ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Бутрим Наталья Александровна

старший преподаватель кафедры социальной работы Института социальных технологий «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», Сыктывкар

DOI: 10.34897/q3081-7911-0989-h

 

Аннотация: 
В статье сделан анализ проблематики социальных инициатив в проектах по реализации арт-технологий в специальных учреждениях пенитенциарной системы. Сделано заключение об эффективности психокоррекционных мероприятий на основе арт-терапевтических практик с осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Актуализирован опыт апробации и внедрения успешных творческих методик и практик, которые могут стать важным дополнительным условием содержания лиц в исправительных колониях методами индивидуальной и групповой работы. Обоснован потенциал арт-технологий для социальной адаптации, коррекции поведения и ре-социализации осужденных женщин в контексте понятия гуманизации исполнения наказания.


В современной пенитенциарной системе не достаточно изучен вопрос о потенциале арт-технологий и художественных практик для успешной социальной адаптации и ре-социализации  осужденных лиц в контексте международного опыта, современных технологий и научных подходов. Особую значимость современный этап развития уголовно - исполнительной системы приобретает в отношении делинквентного (противоправного) поведения женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Поэтому изучение и тиражирование успешных художественных практик с опорой на методы творческого самовыражения, имеющие арт-терапевтическую направленность и реализуемые в коррекционной работе с данной категорией женщин, являются востребованными и актуальными в свете гуманизации процесса коррекции и ресоциализации осужденных [4].
Коррекционная направленность арт-технологий, рекомендуемая концепцией федеральной целевой программы по развитию уголовно-исполнительной системы в рамках реализации гуманистических принципов и подходов как метод воспитательно-исправительной работы с осужденными женщинами в исправительных колониях, может рассматриваться специалистами в дополнительном объеме. Такой практической работой, как правило, занимаются психологические службы уголовно-исполнительной системы с учетом программ индивидуального исправления осужденных женщин, ее личностных особенностей. Психологи исправительных учреждений разрабатывают рекомендации по оптимизации исправительного воздействия на личность осужденной методами психокоррекции. Целями такой психокоррекционной работы в рамках Концепции по развитию уголовно-исполнительной системы до 2025 года должны быть сокращение рецидива преступлений, совершаемых осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социально-психологической работы в местах лишения свободы и развития постпенитенциарной помощи и сопровождения таким лицам. Для эффективной работы в этом направлении должны быть оборудованы кабинеты групповой и индивидуальной психологической работы с осужденными женщинами, разнообразная кружковая деятельность по интересам. Учитывая, что на поведение осужденных женщин оказывает сильное воздействие субкультура осужденных в местах лишения свободы, необходима ориентация воспитательно-исправительной работы на индивидуальном уровне с учетом способностей и склонностей осужденной женщины. Такая работа способствует интеграции и гармонизации личности в социуме, повышает самооценку, позволяет быть более устойчивым к внешнему воздействию агрессивной среды, развивать сферу чувств и использовать внутриличностные ресурсы для преодоления кризисных ситуаций. 
В качестве индивидуальной групповой формы работы с осужденными женщинами психологи могут использовать арт-технологии. Арт-терапия (art — искусство, arttherapy — терапия искусством) — это отдельное направление в психокоррекции и психотерапии на основе занятий изобразительным искусством и развитием творческих способностей, что активно воздействует на психоэмоциональное состояние. Особенно это актуально для осужденных женщин, для которых активизация их творческих способностей важна с точки зрения снятия внутреннего напряжения, снижения внутренних конфликтов. Этот вид психологической деятельности эффективен в различных направлениях работы: в период адаптации осужденных к условиям изоляции; в психокоррекции лиц, состоящих на профилактическом учете исправительного учреждения; для мобилизации эмоционального состояния; в ходе разрешения внутриличностных конфликтов; при подготовке к освобождению [3]. В арт-технологиях, используемых с осужденными женщинами, могут применяться краски, восковые мелки, кисточки, валики, пастель, глина, природные материалы, пуговицы, картон, цветная бумага, нитки, бисер, гелевые ручки, фломастеры и другие материалы для занятий по лепке, рисованию, чеканке, выжиганию, живописи, графике, скульптуре, гобелене, фреске, вязанию, изготовлению. В современные арт-технологии входят видеоарт, инсталляция, перфоманс, компьютерная графика и творчество, где ведущую роль играет визуальный канал восприятия информации [2].  Такая арт-терапевтическая функция, как коммуникативно-рефлексивная, позволяет корректировать нарушения общения, формирует адекватное межличностное поведение и повышает самооценку; регулятивная функция помогает снять нервно-психическое напряжение, формирует и моделирует положительное психоэмоциональное состояние; катарсистическая функция арт-технологий заключается в очищении или освобождении от негативных эмоций путем переключения на творческий процесс, связанный с изобразительным искусством и вдохновением. Арт-технологии в работе с осужденными является наиболее гуманным и мягким методом воздействия, встречающим наименьшее сопротивление со стороны осужденного [4].  
Дополнительным вариантом включения различных направлений арт-технологий в работу с осужденными женщинами могут стать социальные проекты или практики, инициируемые и реализуемые на территории женских исправительных колоний представителями гражданского общества: социально-ориентированными НКО, членами попечительского совета, волонтерами. В такой работе есть ряд дополнительных преимуществ: новые арт-технологии в работе с осужденными женщинами, которую могут осваивать не только сами женщины, но и специалисты исправительных колоний, это привлечение дополнительных ресурсов в части необходимых материалов для художественного творчества. Дополнительно нужно отметить высокую мотивацию осужденных женщин и их положительное взаимодействие с организаторами социальных арт-проектов.
Примерами успешных социально-культурных практик коррекции поведения являются проекты "Творческая мастерская "Изумрудный город" и "Теплые варежки", реализуемые на базе исправительной колонии № 31 ФСИН России по Республике Коми. Данные проекты инициированы Добровольческим движением "От сердца к сердцу" ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" и направлены на формирование творческих и коммуникативных способностей благополучателей посредством арт-технологий. 
Целью социального проекта "Творческая мастерская "Изумрудный город" является развитие творческих способностей, воображения и эстетического опыта, коммуникативных навыков у осужденных женщин, отбывающих наказание в Исправительной колонии № 31 ФСИН России по Республике Коми. Основой проекта «Изумрудный город» является проведение мастер-классов для развития мелкой моторики и творческих навыков осужденных женщин посредством экспресс-рисования, которые помогают в процессе групповых занятий раскрыть способности и проявить свою индивидуальность в работах. Задачами «Творческой мастерской» являются: удовлетворение и развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активация личностных возможностей в практической художественной деятельности и творчестве осужденных женщин, формирование навыков сотрудничества и умения работать в группе и следовать правилам, накопление у них опыта рефлексивной эстетической деятельности. В данном проекте была выбрана групповая форма работы, так как это позволяет создать положительный творческий настрой в группе, облегчает процесс коммуникации, что делает ее более богатой по своим возможностям: оказание взаимной поддержки другими членами группы, способствует признанию и пониманию, получению обратной связи со стороны участников. 
Данный социальный проект был реализован при поддержке попечительского совета женской исправительной колонии № 31 с 2016 года по настоящее время. В нем приняли участие 156 осужденных женщин, отбывающих наказание из разных возрастных групп от 18 до 54 лет, не обладающих художественными навыками и желающих участвовать в мастер-классах. Материалы для реализации проекта были предоставлены попечительским советом исправительной колонии. 10 занятий проходили в технике экспресс-рисования пейзажа в классах для занятий с использованием гуаши разных цветов и кисточек разных форм с длительностью полтора часа. Несмотря на то, что работы предполагали яркие краски: голубые, желтые, красные, зеленые и их оттенки, в большинстве своем осужденные женщины - участники проекта - на первых занятиях чаще всего выбирали темные цвета - темно синий, коричневый и черный. В ходе занятия проходил совместный поиск изменения цветовой гаммы на более яркие оттенки, что вызвало положительные эмоции у участников мастер-класса и позволило проявить индивидуальность в каждой работе. Важной составляющей проведения этих мастер-классов являлись: позитивный настрой в группе и  безоценочное отношение к выполненным работам.  
Экспертами данного проекта выступали: член Общественного совета при ФСИН ИК № 31 Вирзум Елена Сергеевна, Начальник отдела воспитательной и социальной работы с осужденными Светлана Викторовна Варгатюк, которые отметили высокую заинтересованность осужденных женщин в участии и старательность на занятиях, повышение уровня их социальной культуры. Анализ результатов, полученных после первого занятия в отношении использования арт-технологий с осужденными женщинами на основании отзыва участников и экспертов, позволил оценить эффективность творческой практики и продолжить их проведение. Методом наблюдения эксперты выяснили, что  в рамках занятий женщины проявляли увлеченность и заинтересованность, занятия были ориентированы на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, дают возможность "экологично" выразить свои чувства и отношения посредством изобразительной деятельности. Кроме того, был отмечен среди участниц творческий подход к выполнению работы: они получали эмоциональную поддержку и одобрение своих рисунков со стороны членов группы, а в дальнейшем от родственников и друзей. Дополнительно экспертами были отмечены такие позитивные изменения со стороны участниц, как самоконтроль, который проявлялся в хорошем поведении, отсутствии ненормативной лексики, управлении своими эмоциями во время занятий (женщины не выходили курить). 
Другой инновационный межведомственный арт-технологический и социальный проект - "Теплые варежки" - реализуется также на базе женской исправительной колонии № 31 и является еще одной апробацией применения арт-технологий в работе с осужденными женщинами. Социальная инициатива "Теплые варежки" реализуется с 2016 г. на основании соглашения о сотрудничестве между ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", Исправительной колонией № 31 ФСИН России по Республике Коми и Коми республиканской профсоюзной организации работников государственных учреждений и общественного обслуживания, где каждый из участников проекта вносит свой вклад в его реализацию. На базе учреждений ФСИН России на территории Республики Коми осужденные женщины в рамках кружковой деятельности по вязанию изготавливают теплые варежки и носочки для воспитанников социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, детских домов и интернатов на территории Республики Коми. Дизайн варежек в виде божьих коровок, лисичек, миньонов и детских игрушек разрабатывают как волонтеры проекта, так и осужденные женщины. Дополнительно все вязаные изделия имеют логотип проекта и бирку в виде варежки с пожеланиями детям от всех участников проекта. Студенты-волонтеры Сыктывкарского университета проводят мастер-классы и игротеки при передаче варежек детям, Коми республиканская профсоюзная организация работников государственных учреждений и общественного обслуживания обеспечивает мастериц исправительной колонии необходимыми материалами для вязания, что позволяет сделать проект логично выстроенным, с точки зрения реализации всех его этапов. Цель социального проекта с осужденными женщинами - сформировать эффективное взаимодействие учреждений социальной защиты населения и учреждений службы исполнения наказаний, профсоюзных организаций, добровольчества СГУ им. П. Сорокина, позволяющее воспитывать трудовые и творческие навыки среди осужденных женщин исправительной колонии № 31 ФСИН России по Республике Коми с ноября 2016 г. по настоящее время  с последующей пролонгацией и расширением проекта.  Задачи проекта: формирование базы потребностей в необходимых изделиях для детей социальных учреждений Республики Коми на основе консультаций специалистов, существующего ассортимента, возможностей учреждений ФСИН; поиск спонсоров и партнеров для реализации проекта; развитие творческого потенциала и коммуникативных навыков осужденных женщин в изготовлении вязаных изделий для детей в трудной жизненной ситуации; продвижение проекта на муниципальных, региональных  и федеральных конкурсах, тиражирование проекта на другие регионы Российской Федерации. Данный проект позволяет осужденным получить трудовые навыки и на добровольной основе проявлять свою заботу о детях - сиротах, социальных сиротах,  инвалидах, что является важным дополнением к их реабилитации и социализации.  Творческий труд, являясь неотъемлемой частью человеческой деятельности, оказывает благотворное влияние на психическое и интеллектуальное и творческое развитие осужденных  в целом, направлен на получение осужденными женщинами навыков рукоделия, на достижение ощущения "нужности" и социального комфорта.   
Актуальность проекта обусловлена для двух целевых аудиторий: 
1. Осужденных женщин, находящихся в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике              Коми.
2. Детей в трудной жизненной ситуации, находящиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детских домах, интернатах, школах-интернатах.
Большинство социальных учреждений в республике, особенно в сельской местности, имеют ограниченные возможности привлечения внебюджетных источников для обеспечения детей дополнительными теплыми вещами, находящихся в этих учреждениях, в холодный период (с октября по апрель). Проект «Теплые варежки» помогает детям социальных учреждений с теплыми рукавичками, носочками, вязаными развивающими игрушками и другими необходимыми вещами, что способствует улучшению их морально-психологического состояния, позволяет детям проводить активно время на улице, жить полноценной жизнью наравне с другими. Для детей в трудной жизненной ситуации - это возможность получения дополнительного внимания и заботы. 
Инновационной составляющей проекта является: организация и внедрение модели межведомственного взаимодействия, а именно взаимодействия учреждений социальной защиты населения и учреждений службы исполнения наказаний, профсоюзных организаций, добровольчества СГУ им. П. Сорокина на основе социального партнерства с целью обеспечения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, теплыми вещами и развивающими вязаными игрушками; тиражируемость проекта на другие регионы России; долгосрочность и перспективность, мультипликативность проекта на другие социальные учреждения республики; возможность развития проекта по ассортименту изделий, количеству участников, партнеров. 
В результате, в проекте приняли участие 23 осужденные женщины, было изготовлено более 350 вязаных изделий для детей от 4 до 15 лет, которые были переданы волонтерами в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и детские дома преимущественно в сельских районах Республики Коми. 
Ежегодно руководители проекта организуют встречи с осужденными женщинами исправительной колонии для подведения итогов проекта, обсуждения планов и идей по реализации проекта, ассортименту и дизайну изделий. По итогам реализации проекта в 2018 г. специалистами женской исправительной колонии совместно с осужденными женщинами был снят фильм "Теплые варежки", который вошел в финал общероссийского конкурса работ системы УФСИН с осужденными. Более 20 публикаций в средствах массовой информации, телепередачи на республиканском телевидении об итогах и важности проекта для осужденных женщин и детей-сирот, говорят о большом общественном внимании к данной социальной инициативе. Воспитателями исправительной колонии и Начальником отдела воспитательной и социальной работы с осужденными были отмечены такие коррекционные изменения в поведении осужденных женщин, как появление материнских инстинктов, развитие навыков рукоделия, положительные эмоции от участия в проекте, преодоление апатии, формирование более активной жизненной позиции. Данный проект позволил сблизить осужденных женщин-участниц проекта "Теплые варежки" одной социальной целью - помощь детям. Как было отмечено экспертами: часть осужденных женщин, участниц проекта, остались без изменений. Как правило, это женщины, не однократно нарушавшие закон и отбывавшие сроки наказания в местах лишения свободы. 
Кроме того, проект вошел в число победителей среди опорных вузов России в 2018 г. При оценке проекта была высоко оценена социальная идея по творческой  ре-социализации осужденных женщин. Дополнительно проект получил высокую оценку на общероссийском конкурсе социальных инициатив и вошел в сборник лучших социальных проектов "Горячее сердце" в 2019 г.  
Промежуточные результаты апробации социальных проектов в женской исправительной колонии на территории Республики Коми и исследование результатов позволяют сформулировать ряд предложений по повышению качества психокоррекционных мероприятий с осужденными, находящимися в местах лишения свободы:
1. Применение методов арт-технологий в практике коррекционной работы и исправления осужденных на этапе реабилитации и ре-социализации имеет демонстрируемый корректирующий результат.
2. Наибольшей «популярностью» и применимостью пользуются методы  рисования, живописи, графики, плетения, вязания, лепки, компьютерные арт-технологий (создание видео-роликов, видео- коллажей и т.д.)
3. Формирование тесного межведомственного сотрудничества в вопросах реабилитации и социализации осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Дополнительно целесообразно осуществление систематического партнёрства с волонтёрами, членами попечительского совета, общественными организациями, непосредственно участвующими в коррекционной работе с осужденными посредством арт-технологий. Для осуществления таких социальных инициатив требуются условия: пропускной режим, согласованность с руководством исправительных колоний на реализацию данных социальных проектов, наличие средств для проведения творческих занятий, что может осуществляться за счет грантовой и спонсорской поддержки. 
4. Подготовка методических материалов по применению арт-технологий для специалистов, работающих с осужденными, отбывающими срок наказания в местах лишения свободы.
5. Тиражирование и мультиплицирование успешных практик применения арт-технологий на другие учреждения УФСИН (колонии-поселения и др. 


ЛИТЕРАТУРА
1. Консультант плюс [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210073/e1dcbd9ff39895dca602f0b35af0bbd26dd50885/ (дата обращения: 22.03.2020)
2. Либманн, М. История правонарушения в рисунках [Текст] / Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — С. 35-38.
3. Пестриков, Д.В., Сеник, И.В., Зимаков, В.В. Арт-терапия, как индивидуальная форма психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы [Текст] // Прикладная юридическая психология . — 2020. — №2 — С. 72-79.
4. Стурова, М.П. Гуманное отношение к осужденным в исправитель¬ных учреждениях: Лекция [Текст]  / М.П. Стурова // — М.: Академия управления МВД России, 2002. — 23 с.
5. Тюгаева, H.A. Индивидуальная воспитательная работа с осужден¬ными: Учеб.-практ. пособие [Текст] // — Рязань: АУ ФСИН России, 2006. — 33 с.