравнению, анализу и возможность осознанного применения своих способностей в процессе творчества.
Это и восприятие искусства в виде сопереживания, погружения, существования в определенной среде и в процессе деятельности: пения, игры на музыкальных инструментах, рисования, танца, театрализации. Сюда входит также общение вокруг искусства, охрана культуры и исследовательская деятельность.
Как показано выше, эстетическое воспитание неразрывно связано с воспитанием нравственного чувства; результаты такого комплексного воздействия проявляются в своеобразных формах, постепенно, даже малозаметно. Например, трѐхлетние малыши вступают в ролевые игры главным образом с помощью подсказок воспитателя, но через год они уже способны придумать сюжет игры, а еще через год могут довольно широко интерпретировать свои роли и давать оценки действиям и словам.
Подчеркнем, что выдающиеся русские педагоги (К.Д. Ушинский и др.) видели прямую связь между эстетическим и нравственным воспитанием. Детскими чувствами, утверждали они, надо руководить, не насилуя их; важно заботиться о создании особой воспитательной среды, которая должна удовлетворять самым высоким эстетическим и педагогическим требованиям.
Таким образом, процесс эстетического воспитания должен становиться всѐ более свободным от прямого воздействия воспитателя, а требования к заданиям, наоборот, усложняться.
Например, в младшей группе дети способны просто расставить кубики ровно, затем они могут расставить кубики симметрично или на основе сочетания цветов. В результате начинают формироваться чувство ритма, формы, цвета. Задания выполняются самостоятельно и на основе собственных идей, но сущность задания сформулирована при этом педагогом, который дает эти задания не спонтанно, а системно: от простого к сложному и т. д., направляя воспитательный процесс на достижение того или иного педагогического результата.
По мнению Б. П. Юсова, ребенок в творческой деятельности одновременно сам открывает, изобретает, разрабатывает стиль исполнения и т. д. Продукты художественного творчества, следовательно, целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему; соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений.
Организацию педагогического сопровождения мы рассматриваем как совокупность ряда факторов:
1) внешние факторы (финансовые, личностные, материальные и социальные составляющие);
2) внутренние факторы (личностно ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, гуманистическая направленность образования, эвристичность образовательной среды);
3) факторы, которые носят признаки как внешних, так и внутренних (наличие культуроформирующей среды; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность образовательного или культурного учреждения и в жизнь ребенка).
В целом можно заключить, что целенаправленное педагогическое сопровождение включает социально-педагогическую поддержку; воспитание таких качеств, как отзывчивость, эстетическая эмпатия, открытость, доброжелательность; развитие мотивации на проявления качеств творческой активности, развитие коммуникативных навыков; воспитание эмпатии и культивирование доброжелательного отношения к представителям других культур.

Литература

1. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе // Интернет-журнал «Эйдос», 2001, 19 мая// http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm
2. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда// Вопросы психологии, 1993, № 3. – С. 13–22.
3. Савенкова Л.Г. Творческое задание в практике работы педагога образовательной области «Искусство»// Электронный журнал «Педагогика искусства», № 1, 2007. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/savenkova_7-04-2007.htm
4. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях взаимодействия искусства на личность. – М.: Знание, 1982.
5. Харьков Ю.А., Филатов А.И. Направления психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования /Методические рекомендации для специалистов службы практической психологии в системе образования /ред. сост. С.Г. Косарецкий//. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/47835
6. Школяр Л.В. Педагогика искусствa как актуальное направление гуманитарного знания// Педагогика искусства: электронный научный журнал. – № 1, 2006. – URL: http://art-education.ru/AE-magazine/archive/shkolyar_10-12-2006.htm.
7. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: Компания Спутник+, 2004