ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шувалова Елена Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры САФУ (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация: 
В статье дается обоснование необходимости подготовки будущих учителей начальных классов к реализации задач музыкального воспитания младших школьников; выделены типичные трудности, которые испытывают педагоги при организации музыкальной деятельности детей; представлен практический опыт формирования у студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование», специальных компетенций, необходимых для организации музыкально-исполнительской и композиционно-творческой деятельности младших школьников, приводятся примеры методических решений, апробированных студентами при проведении уроков музыки.

Одним из направлений профессионально-педагогической  подготовки будущих педагогов начального образования является формирование специальных компетенций, необходимых для проведения уроков музыки, а также для осуществления задач музыкального развития обучающихся. Профессионально-педагогическая подготовка к деятельности такого рода обусловлена объективными условиями функционирования учреждений начального общего образования и спецификой деятельности учителя начальных классов.  

Под объективными условиями в данном случае понимается существующая необходимость привлечения учителей начальных классов к преподаванию уроков музыки.  В нашей стране существует действенная система подготовки музыкально-педагогических кадров, получающих высшее профессиональное музыкально-педагогическое образование, поэтому в учреждениях общего образования задачи музыкального развития детей и подростков реализуют в основном педагоги, имеющие профильное музыкально-педагогическое образование, что, несомненно, является достижением отечественной системы образования. В то же время, в небольших по количеству обучающихся, сельских и малокомплектных школах, как правило, все предметы, в том числе и музыку, ведет учитель начальных классов. Иногда подобная ситуация возникает и в городских школах, что в последнее время становится не столь большой редкостью. Эти причины, обуславливающие необходимость подготовки будущих педагогов начального образования к музыкально-педагогической деятельности, носят прикладной, практико-ориентированный характер. 

Другого рода причины обусловлены, как было сказано выше, специфическими особенностями деятельности учителя начальных классов, одна из которых – универсальность, заключающаяся не только в многопредметности преподавания, но и в необходимости реализации задач воспитательного и развивающего характера в процессе  организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста. В связи с этим в начальной школе особенное внимание традиционно уделяется внеучебной деятельности младших школьников, организация которой, как правило, связана с приобщением детей к миру культуры, искусства и организацией их собственной художественной деятельности. Известно, что этот период благоприятен для участия детей в различных музейных программах, творческих конкурсах, погружения  в региональную культуру. Эмоциональность, образность мышления  детей этого возраста определяют их интерес к самостоятельной художественной деятельности. При этом, доступные и интересные формы приобщения к искусству способствуют преодолению интеллектуальных, психологических перегрузок и переутомления школьников, что, несомненно, важно для ребенка.

Кроме того, в современном обществе возрастает роль приобщения подрастающего поколения к искусству как источнику гуманитарного развития,  компоненту культуры, единственному виду деятельности, способному  отражать  целостную картину мира в единстве мысли и чувства человека, а также важнейшим средством приобщения личности к духовным ценностям через собственный опыт, личное эмоциональное переживание.

При, безусловно, лидирующей роли педагогов-музыкантов  в реализации задач художественного, в целом, и музыкального образования младших школьников, в частности, учитель начальных классов может внести в этот процесс весомый вклад. Так, многопредметность преподавания как особенность профессиональной деятельности педагога начального образования позволяет  ему широко и разнопланово вводить искусство в процесс обучения, разрешая в какой-то мере проблему недостаточного количества часов для изучения дисциплин предметной области «Искусство», и реализуя при этом важнейшие задачи образования младших школьников. Одним из действенных путей художественного развития младших школьников в начальной школе может стать практическая реализация идей и содержания концепции интегрированного полихудожественного образования [3].

Все вышесказанное определяет роль учителя начальных классов в решении задач музыкального развития детей  и говорит о необходимости формирования у педагога начального образования таких компетенций, как понимание значимости музыкального образования детей в этом возрасте и готовности к организации музыкальной  деятельности младших школьников. Включение в образовательную программу подготовки современного педагога начального образования дисциплин, способствующих формированию специальных компетенций, необходимых для реализации задач  музыкального образования является обоснованным и своевременным.

В то же время перед преподавателями педагогических вузов достаточно остро стоит задача определения условий успешного формирования обозначенных компетенций у студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование», то есть у будущих учителей начальной школы. Актуализация данной задачи определяется такими факторами, как сокращение аудиторных часов на методико-теоретические дисциплины, отсутствие, как правило, системной предварительной музыкальной или другой художественной подготовки, недостаточно высокий уровень знаний искусствоведческого характера у большинства обучающихся.  Кроме того, актуализация деятельностного подхода в образовании, в целом, и в общем музыкальном образовании, в частности, поиск и определение условий внедрения технологий музыкального развития, соответствующих природе и специфике музыки как задача современной педагогики искусства,  обуславливают важность формирования у педагога необходимых специальных компетенций.

 Говоря о подготовке учителя начальных классов к проведению уроков музыки, необходимо отметить важность формирования компетенций, необходимых  для организации музыкально-исполнительской и композиционно-творческой деятельности детей.  Заметим, что в теории музыкального образования музыкальная деятельность структурируется в соответствии со спецификой триединства данного вида искусства: как деятельность композитора (создание, сочинение, творчество), деятельность исполнителя (пение, инструментальная, ритмическая), деятельность слушателя (восприятие музыки) [1,2,6,7].

В современных учебно-методических пособиях существуют некоторые отличия в трактовке понятия «музыкальная деятельность». Так, в учебном пособии Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой дается следующая структура музыкальной деятельности:

–        собственно-музыкальная деятельность (музыкально-слушательская, музыкально-исполнительская: вокально-хоровая, игра учащихся на музыкальных инструментах, музыкально-композиционная);

–        музыкально-теоретическая деятельность;

–        музыкально-историческая деятельность;

–        музыкально-ориентированная полихудожественная деятельность;

–        музыкально-опосредованная деятельность [1].

В учебном пособии М.С. Осенневой, предназначенном для студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование»,  выделены такие виды деятельности, как музыкально-слушательская, музыкально-исполнительская (вокально-хоровая деятельность, музыкально-пластическое движение, музыкально-инструментальная), музыкально-композиционная, музыкальная деятельность в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств [2].

Разработанное в теории деление музыкальной деятельности на виды определяет структурирование урока музыки относительно существующих классификаций. В то же время, с позиции современных подходов в педагогике искусства, теории о соотношении художественной и учебной деятельности на уроках музыкального искусства (Л.В. Школяр), организация музыкальной деятельности рассматривается как целостный художественно-творческий процесс [6,7].

Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что при проведении уроков музыки они чаще всего организуют слушание музыкальных произведений и пение. При этом  действия учителя и детей обычно носят достаточно формальный характер, не соответствующий специфике полноценной художественной деятельности. Это проявляется в чрезмерном включении информационного материала, преобладании словесных методов, поверхностного анализа музыкальных произведений. Пение же заключается в разучивании текста, мелодии и многократном повторении песни. Организация различных видов именно музыкально-исполнительской и композиционно-творческой деятельности вызывает еще большие сложности,  как у учителей, так и студентов педагогических вузов, обучающихся по профилю «Начальное образование», что вполне объясняется отсутствием необходимой теоретической и собственной исполнительской подготовленности. Надо отметить, что далеко не все  учителя музыки, имеющие специальное профильное образование, владеют современными технологиями организации музыкальной деятельности.

Объективно оценивая специфичность и сложность подготовки к организации этих видов деятельности будущих учителей начальной школы, в  ходе преподавания дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» в Высшей школе психологии, педагогики и физической культуры в САФУ имени М.В. Ломоносова апробируются различные способы достижения поставленных задач.

На теоретических занятиях подчеркивается необходимость равноценного внедрения всех видов музыкальной деятельности на уроке, потенциальное значение для развития обучающихся их комплексирования. Обосновывается роль именно исполнительской и творческой деятельности для детей младшего школьного возраста. С позиции необходимости внедрения деятельностного подхода в образовании рассматривается сущность и природа процесса подлинной художественной деятельности,  роль творчества как ее основополагающего компонента.

На практических занятиях создаются условия, стимулирующие студентов к поиску приемов организации различных видов музыкально-исполнительской деятельности, соответствующих особенностям художественно-творческой деятельности и адекватных возможностям  их применения будущими учителями. Формирование практических умений и специальных компетенций студентов по подготовке и проведению уроков музыки в начальной школе осуществляется в рамках дисциплины «Практикум по методикам начального обучения», занятия по которой  проходят в базовых школах.

На этапе подготовки к уроку студент самостоятельно разрабатывает и обсуждает с преподавателем задачи, ход урока, составляет конспект. Особое внимание при этом уделяется подбору методических приемов, активизирующих музыкальную деятельность обучающихся. Затем урок проводится в присутствии группы студентов и анализируется.

Например, на одном из уроков, посвященных ознакомлению третьеклассников с историей зарождения колокольных звонов и их влиянию на развитие русской классической музыки, студентка на проблемно-поисковом уровне выявила и обобщила имеющиеся по этой теме знания детей, включила в содержание интересный исторический материал. На этапе закрепления знаний о видах звонов ею была организована композиционно-творческая и инструментальная деятельность детей. Так, сначала было предложено голосом на слоги «бом» или «дон» попробовать изобразить разные колокольные звоны. Затем класс был поделен на группы, которые изображали разные виды звонов (перезвон, набат, благовест и др.), а остальные дети определяли их название. Далее учительница обратилась к детям с вопросом: «Можно ли изобразить звучание колокола на фортепиано?». И опять в поисково-творческой форме младшие школьники искали ответ на поставленный вопрос, прикасаясь к клавиатуре фортепиано.

На другом уроке перед разучиванием новогодней песни о снежинках, студентка, применяя метод «сочинение сочиненного» (В.О. Усачева),  обратилась к детям с вопросом:  «Можно ли изобразить движение снежинок музыкой?» [4,5]. Ребята назвали подходящие, на их взгляд, инструменты (фортепиано, металлофон, треугольник).  Затем им было предложено нарисовать движение мелодии снежинок, сыграть задуманную мелодию на воображаемом инструменте, имитируя исполнительские движения, а уже после выполнения этих заданий, нескольким учащимся удалось воплотить свой замысел, играя на настоящих музыкальных инструментах.

Применение игры на фортепиано оказалось возможным и при выполнении нашими студентами своеобразных музыкально-творческих заданий, которые можно соотносить с изучаемыми произведениями или включать в урок в качестве самостоятельного этапа. Так, перед слушанием «Океан-море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова, по замыслу студентов,  дети сначала мысленно сочиняли «музыку моря», а затем как настоящие исполнители воссоздавали свой замысел на музыкальных инструментах.

Анализируя «Песню жаворонка» П.И. Чайковского, на этапе повторного слушания, на одном из студенческих уроков, ученикам было дано задание имитировать игру на фортепиано, когда они услышат «пение птички», а затем сочинить мысленно и сыграть свою мелодию на фортепиано.

К игре на простейших мелодических инструментах или на фортепиано в пределах первой октавы студенты обращаются при включении в содержание урока произведений фольклора. Так, на уроке, посвященном народному музыкальному творчеству, второклассники сначала по желанию играли от разных звуков попевку «Андрей-воробей» в распространенном ритмическом варианте на одной ступени. Класс при этом выступал в качестве хора. Затем, говоря о вариативности народной музыки, учительница (студентка) предложила попробовать сочинить свою мелодию на эти слова.

Опыт показал, что подобные задания могут применять студенты, не имеющие предварительной музыкально-инструментальной подготовки, у большинства из которых нет осознанного опыта обращения с настоящим музыкальным инструментом. Однако изучение ключевых понятий о закономерностях музыкального искусства, понимание необходимости активизации процесса приобщения обучающихся к музыке, овладение такого рода методическими приемами, увлекает  будущих педагогов, развивает их музыкально-педагогическое мышление, способствует формированию компетенций, необходимых для организации музыкально-художественной деятельности младших школьников на уроке.

 

ЛИТЕРАТУРА

Абдуллин, Э.Б. Николаева, Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006.
Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для учрежд. высш. проф. образования /М.С. Осеннева. – М.: Издательский центра «Академия», 2012.
Савенкова, Л.Г. Научная школа Б.П. Юсова. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание  // Научные школы в педагогике искусства. Часть 1 / Под редакцией Л.Г. Савенковой; ред. А.В. Фоменко. – М.: Издательский Дом РАО, 2008. –  С. 30–65 – URL: http:// http://www.art-education.ru/elektronnaya-biblioteka (дата обращения 07.10.2018).
Усачева, В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод // Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.В. Школяр, Л.Л. Алексеева и др.; науч. рук. проекта Л.В. Школяр. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – С.452–468.
Усачева, В.О. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема // Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студ.муз.фак. и отд.высш. и сред.пед.учеб.заведений / Л.В. Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под. ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский  центр «Академия», 2001. – С.199–217.
Школяр, Л.В. Концептуальные основы преподавания музыки на принципах развивающего образования // Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.В. Школяр, Л.Л. Алексеева и др.; науч. рук. проекта Л.В. Школяр. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – С. 176–199.
Школяр, Л.В. Соотношение художественной и учебной деятельности на уроках музыкального искусства // Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.В. Школяр,  Л.Л. Алексеева и др. – М.: «Русское слово – учебник», 2014. – С. 121–140.