Интегрирование в образовании культурно-эстетических и художественных
компонентов отражает объективный процесс взаимопроникновения различных форм
культуры, искусства, практической эстетики в жизни общества. В ряде исследований и
публикаций рассматривались и характеризовались свойственные современным
школьникам своеобразные проявления, свойства интегрированного отношения к культуре,
искусству, гуманитарным ценностям, опосредованным в культурно-эстетической
активности и сознании личности. Становится все более очевидной необходимость
усиления этого направления в культурном развитии молодого поколения. Все более
отчетливо формулируется в документах об образовании необходимость внесения в
учебный процесс школы культуро-ориентированных моделей и стандартов. Во многом это
реализуется при неизбежном давлении на систему образования одновременно
созидательного и вместе с тем разрушительного «цунами» интернет-пространства.
В "Декларации о мировой культуре" ЮНЕСКО (конгресс в Мексике) обозначил ее
как весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и
эмоциональных черт, «характеризующих общество или социальную группу»,который
включает в себя не только на искусство и литературу, но и образ жизни, основные права
человека, систему ценностей, традиций и мировоззрение." То есть основной гуманитарно-
ценностный контент современного человечества.
В исследованиях по актуальным проблемам педагогики и образования стала
приоритетной задача интегрирования этих двух сфер культуры в виде направлений
культуроориентированного образования (в частности, гуманитарного и художественного).
При этом перед педагогами и исследователями ставятся задачи выявления и развития
одаренности школьников, в том числе и на подростково-юношеском возрастном этапе.
Между тем разработка такого направления культуро-ориентированного
образования предусматривает ряд подтем, относящихся к включению школьников в
дополнительные формы образования в школе и вне школы. При анализе практики и
построении теоретических моделей, была установлена принципиальная значимость в
исследовании общего звена художественной и гуманитарной одаренности и их
интегрированных типов, т.е. именно их культурно-эстетического сознания и его
синтезированного проявления в виде личностного отношения (в соответствии с
классическими идеями, разработанными в сфере эстетических учений, - комплексов
восприятия, эмоций, вкусов, оценок, суждений, идеалов, установок и потребностей), а
также в опоре на культурно - эстетическую творческую и репродуктивную деятельность.
Значение гуманитарного образования для развития личности ученика глубоко
понимая и обосновывал Л.С. Выготский, концентрируя внимание на таких центральных
сферах гуманитарного познания, какими являются искусства и обще- эстетическое
воспитание всех школьников. Он считал, что эти пласты культуры человечества должны
входить в состав общего образования. С другой стороны, по его мысли, именно в
границах эстетического воспитания возможно соотнесение познания человеческой сферы
с творчеством учеников и развитием культуры восприятия искусства. При этом сфера
образования не замыкается сама на себе, а, напротив, открывает выход в социальное,
социокультурное пространство,оказывая развивающее влияние на учеников. [1, c. 272-273
Между тем общество заинтересовано в развитии одаренности молодого поколения
во всех ее разновидностях. Трактуется общая одаренность как« уровень развития общих
способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь
больших успехов» [2, c. 347]
Широко известны позиции ученых, разрабатывавших теории интеллекта и
мыслительных способностей (Ч. Спирмэн, Л. Терстоун, Э. Торндайк и др.), а также
одаренности общего типа (Г. Айзенк, Д. Гилфорд и др.), выявлены типы креативности,
научно-аналитических, художественно-творческих и сугубо практических способностей
[5] .Эти способности могут проявиться на разных возрастных стадиях развития школьника
Однако, чтобы признать существование гуманитарной одаренности ученика, он
должен пройти по меньшей мере путь школьного образования до начала старшего
подросткового этапа, после впитывания его сознанием основ гуманитарной культуры, т.е.,
не ранее 13-14 лет. Прямое культурное воспитание и образование как путь «развития
человека культуры" (Е.А. Бондаревская) не может возникнуть и действовать сразу,
непосредственно на школьника, его сознание и поведение - вопреки
природосообразности, возрастным, психофизическими особенностям.
При отсутствии художественно-культурологических курсов учебного характера в
старшей школе сложно развивать и или поддерживать гуманитарную одаренность вне
интенсивного вовлечения в деятельность самих явно одаренных учеников.
Существенно определить, как же именно поддерживать и развивать тех, кто не
проявил еще ярко способностей до наступления юношеского возраста, но порой блистает
удачными творческими работами в сфере родного или иностранного языка, истории,
общественных знаний. Насколько социально ценен потенциал их гуманитарной или
культурно-эстетической одаренности: ведь это будущие юристы, врачи, издатели и
журналисты, экономисты и архитекторы, педагоги и рекламщики, дизайнеры,
переводчики, редакторы, общественные деятели.
У некоторых школьников одаренность проявляется поздно при условии поддержки
в непосредственной среде общения, учения и деятельности.
Насколько возможно строить модель выявления, поддержки и превращения
творческого потенциала растущего человека в устойчивое качество – креативность
личности, социально ценную для гуманитарной профессиональной сферы в нашей
стране? Анализ существующих концепций, теоретических и методологических подходов к
проблемам развития личности, изучение зарубежных и отечественных источников
позволили выявить необходимые компоненты решения , лежащего в области развития
культурно-эстетических отношений личности к окружающему в период старшего
подросткового-юношеского возраста.
В исследовании проблемы развития одаренности, задачи которого поставлены
перед нами в области эстетико-художественного воспитания и образования, особое
решение строится именно на культурно-эстетических основаниях. Проведение опросов и
диагностических заданий в этой возрастной группе с учениками 8-11 классов и
студентами педагогами при последующем анализе полученных материалов убеждает в
том, что именно на подростково - юношеском этапе одаренность гуманитарного типа
либо поддерживается в образовательной среде, сохраняется и перерастает в устойчивую
креативность личности, социально ценную в будущей профессиональной деятельности,
особенно гуманитарного типа, либо редуцируется и исчезает.
В итоге возникло предположение о необходимости формирования переходного
качества личности, содействующего позитивному перерастанию одаренности в
креативность. А именно - культурно-эстетического отношения личности к окружающему,
что может явиться результатом и показателем предшествующих этапов нравственно-
эстетического воспитания и образования личности. C другой стороны, оно может стать
основой не только укрепления и обогащения этого качества, но и внутренним условием
сохранения, развития и перехода одаренности в устойчивую креативность -при сочетании
педагогической поддержки, культурно-эстетического творчества и личностной
сознательной установки самих школьников на развитие своей креативности.
По мнению авторов современных концепций культурологии, освоение культурной
компетентности невозможно без совершенного знания языка общества проживания.
Культурная компетентность личности, как и социальная адекватность, формируется в
процессах образования, воспитания и социальных контактов с окружением, позволяющих
усвоить комплекс обычаев и ритуалов, этикета и церемониала, их знаковые, смысловые
акценты. Особую роль в процессе становления культурной компетентности играет
образование гуманитарное, обогащающее знаниями в области искусства и литературы,
религии, философии и т.д.
В целом, культурная компетентность отражает соответствие интересов и эрудиции
индивида социальному опыту и ценностям, ориентирам общества проживания. Эту задачу
культурологи транслируют образованию, однако для ее решения требуется развертывание
системы образовательных культуроведческих занятий, что сможет выполнять, например,
ориентированная на определенную языковую культуру школа или училище культурно-
деятельностного профиля.
Для общеобразовательных школ актуальна разработка педагогической модели
культурно-эстетического развития личности с интегративной ориентацией на поддержку и
развитие гуманитарной одаренности в годы завершения среднего образования. При этом
существенен принцип соотнесения и частичной интеграции понятийных систем
культурологии и эстетики как науки о законах создания и освоения эстетических и
художественных ценностей, целостности и системности окружающего нас мира.
Реальное бытие эстетической составляющей действительности влияет на характер
эмоционально-ценностных отношений человека. Культурно-эстетическое мировоззрение
в большей степени знания в области научной эстетики, которая на основе сущностного
раскрытия специфики искусства и исторических форм его развития, эстетической
культуры и ее роли в жизни личности, общества, природы поддерживает модели
гуманизированных отношений человека с миром. Тем более, что современной
биологической наукой доказано на основании анализа ДНК в разных этнических группах,
родство происхождения всех людей на планете. При этом подтверждается генетическая
одаренность способностями к творчеству у представителей всех рас и этносов.
В то же время сохраняется прежняя концепция о правомерности признания в науке
и практике только трех типов одаренности: естественно-научной, математической и
художественной. Тем не менее представляется, что необходимо выделить тип
гуманитарной, или культурно-эстетической одаренности, которая пробуждается позже,
чем уже известные, т.к. проявляется на фоне освоения основных культурных
компетенций. Ее можно обозначить как одаренность к освоению культуры, которая
проявляется, уже нередко в подростковом возрасте, далее она либо подкрепляется,
развивается и раскрывается в старшем звене школьного образования, либо гаснет при
отсутствии необходимой педагогической поддержки.
Общие контуры и конкретные проявления, черты гуманитарной одаренности
школьников обнаруживаются в их деятельности, учении, поведении, мотивации и
интересах. Культурно-эстетическая сторона гуманитарной одаренности школьников
старшего подросткового и юношеского возраста рассматривается нами как
интегрированный комплекс качеств личности, выражающийся в функционировании ее
познавательных, мотивационно-ценностных, оценочных и деятельностных проявлений,
направленных на познание и творчество в культурной, эстетико- художественной,
гуманитарной сфере. Помимо это общей линии в гуманитарной одаренности
присутствуют и конкретные специальные способности, относящиеся к специфическим
объектам гуманитарного знания и деятельности. Но все они не могут выходить за пределы
культурных контекстов.
Доминируют личностные эмоционально-ценностные отношения к объектам, и
социокультурным ситуациям, которые получают реализацию в творческих действиях по
созданию оригинальных или сотворческих продуктов (коллажно-художественные работы,
проектные композиции, доклады, презентации по гуманитарной тематике, охватывающей
аспекты культуры, искусства, истории, языка, этики, эстетики, открытия и осмысления
мира, отношений к проявлениям человека, народным обычаям и др. Критерием
гуманитарной одаренности может явиться устойчивое культурно-эстетическое отношение
к жизни и деятельности человека и гуманистическая позиция в оценке всего горизонта его
существования(включая облик, особенности движения, организацию быта, человеческие
духовные и физические качества, эстетическое сознание и его формы - восприятие,
чувства, оценки, потребности, интересы, действия, суждения и речь, общение с разными
людьми, этические аспекты взаимоотношений, творчество, а также собственно
культурные формы и действия, проявления культурного человека, социокультурные
аспекты бытия. Культурно-эстетические отношения непосредственно касаются
гуманитарной сферы и освоения научных представлений о человеке, его биосоциальной
природе, об истории и культуре стран, цивилизациях, и даже о юридических нормах
жизни в обществе. В последние годы к гуманитарной сфере стали причислять и
географию как область знаний о свойствах природы, пространствах каждой страны и об
истории открытия и освоения планеты, о ее населении.
Чем шире круг гуманитарных интересов, тем объемнее и устойчивее культурно-
эстетическая одаренность. Чем глубже погружение ученика в определенную область
знания, тем специализированней, основательней освоение интересующего его
направления познания, определяющего его будущую профессию. Вместе с тем, учитывая
положение Л.С. Выготского об относительной неустойчивости одаренности, часто об ее
локально-возрастном характере и необходимости создания поддерживающих условий и
деликатности педагогического наблюдения за одаренными детьми, исследователи и
педагоги-практики должны решать задачу развития каждого конкретного феномена
одаренности ученика.
В связи с этим мы предполагаем возможность построения теоретического
обоснования и практической проверки условий развития и успешного преобразования
неустойчивого комплекса проявлений одаренности в устойчивый синтез креативных
качеств, то есть в интегрированную креативность культурно-эстетического характера.
При этом возникает проблема обоснования особенностей построения и
функционирования культуроориентированной педагогической среды в образовательном
учреждении, создающем благоприятную атмосферу для сохранения и выращивания
одаренности учеников старшего подросткового и юношеского возраста.
Что касается представлений современных школьников о креативности, то они, как
показывают опросы и наблюдения, высоко ценят это качество личности и стремятся
доказывать окружающим ее признаки в своей деятельности. Это относится не только к
возрастной группе учащихся I периода юности, но и к студентам, возрасту второго
периода юности.
Постановка цели достижения ими явной креативности на основе признания ее со
стороны сверстников, педагогов, родителей, а также помощи педагогов в
совершенствовании личной креативности школьников, создают продуктивную ситуацию
и мотивацию на самореализационные действия, занятия, выполнение творческих заданий,
создание новых оригинальных продуктов культурно-эстетического творчества как
«образной деятельности» (Л.С. Выготский). Его от художественно-образного творчества
отличает отсутствие четких жанров, стилей, критериев мастерства, норм и конкретной
шкалы оценок, общекультурное свободное синтезирование. Однако за этим стоит общий
социокультурный и личный уровень эстетического сознания, чувства соответствия формы
и ее смыслового содержания. Возможно доминирование или синтезирование визуального
и аудиального образного исполнения. Тенденция приближения к моделям и образцам
искусства как к ассоциативному фону обусловлена общим творческим механизмом
культуры, искусства и творчества, эмоциональной включенностью и природой образного
мышления. На границе этих социокультурных процессов сегодня расцветает феномен
дизайнерского творчества во всем мире.
Гуманитарную одаренность современных школьников можно рассматривать в
следующих психолого-педагогических аспектах:
- в качестве такой общетворческой интегрированной способности личности,
которая концентрируется на основе полученных к старшему подростковому и
юношескому возрасту знаний и гуманистических представлений о человеке и его
взаимодействиях с миром, природой, о человеческих ценностях и достоинствах, мотивах
отношений, идеалах и принципах культурно–эстетического, нравственного, деятельного
самовыражения, о возможностях поиска гармонии с окружающим и достижения
реального совершенствования в жизни и в различных ситуациях существования
человека;
- в ориентировании и предпочтениях рода и вида своей будущей профессиональной
деятельности в гуманитарной сфере, обращенной к человеку, его духовно-телесным
активным проявлениям, к оказанию помощи и поддержки тем, кто нуждается в
милосердии, сострадании, опоре для восстановления здоровья, нормального образа жизни,
законных прав человека;
- в стремлении к успешности обучения и освоения гуманитарного цикла - истории,
родного и иностранного языка, общественных дисциплин ,к различным формам
углубления познания, компетентности в социокультурном плане и творческой разработке
новых моделей функционирования своих идей. А именно - в тяготении к углубленному
профессиональному и самостоятельному освоению сферы гуманитарных наук и
гуманистических позиций, а также в талантливом выполнении гуманитарных проектов,
социокультурных мероприятий, волонтерских действий.
Во всех этих контекстах проявляются отчетливо такие культурно-эстетические,
гуманитарные качества одаренности учеников, как восприимчивость, отзывчивость,
способность к эмпатии, к защите и поддержке других людей. Они реализуются при
участии в движении экологов, направленном на материализацию личного гуманного,
сочувственного отношения в конкретной помощи живому миру, действенной его защите.
Они выражаются в активной включенности в деятельность клубов, студий, кружков
творческого, социокультурного характера, участии в их проектах и акциях, в
самостоятельном создании творческих продуктов культурно-эстетического характера.
Гуманитарная, культурно-эстетическая одаренность достаточно ярко проявляется
как особенность личности в следующих признаках:
-чуткость к языку и речи, выразительность, богатство, образность, точность при
общении и оценке конкретных ситуаций (чувство слова),
-чувствительность и тонкость по отношению к поведенческим проявлениям и
эмоциональным состояниям человека,
-устойчивый интерес (установка, ориентация) к сфере гуманитарной культуры и
деятельности, увлечение социокультурными видами занятий,
-поведение и действия гуманитарно, социокультурно ориентированные,
-владение понятийным представлениями и практическими аргументами
конкретного гуманитарного профиля (применительно к избранной области),
-эстетическая чуткость, восприимчивость и отзывчивость, эмпатическая
способность сопереживания,
-образное мышление и гибкое, конструктивное воображение,
-творческая активность и продуктивное самовыражение в определенной области
гуманитарной культуры (создание интегрированных культурно-эстетических коллажных
форм с привлечением приемов и образов искусства).
-готовность вступать в диалог и разрешать ситуации и проблемы гуманитарного
характера, требующие "человеческого" сочувствия, понимания, соучастия,
- направленность личности на духовное постижение сферы культуры и искусства,
на развитие художественно-эстетических вкусов и культурно-эстетического отношения к
миру.
В действиях, оценках, продукции гуманитарно одаренных учеников и студентов
отчетливы показатели формирующегося культурно-эстетического сознания и отношения к
миру, к окружающей среде, к духовно-познавательной и творческой деятельности. Это
является основанием определения успешности преобразования гуманитарной
одаренности в качество интегрированной креативности и развивающегося творческого
потенциала личности.
Моделирование педагогической организации и условий для перерастания
одаренности ученика в устойчивую креативность в творческой, продуктивной
деятельности содержит ряд аспектов.
Особенно значимо определение основы подхода к анализу проблемы культурно-
эстетического образования, воспитания, развития, как модификации принятого в
отечественной гуманитарной науке, прежде всего в психологии и педагогике - культурно-
исторического подхода, разработанного Л.С. Выготским и его последователями.
Избранный ракурс позволяет интегрировать культурный и эстетический аспекты в
воспитании и образовании личности и в изучении этих процессов.
Под любого рода отношениями в гуманитарных дисциплинах понимают связи
между сущностями, объектами, свойствами. Однако в культурологических изданиях не
вычленяется понятие "культурное отношение", хотя в практике , в бытовых ситуациях оно
как бы фактически существует и упоминается скорее в негативных ситуациях, как
например, оценка "некультурное"или " внекультурное отношение".
Однако возможно соединить понятие «культурное» с давно сложившимся
термином «эстетическое отношение» для акцентирования универсального
социокультурного значения связей и взаимоотношений людей в термине «культурно-
эстетическое отношение»,
С позиции аксиологического подхода, культура - это мера гуманизации общества,
человека, видов деятельности.
По определению современных философов, культура- это»система исторически
развивающихся надбиологических программ человеческой
жизнедеятельности(деятельности, поведения и общения).обеспечивающих
воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.» [5, c.
347] На каждой ступени истории возникают нарождающиеся формы культуры,
сочетающиеся с давно существовавшими и с вновь открытыми, с чувственно-
эмоциональным эстетическим освоением мира и их интегрированием в реальности.
Культурно-эстетический аспект отношения личности к окружающему существует как
условие и норма жизнедеятельности и общения.
Как известно, эстетическое отношение складывается из эмоционально-чувственных
реакций на воспринятое и интеллектуально-оценочного отклика при
дифференцированном различения оттенков и градаций предметных свойств, анализе и
обобщении видо-родовых признаков в сознании воспринимающего. Согласно учению
Л.С. Выготского, в основе эмоциональных отношений - развитие восприимчивости и
отзывчивости на впечатления и их следы в процессе развития и жизни человека.
В словаре "Эстетика" характеризуются эстетические отношения как духовное,
выражение неутилитарного интереса человека к объектам и стремлений к «общению» с
ними в контексте общественных отношений. Тем самым отмечается социокультурное и
личностное значение этого рода отношений как потенциально связанных с культурой [3,
c. 244-245] и c эстетическими идеалами- совершенства, красоты. Но также, как мы
полагаем, и с критериями своеобразия, мастерства и выразительности. А значит, глубина
культурно-эстетического отношения и общения зависит так же, как «от богатства и
многообразия природных и социальных качеств и связей объекта, так и от развитости
субъекта, его включенности в систему общественных отношений», ценностей, идеалов,
вкусов. Здесь же отмечается потенциал духовного обогащения личности в этом процессе
(в плане осмысления человеческого опыта, особенно культурного, развития чувств и
способностей). Однако, здесь отсутствует психолого-педагогический аспект-
фиксирование влияния на развитие творческого потенциала, креативности личности, в
частности, в условиях образования и культурно-эстетической среды.
Между тем именно этот аспект представляется нам особенно значимым на этапах
возрастного развития старших подростков и старшеклассников.
Следовательно, необходимо обратить внимание на задачи воспитания и
стимулирования у гуманитарно одаренных школьников интегрированного культурно-
эстетического отношения к окружающему. Таким двойным кругом охватывается
широкий, практически неограниченный объем объектов этого отношения и ракурсов
воззрения на человека как носителя культуры, социально, биопсихологически и
интеллектуально участвующего в созидании и жизни современного человечества.
Эстетико-художественное и культурно-эстетическое отношение развернуты во
всей глубине сознания и подсознания человека как "абсолютного эстетического
предмета" (А.И. Буров), то есть в объеме высшей реализации творческого потенциала,
активного образно-эмоционального мышления и воображения.
Обычное, буднично узкое "культурное отношение" тяготеет к признанию
привычной нормы, стандарта, оценки "правильности" свойств объекта либо состояния
среды, форм общения. Интегрирование отношений культурного и эстетического плана
обогащает, насыщает образностью и творческим импульсом различные модификации
гуманитарных переживаний в самой среде образования, создаваемой для решения
педагогических задач. Но принимается оно также и во внутренней среде личности,
проявляясь затем в деятельности и поведении школьника, как показала реализация такой
модели на практике.
Такая сфера культурной и эстетической деятельности, какой является искусство,
определяет наиболее глубинную часть, ядро культурно-эстетического отношения и
гуманитарной одаренности. Это обусловлено тем, что искусство содержит, представляет
собой "золотой запас" духовных ценностей человечества. Они не просто вложены в
искусство, но накапливались в течение многих веков в многообразных формах. Они
зашифрованы в особой художественной форме каждого произведения, что требует всегда
осмысленных действий человека культуры по их расшифровке соответственно законам
данного искусства, мастерства, самовыражения автора, создавшего это произведение.
Таким образом, культурно-эстетическое эмоционально - оценочное отношение
личности содержит в качестве закрытой сердцевины, "ключа" для открытия искусства -
установку на поиск личного смысла автора и его отражения в произведении. В итоге
культурно-эстетическое отношение выступает как сотворческое и вместе с тем творческое
отношение к культуре, искусству, эстетике окружающего мира.
По структуре культурно-эстетическое отношение помимо компонентов
культурного, эстетико- художественного планов, включает уровни: сенсорно-чувственный
(восприятие,) эмоциональный, имагинативный (воображение), оценочно-
избирательный,мотивационно-установочный,рефлексивно-аналитический и творчески-
деятельностный (продуктивный).
Однако в процессе его развития нередко возникают отклонения от его истинной
сущности. Во-первых, нередко проявляется излишняя эстетизация представлений об
объектах и склонность к панэстетизму и гламурности. Во-вторых, происходит недооценка
эстетического своеобразия и выразительности предметов, людей, природных творений и
произведений искусства, творчества мастеров. В педагогическом плане следует
учитывать все особенности становления культурно-эстетического отношения у
подростков и старших школьников, чей культурно-эстетический опыт не достаточно
обширен и развит.
Следует их ставить в позицию самонаблюдения, аргументирования оценок и
выборов "pro et contra" для развития опыта и культурно - эстетического отношения под
контролем личного самосознания. Это особенно глубоко показано Л.С. Выготским в
исследовании самосознания развивающейся личности подростка. К этой позиции
приближался и А.И. Буров, придавая особое значение развитию эстетического сознания и
отношения на подростковом и юношеском этапе, он был убежден, что отношения
человека к действительности и к искусству по существу -это «процесс активно
творческий, т.е. само формирование ... в онтогенезе обусловлено творчеством субъекта»,.и
оно зависит от способности к воображению, фантазии[5, c. 17, 22]
Таким образом, результат рассмотрения проблемы гуманитарной одаренности
приводит к выводам о возможности ее перерастания в креативную способность при опоре
в образовательной среде на развитие культурно-эстетического отношения в подростково-
юношеском возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС,ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 1008 с
2. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. под ред. Быховской И.М. - М.:
Смысл, 2010. 639 с.
3.Одаренность // Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. 666 с.
4. Отношение эстетическое // Эстетика. Словарь. - М.: Гослитиздат, 1989. 416с.
5. Проблемы эстетического развития личности школьников. - М.: Педагогика, 1987. - 120 с.
6. Степин В.С. Культура // Новая философская энциклопедия. - М.: БРЭ, 2001. 634 с.
7. Человек в единстве социальных и биологических качеств. - М.: URSS, 2011. 384 с.
8. Шрейдер Ю.А., Бирюков Б.В. Отношения // Новая философская энциклопедия, -М.: БРЭ, 2001, Т.3, C. 692.
ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ГУМАНИТАРНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация:
Статья содержит применение культурно-эстетического подхода к обоснованию характера
гуманитарной одаренности школьников и особенностей ее перехода в креативные качества личности.