Аннотация:
В данной статье рассматривается виртуальная экскурсия как перспективное направление в преподавании РКИ. Задачами данной технологии является совершенствование коммуникативной компетенции, формирование мировоззрения обучающихся и расширение знаний о стране, ее истории и культуре. Новизна заключается в изучении виртуальной экскурсии в качестве инновационного учебного инструмента, способствующего более глубокому восприятию учебного материала. Особое внимание уделяется тому, что использование образовательного потенциала виртуальной экскурсии на занятиях по РКИ способствует повышению положительной мотивации к изучению русского языка и русской культуры. Делается вывод о том, что систематическое внедрение в образовательный процесс учебных виртуальных экскурсий обогатит методику и позволит выстроить эффективную образовательную среду.
За последние годы образовательный процесс в высшей школе претерпел значительные изменения, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. В классическую образовательную модель, ориентированную на живое общение студентов с преподавателем в аудитории, стремительно вошло понятие «образовательное виртуальное пространство». Последнее десятилетие – время активного развития мультимедиа-технологий и виртуальной образовательной среды. Переход преимущественно на дистанционный формат обучения потребовал методического осмысления, разработки и использования современных интерактивных технологий, организации учебного процесса с использованием научных достижений различных областей. Возможность выстраивания образовательного пространства в виртуальной среде – одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка как иностранного. Особо остро стоит вопрос, связанный с обучением иностранных студентов русскому языку на элементарном и базовом уровнях. Как известно, А-1, А-2 уровни владения РКИ предполагают реализацию социокультурной адаптации иностранных студентов, погружения в новую среду, культуру, что затруднительно в условиях обучения вне языковой среды. В связи с этим возникает закономерный вопрос использования виртуальных технологий, обеспечивающих конечную цель.
Видится, систематическое включение виртуальных учебных экскурсий в образовательное поле поможет решить некоторые задачи. Так, мы рассматриваем виртуальные учебные экскурсии в качестве технологии, позволяющей моделировать некое реально существующее пространство или какой-либо объект при помощи изобразительного ряда на экране, что напрямую соотносится с принципом наглядности и визуализации в методике преподавания РКИ. Звуковые эффекты, голосовые переводы, музыкальное сопровождение и прочие возможности цифровой среды повышают эффективность зрительного восприятия. Виртуальные экскурсии можно использовать на всех этапах обучения РКИ: на начальном - для создания мотивации, социокультурной адаптации, а также на протяжении всего периода обучения, в конце изучаемого курса, на этапе обобщения и выводов для закрепления полученных знаний. Несмотря на то, что экскурсии не могут полностью заменить теоретическое обучение, важна их мотивационная и активирующая роль. Основная цель - дать обучающимся возможность напрямую и критически оценивать конкретную реальность, которая ранее была изучена только теоретически.
Данное исследование направлено на изучение виртуальной экскурсии как успешной и инновационной технологии, а также эффективного учебного инструмента, который способен мотивировать студентов, улучшать понимание и способствовать более глубокому восприятию учебного материала.
Следует сказать о том, что идея моделирования виртуальной реальности в образовании существует с конца 1980-х годов. Однако в настоящее время недостаточно фундаментальных исследований, посвященных использованию виртуальных экскурсий при обучении различным дисциплинам. По словам Спайсера, педагоги не спешили использовать виртуальные экскурсии на занятиях по многим причинам, а именно: предполагаемые затраты, время на реализацию новой стратегии и практически полное отсутствие исследований, посвященных эффективности виртуальных экскурсий в образовании [28].
Анализ научных изысканий как в отечественном, так и в зарубежном образовании позволяет говорить о потенциале виртуальных экскурсий, способности мотивировать обучающихся и вовлекать их в изучение конкретной области знаний [18, 20, 22, 29, 30]. Современные зарубежные исследования свидетельствуют о том, что виртуальные экскурсии могут быть эффективным обучающим инструментом [23, 31]. Как считают западные исследователи Шафер и Резник, студенты должны чувствовать повышенный интерес к рассматриваемой теме при погружении в среду наряду с заданиями, которые обеспечивают подлинное взаимодействие и обратную связь. В своей работе, посвященной «плотной аутентичности», авторы подчеркивают, что новые виды медиа (в них включены и виртуальные экскурсии) имеют возможность трансформировать классную комнату, но только если они созданы по-настоящему аутентичным образом [26].
Действительно, виртуальные экскурсии обеспечивают ситуативное или аутентичное обучение, а также связь с реальной жизнью обучающихся. Их возможно проводить и за пределами аудитории. Благодаря почти повсеместному распространению Интернета студенты могут смотреть виртуальные экскурсии у себя дома или даже в общественном транспорте. В то же самое время, данная форма дистанционного/онлайн обучения напрямую связана с учебной программой, с конкретной темой и грамматическим материалом. Студенты больше заинтересованы в практическом подходе к обучению, когда они могут видеть реально существующие объекты и взаимодействовать с представленным материалом. Брансфорд и его коллеги считают: «В самом общем смысле современный взгляд на обучение состоит в том, что люди конструируют новые знания и понимание, основываясь на том, что они уже знают и во что верят» [17, с. 10].
Важным видится и то, что виртуальные экскурсии создают иммерсионную образовательную среду, способствующую обучению через личный опыт и формированию нового образа мышления. Здесь мы говорим о конструктивистской модели обучения, которая фокусируется на ученике как на создателе смысла, как на ключе к получению и сохранению информации. Именно это ориентированное на студентов обучение позволяет рассматривать виртуальные экскурсии как инновационную технологию преподавания в аудитории и за ее пределами.
Обучающиеся приходят на занятие со своими мыслями, чувствами, идеями и заинтересованностью разного уровня. Взаимосвязь между обучением и интересом сложна и может существенно влиять на качество преподавания. Действительно, интерес является ключевым фактором в повышении качества обучения и понимания. Если педагог может повысить уровень интереса обучающегося, тогда можно повысить и уровень его мотивации, а следовательно, и академическую успеваемость [19]. По мнению Бергин, современные теории мотивации эффективны для демонстрации того, как создать атмосферу обучения, задавая вопросы и ставя цели, но мало что было сделано, чтобы помочь учителям разрабатывать интересные задания для использования в классе [16].
Описывая роль, которую виртуальная реальность может сыграть как новая возможность в образовании, Брикен говорит: «Среда обучения виртуальной реальности экспериментальна и интуитивно понятна; это общий информационный контекст, который предлагает уникальную интерактивность и может быть настроен для индивидуальных стилей обучения и выполнения». [21, с.41).
По мнению ряда исследователей, на протяжении веков преподаватели искали способы мотивировать и повышать успеваемость обучающихся [27]. Интеграция технологий может быть тем, что ищут учителя для повышения мотивации обучающихся. Именно технология как элемент конструктивистского класса может позволить преподавателям лучше мотивировать своих подопечных [25]. Однако, на протяжении многих лет было немало технологий, которые обещали быть весьма эффективными: радио, телевидение, компьютерные лаборатории, лазерные диски и фильмы, но они не принесли обещанного результата. Единственным исключением из этого правила является Интернет как инструмент исследования. Преподаватели и студенты интегрировали использование Интернета почти во все учебные программы [23, 26].
Как считают ученые Райс и Вильсон, существует множество видов деятельности и технологических инструментов, которые могут быть задействованы для содействия конструктивистскому обучению. В рамках конструктивисткой парадигмы могут быть использованы следующие технологические инструменты: игры, симуляции, Интернет-ресурсы, видео, мультимедиа/гипермедиа и телекоммуникации. Использование этих инструментов помогает педагогу погрузить обучающихся в среду, в которой они могут свободно устанавливать связи со своими предыдущими знаниями и развивать личное понимание учебной программы, тем самым повышая уровень их интереса к обсуждаемой теме [24].
Итак, согласно вышесказанному, виртуальные экскурсии по праву считаются новым направлением в современном образовании. Школы и университеты все чаще используют эту технологию для своих веб-сайтов и школьных курсов. Подобные экскурсии создают среду, в которой обучающиеся могут получать новую информацию о конкретном предмете, который они изучают. Подобная образовательная технология также является оптимальным способом избежать финансовых затрат, неизбежных при организации реальной экскурсии.
Опишем некоторые сопутствующие преимущества использования технологии виртуальной учебной экскурсии:
1. Образовательный процесс из первых рук - обучающимся больше не нужно использовать учебные пособия, чтобы визуализировать конкретное место и изучить его. Им на помощь приходит виртуальная система, которая способна передать те знания, которые они не могли постичь простым чтением.
2. Снижение затрат и расходов – если обучение является основной целью использования виртуальной экскурсии, то это эффективный способ сэкономить на дополнительных расходах. Кроме того, посредством виртуальной образовательной экскурсии возможно получить такое же эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, как от фактической поездки.
3. Безопасность - некоторые образовательные поездки могут быть связаны с определённым риском. Виртуальная экскурсия избавляет от необходимости предпринимать меры для обеспечения безопасности обучающихся.
4. Экономия по времени - виртуальные экскурсии считаются отличным способом избежать утомительного путешествия с затратой нескольких часов на дорогу. Иногда по прибытии на место реальной экскурсии обучающиеся уже слишком устали, чтобы учиться, а виртуальное пространство поездки сокращает время в пути до нескольких минут.
Как было сказано выше, идея использования виртуальных экскурсий не нова. Методика преподавания РКИ располагает неким опытом. Так, хорошо известны фотопутешествия, мультимедийные экскурсии (оформляются в виде электронных презентаций, разрабатываются самим педагогом); видео экскурсии (видеозаписи, интерактивные виртуальные экскурсии, в том числе размещенные на сайтах музеев).
Виртуальная экскурсия может быть: тематической (посвящена раскрытию одной темы и связана с биографией писателя или поэта, с раскрытием его литературно-просветительской деятельности); обзорной (многотемная, многоплановая, используется исторический и современный материал (памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменитых событий и т. д.).
Различны экскурсии и по форме проведения: экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); экскурсия-концерт (посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений); экскурсия-спектакль (форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы) и др.
Теперь следует остановиться на достоинствах технологии виртуальной учебной экскурсии, которые отмечают современные исследователи:
-наполнение образовательно-воспитательного процесса культурологической информацией;
- доступность большинства объектов для наблюдения;
- подключение различных механизмов восприятия информации;
- активное использование принципа наглядности;
- обращение к эмотивной сфере обучающихся;
- возможность гармоничного распределения учебного времени;
- широкий спектр методического моделирования (в зависимости от возраста обучающихся и поставленной цели);
- выбор темпа, соответствующего уровню владения русским языком обучающимися;
- организация внеурочной деятельности;
- формирование метапредметных умений;
- создание условий для наблюдения, сравнения, анализа, творческого развития обучающихся;
- возможность многократного использования, тиражирования опыта.
Таким образом, виртуальные учебные экскурсии - эффективный способ обучения, это технология, которая дает обучающимся и преподавателям возможность совершенствоваться профессионально и получать хорошее образование. Конечно, ничто не заменит удовольствие от физического пребывания в конкретном месте, однако подобные экскурсии служат альтернативой и эффективным образовательным инструментом.
Данный исследование посвящено изучению потенциала виртуальных учебных экскурсий на занятиях по РКИ. Он был реализован на основе результатов онлайн анкетирования, проведенного в 2021 году среди португальских студентов РКИ Высшего института экономики и управления Лиссабонского университета и иностранных студентов РКИ Подготовительного факультета Московского педагогического государственного университета.
Актуальность: использование виртуальной экскурсии как формы дистанционного обучения на занятиях РКИ способствует созданию естественной социокультурной среды как нового формата презентации культурологической информации, а также формированию языковой эмоциональной картины мира посредством данной среды.
Цель: создание образовательного и развивающего контента на базе тематической виртуальной экскурсии, укрепление положительной мотивации к изучению русского языка и русской культуры на примере истории города Москвы, формирование основы для диалога культур и межкультурной коммуникации, а также реализация интегративного подхода в обучении в обзорной виртуальной экскурсии.
Долгосрочная цель видится в создании корпуса виртуальных образовательных экскурсий, активное внедрение технологии виртуальной экскурсии в образовательное пространство РКИ и тиражирование опыта.
Обучающие задачи: отбор интересного и методически целесообразного материала для создания презентации, развитие навыков владения языковыми единицами в коммуникативных целях.
Развивающие задачи: совершенствование коммуникативной компетенции в процессе работы с текстом (аналитическое и поисковое чтение), развитие монологической и диалогической речи, умения поддержать дискуссию.
Воспитательные задачи: расширение знаний о стране, ее истории и культуре, формирование мировоззрения обучающихся путём знакомства с историей России на примере города Москвы, создание положительной мотивации к изучению русского языка и русской культуры.
Достоинством виртуальной экскурсии является возможность ознакомления с исторической эпохой и географией России. Сочетание тем русской истории и культуры в виртуальной экскурсии свидетельствует о мета предметности данной формы обучения.
Потенциал виртуальной экскурсии заключается в возможности работы над всеми видами речевой деятельности. При обучении РКИ возможно широкое моделирование образовательного процесса, которое позволяет выйти в лингвокультурологию, как область лингвистических познаний. Еще одним свидетельством потенциала данной виртуальной формы организации учебного процесса является возможность расширения географии и исторических рамок виртуальных экскурсий, а также создания корпуса разноплановых виртуальных экскурсий, посвященных России.
Основное содержание проекта и этапы реализации виртуальной экскурсии.
В ходе онлайн анкетирования студенты, изучающие РКИ, отвечали на 21 вопрос анкеты, посвященной достопримечательностям Москвы, которые они хотели бы посетить во время поездки в Россию. В разделённой на несколько частей анкете предлагалось сделать выбор между реальной и виртуальной экскурсиями либо выбрать оба эти вида. В анкетировании приняли участие 27 иностранных студентов Московского педагогического государственного университета и Лиссабонского университета. По его результатам студенты обоих вузов выразили одинаковую заинтересованность в посещении достопримечательностей Москвы как в ходе реальной, так и виртуальной экскурсий.
В ответ на проявленную заинтересованность студентов в качестве методического продукта была разработана виртуальная «Экскурсия по Москве», в основу которой легли интересные и познавательные исторические факты о главных достопримечательностях столицы России, представленные в тематической последовательности. Оборудование: ноутбук с колонками, виртуальная презентация.
Подготовительный этап экскурсии: для мобилизации внимания студентов и создания мотивации к изучению нового материала на вводном этапе занятия им была предложена анкета с вопросами о России и о Москве. Приведем в пример некоторые из них:
Что вы знаете о Москве? Что вам рассказывали друзья, которые были в Москве? Что вы хотите знать о русской истории и культуре?
Реализация экскурсии: Короткое вступительное слово преподавателя, далее начинается демонстрация слайдов виртуальной экскурсии. Снятие лексико-грамматических трудностей осуществляется посредством аудиовизуальной работы с незнакомой лексикой.
На завершающем этапе виртуальной экскурсии проводится первичная проверка понимания, выявление пробелов и неверных представлений. Студенты отвечают на вопросы мини-теста по содержанию презентации.
Дальнейшая актуализация новых знаний проводится на текстовой основе с соответствующим методическим обрамлением.
Завершение занятия-виртуальной экскурсии: Подведение итогов занятия. Рефлексия. Преподаватель проводит контроль усвоения основного материала во фронтальной беседе. Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя: что на уроке было главным? что на уроке было интересным? что нового вы сегодня узнали? чему вы научились?
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Краткосрочные результаты – достижение поставленных целей, апробация виртуальной экскурсии как современной образовательной технологии.
Долгосрочные результаты – активное внедрение технологии виртуальной экскурсии в образовательное пространство и тиражирование опыта.
Оценки эффективности проекта: безусловная высокая эффективность виртуальной экскурсии была проиллюстрирована положительной реакцией и высказываниями обучающихся. Например, на вопрос о том, понравилась ли им достопримечательности Москвы и хотели бы они посетить их во время пребывания в России, студенты давали только положительные ответы. В течение занятия была очевидна положительная мотивационная составляющая, выраженная в вовлеченности обучающихся в процесс виртуальной экскурсии. Несомненно, данная виртуальная экскурсия способствовала росту интереса к стране изучаемого языка, русской истории и культуре.
Заключение.
Подводя итог нашему проекту, отметим, что виртуальная экскурсия как форма презентации учебного материала на занятиях по РКИ является эффективной образовательной технологией для создания позитивной мотивации, а также культурной и социальной интеграции студентов. Подобная форма подачи нового материала способствует созданию эмоционально комфортной образовательно-развивающей среды, а также погружению в новую для обучающихся социокультурную действительность. Она помогает глубже осознать культурное многообразие мира и повышает интерес к изучению русского языка и русской культуры.
Использование виртуальных экскурсий в образовании является перспективным направлением, прежде всего в связи с возможностями цифровых технологий, используемых в академической среде. Обучающиеся считают цифровые технологии неотъемлемой частью образовательного процесса. В связи с этим необходимо искать возможности для создания естественной виртуальной среды обучения. Хотя виртуальная экскурсия не может полностью заменить реальную, но она способна повысить качество учебного процесса, особенно когда существуют объективные ограничения для организации реального визита в естественной среде. Следовательно, уместно создавать и использовать данную виртуальную форму образовательного процесса.
Литература
1. Бабаева, В.Г. Обучение учащихся старших классов гимназий с гуманитарным профилем культуроведческому дискурсу на основе медиа ресурсов. Магистерская диссертация. –СПбГУ, 2016.
2. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура. [Текст] – М.: Индрик, 2005. – 1040 с.
3. Вятютнев, М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). [Текст] – М.: Русский язык, 1984. – 143с.
4. Золотых, Л.Г., Лаптева, М.Л, Кунусова, М.С., Бардина, Т.К. Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории. Учебное пособие. Под общ. ред. М.Л. Лаптевой. – Астрахань: Астраханский университет, 2012. – 91 с.
5. Кувшинов, В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 1995. – № 5. – С. 20–24.
6. Кузнецова, Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой) // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 5. – С.88–94.
7. Лебединский, С.И., Гербик, Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. – Мн., 2011. – 309 с.
8. Лысакова, И.П. (ред.). Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку. как иностранному // Учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2004. – 270 с.
9. Расолько, Е.А. Виртуальная экскурсия по музеям мира в преподавании русского языка как иностранного. – Код доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/165029 / (дата обращения 20.01.2020).
10. Ростовцева, В.М. Использование ситуаций при презентации лексики // Иностранные языки в школе. – 1990. –№ 4.– С. 35–39.
11. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур: 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 172 с.
12. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. – М.: Высшая школа, Амскорт интернэшнл, 1991. – 311 с.
13. Стрелкова, О.А., Ряузова, О.Ю. Виртуальная экскурсия по русской культуре с иностранными студентами начального уровня владения русским языком как иностранным// Русистика без границ. – 2020. – № 2. – С. 70–79.
14. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. – 2008. – № 2. – С. 100–111.
15. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2000. – 624 с.
16. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М. : Высшая школа, 2003. – 334 с.
17. Bergin, D. A., (1999) Influences on Classroom Interest, Educational Psychologist 34(2) 87-98.
18. Bransford, J. D., Brown, A. L. & Cocking, R. R. (Eds.). (2003). How People Learn: brain, Mind, Experience, and School. Washington, D.C.: National Academy Press.
19. Caliskan, Onus, (2011) Virtual field trips in education of earth and environmental science. Procedia Social and Behavioral Sciences 15, 3239-3243.
20. Dembo, M. H., & Eaton, M. J. (1997) School Learning and Motivation. G. Phye (Ed.) Handbook of Academic Learning (pp. 69-125). Elsevier Science: San Diego.
21. Johnson, A., Roussos, M., Leigh, J., Vasilakis, C., Barnes, C. & Moher, T. (1998) The NICE Project: Learning Together in a Virtual World. Available at http://www.evl.uic.edu/aej/vrais98/vrais98.2.html. May 5, 2003.
22. McLellan, H. (1994) Virtual Reality and Multiple Intelligences: Potentials for Higher Education, Journal of Computing in Higher Education, 5(2), 33-66
23. Mikropoulos, T. A., Chalkidis, A., Katsikis, A., & Photini, K., (1997). Virtual realities in environmental education: the project LAKE. Education and Information Technologies,2, 131-142.
24. Pantelidis, V.S. (1993) Virtual reality in the classroom. Educational Technology 23, 23-7.
25. Rice, W. L., and Wilson, E. K. (1999) How Technology Aids Constructivism in the Social Studies Classroom. The Social Studies, 28-33.
26. Scheurman, Geoffrey. (1998) From behaviorist to Constructivist Teaching. Social Education 62(1) 6-9.
27. Shaffer, D. W. and Resnick, M. (1999) “Thick” Authenticity: New Media and Authentic Learning. Journal of Interactive Learning Research, 10(2), 195-215.
28. Shayghnessy, J. M., and Haladyna, T. M., (1985) Research on Student Attitudes Toward Social Studies. Social Education, (49), 692-695.
29. Spicer, J.I., & Stratford, J. (2001). Student perceptions of a virtual field trip to replace a real field trip. Journal of Computer Assisted Learning, 17, 345-354.
30. Stoddard, J. (2009). Toward a virtual field trip model for the social studies. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education, 9(4), 412-438.
31. Tuthill, Gail & Klemm, E. Barbara, (2002). Virtual Fieldd Trips: Alternative to Actual Field Trips. International Journal of Instructional Media 29(4). 453-468.
32. Winn, W. (1993) A conceptual basis for educational applications of virtual reality. Available at http://www.hitl.washington.edu/projects/education/winn/winn-R-93- 9.txt, May 5, 2003.