Продолжая замечательные традиции великих музыкантов, Сергей Слонимский постоянно обращается в своем творчестве к детской музыке, обогащая педагогический и исполнительский репертуар новыми произведениями разной степени сложности [1]. Его фортепианные пьесы интересны музыкантам всех возрастов. Ученики и педагоги музыкальных школ, занимающиеся на фортепиано, хорошо знают тетради из цикла «От пяти до пятидесяти». В XXI веке они пополнились новыми опусами [2]. Начинающие обучаться игре на фортепиано, конечно же, обратят внимание на «Веселые и грустные, страшные и смешные приключения»: 6 циклов легких и трудных фортепианных пьес для учащихся младшего и старшего возраста С. Слонимского. Они открываются семью пьесами, составляющими сюиту под общим названием «Первые шаги на клавиатуре». В этом сборнике композитор-пианист, великолепно знающий «музыкальную кухню» педагогического мастерства, предлагает свою методику обучения игре на инструменте. С. Слонимский сразу, с первых уроков, знакомит учащегося с основными характеристиками фортепианного ремесла. С самого начала сборника, создав в этой сюите мелодический рисунок доступный любому начинающему музыканту, композитор предлагает овладевать клавиатурой инструмента непосредственно в процессе постановки рук, осваивая азы школы. Далее от пьесы к пьесе в сюите ученик усваивает не только приобретенные, необходимые навыки игры, но и одновременно расширяет образно- музыкальное мышление, свой ассоциативный кругозор, приобщаясь к различным выразительным средствам фортепиано в звучащем окружающем мире. В первой пьесе сюиты, которая называется «Правой рукой», учащийся оваивает начальную мелодическую фразу на рояле, состоящую из пяти белых клавиш с апликатурой 1–3 пальцев, сначала трех звуков в восходящем и нисходящем движении. Далее, распевая на инструменте интонацию с апликатурой 1–5 пальцев на legato. И так постепенно, такт за тактом разворачивается мелодия (16 тактов), где последовательно отрабатываются и другие исполнительские навыки, в частности перенос пальцев c одной позиции на другую, а также руки с первого на пятый, развертывая диапазон мелодии от чистой квинты до малой сексты. Все это позволяет сразу включать новые приемы игры, приспосабливаясь к каждому конкретному случаю. В «Левой руке», также одноголосно усваивается та же аппликатура, в тех же позициях, что и в «Правой руке». Композитор предлагает сыграть практически ту же мелодию, но уже в зеркально-симметричном контрапункте. В последней, третьей пьесе этого мини-цикла «Обе руки идут вместе», учащийся играет уже двумя руками — двухголосно, соединив выученные мелодии вместе, с той же аппликатурой. В них суммируются приобретенные навыки, включается варьирование позиций, сменяются настроения и характер музыки (пример 1). По форме эта пьеса представляет собой большой период (схема 1). В следующих двух пьесах, представляющих второй мини-цикл – «Веселый день» и «Грустный день», даны варианты аппликатуры и штрихов, контраст которых дан в свободном контрапункте. В них суммируются приобретенные навыки, включается варьирование мотивов, фраз и формы целого. «Веселый день» – пьеса, в которой создается непринужденное настроение прогуливающегося ребенка, поющего незатейливую мелодию. При этом периодическая структура пьесы изложена в оригинальной последовательности. Ее экспонирующий период – секвентная двухтактная фраза в C-dur’е (нисходящая на терцию), завершаетcя дважды повторенным кадансом в одноименном миноре (с-moll) и представляет собой первую часть простой двух частной формы (А). Второй же, точное повторение первого, но сокращен до 7-тактного, ненормативного, однотонального периода, в котором выделяется в кадансе ладовое лидийское наклонение (А1, см. пример 2, схема 2). В «Грустном дне» – противоположное настроение воссоздано в виде свободного контрапункта к «Веселому дню». Здесь мелодия и аккомпанемент меняются местами, основная тема уже в левой руке, а подголосок в правой. При этом в правой руке подчеркнут самостоятельный мелодический рисунок, пропевающий звуки тонического квартсекстаккорда, который далее в верхнем голосе повторяет ту же фразу, что и в предыдущей пьесе. Начальная грустная мелодия звучит в гармоническом c-moll. Структурно, экспозиционный представляет собой так же нормативный период, что и в «Веселом дне». Однако, вариабельность простой двухчастной формы каждой из пьес выделена не только гармоническими средствами, но и ладово. Второй период увеличен на один такт и составляет 9 тактов. Он заканчивается фригийским кадансом в левой руке на ritenuto. В то же время в правой руке, дано вариантное изложение каданса из «Веселого дня», но в мелодическом миноре (см. схему 3). В кадансах грусть подчеркивается мелодически разложенным уменьшенным септаккордом ( VII34 в 5 и 13 тактах). Таким образом, обе пьесы мини-цикла написаны в простой 2-х частной форме, не симметричной, где в первой – реприза сокращенная, а во второй – она увеличенная (см. примеры 2, 3 и схемы 2, 3). Они играются на legato, при исполнении которого включается свободное движение кистей рук. В «Грустном дне» каждая фраза каданса завершается легким снятием левой руки на паузе. Их единство подчеркивается тематическим материалом, представленным в разных ладовых наклонениях — не только, и не просто в мажоре и миноре, а в первой пьесе лидийским (повышена IV ступень), а во второй фригийским (понижена II ступень). При этом темп пьес достаточно медленные. Композитор рекомендует играть в умеренном (Moderato) «Веселый день», а «Грустный день» медленном (Adagio). Исполнительски в обеих пьесах отмечается смешанная аппликатура, а также смена пальцев на одной клавише (2–3 т.). Третий и первый палец лежат на черной клавише при совершенно спокойной кисти (6, 13 т.). Кульминация пьесы «Весёлый день» выделена диссонирующим интервалом (ув. 5) и акцетом в обеих руках. «Детский вальс» и «Веселый галоп» в 4 руки выполняют роль динамического расширения сквозной формы сюиты, которая драматургически размыкает всю композицию к финальной, заключительной пьесе. Следует подчеркнуть, что ребенок начал исполнять сюиту каждой рукой отдельно, а завершает ее уже в ансамбле с партнером. Тональный план сюиты выявляет следующую зависимость трехчастной композиции (№ 1–3; 4–5; 6–7), которая размыкается от C-dur через с-moll к G-dur и B-dur ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 4 [3]. Начинается с тональности без знаков (С), далее через одноименный минор (с – с 3-мя бемолями) к доминанте (G – с 1 диезом) и размыкается в низкую VII ступень (B – с 2-мя бемолями). Получается в целом тонально разомкнутая сюитная форма всего цикла с мелодическим прорастание тематизма от первой пьесы к последней, финальной. Рассмотрим в пьесах сюиты формообразующие и исполнительские принципы контраста, стимулирующие развитие музыканта в процессе становления исполнительских навыков уже в ином контексте – мелодия с аккомпанементом в гомофонно-гармонической фактуре, обособлена конкретными, танцевальными жанрами – «Детский вальс» и «Веселый галоп» для игры в 4 руки. Если в «Детском вальсе» преобладал оттенок р, то в двух последующих пьесах также образующих мини-цикл уже преобладают контрастные динамические оттенки (тf – р), которые выделяются внутри экспозиционного периода простой 3-х частной формы. А в среднем разделе, также большой период (16 т. = 17–32 т.) динамика кординально меняется. Мелодия в левой звучит на f, а аккомпанемент – правая рука р. Их одновременное звучание подводит к кульминации на тf. Вся средняя часть звучит в е-moll (схема 4). Структура композиции средней части предстает в ином членении фраз, при этом вторгающийся серединный каданс динамизирует форму целого (16 т.). Реприза динамическая, в ней не только концентрируется структура формы, от р через тf, к f на кульминации большого периода, но дана на сквозном нарастании. Далее на f расширение осуществляется за счет замедления (ritenuto) движения в кадансе и смены ладового наклонения – миксолидийский. С точки зрения включения исполнительских приемов преобладает комбинирование штрихов (legato – staccato), согласно учебно-методическому пособию А. Абдуллиной [4]. Освоение комбинирования штрихов осуществляется во всей пьесе. В самом начале происходит смещение акцента с сильной доли на слабую в правой руке. Оно компенсируется повторяющимся штрихом staccato. С самого начала комбинация штрихов дана в виде staccato – legato в мелодии, в середине же происходит смена – производное соединение, т. е. свободный контрапункт: в правой руки staccato, в левой legato. В кадансе репризы комбинирование штрихов служит динамизации формы. В правой и левой руках даны одновременно и legato, и staccato. Жанровый и тональный контраст между частями сюиты подчеркнут сменой вальсового начала песенным, а G-dur на e-moll (схема 5). В вальсе, кроме смены ладо-тонального наклонения в кадансе, композитор пользуется переменные функции в мелодии и гармонии. Заканчивается пьеса подготовкой исполнителя к финальному легкому sf на тонике в диапазоне трех октав. «Веселый галоп», заключительная пьеса цикла – подвижный двудольный танец, основанный на прыжках. Он завершает танцевальную сюиту и является ее кульминацией [5]. Выделяет ее не только 4 ручное исполнение, но так же и ошеломляюще задиристая мелодия, каждое появление которой обусловлено четырехтактным вступлением, проходящим в партии второго исполнителя (пример 4). Сама же тема галопа, с четким предиктом на первой доле такта лапидарна и простодушна в своей наступательной активности, сметает все на своем пути. Она остинатно подчеркнута ритмом с фактурно- выделенным staccato второй партии. Классическая повторность, квадратность, симметричность большого периода первой, простой экспозиционной двух частной формы контрастирует распевной, широкого дыхания басовой мелодии второй партии (b-moll) четырехручной пьесы, в целом предстает в виде простой двух частной середины. Контраст этих разделов выделен также сменой фактуры у солирующей мелодии. Песенность мотива галопа обосабливается арпеджированным, разложенным аккомпанементом в b-moll’е у первой партии, дублирующим непрерывность, волнообразность развития басовой мелодии средней части. Динамические оттенки оттеняют контрастность разделов формы. В первой части на р в обеих партиях экспозиции, а во втором проведении (2 период) на f. Вторая часть, середина, также начинает р, но только в аккорманементе. Сама же мелодия звучит не только mf, а в мелодических кадансах уже на dimenuendo с акцентами в узловых моментах и кульминации (пример 5). Жанровый контраст сопрановой мелодии первой партии галопа и темы средней части у второй партии последней пьесы резюмирует к основным принципам композиции всей сюиты, обособленный отдельными мини-циклами (1 – песня; 2 – игра; 3 –танец = 3-х дольный вальс и 2-х дольный галоп). Все это драматургически скрепляет тематические, формообразующие и исполнительские принципам всего цикла. В первом мини-цикле короткие попевки двух начальных пьес разрастаются до широкораспевного напева 16-ти тактной строфы. А последняя двуручная пьеса этого мини-цикла «Обе руки идут вместе», суммирует мелодическое дыхание начальных напевов, задействовав все приобретенные исполнительские навыки. Второй мини-цикл – «Веселый день», «Грустный день» – центральный, развивает навыки игры legato. Здесь ученик осваивает, во всех позициях двумя руками, ассиметричную простую 2-х частную форму, первая из которых сокращена, вторая разомкнута к финальному третьему мини-циклу (см. схемы 1, 2, 3, 4, 5). В третьем мини-цикле (№ 6 и 7) учащийся оттачивает и совершенствует навыки игры приобретенные в предыдущих пьесах, а также включаются и новые приемы – staccato, смешанный штрих, соединение staccato и legato и вводятся современные приемы игры – выписанный кластер, ладовая переменность. Во вступлении «Веселого галопа» отмечается движение баса по нисходящему хроматизму. Обе пьесы последнего мини- цикла «Детский вальс» и «Веселый галоп» написаны: первая – в простой 3-х частной форме, вторая – в сложной 3-х частной форме. Причем первая часть «Веселого галопа» – простая 3-х частная форма, а середина – простая 2-х частная с дополнением и расширением. В 3-ей части, завершающей, репризной части пьесы – простая 2-х частная форма (сокращена реприза) и органично переходит в коду. В коде реминисценция материала среднего раздела. Отметим также, что в финальную пьесу сюиты автор рекомендует играть вторую партию преподавателю или же более старшему учащемуся. Это вполне естественно, так как в первой партии пьесы закрепляются приобретенные навыки игры ученика, приходит уверенность в достижении не только стройного и согласованного двуручного и ансамблевого исполнения, но и появляется уверенность ведущего солиста, необходимое качество для молодого музыканта. На протяжении развития всего периода развития фортепианного искусства многие композиторы писали музыку для детей, начиная с И. С. Баха, В. Моцарт, Л. Бетховен. В XIX веке романтическая фортепианная культура расширила исполнительские возможности музыканта до невероятных высот, преумножив и углубив жанровую палитру опусов. Достаточно вспомнить «Детские сцены» и «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского, «Карнавал животных» Ц. Сен- Санса, «Детский уголок» К. Дебюсси. Все они расширили жанровую палитру и дали миру новые образные представления в музыке. XX век полхватил и продолжил эту эстафету. Многие композиторы сочиняли огромное количество фортепианной музыки детям и для детей не только для фортепиано, но и для других инструментов. Немало замечательной музыки для детей создано отечественными композиторами С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном, Д. Б. Кабалевским и другими совремнными мастерами. Жанровые, образные характеристики фортепианной музыки преумножаются и в творчестве С. Слонимского, который преумножил достижения. Они прочитываются практикующими педагогами как комплексная исполнительская школа мастерства XXI века, позволющая развивать сложившиеся исполнительские навыки учащихся и органично сочетать их с освоением новых приемов и принципов современного пианизма. Представляется, что если все, более трехсот, сольных фортепианных пьес С. М. Слонимского выстроить в целостную систему, то сложится школа фортепианного мастерства, позволяющая сформировать пианиста третьего тысячелетия. Музыкальный мир Слонимского очень яркий и интересный. В музыке Сергея Слонимского дети чувствуются бесконечную красоту музыкального материала. В нее влюбяются как начинающие музыканты, так сложившиеся мастера, находя в ней своего ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 7 друга и попутчика в мире искусства. Конечно же, все дети любят сказку. Сказочный мир фортепинного творчества Слонимского будит фантазию маленьким слушателем, учит добру, справедливости, стимулирует неукратимую смелость в исполнительском мастерстве. Начиная обучаться с фортепианной сюиты «Первые шаги на клавиатуре» музыкант- исполнитель формирует в себе не только профессиональные качества, но и научается слышать созвучные повседневной жизни реалии. Исполняя произведения С. Слонимского, дети не только осваивают школу исполнительского мастретсва, но дарят радость слушателям и вместе с ними совершают невероятные путешествия в музыкальную страну, открывают волшебный мир непознанной вселенной. Пример 1 а) «Правой руке» б) «Левой руке» в) «Обе руки идут вместе» Пример 2 «Веселый день» Пример 3 «Грустный день» ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 8 Пример 4 «Веселый галоп» Пример 5 «Веселый галоп» Схема 1 «Обе руки идут вместе» Большой период период=1-8 т. период=9-16 т. 1+1+2 2+2 2+2 4 C-dur Схема 2 «Веселый день» Простая двухчастная форма 1 ч.=1-8 т. 2 ч.=9-15 т. A A1 2+2 +2 +2 2+2 +3 C-dur c-moll C-dur T +D-T+T T+T+Sлид.- T ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 9 Схема 3 «Грустный день» Простая двухчастная форма 1 ч.=1-8 т. 2 ч.=9-17 т. A A1 4+2 +2 2+2 +2 +3 c-moll T+Dг- T+Dг-T T+D-T+DT+Sфриг-T Схема 4 «Детский вальс» Простая трехчастная форма 1 ч.=1-16 т. 2 ч.=17-32 т. 3 ч.=33-48 т. A A1 B B1 A A2 2+2+4 2+2+4 3+1 +1+3 3+1 +1+3 2+2+4 2+2 +4 G-dur e-moll G-dur T+D+T-S-D T+D+T-D-T T+D+T+T-S-D T+D+T+T-S-D T+D+T-S-D T+S-T+ST-S-T Схема 5 «Веселый галоп» Сложная двухтемная трехчастная форма 1 ч. =1-37 т. 2 ч. =38-60 т. 3 ч. =61-72 т. Кода =73- 76т. всту п. A A1 всту п. A2 до п. B B1 до п. рас ш. всту п. ||:A3:|| кода 4 4 +4 2 +2 +5 4 4 +4 4. 8 8 3 4 4 4 +4 4 B-dur g-moll B-dur B-dur T-D T- кл+S-T T-D+DT+T T T-кл. +S-кл. T TD T- D T T D-TD T- кл.+SD T кл.=кластер
Литература
1. Из каталога изданий сайта «Издательство “Композитор” (СПб)» http://www.compozitor.spb.ru/catalog/index.php?SECTION_ID=1359&ELEMENT_ID=20093 2. Все 6 циклов вышли по их названию: Слонимский С.М. 1. Первые шаги неа клавиатуре, 2. Три лесных истории, 3. В Африке, 4. В виртуальном мире, 5. Из русских народных сказок, 6. Юность. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург. 2012. 1. – 16 с; 2. – 22 с; 3. – 14 с; 4. – 12 с; 5. – 24 с; 6. – 20 с. См. также интервью А. Харьковский. Электронный ресурс: http://www.compozitor.spb.ru/our_autors/slonimsky-interview.php#2. Жанровая характеристика цикла дана в статье: Слонимская Р.Н., Черная М.Р. Жанровые метаморфозы новых фортепианных произведений Сергея Слонимского / «European Social Science Journal» Европейский журнал социальных наук. – М.: 2014. № 2 (2). – С. 252–258. См. также Тарновская Т. Фортепианная музыка для детей С.М. Слонимского от первых шагов к мастерству / От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: сб. ст. по материалам международного форума к 80-летию С. Слонимского (4–7 апреля 2012 г.) // Сост. и науч. ред. Р.Н. Слонимская, Р.Г. Шитикова. – СПб.: Lennex Corp. Edinburgh, 2014. – C. 321–330. 3. Тональный план сюиты: 1–3 части = C; 4, 5 части =C+c; 6, 7 части =G+B 4. Абдуллина А.А. Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано: Учебно- методическое пособие. – М.: МПГУ. 2005. – C. 24. 5. Галоп: (франц. gallop, от франкск. wahl-hlaup – кельтская рысь, wala-hlaupan – хорошо бежать; нем. Galopp, Galopade, Galoppwalzer) бальный танец XIX в. Исполняется в стремительном скачкообразном движении в размере 2/4. Характерно очерченные черты: яркая мелодия, сложная трехчастная форма с одним, иногда двумя трио и со вступлением из нескольких тактов одного аккомпанемента (иногда и перед трио). Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия. 1990. – С. 123. См. также Галоп: французский танец в быстром движении, основан на прыжках. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. – Л.: Музыка. 1964. – С. 58.