ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ)

Альбов Алексей Павлович (1), Береговая Елена Борисовна (2)

(1) доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, советник директора, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(2) кандидат педагогических наук, директор Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, Москва

Аннотация: 
Актуальность исследования определяется социальной значимостью подготовки будущих педагогов к активной деятельности, призванных решать сложные задачи развития культуры личности, гражданского воспитания детей и молодежи. В статье раскрываются основные направления стратегии подготовки студентов в условиях взаимодействия некоммерческих общественных организаций и педагогических вузов. Представлены структура и содержание обучающего курса «Социально-культурная деятельность современного педагога». Описана диагностика профессионального развития студентов в этой области педагогической работы. Рассмотрены условия эффективной апробации курса и направления оценки его влияния на уровень готовности студентов к активной социально-культурной деятельности, подлинному сотворчеству с обучающимися. Статья написана при поддержке Фонда президентских грантов (заявка № 18-1-017694).

Обоснование актуальности проблемы. Актуальность подготовки будущих педагогов к активной социально-культурной деятельности обусловлена рядом факторов: социальной значимостью гражданского воспитания с учетом требования общественного развития, необходимостью профилактики рисков детства и подросткового возраста, важностью раскрытия потенциала социально-культурной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей [7]. Выдающаяся роль социально-культурной деятельности в решении проблем адаптации и социализации растущего человека несомненна. Погружение обучающихся в культуру, активизация их творческих способностей взаимосвязаны с развитием гуманистического мировоззрения, социальной ответственности, а также формированием таких качеств личности, как культуротворчество, ценностные ориентации, эстетическое отношение к окружающему миру [6].

Как показывает практика, большим потенциалом в этой сфере обладает взаимодействие педагогических вузов и некоммерческих общественных организаций. Так, в частности, Благотворительный Фонд «Образ жизни» с 2013 года организует Школу волонтеров-педагогов в рамках проекта «Школа позитивных привычек». Обучающиеся в этой школе студенты (например, студенты Института детства Московского педагогического государственного университета) проводят классные часы, квесты и др., посвященные вовлечению младших школьников, подростков в различные формы добровольчества, просвещению детей по вопросам благотворительности, развитию качеств милосердия, эмпатии, стремления к взаимопомощи. Проект получил высокую оценку общественности и поддержку Фонда президентских грантов. В настоящее время он проходит апробацию в различных регионах страны.

Степень разработанности проблемы. Среди трудов, содержащих идеи и теоретические положения, значимые для данного исследования, прежде всего, назовем работы российских ученых: В.Н. Гурова [3], Н. Ю. Клименко [4] и др. В зарубежной психолого-педагогической науке вопросам подготовки педагогов к социально-культурной работе посвящены исследования P.G. Schervish [10], M. Gazman, A. Walton [8], A. A. Musick, J. Wilson [9] и др.

Обобщенно теоретические положения ученых в рассматриваемой области высшего образования можно представить такими формулировками:

– эффективность процесса подготовки педагогов к социально-культурной работе обеспечивается опорой на принцип целостности, т.е. обеспечением единства профессионального и личностного становления студентов;

– ядром подготовки студентов к активной социально-культурной работе является создание условий, поддерживающих освоение сущности профессиональной миссии педагога.

Это положение напрямую взаимосвязано с вопросами профилактики эмоционального выгорания («burnout») педагогов, их профессиональной деформации, а также развитие качеств профессиональной устойчивости [10]. Указанные профессиональные синдромы, в результате, приводят к ощущению исчерпанности эмоциональных ресурсов, обезличенности межличностной коммуникации, а также редуцируют оценку собственных педагогических достижений. Качество социально-культурной работы, которая требует самоотдачи, постоянного профессионального роста, того самого «горения души», о котором писали многие выдающиеся педагоги прошлого, значительно снижается. Ведь молодой педагог уже на уровне дебюта начинает ощущать собственную несостоятельность.

Так рождается равнодушие, неверие в возможность преодоления различных конфликтов, трудностей [11]. Безусловно, профессиональная самоактуализация, столь значимая для яркой социально-культурной работы с детьми и подростками (особенно это касается сложных подростков) в этих условиях невозможна. Между тем, согласно заключению ряда исследователей [1], многие будущие педагоги приобретают такие синдромы уже в вузе. Частично это объясняется излишней требовательностью к оценке профессиональных качеств студента, прежде всего, таких, как коммуникативные и организаторские способности и т.д.  В то же время студенты слабо владеют методикой социально-культурной работы с обучающимися разного возраста (это доказывают опросы волонтеров-педагогов в рамках проекта Школа позитивных привычек), не умеют организовать конструктивный диалог с обучающимися и педагогами школы, родителями, не готовы включаться в сложные педагогические ситуации в качестве ответственных, принимающих ключевые решения педагогов.

Пути решения поставленной проблемы. Очевидно, что уже на стадии профессиональной подготовки студентов-будущих педагогов необходимо внедрение новых подходов, технологий, форм занятий, важно также усилить практикоориентированность обучения. Это доказывает значимость привлечения к работе со студентами представителей некоммерческих организаций (далее – НКО).

 Приведем мнение современного исследователя: «Высокий уровень доброжелательности, эмпатии к детям, тактичности и альтруизма показывает отсутствие синдрома эмоционального выгорания. Низкий уровень духовно-нравственных качеств личности студентов провоцирует развитие синдрома. С увеличением показателей психологического синдрома эмоционального выгорания у всех респондентов снижается уровень развития духовных качеств личности (альтруизма, отзывчивости, открытости к диалогу), вплоть до личностных деформаций [5, с. 138]. Будущим педагогам необходима активизация их потребности в социально значимой деятельности, в самопроявлении в качестве организатора коллективной работы с обучающимися, в стимулировании их коммуникативных и организаторских способностей.

Одним из решений поставленной проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов-будущих педагогов является, на наш взгляд, введение в содержание образование дополнительных обучающих курсов, или цикла семинаров, тренингов, мастер-классов, преподавателями которых выступают специалисты в области социально-культурной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, профессионалы общественного контроля, сотрудники благотворительных фондов, которые могут наглядно и максимально четко (вплоть до проведения занятий в учреждениях социальной сферы) раскрыть возможности практического овладения профессиональными компетенциями педагога в непосредственном включении в различные социально-культурные благотворительные проекты. Подчеркнем, что, в целом, современные образовательные программы педагогических вузов учитывают растущие требования общества к подготовке педагогов к социально-культурной работе [7]. Таким образом, при разработке предложений для педагогических вузов необходимо учитывать достижения и реагировать на проблемные зоны.

Структура и содержание обучающего курса «Социально-культурная деятельность современного педагога». Диагностический инструментарий. Авторами статьи разработан обучающий курс для студентов педагогических вузов. На этапе мониторинга существующих в образовательных программах вузах проблемных зон были выделены следующие позиции:

– значимость разработки целостной модели, направленной на освоение компетенций, необходимых для продуктивной социально-культурной деятельности педагога в современных условиях общественного развития;

– систематизация знаний и развитие навыков практической социально-культурной деятельности педагога в современных образовательных организациях (в том числе – в социально-реабилитационных центрах, центрах содействия семейному воспитанию и др.);

– оценка влияния обучения в рамках данного курса на уровень готовности студентов к активной социально-культурной деятельности осуществляется на основе созданного и апробированного диагностического инструментария, который включает оценку уровня освоения компетенций педагога в организации социально-культурной деятельности (диагностика компетенций); графический профиль профессионального развития студентов в области социально-культурной деятельности.

Диагностика компетенций проходит по следующим направлениям: оценка учебных компетенций; оценка общекультурных компетенций; профессиональных компетенций; оценка коммуникативных компетенций; оценка социальных компетенций. При оценке уровня освоения вышеперечисленных компетенций используется балльная система. На первом этапе включения студентов в обучающий курс необходимо составить первоначальный графический профиль, отражающий уровни соответствия компетенциям.

Такой же графический профиль потом будет составлен в конце освоения курса. Таким образом, можно сравнить, как изменились уровни освоения компетенций. Важно, что в графическом профиле отражаются не только основные группы компетенций, но их показатели. Наложение составленных профилей позволяет определить степень динамики профессионального развития студентов и их готовности к активной социально-культурной деятельности. Наиболее высокий уровень достигается при организации подлинного сотворчества с обучающимся, когда педагог выступает не как режиссер, не как организатор, а как фасилитатор творческой коммуникации в процессе подготовки проекта, имеющего социальную значимость (например, концерты для проживающих в домах престарелых и др.) [2].

При оценке уровня профессионального развития студентов в контексте требований к качеству социально-культурной деятельности обращается внимание на степень проявления таких качеств личности, как:

  • ценностное отношение к специальности педагога,
  •  применение полученных в обучающем курсе знаний и навыков в реальной практике,
  • мотивация на профессиональный рост,
  • дополнительные компетенции (например, информационная компетенция),
  • умение преодолевать синдромы профессионального выгорания,
  • готовность к постоянному самообразованию в области социально-культурной деятельности педагога.

Методами исследования в данном случае являются педагогическое наблюдение, интервью, анализ педагогической документации, опросы, экспертиза презентаций исследовательских и творческих самостоятельных проектов студентов.

В Таблице 1 дан обобщенный план структуры обучающего курса.

Направление работы

Задачи

Формы занятий

Расширение

и обогащение педагогического опыта студентов

 

Приращение профессионально значимых знаний и навыков в области социально-культурной деятельности;

развитие мотивации;

профилактика синдромов профессиональной деформации;

формирование профессиональной устойчивости;

поддержка творческой активности;

обучение современным подходам и формам социально-культурной деятельности

Лекции; семинары; тренинги;

мастер-классы;

проектная деятельность;

педагогическая практика

Вовлечение студентов в реальную практику социально-культурной деятельности (взаимодействие вузов и НКО)

 

Повышение практикоориентированности образовательного процесса;

развитие уровня взаимодействия вузов и НКО;

формирование социальной ответственности студентов;

развитие эмпатии и вовлеченности в социально значимую культуротворческую деятельность;

совершенствование коммуникативных компетенций студентов

Работа в просветительских и образовательных программах различных фондов;

волонтерская деятельность;

вожатская работа;

проведение благотворительных мероприятий совместно с обучающими;

проведение занятий, посвященных благотворительности;

тренинги командообразования

Создание условий для рефлексии собственного педагогического опыта в социально-культурной деятельности и по преодолению синдромов профессиональной деформации

 

Развитие эмпатии;

формирование навыков педагогической рефлексии;

поддержка качеств самоанализа;

развитие профессионального самообладания и адекватной самооценки своих профессиональных качеств

Педагогический дневник;

тренинги по развитию профессиональной устойчивости;

дискуссии;

проектная работа;

студенческие конференции

 

Мониторинг уровня освоения компетенций в сфере социально-культурной работы

Оценка влияния обучения в рамках данного курса на уровень готовности студентов к активной социально-культурной деятельности;

корректировка курса в соответствии с выявленными проблемными зонами

Оценка уровня компетенций;
педагогическое наблюдение;

тестирование;

интервью;

составление графических

профилей

 

Таблица 1. Структура обучающего курса «Социально-культурная деятельность современного педагога»

С целью совершенствования курса, авторы предлагают включит в фонд оценочных средств задания, построенные на принципах проектных технологий – исследовательского и творческого характера. Например:

«Сравните подходы к социально-культурной работе педагога в условиях информационного поликультурного общества, сложившиеся в профессиональной, научной среде, и представления об этой деятельности в общественном сознании. Объясните причины, по которым эти представления могут быть различными»;

«Составьте конспект выступления на родительском собрании / научной конференции / на встрече с жителями района, в котором находится социально-реабилитационный центр, которое сможет доступно и убедительно объяснить сообществу цели и задачи социально-культурной деятельности педагога».

Заключение. Вопросы совершенствования образования будущих педагогов в сфере приобщения их к современным направлениям социально-культурной деятельности рассматриваются в настоящее время в контексте изучения потенциала взаимодействия вузов и некоммерческих социально ориентированных организаций. Проблемной зоной высшего образования в данном случае остается организация эффективной педагогической практики студентов (прежде всего, в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации) и их вовлечение в волонтерскую деятельность, имеющую социально-культурную направленность.

Изучение современного состояния высшего педагогического образования подтверждает необходимость внедрения в образовательный процесс занятий, на которых студенты имеют возможность повысить свои компетенции в области преодоления и профилактики синдромов профессиональной деформации. Решить выявленных проблемы можно за счет включения в образовательный процесс специальных курсов, на которых более глубоко и неформально представлены те или иные разделы социально-культурной деятельности педагогов. Реализация таких курсов должна учитывать их практикоориентированную составляющую – поэтому лекционный компонент должен быть сокращен и усилен тренинговый компонент и проведение практики, на которой студенты более активно проявляют самостоятельность.

Авторы выражают благодарность:

– заведующей кафедрой культурологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета – Ирине Борисовне Пржиленской, доктору социологических наук – за поддержку концептуальных позиций исследования;

– методисту Янинской средней общеобразовательной школы, Заслуженному учителю школы Российской Федерации, кандидату педагогических наук Ирине Борисовне Шульгиной – за организационную и консультационную поддержку проекта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асмаковец, Е.С. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Е.С. Асмаковец, Л.М. Митина. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 197 с.
  2. Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
  3. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей [Текст] / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 320 с.
  4. Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы [Текст] / Н.Ю. Клименко // Педагогика.  – 2003. – № 2. – С. 22-27.
  5. Кустова, В.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов-социальных педагогов [Текст] / В.Н. Кустова: автореферат диссертации кандидата психологических наук. 19.00.07. – Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2007. – 26 с.
  6. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы [Текст]. – М.:  МАКС Пресс, 2008. – 668 с.
  7. Cтукалова, О.В., Лежнева, М.А. Возможности дистанционного образования в развитии волонтерского движения в школе [Текст] / О.В. Стукалова, М.А. Лежнева// Внешкольник. Информационно-методический журнал. – 2018. – 1 (181). – С. 63 – 68.
  8. Gazman, M., Walton, A. Philantropy, volunteerism, and fundraising in higher education [Теxт] / M. Gazman, A.Walton. – Boston: Pearson, 2008. – 340 p.
  9. Musick, M.A., Wilson, J. Volunteers: A social profile [Теxт] / M.A. Musick, J. Wilson. – Bloomington: Indiana University Press, 2007. – 320 p.
  10. Schervish, P.G. Inclination, obligation, and association: What we know and what we need to learn about donor motivation [Теxт] / P.G. Schervish. – Boston: Association for the Study of Higher Education, 2003. – 144 p.
  11. Schroeder, D.A., Penner, L.A., Dovidio, J.F., Piliavin, J.A. The psychology of helping and altruism: Problems and puzzles [Теxт]/ D.A. Schroeder, L.A. Penner, J.F. Dovidio, J.A. Piliavin. –New York: McGraw-Hill, 1995. – 244 p.