ПОТЕНЦИАЛ АРТ-МЕТОДИК ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА ТЕЛА КАК «ЗНАКА» ЧЕЛОВЕКА

Лыкова Ирина Александровна (1), Кожевникова Виктория Витальевна (2), Ковалев Евгений Валерьевич (3)

(1) доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» 

(2) кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(3) научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
Авторы поднимают вопрос о значении образа тела для самоидентификации и самореализации человека в первые годы жизни. В контексте диалогического подхода выявляют потенциал арт-методик для поддержки социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. В статье представлен обзор современных исследований, посвященных проблеме формирования телесности, образа тела, телесной культуры. На основе терминологического анализа конкретизированы понятия «арт-методика», «образ тела растущего человека», «первичная социализация». Авторы выдвигают гипотезу о том, что становление образа тела является одним из основных условий успешной социализации ребенка в первые годы жизни и зависит от стиля общения со значимым взрослым; представляют материалы и результаты экспериментального исследования.

Введение

Восприятие мира и его познание антропоцентрично. «Познай самого себя и через это познаешь мир» — основоположный тезис в философской концепции Н.А. Бердяева [2]. Каждый человек может ощущать реальность окружающего мира, активно взаимодействовать с ним и составлять о нем свое представление только через собственное тело (органы чувств, перцепцию) в условиях диалога (М.М. Бахтин [6]). Именно тело обеспечивает саму возможность освоения пространства, времени и других характеристик бытия, дает эмпирическую основу тому, что становится картиной мира человека. Образ тела интерпретируется сегодня как знак формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцев, В.И Слободчиков и др.). При этом становление образа тела рассматривается как важный механизм самоидентификации и позитивной социализации человека на всех этапах его жизни. В детстве это происходит наиболее интенсивно и динамично. Становление образа тела в сознании детей дошкольного и младшего школьного возраста зависит от стиля отношений со значимыми взрослыми — родителями и педагогами. Но взрослые не всегда готовы к принятию уникальности ребенка и зачастую не владеют способами поддержки первичной социализации детей. Среди способов поддержки социализации детей на первых уровнях образования особое место занимают арт-методики, педагогический потенциал которых недостаточно изучен. 

Проблема исследования видится в поиске путей расширения взглядов родителей и педагогов на «образ тела ребенка» как условие позитивной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении о важной роли арт-методик для осмысления родителями и педагогами образа тела как «знака» человека в процессе его первичной социализации; ведущим условием выступает стиль взаимоотношений между значимым взрослым и ребенком.

Цель исследования: выявить и научно обосновать в контексте диалогического подхода педагогический потенциал арт-методик для формирования у родителей и педагогов образа тела как социокультурного знака растущего человека.  

Задачи исследования

  1. На основе терминологического анализа конкретизировать понятия «арт-методика», «образ тела человека», «первичная социализация».
  2. На основе обзора научно-методической литературы сформировать актуальный контент для педагогов и родителей о сущности образа тела и его значении для социализации ребенка в первые годы жизни.
  3. Изучить представления современных родителей и педагогов о телесности ребенка как условии его позитивной социализации; установить зависимость между стилями взаимоотношений «взрослый — ребенок» и типами интерпретации «образа тела».
  4. Выявить педагогический потенциал арт-методик для становления образа тела как социокультурного «знака» человека.

Обзор исследований

В научный оборот понятие «образ тела» введено П. Шильдером, который раскрыл его как «субъективное переживание человеком своего тела», некий психический пространственный образ, формируемый в межличностном взаимодействии [16]. Это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле — телесно-психологическая «карта» [там же]. По мнению С. Джурарда (S. Jourard) [10], образ тела определяет процесс становления физически, психически и социально здоровой личности.

Во многих исследованиях образ тела интерпретируется как важнейший компонент самосознания (Р. Бернс, И.В. Кон, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова и др.). А. Радли отмечает важность выявления общего основания в концепциях, изучающих становление телесности человека, и в качестве такового предлагает рассматривать процесс символизации.

В современной психологии принято определение телесности как особой феноменологической реальности [14], представляющей собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире (А.Ш. Тхостов, Д.А. Бескова). И.Б. Быховская определяет телесность как результат интеграции природного и социокультурного, которая объединяет как объективированные (материализованные) результаты этой интеграции, так и «знаки» тела, т.е. «интегральные сверхчувственные качества» (термин В.П. Кузьмина) телесности, которые носят социокультурный характер. Тело рассматривается как основа концептуализации мира — внешнего и внутреннего [13]. Изучены компоненты образа тела и их значение в процессе первичной социализации (К.М.О. Фадеева).

Можно выделить несколько аспектов, раскрывающих социокультурный характер телесности развивающегося человека. Среди таких аспектов H.J. Stam выделяет позиционирование телесности в единстве с образом «Я», социумом, этносом, культурой. Термин «телесность» раскрывается в контексте проблем внешней (физической) привлекательности человека (N. Crepaz, Ch. Sun, B. Turner, D.R. Shaffer), сомаэстетики, самоидентификации и самореализации (M. Adelman, S. Kirby, S. Penna, L. Ruggi, L. Langman и др.), социальных мотивов и ожиданий (K.C. Kowalski, P.R.E. Crocker, C.M. Sabiston, W.A. Sedgwick и др.), влияния модных тенденций (M. Kim, K.P. Johnson, Sh.J. Lennon, J. Yoo, M.S. Sontag, J. Lee и др.), роли СМИ (J.E. Ferris, D. и Е. Henderson-King, L. Hoffmann и др.).

Один из мало исследованных вопросов — механизм преобразования «биологического существа» в «существо социальное» в процессе освоения ребенком своей телесности (J. R. Staffieri [18]), становления образа тела как «знака» личности и основы позитивной социализации (M. Featherstone [9]), в т.ч. в процессе освоения социокультурной функций рук (Л.В. Школяр, И.А. Лыкова [17]). В современной педагогике изучается потенциал искусства для становления образа «Я» [4; 5; 12], в т.ч. социокультурного образа тела [3; 8; 9; 11; 17; 18].

Материалы и методы исследования

Опросник «Что вы думаете о становлении «образа тела» и его значении для успешной социализации ребенка» включает три вопроса и по четыре варианта ответов — для выбора участниками опроса. В материалы исследования попали 408 опросных листов. Результаты представлены в таблице.

Вопрос 1. Какой из приведенных ниже тезисов соответствует Вашим представлениям (выберите один вариант).

Первый тезис (в таблице тип 1). Тело — основа жизни и здоровья человека, поэтому родителям и педагогам нужны базовые знания по анатомии, физиологии, гигиене, педиатрии. Успешная социализация зависит от воспитания ребенка, а не от того, как сформирован образ тела.

Второй тезис (в таблице тип 2). Тело — уникально, неповторимо, любимо, это «удивительный дар природы», поэтому нужно его принимать таким, какое оно есть, без вмешательства в естественные процессы роста, созревания, функционирования и развития. Успешная социализация зависит от уклада жизни в семье и примера взрослых.

Третий тезис (в таблице тип 3). Тело — важная часть самосознания ребенка и основа его успешной социализации, постоянно развивающийся «инструмент» активного познания окружающего мира и самого себя, поэтому важно создавать условия для его полноценного развития.

Четвертый тезис (в таблице тип 4). Тело — всего лишь внешность, поэтому не стоит уделять ему много внимания и каким-то образом влиять на его строение, функции, процессы, индивидуальные особенности; когда ребенок вырастет, он сам займется своим внешним видом (в т.ч. своим телом) и своими отношениями с окружающим миром (социализацией).

Вопрос 2. Выберите пословицу/поговорку, которая отвечает Вашим понятиям о теле и его значение в жизни человека (подчеркните одну фразу).

  1. «Здоровое тело лучше богатства».
  2. «Видать молодца по походке».
  3. «В здоровом теле здоровый дух».
  4. «Яблоко от яблони недалеко падает».

Вопрос 3. Каким образом, по Вашему мнению, связаны формирование «образа тела» и успешная социализация ребенка (подчеркните одну фразу).

  1. Взрослый играет решающую роль в развитии ребенка, поэтому формирование образа тела и успешность социализации зависят от установок, оценок, влияний родителей и педагогов.
  2. Взрослым важно поддерживать формирование образа тела для развития представлений ребенка о себе самом, а социализация — естественное следствие общего развития человека, поэтому не требует специального воздействия.
  3. Образ тела постепенно формируется в сознании ребенка и является одним из важнейших условий позитивной социализации, поскольку человек может познавать мир и выстраивать отношения с ним только через познание самого себя, в т.ч. своего тела.
  4. Формирование образа тела и социализация не связаны между собой в детские годы, это важно только для взрослых.

Для разработки критериев анализа результатов исследования применялся «Опросник стилей семейного воспитания», разработанный Д. Баумринд (D. Baumrind) и модифицированный С. Степановым.

Результаты исследования

Ответ на задачу 1. На основе обзора научно-методической литературы и терминологического анализа конкретизированы понятия «арт-методика», «образ тела», «первичная социализация».

Арт-методика (art methodology) — системное описание конкретных способов, техник и приёмов развития и воспитания человека в процессе разных видов художественно-эстетической деятельности с приоритетом поддержки творческой индивидуальности (И.А. Лыкова [1, с. 3]).

Образ тела (body image) — «субъективное переживание человеком своего тела» (П. Шильдер [16]); своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле — телесно-психологическая «карта» [там же]; субъективное восприятие человеком своего тела, синтез того, как он его воспринимает, понимает и как к нему относится.

Первичная социализация (primary socialization) — динамичный процесс освоения ребенком начального социокультурного опыта для успешного общения и взаимодействия в близком социуме (в семье, в детском саду, в школе, в изостудии и др. социальных группах) [5, с. 194–225].

Ответ на задачу 2. В результате анализа трактовок терминов «телесность, «телесная культура» и «образ тела» в контексте диалогического подхода (М.М. Бахтин [6]) сформирован контент для родителей и педагогов первых уровней образования [11; 12]. «Телесность» рассматривается в социокультурном контексте как интегрированное качество личности, совокупный результат физического, социального и культурного развития человека. Телесная культура понимается как важная часть общей культуры личности. Содержание телесности определяет отношение человека к своему телу, физическому развитию, здоровью во всех сферах жизни и деятельности. Тело является «инструментом» познания ребенком внешнего и внутреннего мира, телесность выступает механизмом выстраивания отношений развивающегося человека с социокультурной средой.

Образ тела — это целостная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле, своеобразная телесно-психологическая «карта» или «портрет» человека (П. Шильдер [16]). Этот портрет включает как ощущение человеком своего тела, так и его субъективную оценку. Образ тела напоминает уникальный конструктор, который собирается человеком в единое целое из отдельных элементов (М. Оствальд [15]]). Образ тела субъективен и динамичен, поскольку формируется каждым человеком в процессе его жизни и деятельности как проекция своего внешнего «Я». Восприятие человеком своего тела связано с личным опытом, а также с актуальными социокультурными нормами.

Не случайно «образ тела» рассматривается в современной психологии как базовый компонент целостного «Я-образа». В процессе роста и развития человека образ тела включается во все звенья структуры самосознания: самоидентификация, гендерный статус, притязание на признание, психологическое время и социальное пространство личности, социальные роли и др. Важно, чтобы каждый человек с раннего детства научился реально воспринимать свое уникальное тело, любить его и стремиться совершенствовать.

Если ребенок чувствует себя физически привлекательным, у него формируется позитивный образ своего тела (основа целостного образа «Я»), гармонизирующий отношения с окружающим миром. Если же ребенок ощущает себя физически непривлекательным и даже неполноценным, у него складывается искаженный образ тела, что существенно затрудняет процессы развития и социализации (иногда наблюдается деформация и даже разрушение образа «Я»).

Ответ на задачу 3. В процессе исследования изучены представления современных родителей и педагогов о «телесности ребенка» и выявлены типы интерпретации «образа тела». Процедура и типология представлены в разделе «Материалы и методы». Выявлены четыре стиля взаимоотношений «взрослый ребенок», которые описаны в качестве вариативных моделей. Для анализа выделены два парных критерия:

1) теплота — холодность (определяется уровнем отзывчивости родителей, характеризует эмоциональную привязанность детей и родителей);

2)  наличие контроля — отсутствие контроля (определяется уровнем и системностью требований, адекватных особенностям детей).

Разные варианты сочетание критериев «теплота/холодность» и «контроль/отсутствие контроля» позволили выявить четыре стиля взаимоотношений авторитарный, либеральный, авторитетный, индифферентный. Дадим характеристику каждому выявленному стилю.

Авторитарный стиль характеризуется сочетанием высокого уровня контроля поведения ребенка и недостаточно теплого отношения к нему.

Авторитетный стиль характеризуется сочетанием системного, мотивированного контроля поведения ребенка, наличием «правил жизни» и одновременно теплых отношений между детьми и взрослыми.

Либеральный стиль характеризуется сочетанием низкого уровня контроля поведения (активности) ребенка и теплыми отношениями. 

Индифферентный стиль (E. Maccoby [13], J. Martin) характеризуется сочетанием бессистемного контроля поведения ребенка и недостаточностью теплоты, эмоциональной привязанности между детьми и взрослыми.

В процессе исследования установлены взаимосвязи между стилями взаимоотношений «взрослый ребенок» и вариативными трактовками «образа тела». Выявление зависимости между выбором взрослыми типа «образа тела» и стилем взаимоотношений определялось с помощью коэффициента корреляции r-Спирмена — rs=0.325 (p≤0,001). 

Авторы статьи разделяют точку зрения D. Baumrind [7] на то, что в условиях неопределенности как системной характеристики настоящего и будущего времени, в т.ч. по отношению к педагогической реальности, оптимальным является авторитетный стиль воспитания.

Анализ экспериментальных материалов показал, что у педагогов преобладает авторитетный стиль взаимоотношений с детьми (86%) и частично авторитарный (14%).

Результаты анализа стилей детско-родительских взаимоотношений представлены в таблице и на рисунке.

Таблица 1

Соотношение между стилями взаимоотношений «взрослый ребенок»

и типами «образа тела ребенка» в представлении родителей

 

Стиль взаимоотношений

Типы «образа тела» в представлениях родителей

Тип 1

Тип 2

Тип 3

Тип 4

Авторитарный

0,106

(p≤0,001)

0,801 (p≥0,05)

0,516

(p≤0,001)

0,791

(p≥0,05)

 

Авторитетный

0,524

(p≤0,01)

0,509

(p≤0,01)

0,126

(p≤0,001)

0,903

(p≥0,05)

 

Либеральный

0,891

(p≥0,05)

 

0,136

(p≤0,001)

0,703

(p≥0,05)

 

0,529

(p≤0,01)

Индифферентный

0,368

(p≤0,01)

0,323

(p≤0,01)

0,396

(p≤0,01)

0,142

(p≤0,001)

Примечание: типы «образа тела» описаны в форме тезисов 1, 2, 3, 4, приведенных в рубрике «Материалы и методы исследования».

Рисунок 1. Корреляция между стилями взаимоотношений и типами «образа тела ребенка» в представлениях современных родителей

Ответ на задачу 4. Для изучения потенциала арт-методик были проанализированы следующие проективные методики: 1) методика «Кактус» (М.А. Панфилова); 2) методика «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд); 3) рисуночный тест «Человек. Человек под дождём» (Е. Романова и Т. Сытько); 4) проективный тест «Морские сокровища» (Клаус Пальмер); 5) методика «Паровозик» (С.В. Велиева); 6) методика «Моя любимая группа» (Е.И. Русина); 7) методика «Дерево» (К. Кох).

Выявлены следующие особенности арт-методик, которые позволяют расширить их педагогический потенциал: 1) опора на эмоции, настроение, индивидуальные интересы и способности ребенка; 2) создание условий для свободного самовыражения ребенка в доступных для него видах художественного творчества; 3) направленность на процесс, а не результат. Арт-методики помогают гармонизировать состояние человека в единстве физического и психического, повысить самооценку, расширить социокультурный и художественный опыт в условиях свободной, комфортной, безопасной, эмоционально яркой деятельности.

Для становления у родителей и педагогов социокультурного «образа тела ребенка» как «знака» развивающейся личности был выявлен потенциал арт-методик, основанных на разных видах искусства. Основным ресурсом выступили произведения разных видов и жанров искусства, позволяющие создать гармонизированный образ человека: фольклор; народные игрушки и театральные куклы; детская литература; книжная иллюстрация; скульптура; детский портрет как уникальный жанр живописи, графики, фотографии.

Разработаны и апробированы следующие арт-методики: «Фольклор нас учит говорить» (Л.В. Суздальцева), «Пеленашка» (А.Б. Теплова), «Художники в памперсах» (И.Н. Воробьёва), «Яркие пятна» (Е.В. Локтионова), «Акварельные минутки» (Е.Е. Кривенко), «Рисование на песке» (Т.П. Скворцова), «Весёлые мукосольки»: лепка из солёного теста (И.А. Лыкова), «Водный мир»: лепка из плавающего пластилина (И.А. Лаврентьева), «Секреты миллефиори: методика многослойной лепки» (Е.Н. Швецова), «Театр на столе» (А.И. Мартынова), «Загадки театра теней» (Е.Ю. Александрова), арт-методика «Росток: движение под музыку» (И.А. Синицина); «Оживший мир»: методика передвижной аппликации (Н.В. Микляева); методика «Зеркальный мольберт» (В.В. Кожевникова). Эти арт-методики описаны в методическом пособии [1] и представлены в форме РИД (результатов интеллектуальной деятельности) «База данных “Арт-методики для продуктивной социализации детей”» (№ регистрации 2020622747).

Выводы. В процессе теоретико-экспериментального исследования выявлен и научно обоснован педагогический потенциал арт-методик для формирования у педагогов и родителей образа тела как социокультурного знака растущего человека. Доказано, что в процессе становления образа тела как основы образа «Я» и важного условия позитивной социализации ребенок обретает способность ценностного отношения к миру — внешнему и внутреннему.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арт-методики для развития малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / Под ред. И.А. Лыковой. — М.: ИД «Цветной мир», 2019. — 132 с.
  2. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев. —  М.: Хранитель, 2007. — 668 с.
  3. Лыкова, И.А. Интеграция познавательного, художественного и физического развития: от мяча к образу тела человека и олимпийской символике [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова. — 2013. — №3. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/integraciya-poznavatelnogo-hudozhestvennogo-i-fizicheskogo-razvitiya-ot-myacha-k (дата обращения 20.12.2020)
  4. Лыкова, И.А., Кожевникова, В.В., Ушакова-Славолюбова, О.В.  Системно-классификационный и терминологический анализ понятия «креативность педагога» [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова, О.А. Ушакова-Славолюбова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. — 2020. — № 4. — С. 48-56. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sistemno-klassifikacionnyy-i-terminologicheskiy-analiz-ponyatiya-kreativnost DOI: 10.34897/l6017-0086-0682-b (дата обращения: 20.12.2020).
  5. Художественное образование в поликультурном пространстве. Монография / Е.М. Акишина и др.; науч. ред.-сост. Л.Г. Савенкова; под общ. ред. Е.В. Бояковой. — М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020.  — 400 с.
  6. Bakhtin, M.M. The dialogic imagination: Four essays. (Ed., M. Holquist; Trans, C. Emerson & M. Holquist). Austin, TX: University of Texas Press. ISBN 13: 9780292715342
  7. Baumrind, Diana Parenting: The Discipline Controversy Revisited. Family Relations 45 (4). — pp. 405–414.
  8. Dowdney, L., Skuse, D., Morris, K., & Pickles, A. Short Normal Children and Environmental Disadvantage: A Longitudinal Study of Growth and Cognitive Development from 4 to 11 Years. The Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 39(7), 1017-1029. doi:10.1111/1469-7610.00404.
  9. Featherstone, M. Body, Image and Affect in Consumer Culture. Body & Society, 16, 193-221. https://doi.org/10.1177/1357034X09354357 
  10. Jourard, S. The transparent self (rev. ed.). — N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1971.
  11. Lykova, I., Kozhevnikova, V. Body image as the basis for positive socialization of young children // Utopia y Praxis Latinoamericana (ISSN13155216-Venezuela-Scopus), 2020.
  12. Lykova, I., Kozhevnikova, V., Merzlikina I. Readiness Of Teachers To Dialogue In The Educational Environment: Problem Statement, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018, (In Eng.) DOI:10.15405/epsbs.2018.09.02.48
  13. Maccoby, E.E. The role of parents in the socialization of children: An historical overview. In R. D. Parke, P. A. Ornstein, J. J. Rieser, & C. Zahn-Waxler (Eds.), A century of developmental psychology (p. 589–615). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10155-021 
  14. Materials of the international correspondence scientific and practical conference. "Psychology of corporeality: theoretical and practical research" (Penza, March 25, 2008). — Penza: V. G. Belinsky state pedagogical University, 2008. — 160 p. 
  15. Ostwald, M. Le Corbusier (Charles Edouard Jeanneret), The Modulor and Modulor 2 – 2 volumes. Basel: Birkhäuser, 2000. Nexus Network Journal. 3. 145-148. 10.1007/s00004-000-0015-0. 
  16. Schilder, P. The image and appearance of the human body : Studies in the constructive energies of the psyche / By Paul Schilder. — 2. print. — New York : Intern. univ. press
  17. Snkolyar, L.V., Lykova I.A. Development of hand functions in the human being ontogen) // Biosciences, Biotechnology Research Asia. — Vol.12. 03.2015. DOI:   https://dx.doi.org/10.13005/bpj/795 Vol. 8(2), 529-534 (2015)
  18. Staffieri, J. R. A study of social stereotype of body image in children. Journal of Personality and Social Psychology, 7(1, Pt.1), 101–104. https://doi.org/10.1037/h0021227