Проблема формирования музыкального вкуса подрастающего поколения является центром внимания ученых и педагогов-практиков на протяжении различных исторических периодов. Поиск универсальных и эффективных путей ее решения и сегодня остается актуальным. Это, в большинстве своем, связано с тем, что социокультурные изменения, происходящие в стране, особенно чувствительно сказываются на становлении взрослеющей личности. В тоже время и современное общество, находясь под воздействием глобальных процессов, предъявляет новые требования к системе общего образования, акцентируя внимание на формировании общей культуры сегодняшних школьников, их духовно-нравственном воспитании и социализации [1; 3]. Бесспорно, на каждом возрастном этапе необходим особый подход к решению исследуемой проблемы. Однако, обозначенный нами период (5 класс) является стратегически важнейшим в культурном становлении личности [4], т.к. обучающиеся младшего подросткового возраста, с одной стороны, особенно чувствительны к негативным воздействиям окружающей музыкальной среды, а с другой – уже имеют определенные предпосылки для развития способности понять и оценить музыкальные произведения.
На сегодняшний день в научно-методической литературе представлены различные подходы к проведению уроков музыки в контексте изучения предметной области «Искусство». Развивая способность понимать язык музыки, ее красоту и выразительность, педагог-музыкант не только дает учащимся определенные знания, но и систематически, воспитывая интерес к ней, целенаправленно формирует их музыкальный вкус, т. е. «познавательно-ценностное отношение личности к музыке, проявляющееся в способности понимать, оценивать и адекватно воспринимать произведения музыкального искусства» [2, 8].
В тоже время, как показывает практика, учителю музыки в рамках одного урока в неделю достаточно сложно воспитывать у современных школьников осознанное «заинтересованное отношение к музыке как виду искусства» [1, 7], развивать способность адекватно оценивать окружающую его «музыкальную информацию», а также противостоять навязыванию моды на порой примитивные образцы современной поп-культуры.
Изменить сложившуюся ситуацию возможно, с нашей точки зрения, за счет потенциала внеурочной деятельности, значительно расширяющей образовательный процесс и способствующей всестороннему развитию личности обучающихся, становлению их целостного представления о музыкальном искусстве.
Представим некоторые практические аспекты формирования музыкального вкуса у обучающихся пятых классов, реализуемые во внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №5 г. Ельца» Липецкой области. В ходе проведенного авторами исследования был разработан комплекс музыкально-тематических занятий (1 раз в четверть), ориентированных на знакомство с различными стилями, жанрами и направлениями музыкального искусства.
Организация и проведение первого мероприятия на тему «Образы русской народной музыки» способствовали расширению знаний подростков о музыкальном фольклоре, развитию умений и навыков выразительного исполнения произведений, воспитанию интереса к истории и музыкальной культуре своего народа. Предложенные для изучения произведения представляли широкую палитру примеров музыкального фольклора: р.н.п. «Вьюн над водой», «Вдоль по Питерской» (из репертуара Ф. Шаляпина) казачья лирическая песня «Ой, да ты, калинушка» и др., а современные возможности Интернета позволили педагогу представить концертные версии выступлений. С помощью интернет-технологий была проведена музыкальная викторина на тему «Русские народные инструменты», в ходе которой обучающиеся не только прослушивали музыкальные композиции на гуслях, домре, балалайке, жалейке, свирели в исполнении солистов и академического оркестра народных инструментов, но и обобщили имеющиеся знания по теме «Музыка моего народа».
По своему характеру, темпераменту многие русские народные песни сопровождаются танцевальными движениями, плясками. Как пример такой песни, в режиме онлайн была представлена музыкально-танцевальная композиция «Я на печке молотила» (из репертуара Государственного академического Русского народного хора им. Пятницкого). После просмотра школьники справедливо отмечали, что «именно танец дополняет и позволяет раскрыть содержание исполняемой песни», «исполнители как бы "разыгрывают" песню, помогая включиться в музыкально-драматургическое действо не только исполнителям, но и слушателям».
Органичное сочетание народного пения и виртуозного владения разными певческими стилями, традиционного народного и современного музыкального инструментария позволило музыкантам создать новое направление в искусстве – синтез фольклора с современными музыкальными жанрами и превратить его в явление мировой музыкальной культуры. Особый интерес в этой связи у ребят вызвал представленный фрагмент «Voices of a Planet» (Голоса планеты) и концертного выступления Ансамбля Д. Покровского, который в своих музыкальных произведениях объединил фольклор с джазом, роком и классикой. Подводя итог этого мероприятия, школьники-подростки отмечали, что народная музыкальная культура, имея глубокие исторические корни и традиции, способствует сохранению музыкальной культуры в целом. В то же время, современные ритмы, проникая в национальную народную музыку, не мешают ей, а органично дополняют ее. Именно в этом проявляется связь музыкальных традиций прошлого и настоящего.
При подготовке и организации занятия по теме «Образы симфонической музыки» использовалась групповая и индивидуальная формы работы. Так, каждая группа ребят получила определенное задание: подобрать сведения о составе симфонического оркестра, его инструментальных группах и видах; сделать необходимую информационную подборку по данной теме, подготовить презентации и т.д. При их выполнении у школьников отмечался повышенный интерес, проявлялась мотивированная потребность в общении с музыкой. Индивидуальные задания способствовали учету темпа усвоения знаний и умений, музыкальных интересов и пристрастий подростков; позволили постепенно формировать эмоционально положительное отношение к предмету.
Виртуальные экскурсии по музыкальным залам мира («Золотой зал Musikverein» Венского общества друзей музыки, Концертный зал им. П.И. Чайковского и Московской филармонии, Зал им И.Врубеля в Государственной Третьяковской галерее) способствовали созданию особой концертной атмосферы. Знакомя с лучшими симфоническими оркестрами мира, вниманию школьников были представлены следующие музыкальные фрагменты: «Концерт для фортепиано с оркестром» Э. Грига (солист Д. Мацуев) в исполнении Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением В. Федосеева, «Венгерский танец» И. Брамса (камерный оркестр «Виртуозы Москвы», дирижер В. Спиваков), в сопровождении Парижского Симфонического оркестра ребята услышали песню «Вернись в Соренто» в исполнении трех теноров: Х. Каррераса, П. Доминго и Л. Паваротти.
Анализ подготовительного этапа и проведение данного занятия позволили сделать следующие выводы: большинство обучающихся умеют ориентироваться в большом потоке различной информации (в том числе музыкальной); как правило, у таких ребят достаточно высокий уровень навыков самообразования; они стараются сравнивать, обобщать и делать выводы. Включение мультимедийных средств, интернет-технологий в контекст таких мероприятий повышает познавательную активность школьников, отмечается их увлеченность, заинтересованность музыкальным искусством в целом.
Тематика следующих музыкальных занятий расширяла знания пятиклассников о различных музыкальных направлениях и стилях. Мероприятие на тему «Образы джазовой музыки» знакомило ребят с историей развития джаза и его исполнителями. Увлекательная беседа сопровождалась звучанием наиболее популярных музыкальных произведений, таких как «Катюша» в джазовой обработке (оркестр О. Лундстрема); «Путники в ночи» (оркестр под управлением Г. Гараняна); барабанное соло и Чаттануга Чучу из к/ф «Серенада солнечной долины» (оркестр Г. Миллера); «Ностальгия» (джаз-рок групп «Арсенал» - руководитель А. Козлов).
Особый интерес у школьников-подростков вызвало мероприятие «Музыкальная связь времен» с обращением к знаменитым музыкальным номерам, сочетающим академическое пение и эстрадный вокал («O sole mio» в исполнении Л. Паваротти и Б. Адамса, «I will survive» – Gloria Gagnor и Л. Долина) и произведениям композиторов-классиков в современной обработке в различных исполнениях: (И.С. Бах «Шутка» и А. Пьяццола «Либертанго» - вокальный ансамбль «Swingle Singers» рук. У. Свингл; сюита для лютни «Канцона и танец» – Ф. Де Милано и «I will survive» – Г. Кремер – Ал. Игудесман). Важно отметить: особое место в содержании проведенных мероприятий отводилось так называемому «фактору современности», позволяющему услышать «современное звучание» музыкального шедевра, соотнести музыкально-художественное произведение с «ритмами» реальной жизни сегодняшнего подростка.
Организация внеурочной деятельности требует от педагога четкого представления о многообразии ее видов и форм, среди которых тематические лекции-концерты, музыкальные гостиные, диспуты, конкурсы, концерты, фестивали и т.д. Арсенал методов музыкального образования также широк - словесные, наглядно-слухового показа, сравнения, наблюдения за музыкой (а не обучение ей), беседа и размышление о музыке, эмоциональной драматургии и др.; их выбор адекватен тем дидактическим целям, которые ставит перед собой педагог-музыкант.
В рамках сетевого взаимодействия, на основании договоров о сотрудничестве ребята также посещали различные культурные мероприятия г. Ельца: концерты классической музыки (Елецкий государственный институт искусств им. Т.Н. Хренникова); фестивали-конкурсы творческой молодежи и студентов (Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина) и другие. Традиционными стали музыкальные встречи («Студенческая филармония») на базе института истории и культуры Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Систематически посещая такие мероприятия, обучающиеся знакомились с различными музыкальными произведениями, творчеством композиторов и музыкантов-исполнителей родного края. Безусловно, в «живых» концертах музыкальное искусство открывает другие смысловые стороны своего содержания, позволяя погрузиться в реальную музыкально-творческую атмосферу.
Таким образом, являясь органичным дополнением уроков музыки, внеурочная деятельность способна стать их продолжением, особым культурно-образовательным пространством, естественной музыкальной средой в котором развивается, образовывается современный школьник. Представленный комплекс мероприятий способствует не только расширению музыкального кругозора обучающихся, но и обогащению их слухового опыта, формированию умения слушать и адекватно воспринимать и оценивать услышанную музыку. Безусловно, формирование музыкального вкуса - процесс длительный, основывающийся на терпеливом и методическом взращивании представлений взрослеющей личности о подлинной красоте музыкальных шедевров. В тоже время только единство чувств и разума современных подростков создает необходимый эмоциональный фон, воспитывающий познавательно-ценностное отношение обучающихся пятых классов к музыкальному искусству.
- Алексеева Л.Л. Предметы искусства в системе современного общего образования детей (на примере музыки) / Л.Л. Алексеева // Педагогика искусства. – 2014. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_0.pdf
- Ефремова И.В. Педагогические условия формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Ефремова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. – 24 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. (Стандарты второго поколения).
- Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк. – Москва «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.