Современные требования, которые предъявляются к выпускникам вузов с их социальной и профессиональной практики, включают в себя не только наличие профессиональных знаний, но также овладение ими умениями и навыками по применению этих знаний в реальной практической деятельности. Сказанное возможно осуществить в процессе обучения в вузе лишь при наличии у студента собственной внутренней мотивации к самообучению, устойчивого познавательного интереса, развитого мышления, воображения, творческих способностей, а так же наличие в вузе обоснованной модели практически востребованных знаний и умений. Для подготовки такого специалиста в разветвленной системе современного российского образования постоянно исследуются и разрабатываются все новые и новые технологии, например: поэтапного формирования умственных действий [П.Я. Гальперин], развивающего обучения [В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин], личностно ориентированного обучения [В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская], программированного обучения, гуманитарных образовательных интегрированных технологий [Л.Г. Савенкова] и др. Однако, качество усвоения знаний по дисциплинам профессионального цикла, зависит в большей степени от сформированности позитивного отношения и интереса студентов к изучаемому материалу. Знакомый, интересный, и личностно значимый материал воспринимается, как правило, наиболее легко и прочно. Учитывая это, образовательный процесс, организуемый педагогом, должен быть познавательным, творческим и интересным для студента. Именно это является залогом успешности обучения. Решению этой задачи, как показывает реальная практика, способствует практико-ориентированный подход, который позволяет значительно повысить эффективность обучения. Это связано с тем, что система отбора содержания учебного материала помогает студентам оценивать значимость и практически актуализировать имеющиеся у них знания и умения. Специфика внедрения в обучение практико-ориентированного подхода в системе высшего образования заключается в том, что он даёт возможность интегрировать формирование фундаментальной научной базы знаний и практических, общекультурных и социальных компетенций студентов, которые необходимы для профессиональной деятельности будущих педагогов. Таким образом, одним из компонентов практико-ориентированного образования становится обогащение практического опыта обучаемых в конкретной деятельности, уровень которого определяется степенью сформированности компетенций у студентов. В практико-ориентированном образовательном процессе обучающиеся активно применяют имеющиеся у них знания и вместе с тем у будущих специалистов формируется собственный опыт на основе освоения новых знаний. Этот опыт становится основой и стимулом для дальнейшего личностного и профессионального развития студента, активизации его собственных сил и способностей. Выделяют несколько основных направлений реализации практико-ориентированного подхода к организации образовательного процесса. В основе первого направления стоит реализация задач профессиональной подготовки студентов через взаимодействие процесса обучения и прохождения учебных и производственных практик, с целью формирования практического опыта путем их внедрения в профессиональную среду. Второе направление связано с формированием у студентов профессиональных компетенций, а также личностных качеств, которые бы обеспечивали выполнение профессиональных обязанностей. Реализация данного направления обеспечивается через внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения. Третье направление основано на профессионально направленном изучении студентами комплекса дисциплин, которые обеспечивают профессиональную подготовку по отдельным блокам основной образовательной программы. Поскольку автор статьи, осуществляя профессиональную подготовку будущих педагогов дошкольного образования, является преподавателем таких дисциплин профессионального цикла, как: «Дошкольная педагогика», «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников», «Интеграция как основа продуктивных моделей образовательной деятельности в детском саду» и одновременно работает в должности музыкального руководителя детского сада, это позволяет апробировать и проверить практическую значимость практико-ориентированного подхода. Одной из актуальных форм взаимодействия учреждений высшего и дошкольного образования, как показала практика, являются семинары-практикумы. Взаимодействие между выделенными образовательными учреждениями в рамках освоения дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» раннее осуществлялось следующим образом. Вначале студенты наблюдали за деятельностью музыкального руководителя и воспитателя при проведении музыкальных занятий. После этого анализировали музыкальные и интегрированные занятия, проводимые педагогами детского сада. Затем разрабатывали содержание занятий самостоятельно. После чего разрабатывали и проводили с дошкольниками разных возрастных групп многочисленные досуговые мероприятия разной направленности и содержания. Данная работа имела положительные отзывы и со стороны воспитателей детского сада, и со стороны родителей воспитанников; давала возможность попробовать свои силы студентам в организации данного вида педагогической деятельности, а преподаватель вуза мог оценить творческий и профессиональный потенциал будущих педагогов, оказать помощь в освоении способов, методов и форм музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Но такая форма организации практики не предусматривала полной самостоятельности студентов и во многом зависела от плана работы воспитателя. Поскольку данное дошкольное учреждение уже не первый год является экспериментальной площадкой научно-исследовательской лаборатории при кафедре педагогики дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ФГАОУ ВО ННГУ им.Н.И. Лобачевского и многие инновационные направления работы постоянно апробируются в этом коллективе, то внедрение в практику детского сада практико-ориентированных долгосрочных проектов было встречено с интересом. В течение 2014-2015 учебного года воспитателем В.В. Филатовой и старшим воспитателем Ж.В. Тонюшкиной для детей средней группы детского сада был разработан и реализован проект «Мастера земли Нижегородской». Цель проекта – формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольников в процессе ознакомления с декоративно-прикладным творчеством Нижегородского края. Задачи проекта: 1. Формировать представления детей о видах народного декоративно-прикладного искусства, о творчестве народных умельцев Гжели, Дымково, Хохломы. 2. Способствовать развитию художественно-творческих способностей при восприятии произведений декоративного искусства и в процессе продуктивных видов детской деятельности: рисования, лепки, аппликации. 3. Приобщить к культуре и традициям народа на основе изучения народных промыслов Нижегородского края, формировать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества. 4. Развивать у детей патриотические чувства: любви и гордости к Родине; воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие. В течение года у детей формировали представления о гжельской, дымковской, хохломской росписи. С этой целью оформлялись выставки изделий гжельской керамики, дымковской игрушки, хохломских изделий. Дети средней группы знакомились с техникой рисования гжельской розы, рисованием узоров и орнаментов хохломской росписи, элементами росписи дымковской игрушки (игрушки дети лепили сами из солёного теста, а затем раскрашивали). Знакомство с каждым видом декоративно-прикладного искусства заканчивалось итоговым мероприятием интегрированного характера, в ходе которого дети закрепляли знания о видах росписи, рассказывали стихи, пели песни, частушки, исполняли «орнаментальные» хороводы; звучали русские народные мелодии в исполнении оркестра детских музыкальных инструментов; выполняли работы в технике той или иной росписи. Такие итоговые мероприятия были составной частью семинаров-практикумов, проводимых для студентов факультета дошкольного и начального образования. В ходе семинаров-практикумов студентов знакомили с методами работы с детьми средней группы по освоению разных видов декоративно-прикладного искусства, технологий формирования навыков изобразительной деятельности при выполнении техник рисования гжельской, дымковской, хохломской росписи. Затем студенты в ходе итогового мероприятия могли наглядно увидеть результаты проведённой с детьми работы и дать развёрнутый анализ. Завершающим этапом семинаров-практикумов были мастер-классы, проводимые воспитателем группы для студентов. Будущие педагоги здесь знакомились с элементами росписи; закрепляли знания, полученные в ходе семинара-практикума, практически осваивали техники рисования гжельской, дымковской, хохломской росписи. Непосредственное участие студентов в работе семинаров-практикумов, способствовало: – повышению эффективности обучения благодаря росту личностного статуса и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; – обеспечению качества образования в связи с постоянным действием системы обратной связи; – развитию у студентов интереса к творчеству, возможности испытать радость успеха в продуктивной деятельности. Значение практико-ориентированного подхода состоит в построении образовательного процесса на основе интеграции эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении задач как дошкольного, так и профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА 1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 318 с. 2. Клюева Е.В., Корешкова М.Н. Гуманитаризация методической подготовки будущих педагогов дошкольного образования [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - №2. - 2014. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2014.htm - 0,4 п.л. 3. Корешкова М.Н. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений в области художественно-эстетического воспитания детей // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт. Сбрник статей по Материалам II Международного научно-практического форума, 19-21 ноября 2013г. /Отв. редактор и составитель Командышко Е.Ф. – М.: Издательский дом «ИХО РАО», 2013. – С. 201-205. 4. Просалова В. С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 11.10.2013). 5. Савенкова Л.Г. Развивающая среда детского учреждения как условие модернизации дошкольного образования // Электрон-ный научный журнал № 4 2014. «Педагогика искусства» ФГНУ ИХО РАО http://www.art-education.ru/AE-magazine/ (0,5 п.л.) 6. Савенкова Л.Г. Гумаритаризация образования – условие развития современной школы// Гуманитарное пространство Издательство: Негосударственное образовательное учреждение Высшая школа социально-управленческого консалтинга (Институт) (Москва) ISSN: 2226-0773. - 2014. - №1. - С. 62-72Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник [Текст] /Ю.Б. Борев – М.: Высш.шк., 2002. – 511с.