Стратегия модернизации российского образования опирается на положения о том,
что концептуальными основами образования являются осознание его приоритетности в
процессе личностного развития, социально-профессиональная направленность,
преемственность и гуманистическая ценность. Интеграция идей гуманизации и
прагматизации – одна из задач модернизации всей образовательной системы. Академик
А. Г. Асмолов считает, что «базовым принципом становится принцип контекстуальности,
предполагающий единство знаний и навыков и их применения с учетом социальных,
межличностных и предметных особенностей контекста» [1, с. 12].
Между тем гуманитарное знание в современном мире зачастую оказывается в
положении «отстающего», оно не способно адекватно и быстро реагировать на бурные
перемены в социально-экономическом и научно-техническом развитии. Возникает
противоречие: с одной стороны, очевидна необходимость гуманитарного знания
(вспомним хотя бы слова крупнейшего культуролога, философа, этнографа ХХ века
К. Леви-Стросса: «XXI век будет веком гуманитарных наук – или его не будет вовсе»), как
знания всеобщего характера; с другой стороны – неявность практической пользы
гуманитарного знания, его методологическое отставание от естественнонаучного,
снижение его престижа, господство психологии потребительства в отношении науки – всё
это приводит к опасности подмены, фальсификации, профанации истинного
предназначения гуманитарного знания вплоть до его серьезнейшей редукции в
образовании.
Между тем существует ряд аксиоматичных положений, доказывающих
системообразующую роль гуманитарного знания в профессиональном образовании.
I. Гуманитарное знание обращено к проблемам духовного мира человека, его связи
с культурой и человеческими взаимоотношениями.
II. Важнейшим для гуманитарных наук способом исследования является
понимание, которое позволяет погрузиться в «мир смыслов» другого человека, с
постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо
влияют ценностно-мировоззренческие установки исследователя.
III. В основе методологии гуманитарного знания лежит философское осмысление
мира, основной метод которого – рассуждение. Отличие современного философского
рассуждения в его стремлении выяснить саму возможность понимания, иначе говоря –
рассуждение выступает как онтология познания.
IV. Гуманитарное знание тесно взаимосвязано с герменевтикой; оно
принципиально диалектично, а также предполагает субъективизм в оценках, опору на
такие герменевтические процедуры, как анализ истории влияний и истории восприятий,
прояснение концептуальных схем, задающих научные парадигмы и др.
V. Для гуманитарного знания характерно пересечение методов точных наук
(например, логическое размышление, вычисления и т. д.) и эмоционального восприятия,
экспрессии, особого способа письма, обращения к читателю и др.
VI. Гуманитарное явление (прежде всего – текст) существует исключительно в
мире культуры. В текстах в знаковой форме хранится различного рода информация о
восприятии и понимании мира.
VII. Оценка явлений в гуманитарном знании во многом зависит от этических
установок, а также от мировоззрения автора данной оценки.
Следовательно, опора на его методологию позволяет сохранить в науке
общечеловеческие гуманистические идеалы.
VIII. Гуманитарное познание принципиально диалогично.
Дегуманизированное образование игнорирует тот важнейший факт, что главным
предметом любого знания является человек, рассматриваемый как объект и субъект,
творец. Следовательно, в содержание образования должно быть включено всё то, что
ведет к пониманию и объяснению деятельности как создания культурных ценностей,
включающих в себя ценности духовно-нравственные, эстетические, материальные.
Импульсом к более целенаправленному использованию потенциала гуманитарного
знания в образовательном процессе является стремление преодолеть формальный,
абстрактный характер обучения, вводя его в широкое культурное пространство. Культура
выполняет в данном случае корректирующую функцию в развитии науки, выступая
посредником в разрешении противоречий между материальным и духовным, т. к.
«культура есть среда, растящая и питающая личность» (о. П. Флоренский). «На
современном этапе, – отмечает академик В. П. Зинченко, – образование продолжает
уводить человека всё дальше в детали конкретных методов исследования и
технологических процессов, к совершенным алгоритмическим умениям и всё меньше
преподаёт урок человечности, эстетического и этического отношения к окружающему
миру, к людям, наконец, к самому себе» [5].
Можно заключить, что одной из первоочередных задач психолого-педагогической
науки является системный анализ наиболее существенных констатирующих и
прогностических суждений по философским, стратегическим проблемам развития
образования в ближайшем будущем. От решения этих проблем во многом зависят
понимание целей образования, выявление тенденций изменения социальной среды, в
которой будет функционировать образование, определение факторов влияния образования
на духовные, нравственные ориентации молодежи, на культурное пространство в целом.
Поставленные задачи требуют значительного увеличения доли гуманитарных
дисциплин в учебном процессе. Между тем современные стандарты высшего образования
определяют размер гуманитарного блока примерно в четверть от общего почасового
объема всей учебной нагрузки в вузе. Проблема заключается в том, насколько эффективно
используются ресурсы гуманитарного блока. В связи с этим разрабатываемая в
исследовании педагогическая система развития образования предполагает путь
интенсификации учебных курсов гуманитарного цикла, что может быть решено за счет:
1) использования ресурсов спецкурсов и научно-исследовательской деятельности
студентов, а также внеучебного времени (экскурсии, студийные занятия, лектории
выходного дня и т. д.);
2) создания образовательной среды, в которой вoзникают условия для органичного
приобщения студентов к культуре как воплощению духовных и эстетических ценностей
[8]. Очевидно, что реальное содержание процесса обучения при этом не может быть
сведено к фрагментам науки, в образовательном процессе должны учитываться и
феномены молодежной субкультуры, объективная оценка которой – важная задача
преподавательского состава вуза, и личный опыт студентов и преподавателей.
Приобщение студентов к «культуре Мастера» (М. М. Бахтин) обладает
значительным потенциалом в направлении личностного и профессионального развития
будущих специалистов.
При этом в основе содержания образования должны лежать гуманитарное знание и
искусство, которое разделяет с наукой общие законы природы, но с известным
опережением. Этот опережающий в сравнении с наукой характер художественно-
образного познания позволяет говорить о гуманитарном синтезе естественно-технической
и художественной культуры. Особая сила воздействия искусства состоит в том, что оно
раскрывает человеку мир через образы, несет в себе духовную радость [6,7]. На занятиях
искусством происходит постижение главных начал жизни, «первообраза гармонии»
(Л. Н. Толстой).
Воспитательный потенциал искусства содержится в его способности формировать
духовный мир человека, влияя на разум, чувства, волю, создавая «золотой запас
впечатлений» (И. Ф. Гончаров), утверждая нравственный идеал, возбуждая «умные
эмоции» (Л. С. Выготский).
К признакам, которым должны отвечать современные методики преподавания
гуманитарных дисциплин и дисциплин, связанных с искусством, относятся:
. приоритет общечеловеческих ценностей в отборе содержания, его
гуманистическая основа;
. максимальная деидеологизация;
. опора на представления о многомерности гуманитарных концепций,
многообразии культур, сложности и амбивалентности гуманистической
концепции человеческой цивилизации;
. отказ от догматизма;
. использование принципа объективности. Принцип объективности
определяет трансляцию классических достижений гуманитарного знания,
которые получили общее признание. Объективность предполагает
внимательное отношение к классическим первоисточникам как основной
ценности науки. Преподаватель должен избегать субъективизма в изложении
материала или оговаривать специально свое особое мнение на ту или иную
проблему. Этот принцип запрещает политическую, национальную или
классовую ангажированность в изложении материала. Позиция
преподавателя – это ответственная позиция посредника между гуманитарной
наукой и молодежью;
. владение искусством интерпретации;
. выстраивание субъект-субъектных отношений. Для преподавателей в
системе высшего профессионального образования особенно важно развитие
способностей к эмпатии, рефлексии и децентрации, а также
чувствительности к процессу и результату педагогической деятельности,
осознанное принятие коммуникативной позиции организатора
полипозиционного общения, основанное на создании педагогических
ситуаций культурного самоопределения студентов;
. доминирование в обучении личностно-ориентированного подхода,
продуктивных, творческих методов, предлагающих самостоятельную
творческую деятельность проблемно-творческого характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985. – М.,
1986. – С.80–160.
3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
4. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. (В поисках практико-ориентированных концепций) –
М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
5. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования //Педагогика, 1997, № 5. – С. 3–16.
6. Лазарев М.А. 2012. Формирование художественной культуры будущего учителя. - Инициативы XXI века. № 1:
79-81.
7. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное
пространство. Международный альманах. 2(4): 666-674.
8. Савенкова Л.Г. Интегрированный предметно-пространственный подход к процессу освоения искусства в
школе. / Виды искусства и их взаимодействие в школе: Пособие для учителя. – М., 2001. – С.130–165.
ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Аннотация:
В статье раскрывается точка зрения автора в отношении роли и значения гуманитарного знания, его
современного положения, истинного предназначения, практической пользы и т. п.; приводится ряд аксиоматичных
положений, доказывающих системообразующую роль гуманитарного знания в профессиональном образовании.