Введение
Восприятие мира и его познание антропоцентрично. «Познай самого себя и через это познаешь мир» — основоположный тезис в философской концепции Н.А. Бердяева [2]. Каждый человек может ощущать реальность окружающего мира, активно взаимодействовать с ним и составлять о нем свое представление только через собственное тело (органы чувств, перцепцию) в условиях диалога (М.М. Бахтин [6]). Именно тело обеспечивает саму возможность освоения пространства, времени и других характеристик бытия, дает эмпирическую основу тому, что становится картиной мира человека. Образ тела интерпретируется сегодня как знак формирующейся личности (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцев, В.И Слободчиков и др.). При этом становление образа тела рассматривается как важный механизм самоидентификации и позитивной социализации человека на всех этапах его жизни. В детстве это происходит наиболее интенсивно и динамично. Становление образа тела в сознании детей дошкольного и младшего школьного возраста зависит от стиля отношений со значимыми взрослыми — родителями и педагогами. Но взрослые не всегда готовы к принятию уникальности ребенка и зачастую не владеют способами поддержки первичной социализации детей. Среди способов поддержки социализации детей на первых уровнях образования особое место занимают арт-методики, педагогический потенциал которых недостаточно изучен.
Проблема исследования видится в поиске путей расширения взглядов родителей и педагогов на «образ тела ребенка» как условие позитивной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о важной роли арт-методик для осмысления родителями и педагогами образа тела как «знака» человека в процессе его первичной социализации; ведущим условием выступает стиль взаимоотношений между значимым взрослым и ребенком.
Цель исследования: выявить и научно обосновать в контексте диалогического подхода педагогический потенциал арт-методик для формирования у родителей и педагогов образа тела как социокультурного знака растущего человека.
Задачи исследования
- На основе терминологического анализа конкретизировать понятия «арт-методика», «образ тела человека», «первичная социализация».
- На основе обзора научно-методической литературы сформировать актуальный контент для педагогов и родителей о сущности образа тела и его значении для социализации ребенка в первые годы жизни.
- Изучить представления современных родителей и педагогов о телесности ребенка как условии его позитивной социализации; установить зависимость между стилями взаимоотношений «взрослый — ребенок» и типами интерпретации «образа тела».
- Выявить педагогический потенциал арт-методик для становления образа тела как социокультурного «знака» человека.
Обзор исследований
В научный оборот понятие «образ тела» введено П. Шильдером, который раскрыл его как «субъективное переживание человеком своего тела», некий психический пространственный образ, формируемый в межличностном взаимодействии [16]. Это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле — телесно-психологическая «карта» [там же]. По мнению С. Джурарда (S. Jourard) [10], образ тела определяет процесс становления физически, психически и социально здоровой личности.
Во многих исследованиях образ тела интерпретируется как важнейший компонент самосознания (Р. Бернс, И.В. Кон, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова и др.). А. Радли отмечает важность выявления общего основания в концепциях, изучающих становление телесности человека, и в качестве такового предлагает рассматривать процесс символизации.
В современной психологии принято определение телесности как особой феноменологической реальности [14], представляющей собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире (А.Ш. Тхостов, Д.А. Бескова). И.Б. Быховская определяет телесность как результат интеграции природного и социокультурного, которая объединяет как объективированные (материализованные) результаты этой интеграции, так и «знаки» тела, т.е. «интегральные сверхчувственные качества» (термин В.П. Кузьмина) телесности, которые носят социокультурный характер. Тело рассматривается как основа концептуализации мира — внешнего и внутреннего [13]. Изучены компоненты образа тела и их значение в процессе первичной социализации (К.М.О. Фадеева).
Можно выделить несколько аспектов, раскрывающих социокультурный характер телесности развивающегося человека. Среди таких аспектов H.J. Stam выделяет позиционирование телесности в единстве с образом «Я», социумом, этносом, культурой. Термин «телесность» раскрывается в контексте проблем внешней (физической) привлекательности человека (N. Crepaz, Ch. Sun, B. Turner, D.R. Shaffer), сомаэстетики, самоидентификации и самореализации (M. Adelman, S. Kirby, S. Penna, L. Ruggi, L. Langman и др.), социальных мотивов и ожиданий (K.C. Kowalski, P.R.E. Crocker, C.M. Sabiston, W.A. Sedgwick и др.), влияния модных тенденций (M. Kim, K.P. Johnson, Sh.J. Lennon, J. Yoo, M.S. Sontag, J. Lee и др.), роли СМИ (J.E. Ferris, D. и Е. Henderson-King, L. Hoffmann и др.).
Один из мало исследованных вопросов — механизм преобразования «биологического существа» в «существо социальное» в процессе освоения ребенком своей телесности (J. R. Staffieri [18]), становления образа тела как «знака» личности и основы позитивной социализации (M. Featherstone [9]), в т.ч. в процессе освоения социокультурной функций рук (Л.В. Школяр, И.А. Лыкова [17]). В современной педагогике изучается потенциал искусства для становления образа «Я» [4; 5; 12], в т.ч. социокультурного образа тела [3; 8; 9; 11; 17; 18].
Материалы и методы исследования
Опросник «Что вы думаете о становлении «образа тела» и его значении для успешной социализации ребенка» включает три вопроса и по четыре варианта ответов — для выбора участниками опроса. В материалы исследования попали 408 опросных листов. Результаты представлены в таблице.
Вопрос 1. Какой из приведенных ниже тезисов соответствует Вашим представлениям (выберите один вариант).
Первый тезис (в таблице тип 1). Тело — основа жизни и здоровья человека, поэтому родителям и педагогам нужны базовые знания по анатомии, физиологии, гигиене, педиатрии. Успешная социализация зависит от воспитания ребенка, а не от того, как сформирован образ тела.
Второй тезис (в таблице тип 2). Тело — уникально, неповторимо, любимо, это «удивительный дар природы», поэтому нужно его принимать таким, какое оно есть, без вмешательства в естественные процессы роста, созревания, функционирования и развития. Успешная социализация зависит от уклада жизни в семье и примера взрослых.
Третий тезис (в таблице тип 3). Тело — важная часть самосознания ребенка и основа его успешной социализации, постоянно развивающийся «инструмент» активного познания окружающего мира и самого себя, поэтому важно создавать условия для его полноценного развития.
Четвертый тезис (в таблице тип 4). Тело — всего лишь внешность, поэтому не стоит уделять ему много внимания и каким-то образом влиять на его строение, функции, процессы, индивидуальные особенности; когда ребенок вырастет, он сам займется своим внешним видом (в т.ч. своим телом) и своими отношениями с окружающим миром (социализацией).
Вопрос 2. Выберите пословицу/поговорку, которая отвечает Вашим понятиям о теле и его значение в жизни человека (подчеркните одну фразу).
- «Здоровое тело лучше богатства».
- «Видать молодца по походке».
- «В здоровом теле здоровый дух».
- «Яблоко от яблони недалеко падает».
Вопрос 3. Каким образом, по Вашему мнению, связаны формирование «образа тела» и успешная социализация ребенка (подчеркните одну фразу).
- Взрослый играет решающую роль в развитии ребенка, поэтому формирование образа тела и успешность социализации зависят от установок, оценок, влияний родителей и педагогов.
- Взрослым важно поддерживать формирование образа тела для развития представлений ребенка о себе самом, а социализация — естественное следствие общего развития человека, поэтому не требует специального воздействия.
- Образ тела постепенно формируется в сознании ребенка и является одним из важнейших условий позитивной социализации, поскольку человек может познавать мир и выстраивать отношения с ним только через познание самого себя, в т.ч. своего тела.
- Формирование образа тела и социализация не связаны между собой в детские годы, это важно только для взрослых.
Для разработки критериев анализа результатов исследования применялся «Опросник стилей семейного воспитания», разработанный Д. Баумринд (D. Baumrind) и модифицированный С. Степановым.
Результаты исследования
Ответ на задачу 1. На основе обзора научно-методической литературы и терминологического анализа конкретизированы понятия «арт-методика», «образ тела», «первичная социализация».
Арт-методика (art methodology) — системное описание конкретных способов, техник и приёмов развития и воспитания человека в процессе разных видов художественно-эстетической деятельности с приоритетом поддержки творческой индивидуальности (И.А. Лыкова [1, с. 3]).
Образ тела (body image) — «субъективное переживание человеком своего тела» (П. Шильдер [16]); своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле — телесно-психологическая «карта» [там же]; субъективное восприятие человеком своего тела, синтез того, как он его воспринимает, понимает и как к нему относится.
Первичная социализация (primary socialization) — динамичный процесс освоения ребенком начального социокультурного опыта для успешного общения и взаимодействия в близком социуме (в семье, в детском саду, в школе, в изостудии и др. социальных группах) [5, с. 194–225].
Ответ на задачу 2. В результате анализа трактовок терминов «телесность, «телесная культура» и «образ тела» в контексте диалогического подхода (М.М. Бахтин [6]) сформирован контент для родителей и педагогов первых уровней образования [11; 12]. «Телесность» рассматривается в социокультурном контексте как интегрированное качество личности, совокупный результат физического, социального и культурного развития человека. Телесная культура понимается как важная часть общей культуры личности. Содержание телесности определяет отношение человека к своему телу, физическому развитию, здоровью во всех сферах жизни и деятельности. Тело является «инструментом» познания ребенком внешнего и внутреннего мира, телесность выступает механизмом выстраивания отношений развивающегося человека с социокультурной средой.
Образ тела — это целостная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле, своеобразная телесно-психологическая «карта» или «портрет» человека (П. Шильдер [16]). Этот портрет включает как ощущение человеком своего тела, так и его субъективную оценку. Образ тела напоминает уникальный конструктор, который собирается человеком в единое целое из отдельных элементов (М. Оствальд [15]]). Образ тела субъективен и динамичен, поскольку формируется каждым человеком в процессе его жизни и деятельности как проекция своего внешнего «Я». Восприятие человеком своего тела связано с личным опытом, а также с актуальными социокультурными нормами.
Не случайно «образ тела» рассматривается в современной психологии как базовый компонент целостного «Я-образа». В процессе роста и развития человека образ тела включается во все звенья структуры самосознания: самоидентификация, гендерный статус, притязание на признание, психологическое время и социальное пространство личности, социальные роли и др. Важно, чтобы каждый человек с раннего детства научился реально воспринимать свое уникальное тело, любить его и стремиться совершенствовать.
Если ребенок чувствует себя физически привлекательным, у него формируется позитивный образ своего тела (основа целостного образа «Я»), гармонизирующий отношения с окружающим миром. Если же ребенок ощущает себя физически непривлекательным и даже неполноценным, у него складывается искаженный образ тела, что существенно затрудняет процессы развития и социализации (иногда наблюдается деформация и даже разрушение образа «Я»).
Ответ на задачу 3. В процессе исследования изучены представления современных родителей и педагогов о «телесности ребенка» и выявлены типы интерпретации «образа тела». Процедура и типология представлены в разделе «Материалы и методы». Выявлены четыре стиля взаимоотношений «взрослый — ребенок», которые описаны в качестве вариативных моделей. Для анализа выделены два парных критерия:
1) теплота — холодность (определяется уровнем отзывчивости родителей, характеризует эмоциональную привязанность детей и родителей);
2) наличие контроля — отсутствие контроля (определяется уровнем и системностью требований, адекватных особенностям детей).
Разные варианты сочетание критериев «теплота/холодность» и «контроль/отсутствие контроля» позволили выявить четыре стиля взаимоотношений — авторитарный, либеральный, авторитетный, индифферентный. Дадим характеристику каждому выявленному стилю.
Авторитарный стиль характеризуется сочетанием высокого уровня контроля поведения ребенка и недостаточно теплого отношения к нему.
Авторитетный стиль характеризуется сочетанием системного, мотивированного контроля поведения ребенка, наличием «правил жизни» и одновременно теплых отношений между детьми и взрослыми.
Либеральный стиль характеризуется сочетанием низкого уровня контроля поведения (активности) ребенка и теплыми отношениями.
Индифферентный стиль (E. Maccoby [13], J. Martin) характеризуется сочетанием бессистемного контроля поведения ребенка и недостаточностью теплоты, эмоциональной привязанности между детьми и взрослыми.
В процессе исследования установлены взаимосвязи между стилями взаимоотношений «взрослый — ребенок» и вариативными трактовками «образа тела». Выявление зависимости между выбором взрослыми типа «образа тела» и стилем взаимоотношений определялось с помощью коэффициента корреляции r-Спирмена — rs=0.325 (p≤0,001).
Авторы статьи разделяют точку зрения D. Baumrind [7] на то, что в условиях неопределенности как системной характеристики настоящего и будущего времени, в т.ч. по отношению к педагогической реальности, оптимальным является авторитетный стиль воспитания.
Анализ экспериментальных материалов показал, что у педагогов преобладает авторитетный стиль взаимоотношений с детьми (86%) и частично — авторитарный (14%).
Результаты анализа стилей детско-родительских взаимоотношений представлены в таблице и на рисунке.
Таблица 1
Соотношение между стилями взаимоотношений «взрослый — ребенок»
и типами «образа тела ребенка» в представлении родителей
Стиль взаимоотношений |
Типы «образа тела» в представлениях родителей |
|||
Тип 1 |
Тип 2 |
Тип 3 |
Тип 4 |
|
Авторитарный |
0,106 (p≤0,001) |
0,801 (p≥0,05) |
0,516 (p≤0,001) |
0,791 (p≥0,05)
|
Авторитетный |
0,524 (p≤0,01) |
0,509 (p≤0,01) |
0,126 (p≤0,001) |
0,903 (p≥0,05)
|
Либеральный |
0,891 (p≥0,05)
|
0,136 (p≤0,001) |
0,703 (p≥0,05)
|
0,529 (p≤0,01) |
Индифферентный |
0,368 (p≤0,01) |
0,323 (p≤0,01) |
0,396 (p≤0,01) |
0,142 (p≤0,001) |
Примечание: типы «образа тела» описаны в форме тезисов 1, 2, 3, 4, приведенных в рубрике «Материалы и методы исследования».
Рисунок 1. Корреляция между стилями взаимоотношений и типами «образа тела ребенка» в представлениях современных родителей
Ответ на задачу 4. Для изучения потенциала арт-методик были проанализированы следующие проективные методики: 1) методика «Кактус» (М.А. Панфилова); 2) методика «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд); 3) рисуночный тест «Человек. Человек под дождём» (Е. Романова и Т. Сытько); 4) проективный тест «Морские сокровища» (Клаус Пальмер); 5) методика «Паровозик» (С.В. Велиева); 6) методика «Моя любимая группа» (Е.И. Русина); 7) методика «Дерево» (К. Кох).
Выявлены следующие особенности арт-методик, которые позволяют расширить их педагогический потенциал: 1) опора на эмоции, настроение, индивидуальные интересы и способности ребенка; 2) создание условий для свободного самовыражения ребенка в доступных для него видах художественного творчества; 3) направленность на процесс, а не результат. Арт-методики помогают гармонизировать состояние человека в единстве физического и психического, повысить самооценку, расширить социокультурный и художественный опыт в условиях свободной, комфортной, безопасной, эмоционально яркой деятельности.
Для становления у родителей и педагогов социокультурного «образа тела ребенка» как «знака» развивающейся личности был выявлен потенциал арт-методик, основанных на разных видах искусства. Основным ресурсом выступили произведения разных видов и жанров искусства, позволяющие создать гармонизированный образ человека: фольклор; народные игрушки и театральные куклы; детская литература; книжная иллюстрация; скульптура; детский портрет как уникальный жанр живописи, графики, фотографии.
Разработаны и апробированы следующие арт-методики: «Фольклор нас учит говорить» (Л.В. Суздальцева), «Пеленашка» (А.Б. Теплова), «Художники в памперсах» (И.Н. Воробьёва), «Яркие пятна» (Е.В. Локтионова), «Акварельные минутки» (Е.Е. Кривенко), «Рисование на песке» (Т.П. Скворцова), «Весёлые мукосольки»: лепка из солёного теста (И.А. Лыкова), «Водный мир»: лепка из плавающего пластилина (И.А. Лаврентьева), «Секреты миллефиори: методика многослойной лепки» (Е.Н. Швецова), «Театр на столе» (А.И. Мартынова), «Загадки театра теней» (Е.Ю. Александрова), арт-методика «Росток: движение под музыку» (И.А. Синицина); «Оживший мир»: методика передвижной аппликации (Н.В. Микляева); методика «Зеркальный мольберт» (В.В. Кожевникова). Эти арт-методики описаны в методическом пособии [1] и представлены в форме РИД (результатов интеллектуальной деятельности) «База данных “Арт-методики для продуктивной социализации детей”» (№ регистрации 2020622747).
Выводы. В процессе теоретико-экспериментального исследования выявлен и научно обоснован педагогический потенциал арт-методик для формирования у педагогов и родителей образа тела как социокультурного знака растущего человека. Доказано, что в процессе становления образа тела как основы образа «Я» и важного условия позитивной социализации ребенок обретает способность ценностного отношения к миру — внешнему и внутреннему.
ЛИТЕРАТУРА
- Арт-методики для развития малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / Под ред. И.А. Лыковой. — М.: ИД «Цветной мир», 2019. — 132 с.
- Бердяев, Н.А. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев. — М.: Хранитель, 2007. — 668 с.
- Лыкова, И.А. Интеграция познавательного, художественного и физического развития: от мяча к образу тела человека и олимпийской символике [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова. — 2013. — №3. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/integraciya-poznavatelnogo-hudozhestvennogo-i-fizicheskogo-razvitiya-ot-myacha-k (дата обращения 20.12.2020)
- Лыкова, И.А., Кожевникова, В.В., Ушакова-Славолюбова, О.В. Системно-классификационный и терминологический анализ понятия «креативность педагога» [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова, О.А. Ушакова-Славолюбова // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. — 2020. — № 4. — С. 48-56. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sistemno-klassifikacionnyy-i-terminologicheskiy-analiz-ponyatiya-kreativnost DOI: 10.34897/l6017-0086-0682-b (дата обращения: 20.12.2020).
- Художественное образование в поликультурном пространстве. Монография / Е.М. Акишина и др.; науч. ред.-сост. Л.Г. Савенкова; под общ. ред. Е.В. Бояковой. — М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. — 400 с.
- Bakhtin, M.M. The dialogic imagination: Four essays. (Ed., M. Holquist; Trans, C. Emerson & M. Holquist). Austin, TX: University of Texas Press. ISBN 13: 9780292715342
- Baumrind, Diana Parenting: The Discipline Controversy Revisited. Family Relations 45 (4). — pp. 405–414.
- Dowdney, L., Skuse, D., Morris, K., & Pickles, A. Short Normal Children and Environmental Disadvantage: A Longitudinal Study of Growth and Cognitive Development from 4 to 11 Years. The Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 39(7), 1017-1029. doi:10.1111/1469-7610.00404.
- Featherstone, M. Body, Image and Affect in Consumer Culture. Body & Society, 16, 193-221. https://doi.org/10.1177/1357034X09354357
- Jourard, S. The transparent self (rev. ed.). — N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1971.
- Lykova, I., Kozhevnikova, V. Body image as the basis for positive socialization of young children // Utopia y Praxis Latinoamericana (ISSN13155216-Venezuela-Scopus), 2020.
- Lykova, I., Kozhevnikova, V., Merzlikina I. Readiness Of Teachers To Dialogue In The Educational Environment: Problem Statement, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018, (In Eng.) DOI:10.15405/epsbs.2018.09.02.48
- Maccoby, E.E. The role of parents in the socialization of children: An historical overview. In R. D. Parke, P. A. Ornstein, J. J. Rieser, & C. Zahn-Waxler (Eds.), A century of developmental psychology (p. 589–615). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/10155-021
- Materials of the international correspondence scientific and practical conference. "Psychology of corporeality: theoretical and practical research" (Penza, March 25, 2008). — Penza: V. G. Belinsky state pedagogical University, 2008. — 160 p.
- Ostwald, M. Le Corbusier (Charles Edouard Jeanneret), The Modulor and Modulor 2 – 2 volumes. Basel: Birkhäuser, 2000. Nexus Network Journal. 3. 145-148. 10.1007/s00004-000-0015-0.
- Schilder, P. The image and appearance of the human body : Studies in the constructive energies of the psyche / By Paul Schilder. — 2. print. — New York : Intern. univ. press
- Snkolyar, L.V., Lykova I.A. Development of hand functions in the human being ontogen) // Biosciences, Biotechnology Research Asia. — Vol.12. 03.2015. DOI: https://dx.doi.org/10.13005/bpj/795 Vol. 8(2), 529-534 (2015)
- Staffieri, J. R. A study of social stereotype of body image in children. Journal of Personality and Social Psychology, 7(1, Pt.1), 101–104. https://doi.org/10.1037/h0021227