Педагогика искусства в формировании основ толерантного сознания детей дошкольного возраста

Ремарчук Екатерина Леонидовна
Аспирант Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», директор МОУ Детского сада № 2414, Москва
Аннотация: 
Педагогика искусства в формировании основ толерантного сознания детей дошкольного возраста

Толерантное поведение тесно связано с социализацией. Чем толерантнее сознание ребенка, тем успешнее проходит его социализация, потому что обществу нужны люди скромные, отзывчивые, добрые, трудолюбивые, а все эти качества являются слагаемыми толерантности. Помимо багажа знаний, в детском саду и в школе дети приобретают культурный опыт, который затем остается с ними на всю жизнь, пополняясь и расширяясь по мере их духовного роста. Для формирования культурного опыта также очень важно, чтобы он закладывался уже с дошкольного возраста и с годами развивался. В современных условиях этому служит педагогика искусства, которая через искусство формирует и развивает культурное сознание учащихся.
Большой воспитательный потенциал педагогики искусства подтверждѐн деятельностью научных школ А. В. Бакушинского, Б. П. Юсова, Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского и др.
Идеи педагогики искусства А. В. Бакушинского относятся к сфере изобразительного искусства: были выявлены периоды психо-физического развития на основании преобладающих признаков в восприятии и освоении ребенком окружающего мира. Основная идея А. В. Бакушинского – все творческие и жизненные силы каждого возраста должны быть изжиты именно в этом возрасте, иначе организм не обогатится важными психическими возможностями и не будет достигнута гармония. Свою методику он строил на творческом образе-переживании. Для дошкольников характерна двигательно-осязательная ориентация, для подростков – зрительная, для старших школьников – синтез воли, эмоций.
Б. П. Юсов ( вслед за ним Е. П. Кабкова, Л. Г. Савенкова и др.) разработал концепцию интеграции искусств как условия полихудожественного развития детей и молодежи; были раскрыты условия формирования целостного развития художественного сознания школьников (от дошкольного возраста до зрелости). Б. П. Юсов впервые в педагогике художественного образования ввел понятие полихудожественного воспитания детей. Искусства изучаются детьми во взаимопомощи и дополнительности, что позволяет развить целостное восприятие искусства и, что особо важно, готовят ребенка к многообразию художественной жизни общества, учат его обращать художественное богатство на благо человечества. Применительно к дошкольникам идеи Б. П. Юсова были развиты И. А. Лыковой.
В системе Д. Б. Кабалевского бала разработана и успешно апробирована методика преподавания искусства, при которой музыка в процессе обучения становится для ребенка носителем человеческого образа в его всеобщности и универсальности. Через освоение этого образа ребенок и открывает для себя мир собственных духовно-творческих возможностей [9].
Что касается детей дошкольного возраста, то в рамках педагогики искусства существуют свои особенности работы с ними, учитывающие специфику физиологии и психики ребѐнка. Ещѐ А. В. Запорожец придавал очень большое значение психологии дошкольника. Вслед за Л. С. Выготским А. В. Запорожец считал, что специфически человеческие психические качества, такие как мышление, воображение, воля, социальные и нравственные чувства и т. п., могут возникнуть только из социального опыта ребенка, в результате его деятельности, которая задается другими людьми в процессе общения ребенка с ними. Развитие общения ребенка открывает перед ним все новые возможности усвоения знаний и умений.
Большое значение для практики управления психическим развитием ребѐнка имеет подчеркиваемое А. В. Запорожцем разделение процессов функционального и возрастного развития. Функциональное развитие – это частные изменения отдельных психических свойств и функций, овладение конкретными знаниями и способами действия. Возрастное развитие представляет собой глобальные перестройки психики. Взаимосвязь этих двух видов развития в том, что совокупность частных изменений подготавливает переход психики на новую возрастную ступень. При этом у ребенка нужно формировать различного рода ориентировки, которые, по А. В. Запорожцу, являются ключом ко всему психическому развитию (с их помощью ребенок выделяет новое в действительности и строит свою деятельность). Главное для личности – это развитие и усложнение ориентировок, на основе которых появляется возможность саморегуляции поведения. Основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, и воспитание личности – центральная задача этого периода. У ребенка формируются новые уровни в структуре личности – умственные образы и основы социальной и нравственной регуляции поведения.
Все дети с удовольствием делают что-то лишь тогда, когда им это интересно. Поэтому нужно стимулировать интерес ребенка путем переключения его внимания с одного вида деятельности на другой.
Воспитание личности дошкольника осуществляется в трех основных видах деятельности: игре, продуктивной деятельности и художественном восприятии. А. В. Запорожец придавал большое значение воспитанию личности ребенка средствами искусства. Он выявил конкретные «каналы», по которым осуществляется влияние искусства на личность, и разработал педагогические приемы, усиливающие это влияние. Выделив три основные формы художественной деятельности: восприятие, исполнение и творчество, А. В. Запорожец сосредоточился на изучении художественного восприятия, благодаря которому становится возможным задействовать две другие формы.
В использовании игровых форм работы кроется огромный педагогический потенциал. Интегрированные формы для развития дошкольников предлагает Е. М. Торшилова [8]. Прежде всего это «синестетические» игры для развития эстетического воображения; они предполагают сложные ассоциативные пересечения, которые должны возникать у ребенка в процессе игры. Ребенок должен услышать музыку и сравнить ее с цветом, показать движением пальца, руки и т. п. Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются игры на развитие эмпатии, художественного вкуса, которые также строятся на принципе интеграции форм работы. Значимость использования интегрированных форм в работе с ребѐнком также подчѐркивает В. Г. Ражников [7], при помощи которых происходит приобщение ребѐнка к музыке, поэзии, живописи.
И. А. Якимов для приобщения детей к чтению использует также по сути своей интегрированные формы работы: создание на основе авторского текста вторичных образов, отражающих его индивидуальное видение (словесных, музыкальных, изобразительных, театральных), а в результате получается синтезированный образ. Также предполагается создание музыкальных, изобразительных и театральных вторичных образов при изучении литературного произведения, которые способствует развитию художественного восприятия, расширяет палитру творческой деятельности старших дошкольников и младших школьников. При этом развитие читательской культуры происходит у него на основе желания ребенка «действенно отозваться на всѐ то, что ему сообщается, с чем он знакомится, о чем читает» [10, с. 6].
В целом ряде программ также использованы интегрированные формы работы, сориентированные на формирование толерантности дошкольников через использование интеграции различных видов деятельности. Так, у И. А. Лыковой [4] есть программа на основе формирования нравственных установок личности ребѐнка через эстетическую деятельность, в которой представлен курс занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп дошкольников. Эта программа построена на полихудожественном подходе к воспитанию дошкольников.
Интересен подход к формированию толерантности через билингвистическое и бикультурное развитие ребѐнка, сопровождающееся развитием мелкой моторики [5]. В условиях восприятия сразу двух (или нескольких) культур ребенок учится уважать культурное многообразие мира. Автор исходит из того, что формирование первичного детского интереса к знанию невозможно без учета психофизических особенностей детей раннего возраста. Дети – отличные имитаторы, а значит, у них способность к подражанию чрезвычайно высока, особенно в раннем возрасте. Поэтому сначала нужно включить ребенка в процесс наблюдения за исполнением нового действия, а затем поддерживать его усилия на этапе копирования этого действия.
В действенности интегрированных форм педагогики искусства для воспитания толерантности дошкольников убеждает опыт работы детского сада № 2414 ЮЗОУО Департамента образования города Москвы.
Так, в 2010 учебном году был разработан и внедрен проект по формированию духовно-нравственной основы личности ребенка средствами поэзии, музыки и художественных произведений «Зимний калейдоскоп». Главной целью проекта было показать детям красоту зимней природы посредством поэзии, музыки, изобразительного искусства, а также познакомить детей с поэзией других стран (Азербайджана, Татарстана, Украины, Дагестана, Армении). В ходе проекта воспитатели обратили внимание на то, что в естественных условиях дети легче воспринимают то, что поэты передают с помощью стихов. На улице дети самостоятельно, без подсказки взрослого могли подбирать строчки из стихотворений, которые подходили для увиденного образа, сопоставляли видимое и слышимое, включая, таким образом, в работу ассоциативное мышление. Всѐ это активизировало речевую деятельность и умение употреблять поэтическое слово в повседневной жизни. Знакомство с разнообразием стихотворений и иллюстраций о зиме вызвало большой познавательный интерес к лирической поэзии и красоте родного края. Комплексное использование репродукций, музыки, поэзии позволило более полно донести до ребят замыслы художников, музыкантов и поэтов.
Одни виды деятельности сменяли другие: дети слушали художественное слово ведущего, сами читали стихотворения на разных языках, слушали музыкальные композиции, отвечали на вопросы ведущего, рассматривали иллюстрации, сопоставляя зимнюю красоту природы с услышанной поэзией, приняли участие в развлекательной программе по завершении досуга.
Чтение стихотворений на незнакомых языках вызвало у детей живой интерес к своим сверстникам и к тем языкам, на которых читались стихи, что внесло положительный момент в межличностные отношения сверстников. Такое чтение позволило ввести детей в мир другой культуры, дать почувствовать ее особенности. Заключительным этапом проекта стала выставка творческих работ, где были представлены совместные работы детей с родителями, на которых они отразили зимние пейзажи в соответствии с выдержками соответствующих строк стихотворений.
Реализация данного проекта повысила профессиональный уровень педагогов, благотворно повлияло на взаимоотношения педагогического коллектива с родителями воспитанников, на развитие эмоциональной и познавательной сферы дошкольников, на формировании духовно-нравственных качеств личности каждого ребенка, на формирование основ толерантного сознания.
Поэтический проект «Зимний калейдоскоп» представлял собой сценарий с использованием иллюстраций с зимней природой, портретов поэтов, художников и композитора Чайковского. Частыми вопросами воспитателей были: «Стихи каких поэтов мы сейчас прослушали?», «Какие звуки зимы вы услышали в музыкальных фрагментах из Чайковского?» Такие вопросы развивают воображение, ассоциативное мышление, заставляют ребенка думать, помогают современным педагогам в решении сложной и ответственной задачи – воспитания граждан, патриотов, с высокими нравственными качествами, которые будут уважительно относиться ко всем людям, живущим на Земле, т. е. будут толерантными.
Среди функций современных дошкольных учреждений большое место занимает формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
В соответствии с возрастными психологическими особенностями детей в среднем дошкольном возрасте формируются привычки культурного общения, самостоятельность. В старшем – нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными, это сотрудничество и ответственность. У детей подготовительной группы на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается самоуважение – чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, уверенности в себе и уважения самого себя и других, формируется правовая культура.
Таким образом, проводимая работа способствует формированию положительного самоощущения, способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, предоставляет возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развития социальных навыков. Дети осознают, что каждый человек имеет равные права, которые необходимо уважать, как свои собственные, с которыми нужно считаться.
На основании того, что написано исследователями по интегрированным формам работы с дошкольниками, можно сделать вывод об актуальности разработки интегрированного подхода к воспитанию толерантности у дошкольников. Это подтверждает, в частности, опыт проведения проекта «Зимний калейдоскоп».
Таким образом, исследования современных педагогов показывают, что именно интеграция в искусстве делает педагогику личностно ориентированной. Интегрированные формы работы помогают развитию способности личности эмоционально откликаться на происходящее в мире. На этот эмоциональный отклик и делает упор педагогика искусства, что мы показали в анализе различных концепций, составляющих ее.
Педагогика искусства универсальна в воспитании детей, потому что она осуществляется ненавязчиво, вовлекает детей в совместную деятельность как с педагогом, друг с другом, так и с классическим художественным наследием. Ребенок чувствует себя со-творцом прекрасного, учится в этом диалоге творить самостоятельно и проявлять уважение, толерантность к творчеству других.
Литература
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
2. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
3. Кабкова Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства. Автореф. дисс. … доктора пед. наук. М., 2005. 53 с.
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз, 2007.
5. Мальцева И.В. Раннее развитие: лучшие методики и игры. М.: Карапуз, 2009.
6. Научные школы в педагогике искусства / Под ред. Л.Г. Савенковой. М.: ИХО РАО, 2008. 166 с.
7. Ражников В.Г. Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества. М.: АСТ, 1996. 379 с.
8. Торшилова Е.М. Шалун или Мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольников. М.: ИХО РАО, 1998. 220 с.
9. Школяр Л.В. Урок давало искусство // Искусство в школе. № 6, 1999.
10. Якимов И.А. Творческое чтение в системе начального литературного образования: Дисс. … канд. пед. н. М.: ИХО РАО, 2007. 193 с.