Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00008-21-01
В общественных и научных дискуссиях последних лет все чаще обсуждается вопрос о культуросообразных целях и задачах воспитания подрастающего поколения [2; 6; 8; 9; 10; 17].
1 сентября 2020 года вступил в силу Закон, предложенный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, дополняющий действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации» задачами воспитания обучающихся. Термин «воспитание» рассматривается в Законе с точки зрения деятельностного подхода. Воспитание — это деятельность, которая направлена на развитие личности, а также создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. Такая деятельность основана базисных ценностях (социокультурных и духовно-нравственных), а также нормах и правилах поведения, принятых в российском обществе. Акцентируется внимание на том, что воспитание осуществляется в интересах самого человека, его семьи, общества и в целом государства. В историко-культурном плане важно сформировать у обучающихся патриотизм, чувство гражданственности, а также уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его Героев. Еще одной задачей является воспитание уважения к Закону и Правопорядку и почитание людей труда и старшего поколения. Все это формирует бережное отношения к культурному наследию, а также традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [15]. Согласно срокам, установленным Законом, воспитательный компонент должен быть включен в образовательные программы всех образовательных организаций до 1 сентября 2021 года. Дополнительное время дается для внесения изменений и дополнений в образовательные программы всех уровней. От образовательных организаций государство и общество ждут существенного прогресса в деле обеспечения процесса воспитания детей на всех уровнях образования.
Следует уточнить, что реализация данной задачи возможна только при условии создания воспитательной системы на следующих уровнях: общегосударственном, региональном, муниципальном, локальном (на уровне конкретной образовательной организации).
Учитывая вышесказанное, рассмотрим само понятие «воспитательная система», выявим условия ее формирования, установим взаимосвязь с понятием культурно-образовательная среда, а также с таким фактором как «позитивные межличностные отношения» между участниками образовательных отношений.
Традиционный взгляд на теорию функционирования воспитательных систем представлено в трудах Л.И. Новиковой, А.Т. Куракина, Н.Л. Селивановой и др. Ключевым понятием в которых является «воспитательная система». Л.И. Новикова следующим образом дает определение понятию воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания. К таким компонентам относят: субъекты, цели, содержание и способы деятельности и отношения. Вышеназванный социальный организм обладает такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [3, с.20].
Исследователи О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов и др. выделяют следующие качества воспитательной системы как социально-педагогического явления: во-первых, по своей направленности воспитательная система социальна; во-вторых, она является ценностно-ориентированной; в-третьих, по своему характеру она является целенаправленной и целостной; в четверых, по своей структуре она является иерархической, а также динамической, сложной и вероятностной. Воспитательная система взаимодействует с внешней средой, а также системами более низкого и более высокого порядка.
Воспитательная система образовательной организации включает следующие компоненты [13, с. 214]:
- комплекс воспитательных целей, увязанных с базовой педагогической концепцией (синтез педагогических идей, для реализации которых была создана воспитательная система).
- целенаправленная деятельность, направленная на реализацию ключевых идей, заложенных в педагогической концепции;
- субъекты воспитательной деятельности, которые являются ее участниками;
- объединяющие субъектов отношения, которые формируются в процессе воспитательной деятельности и общении между ее участниками;
- воспитывающая культурная среда, которая осваивается субъектом в процессе взаимодействия с ней;
- комплекс мероприятий, конгруэнтный поставленной воспитательной цели;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему;
- развитие воспитательной системы.
Отметим, что в научной сфере принято разделять термины «воспитательная система», «система воспитательной работы», «педагогическая система», при условии их семантической схожести. Сравнительный анализ этих понятий и дифференциальные отличия представлены в трудах Ю.К. Бабанского, Л.А. Беляевой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Л.Г. Чумак и др.
Под системой воспитательной работы, в рассматриваемых публикациях, понимается система взаимосвязанных воспитательных мероприятий (занятий, совместных дел, акций и пр.), направленных на достижение поставленной цели воспитания [7].
Педагогическая система образовательной организации — это система методов, приемов обучения и воспитания, где основной целью выступает включение подрастающего поколения в жизнь общества, в процессе которого происходит развитие детей как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Такая система является самоорганизующейся [14].
Понятие «воспитательная система» трактуется как целостная упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать воспитанию и развитию личности учащихся [5].
Более глубоко и конкретно рассмотрим такой компонент воспитательной системы как воспитательная среда, и обратимся к такому ее аспекту как влияние воспитательной культурной среды на эффективность воспитательного воздействия.
При этом воспитательная среда рассматривается как часть образовательной среды образовательной организации [11]. По мысли Л.С. Выготского, среда – «главный рычаг воспитательного процесса». При этом воспитание, в самом широком смысле этого слова, выступает в качестве основного стержня, вокруг которого строится все развитие личности ребенка [4, с.77].
В современных педагогических исследованиях термин «культурно-образовательная среда» используется для репрезентации совокупности различных условий, влияющих на эффективность образовательного процесса. В частности, Е.П. Белозерцев использует данный термин для описания совокупности ряда критериев, которые оказывают влияние на то, как люди развиваются, обучаются, работают и живут. Он пишет, что «среда – это воздух, в котором дышит, живет и развивается человек». В соответствии с таким представлением, культурно-образовательная среда – это единство «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, общественных критериев, в которых проходит жизнь и работа сельского и городского населения».
В исследованиях Д.А. Пряхина культурно-образовательная cреда – это исторически cформировавшиеся, функционирующие в диалектичеcком единстве образовательно-обучающая (в нее входят такие микрофакторы социализации как семья, референтные лица, образовательные организации, педагоги и пр.) и культурно-воспитывающая (это учреждения культуры, городская среда, мировоззренческие установки) сферы жизни.
Таким образом, развитие современных образовательных и воспитательных систем может рассматриваться как процесс, обусловленный особой культурно-образовательной средой. Это доказывают и современные теоретические и практико-ориентированные исследования [12].
С августа 2020 года на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (далее - ФГБНУ «ИХОиК РАО») функционирует сетевая инновационная площадка «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста», руководителями которой являются доктор педагогических наук И.А. Лыкова и кандидат педагогических наук В.В. Кожевникова. Объектом инновационной деятельности является создание вариативной модели социокультурной образовательной среды для качественного образования детей младенческого и раннего возраста в дошкольной образовательной организации с учетом региональных особенностей.
В рамках деятельности площадки, в состав которой включены 490 образовательных организаций из 35 регионов Российской Федерации, проводится исследование инновационного потенциала воспитывающей культурной среды. В этой связи особое значение придается обоснованию профессиограммы и требований к компетенциям специалиста для работы с детьми различных возрастов в условиях вариативного образования.
Одной из важнейших профессиональных компетенций современного педагога являются развитые коммуникативные умения и навыки. Такие навыки включают в себя ряд аспектов, среди которых важнейшее значение имеет умение формировать позитивные отношения с воспитанниками и обучающимся на различных этапах взаимодействия. Что по мнению И.А. Лыковой напрямую связано с общей эффективностью воспитательного процесса и является важнейшим показателем педагогической и общей культуры специалиста [8].
Развитая культура взаимоотношений создает более позитивный фон межличностной коммуникации между учениками (воспитанниками), учителями и родителями, а также способствует формированию культурно-образовательной среды.
Термин «культурно-образовательная среда» является совокупностью сложных междисциплинарные понятий - культура и образование. Такая среда выполняет три важнейшие функции: воспитательную, образовательную и развивающую. В целом это комплексная система условий, где различные элементы используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманитарных норм и ценностей.
Разработанная в рамках деятельности инновационной площадки модель воспитательной культурной среды включает следующие компоненты:
- Пространственно-архитектурный (предметно-развивающая среда, окружающая учителя и ученика, архитектура школьных строений, дизайн помещений, пространственные решения и т.д.).
- Знаково-символический (семантика символов знаков, образов, настенная информация, образцы материальной и нематериальной (духовной) культуры).
- Социокультурный (взаимопроникновение среды учреждений культуры, соседних образовательных организаций, которые находятся в одном муниципалитете или регионе).
- Коммуникационно-организационный (личностные особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная среда, корпоративная культура педагогического коллектива, культура ученического коллектива, культура взаимодействия между участниками образовательных отношений).
- Содержательно-методический (используемые концепции обучения и воспитания, содержание образовательных программ, осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения, учебные планы, учебники и т.д.).
Каждый из названных компонентов определяет содержание и специфику воспитательного воздействия на обучающихся в конкретной образовательной организации.
Следует учесть, что одним из определяющих факторов, влияющих на эффективность воспитательного воздействия, являются взаимоотношения между субъектами (И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова [8; 10; 16]). В своих исследованиях И.А. Лыкова отмечает, что в образовательной среде складывается множество различных типов взаимоотношений, аdторами которых являются сами участники образовательных отношений [10]. По ее мнению, содержанием взаимоотношений являются субъективно переживаемые связи, чувства и эмоции, возникающие между людьми в социальных группах. В таком понимании взаимоотношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения [8]. Такие взаимоотношения, проходящие в позитивном ключе, определяют фон, на котором происходит взаимодействие учителя и ученика.
Воспитательная культурная среда образовательной организации обладает широкими возможностями для формирования у педагогов позитивного отношения к обучающимся. В представленной выше модели одним из компонентов такой среды является коммуникационно-организационный. Чаще всего исследователи (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин) указывают следующие его составные части: во-первых, организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.); во-вторых, личностные особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.); в третьих, коммуникативные навыки (cтиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность между cубъектами образования, степень скученности и пр.).
В качестве инструмента, который позволяет формировать внутреннюю среду образовательной организации, используется корпоративный кодекс, который выступает в качестве отражения корпоративной культуры. В практике управленческой деятельности корпоративный кодекс объединяет в себе «писанные» и «неписанные правила», которые приняты в данном педагогическом коллективе [17].
Корпоративный кодекс образовательной организации – это документ, разработанный самими сотрудниками на основе консенсусного подхода с целью фиксации принципов и правил корпоративной культуры. Выбранные правила должны способствовать улучшению имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней и внутренней средой, совершенствованию системы управления организацией.
Кодекс по своему определению является сводом основных норм и правил поведения, следуя которым педагоги и другие работники образовательной организации сохраняют и поддерживают традиции, которые были заложены предыдущими поколениями учителей и учеников, способствуют укреплению репутации организации, поддерживают его авторитет у родителей и коллег.
Кодекс в своем тексте закрепляет основные принципы, а также нормы школьной жизни учеников, их учителей и других сотрудников школы, которые основаны на уважительном, вежливом и заботливом отношении друг к другу, стремлении к сотрудничеству, разделение ответственности за эффективное функционирование образовательной организации.
Одним из важнейших разделов корпоративного кодекса образовательной организации является часть, посвященная взаимодействию между участниками образовательных отношений. И в частности, определяются особенности взаимоотношения педагога с учениками. Чаще всего подчеркивается, что они носят позитивный характер.
Однако пути достижения такого характера взаимоотношений не всегда легко достижимы. Поэтому ряд образовательных организаций уделяют этому вопросу особое внимание.
Развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения должно осуществляться не столько через непосредственное обучение методам и формам работы с детьми, сколько посредством применения социально-психологических технологий, направленных на формирование иерархии ценностей, этических представлений, норм и правил поведения и пр.
В системе подготовки педагогов практикуется несколько традиционных форм организации занятий [1]:
- пассивные формы: вебинар, викторина, методическая неделя (месячник), методическая оперативка, методический день, методический практикум, методический фестиваль, научно-практическая конференция, открытый микрофон, педагогические чтения, семинар-практикум, творческий отчет, теоретический семинар, устный журнал;
- активные формы: деловая игра, мастер–класс, «методический мост», методический фестиваль, мозговой штурм, педагогический КВН, проблемный семинар, решение педагогических задач, создание методического портфеля, творческая лаборатория, тренинг, ярмарка педагогических идей;
- интерактивные формы: аквариум, большой круг, вечера вопросов и ответов, интерактивный вебинар, методический брейн-ринг, методический диалог, пролонгированная конференция, решение педагогических задач («анализ кейсов»), фокус-группа.
Несмотря на разнообразие методов подготовки и совершенствования мастерства педагогических кадров, среди них особое место призваны занимать методы, основанные на воздействии средствами искусства, как наиболее эффективные и личностно ориентированные.
К таким методам можно отнести следующие:
- Анализ художественных и анимационных фильмов. Фильмы – это пример интеграции искусства и развлечения, пристальное изучение которого позволяет глубже понять замысел автора. Психологический анализ фильма строится по традиционной схеме анализа художественного произведения (последовательное рассмотрение сюжета, ключевой идеи, особенностей композиции, использования выразительных средств искусства, истории создания произведения, авторской позиции). Акцент делается на воплощении каждой составляющей произведения: сценария, режиссуры, актерской игры, музыки, костюмов, декораций, монтажа, спецэффектов и т.д. Отдельное внимание уделяется психологическому анализу: составление личностного портрета и оценка поведения персонажей, их описание возникающих между ними отношений, причин и следствий их поступков, а также установления ассоциативных связей со своим личным опытом.
- Анализ произведений живописи из различных эпох и народов в их культурно-историческом аспекте (ретроспективный анализ изменения отношения к людям с ОВЗ). Положение о том, что произведения искусства обладают силой воздействия на личностно- смысловую сферу, представлено в трудах Д.А. Леонтьева по психологии смысла. Анализ произведений искусства позволяет увидеть глазами художника ту эпоху, в которой он жил, нравы и обычаи, которые превалировали в это время.
- Интеллект-карты – это способ работы с любой информацией (ее обобщение, дифференциация, трансформация, символизация), который позволяет ее структурировать и обрабатывать. Наиболее часто этот способ используют при составлении конспектов, рефератов, заметок. Для этого на пространстве листа выделяются основные компоненты информации, графически простраивают связи между ними. Этот метод позволяет мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты являются арт-приемом, основанным на методе визуализации информации.
- Создание коллажа «Портрет внутреннего мира ребенка». Коллаж — это по своей сути проективная методика. Педагоги, используя изображения из журналов, отображают собственное видение внутреннего мира ребенка. Если научиться понимать язык коллажа (понять, как интерпретировать изображения) — то можно получить хороший инструмент самопознания.
Исследование потенциала воспитательной культурной среды для формирования у педагогов позитивного отношения к обучающимся является важной научно-педагогической проблемой. Именно в совместной деятельности всех участников образовательных отношений с применением средств искусства педагоги приходят к общим представлениям о стратегических целях и направлениях работы в области корпоративной культуры, этических нормах, способах взаимодействия и коммуникации друг с другом, формируется единство педагогической команды. В результате у педагогов складываются предпосылки к формированию потребности в освоении новых методов взаимодействия с обучающимися, исходя из позитивного эмоционально-ценностного отношения к ним.
ЛИТЕРАТУРА
- Айтбаева, А.Б., Қасен, Г.А. Арт-методы в образовании / А.Б. Айтбаева, Г.А. Касен - Алматы: Қазақ университеті, 2016.
- Булкин, А.П. Культуросообразность. в России / А.П. Булкин // Проблемы современного образования. - 2016. - № 3. - С. 82–91.
- Воспитательная система школы: Сб. ст. / Отв.ред. Л.И. Новикова. - М.: Пед. общество РСФСР, 1991.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // Психология и педагогика среды: конспект работ / под ред. Ю.С. Мануйлова. – Костанай: ГорУО, 1997.
- Головлева, С.М. Развитие представлений о педагогических системах / С.М. Головлева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66), С. 62–77.
- Иванова, Г.П., Логвинова, О.К. Культуросообразное воспитание в современном ВУЗе: к постановке проблемы / Г.П. Иванова, О.К. Логвинова // АКМЕОЛОГИЯ. - 2017. - № 4 - С. 72-75
- Корыпалов, Д.В. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития / Д.В. Корыпалов // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011. - №6 - С. 43-44
- Лыкова, И.А., Кожевникова, В.В. Социокультурная образовательная среда: от анализа ключевых понятий к вариативной модели / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова // Детский сад: теория и практика. - 2017. - №9. С. 6-24.
- Лыкова, И.А. Потенциал арт-методик для становления образа тела как «знака» человека [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова, Е.В. Ковалев // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2021. – № 1. – С. 23-32. // URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/lykova_kozhevnikova_kovalev_23-32.pdf (дата обращения 10.07.2021) DOI: 10.34897/IAECS.2021.28.98.003
- Лыкова, И.А., Кожевникова, В.В. Моделирование поликультурной образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова // Художественное образование в поликультурном пространстве. Монография / Е.М. Акишина и др.; науч. ред.-сост. Л.Г. Савенкова; под общ. ред. Е.В. Бояковой. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. – С. 194–225.
- Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / под ред. Ю.С. Мануйлов // Педагогика. - 2000. - №7. - С.36–41.
- Модели создания культурно-образовательной среды современного ВУЗа // Вестник МГУКИ. - 2015. - №3 (65). - С. 217-221.
- Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. – М., 2009.
- Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». - 2013.
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 15.07.2021).
- Юсовские чтения. Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве. Сборник научных статей по материалам XXI Международной научно-практической конференции «Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве. Юсовские чтения» (19 ноября 2020 г.) / Науч. ред. Е.П. Олесина; ред.-сост. О.И. Радомская; под общ. ред. Л.Г. Савенковой. — М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. — C. 175-186.
- Ясвин, В.А. Принципы и методы эколого-психологического проектирования образовательных сред / В.А. Ясвин // Экопсихологические исследования – 5: сборник научных статей. / Редакторы-составители: С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. – Пермь: ОТ и ДО. - 2018. - С. 275-281.