Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)
Современное дополнительное образование художественной направленности в Российской Федерации сложилось и существует как уникальная система развития детей, обладающая такими качествами как фундаментальность и устойчивость. Методологической базой дополнительного образования художественной направленности является формирование общекультурных и предметных компетенций, понимание художественной культуры как основному фактору гармоничного развития личности; формирование культурной потребности в общении с произведением искусства на основе навыков эстетического оценивания; развитие навыков художественно-творческой деятельности как части жизни; использование навыков художественного творчества в различных видах социокультурной и профессиональной деятельности [1].
Для оптимизации развития дополнительного образования художественной направленности в современных условиях необходимо изучение и адаптированное использование в практике наиболее интересного зарубежного опыта художественно-эстетического обучения. Например, создание практико-ориентированной системы художественного образования, интегрирующей детское художественное творчество в общий культурный процесс, развитие социокультурных навыков (Австрия, Германия, Финляндия, Швеция); расширение самостоятельности детского творчества от зарождения идеи до конечного продукта (Швеция); раннее художественное образование, развивающее у ребенка гибкие образно-ассоциативные формы мышления (Япония); использование арт-терапевтических эффектов занятий искусством (США); усиление роли эстетического развития, более широкого по отношению к художественному (Австралия, Япония); определение воспитательной функции как ведущей (США, Канада, Нидерланды); отношение к искусству как форме коммуникации (США, Франция); использование межкультурных, междисциплинарных занятий, интегрирующих различные сферы искусства и науки (Канада, Китай, Финляндия, Швеция, Великобритания); взаимодействие художественного образования с профессиональными учреждениями культуры и деятелями искусства (Франция, Великобритания, Китай, Финляндия); интеграция национального и мирового культурного наследия (Австралия, Канада, Китай, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Великобритания); использование информационно-коммуникационных технологий (Австралия, Канада, Финляндия, Новая Зеландия, Сингапур, Швеция).
Российская система дополнительного образования художественной направленности имеет значительный потенциал для развития в современном мире, сохраняя традиции в рамках внедрения современных видов и форм деятельности. Дополнительное художественное образование детей имеет долгую историю становления и распространения.
В XVIII-XIX вв. появились первые формы внешкольной работы с детьми в области искусства (литературные кружки, детские парки). С конца XIX - начала ХХ вв. дополнительное образование художественной направленности в России было представлено в виде частных студий рисунка и живописи, литературных и музыкальных кружков, художественных мастерских, «Домов свободного ребенка», клубов, летних оздоровительных лагерей-колоний, культурно-просветительских обществ.
В ноябре 1917 г. был создан отдел внешкольного образования в Народном комиссариате просвещения РСФСР, в первой опытной станции по народному образованию при Наркомпросе разрабатывались проекты художественных студий, «детских клубов», направленных на эстетическое воспитание детей. В июне 1919 г. был проведен I Всероссийский съезд по внешкольному образованию, а в 1924 г. организована Секция художественного воспитания при Наркомпросе. Учреждения внешкольного художественного образования строилась по трем направлениям: учебно-кружковая, массовая и методическая работа. В 1929 г. в Москве был открыт Центральный Дом художественного обслуживания детей (в последствии - Центральный дом художественного воспитания детей), основной задачей которого являлось художественное сопровождение детей и детской самодеятельной художественной деятельности, построение единого плана организационного и методического руководства всей работы по искусству среди детей.
В 30-е гг. ХХ в. понятие «внешкольное образование» было преобразовано в «внешкольное воспитание». В рамках художественной направленности широкое распространение получили кружки, студии и мастерские изобразительного, театрального, архитектурно-строительного, музыкального и др. направлений в структуре дворцов культуры, домов пионеров, домов художественного воспитания детей, домов художественной самодеятельности. Также в СССР успешно работали детские художественные и музыкальные школы, театры и кинотеатры для детей. Особой формой организации внешкольной воспитательной деятельности художественной направленности этого времени были выставки детского творчества.
В 1953 г. Министерство просвещения РСФСР утверждает единые положения о содержании, формах и методах работы во внешкольных учреждениях, и уже в 1950-70-е гг. количество внешкольных учреждений художественной направленности заметно выросло. Во многих школах были открыты кружки художественной направленности: литературные, музыкальные, театральные, хореографические, изобразительного искусства и др., а также школьные музеи.
В 1970-80-е гг. сложилась уникальная система дополнительного художественного образования, не имеющая аналогов в мире. Внешкольные учреждения являлись одним из основных воспитательных институтов государства, а детскому художественному творчеству отводилось особое место в культуре всех республик страны: создавались музеи детского рисунка, проводились выставки детского творчества, музыкальные конкурсы, олимпиады, растет количество детских музыкальных и художественных школ, театров детского творчества. В 1992 г. в Законе РФ «Об образовании» появился термин «дополнительное образование», который заменил понятие «внешкольные учреждения».
В настоящее время на основании действующего Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование в сфере искусств направлено на выявление и поддержку одаренных детей в раннем возрасте, профессиональное становление молодежи, развитие обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Дополнительное образование художественной направленности направлено на развитие индивидуального и коллективного художественного творчества детей. Особая роль данного направления дополнительного образования заключается в объединении в себе задач развития мотивации к творчеству, самоактуализации личности, формирования нравственных и эстетических эталонов, освоении технологий творческой деятельности, развитии способности к восприятию искусства.
Несомненными достижениями дополнительного образования художественной направленности на сегодняшний день являются: широта вовлеченности детей, межведомственное взаимодействие организаций дополнительного образования, образовательных организаций общего образования, учреждений культуры, промышленных предприятий данной направленности (фабрики и мастерские народных промыслов, типографии, предприятия сувенирной продукции и пр.).
Современный мир создает новые условия, влияющие на содержание и технологи дополнительного образования художественной направленности, такие как:
• Изменения экономического уклада: развитие арт-индустрии, арт-менеджмента, возникновение новых форм занятости (DIY, самозанятость, переодическая занятость и др.) и появление профессий художественной направленности (дизайнер-мерчиндайзер, блоггер – DIY, event-менеджер, web-дизайнер и др.);
• Технологические: использование современных технологий в творчестве; новых ИКТ-инструментов (3D-принтеры, 3D-ручки и др.), повышение технологичности оборудования;
• Социальные: неравенство возможностей регионов, городов и сельских поселений и т.д.;
• Социально-политические: появление новых культурных кодов, усиление патриотической и гражданской направленности искусства, появление социальных творческих проектов;
• Трансформация запроса семей и детей: уход от STEM (Science - наука, Technology – технологии, Еngineering – инженерия, Math - математика) к STEAM (Science - наука, Technology – технологии, Еngineering – инженерия, Аrt – искусство, Math - математика), усиление значимости искусства во всех видах деятельности.
• Изменения мотивации, способностей, паттернов поведения и коммуникации детей: новые формы коммуникации (онлайн-общение уменьшение авторитетности культурных ценностей прошлого, трансформация многих традиционных нравственных норм, распространение типологизированной массовой культуры, уход в виртуальную действительность как замена реальной жизни;
• Расширение рамок художественного дополнительного образования: развитие свободных искусств, возникновение интегрированных видов и форм творческой деятельности.
Несмотря на накопленный опыт и достигнутые успехи, развитие дополнительного образования данной направленности осложняется рядом негативных тенденций, связанных с изменением социокультурных реалий, среди которых:
• Отсутствие эффективной системы обновления содержания программ дополнительного образования художественной направленности с учетом вызовов времени и инновационных образовательных разработок; недостаточно обновляющаяся материально-техническая база учреждений дополнительного образования, особенно в небольших городах, поселках и селах.
• Отсутствие актуальной системы повышения профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования, старение кадрового состава, консервативность кадров, недостаточно сформированная система поиска и привлечения творческих и инициативных специалистов.
• Направленность дополнительного образования на развитие у детей стандартных художественных навыков и умений, недостаточная разработанность содержания и методик обучения в дополнительном художественном образовании, обеспечивающая актуализацию воспитательного потенциала искусства и художественного творчества.
• Противоречие между индивидуальными образовательными потребностями и способностями детей и необходимостью достижения высокого уровня художественного результата, что, зачастую, приводит к подмене творчества обучающихся творчеством педагогов. Особенно ярко данная черта проявляется в объединениях коллективного творчества: хореография, театр, хор и др. Как следствие, в достигнутом художественном результате детям отводится исполнительская роль, значительно снижается степень их авторства, а значит и не происходит включения в творческий процесс.
• Недостаточность обеспечения доступности дополнительного образования художественной направленности. Результаты должны рассматриваться с точки зрения динамики личностного роста детей, а не с позиций внешне атрибутированных достижений. Однако специфика подобных программ, критерии и показатели результативности разработаны недостаточно.
• Недостаточное взаимодействие организаций общего и дополнительного художественного образования, учреждений культуры, а также деятелей искусства.
• Отсутствие системы научно-педагогического, методического и информационного сопровождения системы дополнительного художественного образования детей.
В контексте вызовов времени и возникающих проблем перед дополнительным образованием художественной направленности стоят следующие задачи:
• актуализация индивидуальных потребностей обучающихся в художественном образовании и эстетическом воспитании;
• развитие общей креативности детей и молодежи, способствующей творческому подходу к другим видам деятельности;
• развитие творческих способностей детей и юношества в выбранном виде искусства;
• развитие художественно-эстетической культуры личности;
• профессиональная ориентация обучающихся;
• обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами искусства;
• выявление, развитие и поддержка одаренных в области искусства обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
• создание и педагогическая поддержка развития каждой личности, профессионального определения и художественно-творческой деятельности обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам художественной направленности;
• социализация и адаптация детей и юношества к жизни в обществе;
• реализация здоровьесберегающего и арт-терапевтического потенциала занятий искусством для адаптации и коррекции детей с особыми образовательными потребностями и особенностями развития.
• дифференциация и интеграция дополнительного образования художественной направленности с основными общеобразовательными программами дошкольного, начального, основного, среднего общего образования.
Решение данных задач раскрывает перспективы и пути развития дополнительного образования художественной направленности:
• Повышение качества дополнительного художественного образования и расширение вариативности программ.
• Развитие уникального производства на основе индивидуализации, коммерциализации, «мейкерства» (создание из набора материалов и технологий создает нового продукта).
• Интеграция общего и дополнительного образования, которая является оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства.
• Расширение межведомственного взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры по вопросам реализации дополнительных образовательных программ через организацию внестационарных форм дополнительного образования детей – выездных занятий, в которых дополнительные образовательные программы будут реализовываться квалифицированными педагогами организаций дополнительного образования и учреждений культуры.
• Разработка и внедрение образовательных программ, соответствующих современным запросам детей, родителей и социума (компьютерные формы обучения, арт-менеджмент, креативные индустрии и др.).
• Работа с одаренными детьми (выявление и педагогическое сопровождение).
• Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования художественной направленности. Необходим равный доступ всех категорий детей к освоению программ дополнительного художественного образования, в первую очередь необходимо обеспечить возможность занятий дополнительным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
Для достижения оптимальных результатов обучения необходимы изменения в содержании и технологиях дополнительного образования художественной направленности, такие как:
• Использование современных образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская творческая деятельность, групповые интерактивные практики, разновозрастные группы, игровые технологии, социоигровые технологии, интегрированные технологии, полихудожественные технологии и др.);
• Внедрение цифровых образовательных технологий, например, инновационных компьютерных программ для художественного творчества, формы on-line обучение (YouTube каналы и др.);
• Создание новые среды обучения (интегрированная среда школ и учреждений дополнительного образования, развивающая on-line среда и др.);
• Использование нового оборудования (изобразительное искусство – Paint.NET, PowerPoint, Adobe Photoshop, SmootchDraw, MyPaint, Livebrush, TuxPaint; музыка – Audacity, NanoStudio, VixVibes Pro и др., а также использование электронных музыкальных инструментов, например, синтезатора);
• Инструменты (электронные музыкальные инструменты, цифровые, графические инструменты и др.) и материалы (полимерная глина, 3-D материалы и др.);
• Связь с практикой, производственной, трудовой, предпринимательской деятельностью: развитие совместных программ дополнительного образования художественной направленности с производствами, взаимодействие с музеями, выставочная практика;
• Развитие индустрии образования и досуга: новые формы творческого досуга, новые виды арт-индустрии и др.
• Участие родителей: новые формы творческого семейного досуга (мастер-классы, фестивали, семейные проекты и др.), совместные занятия детей и взрослых.
• Разработка и внедрение новых форм работы с детьми с особыми возможностями здоровья и находящимися на длительном лечении.
Сегодня в постоянно изменяющемся мире необходимо четко понимать необходимость грамотного совмещения базовых и актуальных образовательных технологий и методов художественной направленности. Полный отказ от классических технологий и методик не продуктивен, так как они формируют фундаментальные навыки художественной деятельности: групповое обучение (игра, модульные технологии, уровневая дифференциация, творческая мастерская, мастер-класс, фестиваль, конкурс, репетиция), индивидуальное обучение (личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, индивидуальный класс (вокал, фортепиано и др.), художественный проект).
К перспективным образовательным технологиям и методам художественной направленности следует отнести: групповое обучение (интерактивная игра, интеграция с другими видами деятельности, социо-игровые технологии, тренинг, open space, workshop, дидактические игры, полихудожественные технологии), индивидуальное обучение (тьютериал, DIY (do it yourself), эвристические технологии, мейкерство, технологии развития, проблемные технологии, ИКТ-обучение, технологии критического мышления), смешанное обучение (разновозрастные группы, семейный клуб).
В каждой образовательной организации может быть создана уникальная система взаимодействия основного и дополнительного образования на всех ступенях общего образования и воспитания. Подобная система взаимодействия основного и дополнительного образования художественной направленности основывается на создании условий для формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию в области искусств; на проектировании и конструировании развивающей образовательной художественной среды образовательной организации; на обеспечении активной творческой деятельности детей и подростков; на построении образовательного процесса общего и дополнительного образования с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
1.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: «Сентябрь», 2004.
2.Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. / URL: http://base.garant.ru/70643472/
3.История художественного образования в России ХХ века (в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков) / под науч. ред. Н.Н. Фоминой. Т. 1 – М.: Педагогика, 2002.
4.История художественного образования в России (проблема культуры ХХ века) / под науч. ред. Н.Н. Фоминой. – М.: Издательский дом РАО, 2003.
5.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р. / URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r/
6.Куприянов Б. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 51-56.
7.План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р. / URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/
8.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года / URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/Акишина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе / Педагогика искусства. – № 3. – 2016. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_9-17.pdf