Современное образование направлено не столько на освоение учащимися новой информации, сколько на формирование у них сформированных компетенций, охватывающие такие категории, как готовность к познанию, социально-коммуникативные навыки, в частности – хорошее владение информационными технологиями.
Исследователи вкладывают в понятие «компетентность» представление о высшей интегративной способности к мобилизации организованных в систему знаний, умений и личностных качеств, необходимых для выполнения определенной задачи. Кроме того, компетентность непосредственно связана с эффективностью и оптимальной рентабельностью действия.
В связи с этим особо актуальной становится проблема широкого внедрения инновационных методов обучения, закрепляющих переход от доминирующей долгое время парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передаче компетенций – потенциала к действиям).
Традиционно различают предметную, методологическую и социальную компетентность. Б. Д. Эльконин полагает, что «компетентность – мера включенности человека в деятельность» [7].
Дж. Равен трактует «компетентность» как специфическую способность к эффективному выполнению конкретного действия в конкретной предметной области, включающую специальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Он также убедительно доказывает, что постоянный рост компетентности – отличительная характеристика успешного человека современного общества.
Несмотря на различные толкования, большинство авторов приходит к мнению, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков и не является их суммой, так как включает все стороны деятельности: знаниевую, операционно-технологическую, мотивационную.
Главное отличие состоит в том, что «…компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [2].
Характеризуя сущностные признаки компетентности, следует подчеркнуть, что они постоянно изменяются; ориентированы на будущее; имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях; проявляются в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации; связаны с мотивацией на непрерывную самообразовательную деятельность.
Одной из ключевых компетентностей является информационная компетентность, включающая обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
Под информационной компетентностью понимается также «интегральная характеристика личности, проявляющаяя в ее готовности реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества), готовности к саморазвитию, проявлению инициативы в области информационных технологий для успешной профессиональной деятельности, а также осознанию личной ответственности за соблюдение норм и правил эргономической безопасности в целях сохранения здоровья и повышения эффективности деятельности» [4].
Развитая информационная компетентность позволяет констатировать у учащегося высокий уровень систематизированных знаний, мотивацию на самопознание, готовность к коммуникации, как следствие – способность адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе.
Кроме того, информационная компетентность свидетельствует о сформированности умений ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную информацию.
Повышение уровня информационной компетентности российских школьников – одна из важнейших задач современного образования. Проведенные несколько лет назад исследования международных организаций и итоги тестирования информационной компетентности учащихся, организованного Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования» в 2006 году, показали, что в общем рейтинге PISA по индексу «Информационное общество» российские школьники заняли 40 место среди 46 государств-участников исследования.
Формирование и развитие информационной компетентности учащихся осуществляется путем передачи способов и методов деятельности по использованию информации. Одним из эффективных педагогических путей являются творческие задания, которые можно применять на различных предметах: важно использовать их алгоритм.
К вопросам конструирования такого рода заданий по развитию информационной компетенции учащихся обращались многие современные ученые, которые, в частности, подчеркивают, что «выполнение заданий… требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа» [3]. Таким образом, тестовые задания не могут являться основой повышения информационной компетентности. Это положение ошибочно.
Сущность творческого задания состоит прежде всего в том, чтобы учащийся мог найти, сравнить, выбрать, классифицировать информацию по заданной теме, обратившись к разным источникам, а затем представить в той форме, которая наиболее полно раскроет эту тему.
Таким образом, в ходе обсуждения задания педагогу необходимо помочь учащемуся:
1) определить количество источников информации, с которыми он будет работать. На этот выбор влияют факторы возрастного и личностного развития, возможности доступа к источникам информации, а также специфика темы. Рассмотрим примеры использования этого шага на учебных предметах художественно-гуманитарного цикла.
Так, подготовка биографического сообщения о писателе, художнике, музыканте учащимся 5-го класса может включать только основные факты жизни и творчества; когда эту же тему разрабатывает учащийся 9-го класса, то сообщение, безусловно, должно включать в себя и сравнение различных источников, и размышление о влиянии фактов биографии на творческий путь художника и т. д. Важна и степень сформированности информационной компетентности, которая позволяет учащемуся самостоятельно варьировать количество источников и служит основой для формирования навыков написания исследовательской работы по какой-либо проблеме;
2) соотнести объем изучаемого материала и объем собственной работы. Частично можно определить информационную компетентность по количественным характеристикам: количество слов, предложений и проч. Но все же наиболее ценными являются выразительность и содержательность ответов. Многословие, неинформативность речи, наличие ненужных наукообразных оборотов опустошают сообщение.
Важно показать школьнику, что свой ответ следует представлять в четкой и определенной форме, отвечающей теме. Одним из видов заданий в данном случае может быть задание «продолжить высказывание» (например, пушкинскую фразу: «Я жить хочу, чтоб…». Здесь необходимо не точно назвать текст поэта, а развить предлагаемую им мысль);
3) выбрать адекватный теме способ предъявления информации. Она может быть представлена в виде текста, схемы, графика, таблицы, презентации и т. п. Учащиеся средней и старшей школы должны научиться библиографическим навыкам и предъявлять ссылку на информацию в виде списка литературы;
4) критически относится к характеру взаимоотношений источников информации. В ходе систематизации информации, содержащейся в источниках, необходимо сравнивать факты, выделять общее и анализировать причины разных интерпретаций и проч. Учащиеся должны уметь выделять совпадение информации, содержащейся в одном источнике, с информацией, которая содержится в другом источнике. Кроме того, они должны научиться выявлять способы подчинения одной информации другой. Этот навык необходим для продуктивного поиска информации.
Так, изучая биографию автора, учащийся может овладеть исторической информацией о культуре той или иной эпохи, господствующем эстетическом стиле и т. д. Например, знание биографии В. А. Моцарта предполагает расширений знаний о так называемой Венской школе.
Учащиеся также учатся находить пересечение информации, противоречие и противопоставление одной информации другой. Эти навыки значимы для выработки у учащихся собственной оценки информации. Особенно важно использовать эти задания в старшем школьном возрасте. Примером задания может служить сравнение определений поэзии или цели искусства и т. д.
Творческие задания по повышению информативной компетентности могут быть систематизированы по различным критериям, как количественным (объем и т. д.), так и качественным (уровень овладения критикой источников и проч.).
По количественным критериям выделяются:
- краткие ответы;
- полуразвернутые сообщения;
- сообщения реферативного характера;
- эссеистические рассуждения;
- научно-исследовательские работы.
Как видим, эти формы соотносятся и с возрастными особенностями учащихся, и со степенью их информативной компетентности. Среди этих форм нет наиболее продуктивных или значимых, каждая используется для выполнения определенной задачи и развития определенных навыков.
Преподаватель показывает, что ответ должен быть адекватен задаче. Иначе говоря, не следует давать развернутое сообщение на вопрос, как называется ключевое произведение того или иного автора. И, наоборот, излишне лаконичный ответ на вопрос, требующий развернутого высказывания, может исказить представление об уровне коммуникативной компетентности учащегося.
Задания, требующие полуразвернутого структурированного ответа, требуют выявления критериев анализа, обобщения информации в виде кратких выводов.
В ходе выполнения творческих заданий происходит поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации. В этом педагогически структурированном процессе осуществляется повышение информационной компетентности учащихся, которая, как уже указывалось выше, не означает исключительно развитие навыков общения со средствами информационно-коммуникативных технологий.
Наибольшую сложность задания, предполагающие научно-исследовательскую деятельность. В ходе их выполнения учащийся не просто создает определенный связный текст, фиксируя результаты обработки информации, – он подбирает и организует идеи, использует определенный стиль и форму изложения, раскрывает содержание вопроса с разных сторон.
В этом случае активизируется деятельность учащихся по обработке информации.
При этом используются различные виды освоения информации: например, ее репродуктивное воспроизведение, анализ на основе объяснения причинно-следственных отношений, самостоятельного выделения оснований для сравнения или классификации, обоснования этих позиций и т. д.
Кроме того, выполняя такого рода творческие задания, учащийся представляет информацию в переработанном виде: она содержит выводы, сделанные на основе анализа разных точек зрения, сопоставления собственного опыта и полученной информации. Эти задания направляют учащихся на формулирование собственной позиции, подбор аргументов и иллюстраций и т. д.
Наиболее значительным проявлением информативной компетентности является, таким образом, самостоятельное порождение учащимися новой, но предназначенной при этом для использования другими людьми информации.
Литература
1. Акуленко В. Л. К вопросу об уточнении понятий «ИКТ-компетенция» и «ИКТ-компетентность»// Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (16–17 мая 2005 г.). М. : ИИО РАО, 2005. № 17. С. 3–9.
2. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 27.
3. Загребина М. Г., Плотникова А. Ю., Севостьянова О. В., Смирнова И. В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И. С. Фишман. Вып. 2 Самара, 2006.
4. Крайнова Е. А., Князькина С. В., Прозорова Ю. А. Повышение качества обучения за счет формирования информационной компетентности// Фундаментальные исследования, 2008, № 7. С. 68–69.
5. Лапчик М. П. О целях информатического образования учащихся// Информатика и образование, 2008, № 3. С. 3–6.
6. Селиванова Т. В. Значение проектной культуры для художественного образования в контексте развития новых информационных коммуникационных технологий// Педагогика искусства, 2007, № 1. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/selivanova_7-04-2007.htm
7. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. Самара, 2001.
Повышение информационной компетентности учащихся в ходе выполнения творческих заданий
Аннотация:
Повышение информационной компетентности учащихся в ходе выполнения творческих заданий