ПЕДАГОГИКА ДОСУГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗИНЧЕНКО ЕЛИЗАВЕТА ОЛЕГОВНА

Старший преподаватель кафедры социологии и философии культуры ФГБОУ ВПО «Российского государственного социального университета», Москва

Аннотация: 
Статья раскрывает значение эмоциональных и личностных факторов в процессе образования. Особое внимание уделяется проблеме коммуникации и интерактивного преподавания дисциплин гуманитарной направленности. Предлагаются методики, позволяющие сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Основное содержание статьи посвящено анализу особенностей современного вузовского образования, который показывает нарастающий дефицит личностного контакта педагога и учащихся. По мнению автора, успешность образовательного процесса, как в вузе, так и в учреждениях среднего и среднего специального образования может быть обеспечено с помощью внедрения в образовательный процесс моделей неформального межличностного общения учащихся друг с другом и с педагогом. Такая методика не предполагает нарушения регламента образования, а имеет своей целью сочетать стандартные формы обучения с инновационными.

Наблюдаемые кризисные явления в современном образовании, во многом связаны с
недооценкой личностных и эмоциональных факторов в учебном процессе. Это
проявляется, в частности, в наметившейся тенденции уменьшения роли личности
преподавателя, непосредственно воздействующего на учащихся. Многочисленные
стандартизированные формы учёта знаний, информационные технологии при всей их
важности и своевременности не могут заменить непосредственный контакт преподавателя
и аудитории учащихся. Ценность этого контакта заключается, прежде всего, в
эмоциональных отношениях педагога к учебным предметам, его экспрессивности,
увлечённости соответствующей областью знаний, которая может явиться дополнительной
мотивацией учащихся к участию в учебно-познавательной деятельности. Такая
коммуникация преподавателя и учащихся является особенно важной в преподавании
гуманитарных дисциплин, где эмоциональная включенность учащихся в процесс
познания, является необходимым компонентом. Личностный эмоциональный фактор
преподавания имеет и другую сторону – готовность самих учащихся к межличностной
содержательной коммуникации с педагогом. На примере вузовской педагогики
подтверждается факт высокой востребованности в студенческой аудитории
образовательных технологий с высоким уровнем интерактивности и соучастия студентов
в процессе аудиторных занятий.
Нельзя не отметить, что сам регламент вузовского преподавания, существующие
образовательные стандарты и даже набор предлагаемых компетенций далеко не всегда
оставляют место для активных интерактивных методов обучения. Для того чтобы выйти
из этого противоречия, одним из путей можно предложить корректную приближенность
вузовской педагогики к ситуациям досугового общения и взаимодействия студентов с
преподавателем и студентов друг с другом в процессе учебных занятий. В этом случае вся
педагогическая стратегия может и должна строиться на основе такой базовой социально-
психологической характеристики сферы досуга, как добровольность участия в досуговых
занятиях и сопровождающие эти занятия положительные эмоции [2]. Данная стратегия в
своё время была разработана отечественными педагогами-новаторами М.П. Щетининым,
Л.Б. и Л.А.Никитиными, С.Л. Соловейчиком в виде принципа «учения с увлечением». [5]
Главной задачей педагога является не сухая подача материала, а умение
заинтересовать ученика, почувствовать его интерес, особенности личности и найти к нему
такой подход, который обеспечил бы эффективность обучения. «Только увлечение
создаёт то напряжение духовных сил, которое ведёт к развитию способностей. Все знают:
у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают
обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.
Увлечение и способности тесно связаны между собой» [5, c. 5]. Такую установку даёт в
своей книге «Учение с увлечение» С.Л.Соловейчик, ставя во главу угла именно
увлечённость в образовательном процессе, а не только богатство информации и обилие
материала.
Вместе с принципом «учение с увлечением» было разработано направление
«педагогика сотрудничества» [3]. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества
являлся Симон Львович Соловейчик [4]. Педагоги—новаторы заявили, что педагогика
сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку
свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и
нравственном развитии. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но
важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение
основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического
процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об
ученике как о субъекте своей учебной деятельности [3].
Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть
сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным
(но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над
другим.
Принципы педагогики сотрудничества и «учение с увлечением» в основном
разрабатывались в русле среднего образования. Педагоги рассматривали способы
улучшить эффективность и усвояемость учебного материала школьниками, большое
внимание так же уделялось формированию положительного отношения к себе и к
окружающим у подрастающего поколения, развитию талантов личности через признание
ее уникальности («Все дети талантливы») и т.д. Данные принципы, по нашему мнению,
являются очень актуальными и для современного высшего образования, ведь
формирование личности, профессиональных качеств и в целом мировоззрения личности
не заканчивается со школьными годами, а активно продолжается в период обучения в
высшей школе.
Можно констатировать, что до настоящего времени в теории и методике вузовского
образования не отрефлексированы и не изучены педагогические возможности досуговых
ситуаций, так или иначе приближенных к учебно-познавательной деятельности.
Главной характеристикой таких ситуаций в учебно-образовательном контексте
является отказ от доминирующей схемы воздействия педагогов на учащихся в пользу
схемы взаимодействия, которая является особенно востребованной в вузовской
педагогике, предполагающей более высокую самостоятельную учебную активность
студентов в сравнении со школьниками. По сути дела, эта схема является своеобразной
моделью неформального межличностного общения в сфере досуга. Она предполагает:
- игровой подход;
- творческое развитие проблемного и исследовательско - поискового методов
обучения;
- преподавание в диалоговом режиме, предполагающее не только открытый диалог,
но и внутреннюю диалогичность самого процесса преподавания;
- использование эмоциональных средств воздействия [2].
В сочетании с указанным выше непосредственным психологическим воздействием
педагога на учащихся в результате создается атмосфера досугового по форме, но учебно-
производственного по содержанию процесса, являющегося на порядок более
эффективным, чем традиционные регламентированные формы вузовского преподавания.
Под последними понимаются не формы подачи учебного материала (лекции, семинары,
доклады и т.д.), а формы организации мыслительной деятельности студентов. Например,
даже такая, казалось бы, академичная в привычном понимании форма преподавания как
лекция может быть выстроена по проблемному принципу и при наличии внутренней
диалогичности, по сути, приближая учебную деятельность к досуговой (к
непринужденной беседе в сфере досуга) в плане эмоциональности, удовольствия от
доступного стиля изложения педагогом, увлекательности поиска истины вместе с
педагогом и т.д. Не случайно, в Древней Греции досуг определялся как «школа» [1].
Именно в свободное время человек и мог получать полноценные знания в отличие от
рутинной трудовой деятельности. Но для этого, конечно, необходимо было и сам процесс
обучения организовывать как увлекательные занятия, требующие максимальной
внутренней активности учащихся (например, знаменитые диалоги Сократа).
Приведённые выше основные концептуальные положения и педагогические
требования к учебному процессу в контексте педагогики досуга можно рассматривать как
набор базовых требований к необходимой опытно-экспериментальной работе по
совершенствованию учебной деятельности в системе высшего образования, результаты
которой могут быть использованы в преподавательской практике ВУЗов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волощенко Г. Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие: автореферат дис. ... доктора культурологии: 24.00.01/Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово, 2006, 52 с.
2. Каменец А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб. для студ. вузов / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; рец. : С. И. Григорьев, А. М. Егорычев ; науч. ред. А. В. Каменец ; М-во образования и науки РФ, РГСУ. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. - 314 с.
3. Педагогика сотрудничества. Отчет о встрече учителей-экспериментаторов «Учительская газета», №42 от 17 октября 2006 года. [Электронный ресурс], URL: http://www.ug.ru/archive/15485 (дата обращения 21.06.2014).
4. Педагогика сотрудничества. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 24.06.2014).
5. Соловейчик С. Л. «Учение с увлечением», издание второе: Детская литература; - М., 1979. [Электронный ресурс] URL: http://royallib.ru/book/simon_soloveychik/uchenie_s_uvlecheniem.html (дата обращения 20.06.2014).