ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ефремова Ирина Викторовна (1), Пиджоян Лариса Анатольевна (2)

(1) кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

(2) кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Аннотация: 
Статья посвящена актуальной проблеме формирования музыкального вкуса взрослеющей личности, решение которой является первостепенной задачей педагога-музыканта. В условиях перехода на новые образовательные стандарты в работе обозначены возможности внеурочной деятельности, способствующей расширению музыкально-образовательного пространства современного школьника. Обобщая опыт ее организации с обучающимися пятых классов, авторами представлен комплекс музыкально-тематических занятий, нацеленных на воспитание познавательно-ценностного отношения младших подростков к явлениям музыкального искусства и выявление взаимосвязей музыкальных традиций прошлого и настоящего.

Проблема формирования музыкального вкуса подрастающего поколения является центром внимания ученых и педагогов-практиков на протяжении различных исторических периодов. Поиск универсальных и эффективных путей ее решения и сегодня остается актуальным. Это, в большинстве своем, связано с тем, что социокультурные изменения, происходящие в стране, особенно чувствительно сказываются на становлении взрослеющей личности. В тоже время и современное общество, находясь под воздействием глобальных процессов, предъявляет новые требования к системе общего образования, акцентируя внимание на формировании общей культуры сегодняшних школьников, их духовно-нравственном воспитании и социализации [1; 3]. Бесспорно, на каждом возрастном этапе необходим особый подход к решению исследуемой проблемы. Однако, обозначенный нами период (5 класс) является стратегически важнейшим в культурном становлении личности [4], т.к. обучающиеся младшего подросткового возраста, с одной стороны, особенно чувствительны к негативным воздействиям окружающей музыкальной среды, а с другой – уже имеют определенные предпосылки для развития способности понять и оценить музыкальные произведения.

На сегодняшний день в научно-методической литературе представлены различные подходы к проведению уроков музыки в контексте изучения предметной области «Искусство». Развивая способность понимать язык музыки, ее красоту и выразительность, педагог-музыкант не только дает учащимся определенные знания, но и систематически, воспитывая интерес к ней, целенаправленно формирует их музыкальный вкус, т. е. «познавательно-ценностное отношение личности к музыке, проявляющееся в способности понимать, оценивать и адекватно воспринимать произведения музыкального искусства» [2, 8].

В тоже время, как показывает практика, учителю музыки в рамках одного урока в неделю достаточно сложно воспитывать у современных школьников осознанное «заинтересованное отношение к музыке как виду искусства» [1, 7], развивать способность адекватно оценивать окружающую его «музыкальную информацию», а также противостоять навязыванию моды на порой примитивные образцы современной поп-культуры.

Изменить сложившуюся ситуацию возможно, с нашей точки зрения, за счет потенциала внеурочной деятельности, значительно расширяющей образовательный процесс и способствующей всестороннему развитию личности обучающихся, становлению их целостного представления о музыкальном искусстве.

Представим некоторые практические аспекты формирования музыкального вкуса у обучающихся пятых классов, реализуемые во внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №5 г. Ельца» Липецкой области. В ходе проведенного авторами исследования был разработан комплекс музыкально-тематических занятий (1 раз в четверть), ориентированных на знакомство с различными стилями, жанрами и направлениями музыкального искусства.

Организация и проведение первого мероприятия на тему «Образы русской народной музыки» способствовали расширению знаний подростков о музыкальном фольклоре, развитию умений и навыков выразительного исполнения произведений, воспитанию интереса к истории и музыкальной культуре своего народа. Предложенные для изучения произведения представляли широкую палитру примеров музыкального фольклора: р.н.п. «Вьюн над водой», «Вдоль по Питерской» (из репертуара Ф. Шаляпина) казачья лирическая песня «Ой, да ты, калинушка» и др., а современные возможности Интернета позволили педагогу представить концертные версии выступлений. С помощью интернет-технологий была проведена музыкальная викторина на тему «Русские народные инструменты», в ходе которой обучающиеся не только прослушивали музыкальные композиции на гуслях, домре, балалайке, жалейке, свирели в исполнении солистов и академического оркестра народных инструментов, но и обобщили имеющиеся знания по теме «Музыка моего народа».

По своему характеру, темпераменту многие русские народные песни сопровождаются танцевальными движениями, плясками. Как пример такой песни, в режиме онлайн была представлена музыкально-танцевальная композиция «Я на печке молотила» (из репертуара Государственного академического Русского народного хора им. Пятницкого). После просмотра школьники справедливо отмечали, что «именно танец дополняет и позволяет раскрыть содержание исполняемой песни», «исполнители как бы "разыгрывают" песню, помогая включиться в музыкально-драматургическое действо не только исполнителям, но и слушателям».

Органичное сочетание народного пения и виртуозного владения разными певческими стилями, традиционного народного и современного музыкального инструментария позволило музыкантам создать новое направление в искусстве – синтез фольклора с современными музыкальными жанрами и превратить его в явление мировой музыкальной культуры. Особый интерес в этой связи у ребят вызвал представленный фрагмент «Voices of a Planet» (Голоса планеты) и концертного выступления Ансамбля Д. Покровского, который в своих музыкальных произведениях объединил фольклор с джазом, роком и классикой. Подводя итог этого мероприятия, школьники-подростки отмечали, что народная музыкальная культура, имея глубокие исторические корни и традиции, способствует сохранению музыкальной культуры в целом. В то же время, современные ритмы, проникая в национальную народную музыку, не мешают ей, а органично дополняют ее. Именно в этом проявляется связь музыкальных традиций прошлого и настоящего.

При подготовке и организации занятия по теме «Образы симфонической музыки» использовалась групповая и индивидуальная формы работы. Так, каждая группа ребят получила определенное задание: подобрать сведения о составе симфонического оркестра, его инструментальных группах и видах; сделать необходимую информационную подборку по данной теме, подготовить презентации и т.д. При их выполнении у школьников отмечался повышенный интерес, проявлялась мотивированная потребность в общении с музыкой. Индивидуальные задания способствовали учету темпа усвоения знаний и умений, музыкальных интересов и пристрастий подростков; позволили постепенно формировать эмоционально положительное отношение к предмету.

Виртуальные экскурсии по музыкальным залам мира («Золотой зал Musikverein» Венского общества друзей музыки, Концертный зал им. П.И. Чайковского и Московской филармонии, Зал им И.Врубеля в Государственной Третьяковской галерее) способствовали созданию особой концертной атмосферы. Знакомя с лучшими симфоническими оркестрами мира, вниманию школьников были представлены следующие музыкальные фрагменты: «Концерт для фортепиано с оркестром» Э. Грига (солист Д. Мацуев) в исполнении Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением В. Федосеева, «Венгерский танец» И. Брамса (камерный оркестр «Виртуозы Москвы», дирижер В. Спиваков), в сопровождении Парижского Симфонического оркестра ребята услышали песню «Вернись в Соренто» в исполнении трех теноров: Х. Каррераса, П. Доминго и Л. Паваротти.

Анализ подготовительного этапа и проведение данного занятия позволили сделать следующие выводы: большинство обучающихся умеют ориентироваться в большом потоке различной информации (в том числе музыкальной); как правило, у таких ребят достаточно высокий уровень навыков самообразования; они стараются сравнивать, обобщать и делать выводы. Включение мультимедийных средств, интернет-технологий в контекст таких мероприятий повышает познавательную активность школьников, отмечается их увлеченность, заинтересованность музыкальным искусством в целом.

Тематика следующих музыкальных занятий расширяла знания пятиклассников о различных музыкальных направлениях и стилях. Мероприятие на тему «Образы джазовой музыки» знакомило ребят с историей развития джаза и его исполнителями. Увлекательная беседа сопровождалась звучанием наиболее популярных музыкальных произведений, таких как «Катюша» в джазовой обработке (оркестр О. Лундстрема); «Путники в ночи» (оркестр под управлением Г. Гараняна); барабанное соло и Чаттануга Чучу из к/ф «Серенада солнечной долины» (оркестр Г. Миллера); «Ностальгия» (джаз-рок групп «Арсенал» - руководитель А. Козлов).

Особый интерес у школьников-подростков вызвало мероприятие «Музыкальная связь времен» с обращением к знаменитым музыкальным номерам, сочетающим академическое пение и эстрадный вокал («O sole mio» в исполнении Л. Паваротти и Б. Адамса, «I will survive» – Gloria Gagnor и Л. Долина) и произведениям композиторов-классиков в современной обработке в различных исполнениях: (И.С. Бах «Шутка» и А. Пьяццола «Либертанго» - вокальный ансамбль «Swingle Singers» рук. У. Свингл; сюита для лютни «Канцона и танец» – Ф. Де Милано и «I will survive» – Г. Кремер – Ал. Игудесман). Важно отметить: особое место в содержании проведенных мероприятий отводилось так называемому «фактору современности», позволяющему услышать «современное звучание» музыкального шедевра, соотнести музыкально-художественное произведение с «ритмами» реальной жизни сегодняшнего подростка.

Организация внеурочной деятельности требует от педагога четкого представления о многообразии ее видов и форм, среди которых тематические лекции-концерты, музыкальные гостиные, диспуты, конкурсы, концерты, фестивали и т.д. Арсенал методов музыкального образования также широк - словесные, наглядно-слухового показа, сравнения, наблюдения за музыкой (а не обучение ей), беседа и размышление о музыке, эмоциональной драматургии и др.; их выбор адекватен тем дидактическим целям, которые ставит перед собой педагог-музыкант.

В рамках сетевого взаимодействия, на основании договоров о сотрудничестве ребята также посещали различные культурные мероприятия г. Ельца: концерты классической музыки (Елецкий государственный институт искусств им. Т.Н. Хренникова); фестивали-конкурсы творческой молодежи и студентов (Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина) и другие. Традиционными стали музыкальные встречи («Студенческая филармония») на базе института истории и культуры Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Систематически посещая такие мероприятия, обучающиеся знакомились с различными музыкальными произведениями, творчеством композиторов и  музыкантов-исполнителей родного края. Безусловно, в «живых» концертах музыкальное искусство открывает другие смысловые стороны своего содержания, позволяя погрузиться в реальную музыкально-творческую атмосферу.

Таким образом, являясь органичным дополнением уроков музыки, внеурочная деятельность способна стать их продолжением, особым культурно-образовательным пространством, естественной музыкальной средой в котором развивается, образовывается современный школьник. Представленный комплекс мероприятий способствует не только расширению музыкального кругозора обучающихся, но и обогащению их слухового опыта, формированию умения слушать и адекватно воспринимать и оценивать услышанную музыку. Безусловно, формирование музыкального вкуса - процесс длительный, основывающийся на терпеливом и методическом взращивании представлений взрослеющей личности о подлинной красоте музыкальных шедевров. В тоже время только единство чувств и разума современных подростков создает необходимый эмоциональный фон, воспитывающий познавательно-ценностное отношение обучающихся пятых классов к музыкальному искусству.

 

  1. Алексеева Л.Л. Предметы искусства в системе современного общего образования детей (на примере музыки) / Л.Л. Алексеева // Педагогика искусства. – 2014. – № 1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_0.pdf
  2. Ефремова И.В. Педагогические условия формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Ефремова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. – 24 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. (Стандарты второго поколения).
  4. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л.М.  Семенюк. – Москва «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.