Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.8719.2017/8.9)
Литературная одарённость - один из видов художественной одарённости, основанный на ярко выраженной способности ребёнка мыслить художественными образами (это связано с двумя сферами психической деятельности: художественным мышлением и речью) и воплощать свои мысли и переживания в произведениях словесного искусства.
Нужны ли современному обществу поэты и писатели? Вопрос риторический, но в то же время актуальный. Сегодня во всех сферах жизни мы наблюдаем изменения, идущие большими темпами, и не всегда общество успевает на эти модификации отреагировать должным образом. То же самое происходит и в образовании. За огромным потоком информации очень часто теряется глубокий смысл, основа, цель воспитания гармоничной личности.
В начале XXI в. чтение художественной литературы перестало быть ведущим средством познания мира, а образование утратило свой элитарный статус. Тем не менее чтение и создание собственных оригинальных произведений не потеряло своего значения в развитии детей и молодёжи, в формировании их гражданского сознания и нравственных качеств.
Организационные аспекты развития литературной одаренности современных подростков в контексте запросов информационной среды.
В современном образовании прочные позиции занимает разработка уроков с помощью информационных технологий. Так, на занятиях обязательно должны использоваться компьютерные и информационно-коммуникационные средства, экранно-звуковые пособия и технические средства обучения.
Отметим, что целью медиатехнологий в образовании становится построение информационной модели объекта, явления, процесса. Так реализуется потенциал творческой деятельности учащихся, особенно в дополнительном образовании, когда применение интерактивных схем, инфографики, записи голосового сопровождения литературного материала становится возможностью показать и раскрыть способности к литературному творчеству. Можно отметить некоторые функции медиа, способствующие пополнению фонда знаний учащихся, а также отображающие принципы нравственности и эстетического вкуса: информационная, аналитическая, нравственно-воспитательная, познавательно-просветительская, а также функция воздействия.
В этом формате реализуется деятельностный подход к процессу обучения:
1. появляются мультимедийные продукты, создаваемые учащимися, электронные библиотеки, видеотеки и др.;
2. программы дополнительного образования позволяют создавать и реализовывать творчество школьников непосредственно на уроках литературы, что отвечает одной из главных целей образовательного стандарта: "развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности". Несомненно, подобная деятельность благотворно влияет на развитие интеллекта подростков, взаимоотношения внутри коллектива (так как деятельность предполагает коллективный труд), и, что главное, личный рост обучающихся. При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности - познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического;
3. высокая степень интерактивности, которую демонстрируют IT-технологии, "способствует созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда комбинирует функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций" [1].
Отметим, что учителя литературы обращают внимание на то, что использование информационных технологий способствует активизации мышления и восприятия учащимися художественного произведения. Во внеурочной деятельности школьники проявляют наибольшую активность, так как задания, которые они выполняют в рамках работы кружков, представляют собой наиболее творческих характер и ребята с огромным интересом участвуют как в мастер-классах, проводимых и учителями и приглашенными специалистами, так и в подготовке общешкольных творческих мероприятий.
Возможности опоры на проектные технологии. Медиатехнологии и литературное образование.
К числу наиболее известных и хорошо зарекомендовавших себя технологий относится проектно-исследовательская деятельность.
Развитие информационных технологий подразумевает разработку ярких и интересных проектов во всех областях научной деятельности. Особо значимым это становится в образовании, когда подготовка проектов является частью учебного процесса. Таким образом, исследовательская работа становится превалирующим показателем качества образования. И не меньшую роль в этом процессе занимают мультимедиа, которые обеспечивают как содержательное наполнение проекта, так и его техническое сопровождение. В этом ключе внимание стоит уделить проектам по предмету «Литература», так как именно в этой области знаний возможно синтезирование как классических образцов искусства, так и современных технологий обработки текста.
Например, изучение теоретических аспектов анализа литературных произведений учащимися старшей школы предусматривает практическое применение научных знаний, а также анализ художественного текста с точки зрения поэтики, жанровой специфики, речевой организации произведения. Овладение этими знаниями предусматривает большую работу с текстом, особая роль в которой отводится лингвистическому анализу поэтического произведения, рассмотрению текста с позиций интертекстуальности, метатекстовых связей, а также творческого усвоения произведений классической литературы. Показательным примером для изучения могут послужить лирические жанры, разнообразные по своей функциональности и позволяющие, прежде всего, сформировать у учащихся умение применять полученные знания в области теории лирики в научно-исследовательской и других видах деятельности, а также владеть основными методами анализа лирических стихотворных произведений.
Действительно, исследователь интерпретирует художественное произведение, но, самое главное, в своем анализе он должен показать взаимосвязь всех компонентов текста, обратить внимание на единство художественного целого. Наряду с этим именно читательское восприятие становится ведущим, так как задает направление анализа произведения во всем его своеобразии. Ведь произведение искусства представляет собой целостный «организм», вмещающий и исторический контекст, и взгляды автора, философию его осмысления закономерностей действительности, и особое художественное пространство, без которого понимание внутритекстовых связей невозможно. Особое внимание, несомненно, к личности поэта, писателя, художника: проблема авторского «я» в произведении формирует стиль, анализ которого является важной составляющей в изучении любого художественного произведения.
Исследовательская работа, касающаяся поэтического произведения, в современной школьной практике подразумевает актуальность творчества писателя, значимость новаторских открытий, ценность его в развитии литературного процесса в целом. Важно осуществлять такую работу с учениками, причем в полном объеме, чтобы они сумели почувствовать стиль поэтики, эволюцию языка в произведениях автора, средства художественной выразительности. Для преодоления этих препятствий необходимо значительную часть занятия отводить для комментированного чтения и анализа поэтических текстов. Важно продемонстрировать учащимся огромную роль слова в поэтическом произведении, заострить их внимание на своеобразии художественного восприятия явлений действительности и средствах, которыми пользуется для этого поэт. Явление в поэзии изображается не само по себе, а через его переживание, и единственным средством передачи этого чувствования является слово. Более того, переживание становится предметом образного воплощения, поэтому необходимо сформировать научное представление учащихся о таких эстетических понятиях как художественный образ, символ.
Современное образование требует быстрых и качественных результатов выполнения поставленных задач. И проектно-исследовательская деятельность становится одним из приоритетных направлений работы с участниками учебного процесса: в основе - индивидуальный творческий поиск, позволяющий интегрировать научные знания в едином образовательном ключе. Именно в этом русле реализуется идея применения медиатехнологий. Так, в процессе изучения предмета "Литература" обращение к внешним цифровым ресурсам позволяет использовать навыки литературной деятельности при написании сценария проекта, подборе художественного материала (цифровые репринты, музыкальные и изобразительные произведения, голосовые записи), а также написания собственных оригинальных текстов, на основе которых возможно создание литературного проекта, освещающего проблемы той или иной научной области. Тематика проектов может быть различной, но в основе – оригинальный сценарий с использованием мультимедиа (звук, видеоряд, анимированная компьютерная графика). Интеграция различных предметных областей позволит расширить тематические границы проекта и проявить литературные способности. На основе этой деятельности могут быть разработаны методические рекомендации по выявлению и развитию литературной одаренности современных подростков.
Таким образом, необходимость определения педагогических методов и организации педагогического процесса в соответствии с программами ФГОС (стандартов второго поколения) становится приоритетным направлением в изучении и практике применения медиатехнологий в развитии художественной одаренности на примере литературного творчества учащихся.
Актуальность исследования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии литературной одаренности связана с необходимостью создания базы методических приемов выявления и развития творческих способностей современных детей дошкольного, школьного возраста, подростков. Разработка различных технологий создания информационной среды в школе, а также в дошкольных учреждениях и системе дополнительного образования детей и юношества сопровождается с наиболее актуальными формами работы с одаренными детьми, среди которых следующие: проектная деятельность, составление инфографических схем, разработка Интернет-порталов с различными играми и заданиями и др. Все это требует тщательного изучения и проработки в методическом плане, так как общей технологии применения этих ресурсов нет.
В исследовании этой проблемы изучены цифровые образовательные ресурсы включающие в себя интерактивные учебники, презентации-игры, электронные интеллектуальные игры. Все это благоприятно отражается на интересе к предмету, а также стимулирует самостоятельное творчество. Задания разрабатываются согласно возрастным категориям, что позволяет создать особые условия при подготовке учащихся к освоению предмета, соблюдая все принципы непрерывного художественного образования. Так, в дошкольном обучении особое внимание уделяется разработке заданий по созданию инсценировок с применением интерактивных технологий: обучающиеся пробуют создать собственные сочинения, такие как сказки, а также колядки, потешки и т.п. с использованием мультимедиа. В заданиях для обучающихся младшего школьного возраста можно сделать акцент на проектную деятельность с применением собственного оригинального сценария, в основе которого лежит звук, видеоряд, анимированная компьютерная графика. В заданиях для старшего школьного возраста также предлагается широкий спектр работ по литературному творчеству: разработка литературной медиа игры, литературный перфоманс, сценарий для постановки в рамках проекта «Поэтический театр» и др.
Таким образом, дополнительное гуманитарное образование нуждается в информационных технологиях, и, вероятно, занятия с использованием медиатехнологий привлекут все больше учащихся: их знания в области компьютерной техники, возможности в быстром поиске нужной и доступной информации позволят построить занятия наиболее продуктивно и качественно. С другой стороны, сегодня создаются специальные компьютерные программы, позволяющие не только изучать литературное произведение, но также помогают детям проявить творческие способности. Именно таким способом возможно выявление литературно одаренных подростков, особенно обучающихся в 5-7 классы. В более старшем возрасте этот потенциал увеличивается за счет программных произведений, а также дополнительного изучения литературного материала.
- Boyakova E.V., Lykova I. A., Stukalova O.V., Gaysina O.V. Learning the Semantic Analysis by 3-5 Year-Old Children When Working With an Illustrated Book [Электронный ресурс] // Revista Espacios. — Vol. 38 (№ 25). — 2017. — P. 6. — 0,9 п.л. — URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382506.html. — ISSN 0798-1015 (SCOPUS)
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: изд-во РАО, 1994.
- Боякова Е.В., Стукалова О.В., Юдушкина О.В. Возможности приобщения дошкольников и младших школьников к словесному творчеству в процессе восприятия художественных текстов (в печати журнал «Сибирский учитель». – 2017, №4 (112) июль—август 2017
- Год литературы // Прокатись на литературном экспрессе // Код доступа: https://godliteratury.ru/public-post/prokatis-na-lityekspresse
- Диск "Проверь себя". Литературное чтение. - М. ИД "Федоров" // Код доступа: http://media.idfedorov.ru
- Лейтес Н.С. Что значит «одаренный ребенок»? // Искусство в школе. – 2003. – №3.
- Федоров А.В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Т. 17. М.: Большая российская энциклопедия, 2012. С. 480.
- Юдушкина О.В. Информационные технологии в работе с одаренными подростками в процессе внеурочной деятельности (на примере литературного творчества) [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - №4. - 2014. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/yudushkina_0.pdf