Обоснование актуальности проблемы. Актуальность подготовки будущих педагогов к активной социально-культурной деятельности обусловлена рядом факторов: социальной значимостью гражданского воспитания с учетом требования общественного развития, необходимостью профилактики рисков детства и подросткового возраста, важностью раскрытия потенциала социально-культурной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей [7]. Выдающаяся роль социально-культурной деятельности в решении проблем адаптации и социализации растущего человека несомненна. Погружение обучающихся в культуру, активизация их творческих способностей взаимосвязаны с развитием гуманистического мировоззрения, социальной ответственности, а также формированием таких качеств личности, как культуротворчество, ценностные ориентации, эстетическое отношение к окружающему миру [6].
Как показывает практика, большим потенциалом в этой сфере обладает взаимодействие педагогических вузов и некоммерческих общественных организаций. Так, в частности, Благотворительный Фонд «Образ жизни» с 2013 года организует Школу волонтеров-педагогов в рамках проекта «Школа позитивных привычек». Обучающиеся в этой школе студенты (например, студенты Института детства Московского педагогического государственного университета) проводят классные часы, квесты и др., посвященные вовлечению младших школьников, подростков в различные формы добровольчества, просвещению детей по вопросам благотворительности, развитию качеств милосердия, эмпатии, стремления к взаимопомощи. Проект получил высокую оценку общественности и поддержку Фонда президентских грантов. В настоящее время он проходит апробацию в различных регионах страны.
Степень разработанности проблемы. Среди трудов, содержащих идеи и теоретические положения, значимые для данного исследования, прежде всего, назовем работы российских ученых: В.Н. Гурова [3], Н. Ю. Клименко [4] и др. В зарубежной психолого-педагогической науке вопросам подготовки педагогов к социально-культурной работе посвящены исследования P.G. Schervish [10], M. Gazman, A. Walton [8], A. A. Musick, J. Wilson [9] и др.
Обобщенно теоретические положения ученых в рассматриваемой области высшего образования можно представить такими формулировками:
– эффективность процесса подготовки педагогов к социально-культурной работе обеспечивается опорой на принцип целостности, т.е. обеспечением единства профессионального и личностного становления студентов;
– ядром подготовки студентов к активной социально-культурной работе является создание условий, поддерживающих освоение сущности профессиональной миссии педагога.
Это положение напрямую взаимосвязано с вопросами профилактики эмоционального выгорания («burnout») педагогов, их профессиональной деформации, а также развитие качеств профессиональной устойчивости [10]. Указанные профессиональные синдромы, в результате, приводят к ощущению исчерпанности эмоциональных ресурсов, обезличенности межличностной коммуникации, а также редуцируют оценку собственных педагогических достижений. Качество социально-культурной работы, которая требует самоотдачи, постоянного профессионального роста, того самого «горения души», о котором писали многие выдающиеся педагоги прошлого, значительно снижается. Ведь молодой педагог уже на уровне дебюта начинает ощущать собственную несостоятельность.
Так рождается равнодушие, неверие в возможность преодоления различных конфликтов, трудностей [11]. Безусловно, профессиональная самоактуализация, столь значимая для яркой социально-культурной работы с детьми и подростками (особенно это касается сложных подростков) в этих условиях невозможна. Между тем, согласно заключению ряда исследователей [1], многие будущие педагоги приобретают такие синдромы уже в вузе. Частично это объясняется излишней требовательностью к оценке профессиональных качеств студента, прежде всего, таких, как коммуникативные и организаторские способности и т.д. В то же время студенты слабо владеют методикой социально-культурной работы с обучающимися разного возраста (это доказывают опросы волонтеров-педагогов в рамках проекта Школа позитивных привычек), не умеют организовать конструктивный диалог с обучающимися и педагогами школы, родителями, не готовы включаться в сложные педагогические ситуации в качестве ответственных, принимающих ключевые решения педагогов.
Пути решения поставленной проблемы. Очевидно, что уже на стадии профессиональной подготовки студентов-будущих педагогов необходимо внедрение новых подходов, технологий, форм занятий, важно также усилить практикоориентированность обучения. Это доказывает значимость привлечения к работе со студентами представителей некоммерческих организаций (далее – НКО).
Приведем мнение современного исследователя: «Высокий уровень доброжелательности, эмпатии к детям, тактичности и альтруизма показывает отсутствие синдрома эмоционального выгорания. Низкий уровень духовно-нравственных качеств личности студентов провоцирует развитие синдрома. С увеличением показателей психологического синдрома эмоционального выгорания у всех респондентов снижается уровень развития духовных качеств личности (альтруизма, отзывчивости, открытости к диалогу), вплоть до личностных деформаций [5, с. 138]. Будущим педагогам необходима активизация их потребности в социально значимой деятельности, в самопроявлении в качестве организатора коллективной работы с обучающимися, в стимулировании их коммуникативных и организаторских способностей.
Одним из решений поставленной проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов-будущих педагогов является, на наш взгляд, введение в содержание образование дополнительных обучающих курсов, или цикла семинаров, тренингов, мастер-классов, преподавателями которых выступают специалисты в области социально-культурной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, профессионалы общественного контроля, сотрудники благотворительных фондов, которые могут наглядно и максимально четко (вплоть до проведения занятий в учреждениях социальной сферы) раскрыть возможности практического овладения профессиональными компетенциями педагога в непосредственном включении в различные социально-культурные благотворительные проекты. Подчеркнем, что, в целом, современные образовательные программы педагогических вузов учитывают растущие требования общества к подготовке педагогов к социально-культурной работе [7]. Таким образом, при разработке предложений для педагогических вузов необходимо учитывать достижения и реагировать на проблемные зоны.
Структура и содержание обучающего курса «Социально-культурная деятельность современного педагога». Диагностический инструментарий. Авторами статьи разработан обучающий курс для студентов педагогических вузов. На этапе мониторинга существующих в образовательных программах вузах проблемных зон были выделены следующие позиции:
– значимость разработки целостной модели, направленной на освоение компетенций, необходимых для продуктивной социально-культурной деятельности педагога в современных условиях общественного развития;
– систематизация знаний и развитие навыков практической социально-культурной деятельности педагога в современных образовательных организациях (в том числе – в социально-реабилитационных центрах, центрах содействия семейному воспитанию и др.);
– оценка влияния обучения в рамках данного курса на уровень готовности студентов к активной социально-культурной деятельности осуществляется на основе созданного и апробированного диагностического инструментария, который включает оценку уровня освоения компетенций педагога в организации социально-культурной деятельности (диагностика компетенций); графический профиль профессионального развития студентов в области социально-культурной деятельности.
Диагностика компетенций проходит по следующим направлениям: оценка учебных компетенций; оценка общекультурных компетенций; профессиональных компетенций; оценка коммуникативных компетенций; оценка социальных компетенций. При оценке уровня освоения вышеперечисленных компетенций используется балльная система. На первом этапе включения студентов в обучающий курс необходимо составить первоначальный графический профиль, отражающий уровни соответствия компетенциям.
Такой же графический профиль потом будет составлен в конце освоения курса. Таким образом, можно сравнить, как изменились уровни освоения компетенций. Важно, что в графическом профиле отражаются не только основные группы компетенций, но их показатели. Наложение составленных профилей позволяет определить степень динамики профессионального развития студентов и их готовности к активной социально-культурной деятельности. Наиболее высокий уровень достигается при организации подлинного сотворчества с обучающимся, когда педагог выступает не как режиссер, не как организатор, а как фасилитатор творческой коммуникации в процессе подготовки проекта, имеющего социальную значимость (например, концерты для проживающих в домах престарелых и др.) [2].
При оценке уровня профессионального развития студентов в контексте требований к качеству социально-культурной деятельности обращается внимание на степень проявления таких качеств личности, как:
- ценностное отношение к специальности педагога,
- применение полученных в обучающем курсе знаний и навыков в реальной практике,
- мотивация на профессиональный рост,
- дополнительные компетенции (например, информационная компетенция),
- умение преодолевать синдромы профессионального выгорания,
- готовность к постоянному самообразованию в области социально-культурной деятельности педагога.
Методами исследования в данном случае являются педагогическое наблюдение, интервью, анализ педагогической документации, опросы, экспертиза презентаций исследовательских и творческих самостоятельных проектов студентов.
В Таблице 1 дан обобщенный план структуры обучающего курса.
Направление работы |
Задачи |
Формы занятий |
Расширение и обогащение педагогического опыта студентов
|
Приращение профессионально значимых знаний и навыков в области социально-культурной деятельности; развитие мотивации; профилактика синдромов профессиональной деформации; формирование профессиональной устойчивости; поддержка творческой активности; обучение современным подходам и формам социально-культурной деятельности |
Лекции; семинары; тренинги; мастер-классы; проектная деятельность; педагогическая практика |
Вовлечение студентов в реальную практику социально-культурной деятельности (взаимодействие вузов и НКО)
|
Повышение практикоориентированности образовательного процесса; развитие уровня взаимодействия вузов и НКО; формирование социальной ответственности студентов; развитие эмпатии и вовлеченности в социально значимую культуротворческую деятельность; совершенствование коммуникативных компетенций студентов |
Работа в просветительских и образовательных программах различных фондов; волонтерская деятельность; вожатская работа; проведение благотворительных мероприятий совместно с обучающими; проведение занятий, посвященных благотворительности; тренинги командообразования |
Создание условий для рефлексии собственного педагогического опыта в социально-культурной деятельности и по преодолению синдромов профессиональной деформации
|
Развитие эмпатии; формирование навыков педагогической рефлексии; поддержка качеств самоанализа; развитие профессионального самообладания и адекватной самооценки своих профессиональных качеств |
Педагогический дневник; тренинги по развитию профессиональной устойчивости; дискуссии; проектная работа; студенческие конференции
|
Мониторинг уровня освоения компетенций в сфере социально-культурной работы |
Оценка влияния обучения в рамках данного курса на уровень готовности студентов к активной социально-культурной деятельности; корректировка курса в соответствии с выявленными проблемными зонами |
Оценка уровня компетенций; тестирование; интервью; составление графических профилей |
Таблица 1. Структура обучающего курса «Социально-культурная деятельность современного педагога»
С целью совершенствования курса, авторы предлагают включит в фонд оценочных средств задания, построенные на принципах проектных технологий – исследовательского и творческого характера. Например:
«Сравните подходы к социально-культурной работе педагога в условиях информационного поликультурного общества, сложившиеся в профессиональной, научной среде, и представления об этой деятельности в общественном сознании. Объясните причины, по которым эти представления могут быть различными»;
«Составьте конспект выступления на родительском собрании / научной конференции / на встрече с жителями района, в котором находится социально-реабилитационный центр, которое сможет доступно и убедительно объяснить сообществу цели и задачи социально-культурной деятельности педагога».
Заключение. Вопросы совершенствования образования будущих педагогов в сфере приобщения их к современным направлениям социально-культурной деятельности рассматриваются в настоящее время в контексте изучения потенциала взаимодействия вузов и некоммерческих социально ориентированных организаций. Проблемной зоной высшего образования в данном случае остается организация эффективной педагогической практики студентов (прежде всего, в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации) и их вовлечение в волонтерскую деятельность, имеющую социально-культурную направленность.
Изучение современного состояния высшего педагогического образования подтверждает необходимость внедрения в образовательный процесс занятий, на которых студенты имеют возможность повысить свои компетенции в области преодоления и профилактики синдромов профессиональной деформации. Решить выявленных проблемы можно за счет включения в образовательный процесс специальных курсов, на которых более глубоко и неформально представлены те или иные разделы социально-культурной деятельности педагогов. Реализация таких курсов должна учитывать их практикоориентированную составляющую – поэтому лекционный компонент должен быть сокращен и усилен тренинговый компонент и проведение практики, на которой студенты более активно проявляют самостоятельность.
Авторы выражают благодарность:
– заведующей кафедрой культурологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета – Ирине Борисовне Пржиленской, доктору социологических наук – за поддержку концептуальных позиций исследования;
– методисту Янинской средней общеобразовательной школы, Заслуженному учителю школы Российской Федерации, кандидату педагогических наук Ирине Борисовне Шульгиной – за организационную и консультационную поддержку проекта.
ЛИТЕРАТУРА
- Асмаковец, Е.С. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Е.С. Асмаковец, Л.М. Митина. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. – 197 с.
- Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
- Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей [Текст] / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 320 с.
- Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы [Текст] / Н.Ю. Клименко // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 22-27.
- Кустова, В.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов-социальных педагогов [Текст] / В.Н. Кустова: автореферат диссертации кандидата психологических наук. 19.00.07. – Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2007. – 26 с.
- Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы [Текст]. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 668 с.
- Cтукалова, О.В., Лежнева, М.А. Возможности дистанционного образования в развитии волонтерского движения в школе [Текст] / О.В. Стукалова, М.А. Лежнева// Внешкольник. Информационно-методический журнал. – 2018. – 1 (181). – С. 63 – 68.
- Gazman, M., Walton, A. Philantropy, volunteerism, and fundraising in higher education [Теxт] / M. Gazman, A.Walton. – Boston: Pearson, 2008. – 340 p.
- Musick, M.A., Wilson, J. Volunteers: A social profile [Теxт] / M.A. Musick, J. Wilson. – Bloomington: Indiana University Press, 2007. – 320 p.
- Schervish, P.G. Inclination, obligation, and association: What we know and what we need to learn about donor motivation [Теxт] / P.G. Schervish. – Boston: Association for the Study of Higher Education, 2003. – 144 p.
- Schroeder, D.A., Penner, L.A., Dovidio, J.F., Piliavin, J.A. The psychology of helping and altruism: Problems and puzzles [Теxт]/ D.A. Schroeder, L.A. Penner, J.F. Dovidio, J.A. Piliavin. –New York: McGraw-Hill, 1995. – 244 p.