ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»)

АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА

Доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора, Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования

Аннотация: 
Статья посвящена современному состоянию учебного предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Автор раскрывает основные тенденции музыкального образования, как общего, так и дополнительного, затрагивает проблему формирования универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях введения ФГОС, приводит примеры и анализирует существующие подходы к созданию учебно-методического обеспечения предмета. В работе представлены некоторые исторические данные, касающиеся изучения музыки в российской школе, варьирования названия учебного предмета («Музыка» – «Пение») на протяжении его существования в программах. В статье изложена авторская позиция в отношении уроков хорового пения в общеобразовательной школе, показаны ключевые проблемы современного общего музыкального образования.

Современное общее образование детей в области искусства, в том числе и по
предмету «Музыка», регламентируется, как известно, Федеральными государственными
образовательными стандартами, утверждёнными в 2009–2011 гг. Имеющиеся на
сегодняшний день общедоступные нормативные, инструктивно-методические материалы,
такие как, например, Концепция ФГОС, Фундаментальное ядро содержания общего
образования, Примерные программы по учебным предметам, Планируемые результаты
освоения предметных программ и оценка их достижения и т.п., по степени
разработанности и детализации не имеют аналогов в истории российской школы. С
другой стороны, постепенное введение стандартов второго поколения в широкую
образовательную практику в части учебного предмета «Музыка» имеет целый ряд
объективных преимуществ и очевидных проблем.
Характеризуя современное состояние обучения музыкальному искусству в школе
на разных ступенях образования, отметим следующее. В настоящее время очевидна
устойчивая тенденция информатизации образования в данной области. Позитивным
явлением можно считать безграничные возможности сети Интернет в отношении доступа,
распространения и обмена информацией (нормативной, инструктивной, учебной,
методической и т. п.) между учителями искусства, родителями, администрацией
образовательных учреждений страны. Имеет место увеличивающаяся заинтересованность
учителей данной предметной области в профессиональном общении в рамках социальных
сетей общего пользования (Twitter, ЖЖ), персональных сайтов, учительских
порталов, клубов, сетевых образовательных сообществ и т. д.
Следует отметить и постоянно возрастающее количество уроков искусства
различной тематики (открытые, итоговые, концерты и т. п.), методических разработок и
другой подобной информации, размещающейся учителями школы в глобальной сети для
свободного доступа и обсуждения. Например, существует и успешно работает Клуб
учителей музыки (http://www.proshkolu.ru/club/music/), Сообщество учителей музыки
(http://2berega.spb.ru/club/music/), сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»
(http://www.openclass.ru/), Учительский портал (http://www.uchportal.ru/). Действуют и
персональные сайты учителей музыки: «Музыка в школе» Каплина Александра
Анатольевича, (http://kaplinaleksandr.ucoz.ru/), Переверзевой Ирины Анатольевны
(http://school-simphony.narod.ru/), «С музыкой в сердце» Дакше Ольги Владимировны
(http://dakshe.lyc1-brr.edusite.ru). И этот перечень можно продолжить.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов в
начальной школе наблюдается нарастающая активность учителей, в том числе и по
предмету «Музыка», в повышении качества преподавания, обновлении методик и
конкретных приемов обучения. Передовое педагогическое сообщество рассматривает
процесс внедрения ФГОС в качестве необходимого и действенного инструмента развития
как всей системы отечественного образования, так и отдельно взятых школ. Однако на
современном этапе все эти наметившиеся положительные тенденции пока еще не носят
системного характера.
Неоднозначная эффективность имеющегося современного методического
инструментария, в том числе с применением ИКТ, степень владения им учителей музыки,
сохраняющаяся инерционность в отношении широкого внедрения действенных
технологий и методов обучения искусству в общеобразовательной школе, сокращение
общего количества учителей музыки по объективным и субъективным причинам – всё это
затрудняет процесс формирования универсальных учебных действий на уроках музыки в
условиях введения ФГОС и осложняет процесс формирования музыкальной культуры
детей как части их общей духовной культуры в средней и старшей школе.
Вместе с тем усиливается и степень влияния неформального, или дополнительного,
музыкального образования на состояние обучения музыке в средней и старшей школе.
Иначе говоря, существующие сегодня разнообразные учреждения, в том числе
общеобразовательные школы с предлагаемым широким спектром внеурочной
деятельности и школы искусств, средние специальные и высшие учебные заведения
гуманитарного и негуманитарного профиля (имеются в виду творческие коллективы,
объединения и пр.), где приобщение к искусству имеет необязательный характер,
оказывают всё большее воздействие на круг музыкальных интересов детей и молодежи, и
школьников в том числе. Хоровые, танцевальные и театральные коллективы, а также
кружки детского художественного творчества, студии и секции по различным
направлениям музыкального искусства в образовательных учреждениях и т. п.,
организующие занятия с детьми разного возраста в соответствии с их непосредственными
желаниями и интересами, во многом определяют само отношение к учебному предмету
«Музыка» в общеобразовательной школе.
Поясним на примере. Повсеместное распространение ИКТ значительно расширило
круг детей и юношества, активно участвующих в многочисленных олимпиадах, конкурсах
и фестивалях исполнительского мастерства самого разного уровня, от школьного и
городского до международного. При всей неоднозначности мнений, отметим всё же
определенную положительную роль таких реализуемых проектов средств массовой
информации, как «Танцы со звездами», «Большие танцы», «Голос», «Битва хоров»,
«Поющая семья» и др. При этом, как правило, имеет место ориентация детей и родителей
на быстрый успех, достижение каких-либо результатов без вдумчивой, серьезной и
кропотливой работы, необходимой при постижении высоких образцов музыкального
искусства даже в системе общего образования.
Подчеркнём нарастающую увлеченность детей школьного возраста различными
электронными художественными изданиями, а также социальными сетями общего
пользования. Всё это в значительной степени способствует как популяризации различных
видов искусства, и в первую очередь музыки, так и приобщению молодого поколения к
музыкальной, а шире – художественной жизни общества в целом. Всем известна и
«обратная», весьма активно наступающая сторона современного информационного
пространства – распространение антихудожественного во всех его проявлениях. В связи с
этим уместно напомнить слова Анатолия Васильевича Бакушинского: «Наши дети не
кегли, не глина, не кирпичи, с которыми можно производить любые манипуляции, а
драгоценный наш культурный фонд, живая ткань с очень нежной и сложной
организацией» [1, 156]. Именно такая позиция, на наш взгляд, в очередной раз напомнит
широкому педагогическому и научному сообществу о необходимости не менее активного
противодействия всему, что может помешать сохранению отечественных традиций
общего музыкального образования в контексте непрерывного развития современного
информационного пространства.
Учебно-методическое обеспечение уроков музыки в школе, с присущей ему на
сегодняшний день вариативностью [подробнее см., например, 2, 501], можно считать
необходимым и достаточным. При том, что все имеющиеся в настоящее время учебники
по музыке разработаны и/или доработаны с учетом ФГОС, можно всё-таки выделить
приоритетные подходы к воплощению содержания общего музыкального образования в
начальной и основной школе. Один из них продолжает традиции отечественного общего
музыкального образования и воплощает ключевые идеи педагогики искусства как
актуальной области гуманитарного знания.
В другом – в той или иной степени, но явно просматривается влияние
предпрофессионального музыкального образования, что имело место еще в 20–30-е годы
прошлого столетия. Подчеркнем также, что все имеющиеся сегодня учебники, вне
зависимости от того, в контексте каких идей и подходов они разработаны, имеют своих
последователей и почитателей в широкой педагогической среде разных регионов России и
пользуются заслуженным признанием в научных кругах.
Подавляющее большинство современных учебников и соответствующего
методического обеспечения к ним создано в русле Концепции воспитания искусством
Дмитрия Борисовича Кабалевского при очевидных и, естественно, имеющихся различиях
в авторских подходах. В ряду таких изданий следует назвать учебники таких авторов, как
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева и др. (книги знакомят детей с классической и современной,
народной и духовной музыкой и т. д.); М. С. Красильникова, О. И. Нехаева,
О. Н. Яшмолкина, где название учебника «Музыка. К вершинам музыкального искусства»
говорит само за себя; В. О. Усачева, Л. В. Школяр, реализовавшие принцип
Д. Б. Кабалевского «преподавания музыки как живого образного искусства»;
Л. Л. Алексеева, Л. В. Школяр, воплотившие в книгах сложившиеся отечественные
традиции (искусство – «учебник жизни» всего человечества, по Н. Г. Чернышевскому) и
современные тенденции общего музыкального образования детей и др.
Отметим, что в учебниках, разработанных в русле обоих подходов, так или иначе
находит отражение идея «творческого знакомства с миром», обозначенная в работах
теоретиков и практиков двадцатых годов прошлого века [3, 265]. Одним из примеров
такого «творческого знакомства» с миром музыкального искусства могут быть
современные учебники для начальной школы. Поясним это, обратившись к специфике
тематического содержания и учебных текстов, а также к системе заданий, предлагаемых
детям [4].
Особенности тематического содержания. Разделы учебников не только в полной
мере отражают основные содержательные линии Примерных программ для начальной
школы, но в первую очередь непосредственно связаны с содержанием и спецификой
самого изучаемого предмета. Например: «Музыка в нашей жизни», «Человек-творец»,
«Многообразие музыкальных жанров», «Истоки народного искусства» (I класс); «Природа
музыки», «Замысел и темы музыкальных произведений», «Интонация и развитие
музыки», «Выразительность формы» (II класс); «История народа – история музыки»,
«Музыкальное время», «Шедевры русской музыки», «Творцы музыкальной истории» (III
класс); «Музыка на карте мира», «Россия на музыкальной карте мира», «Человек и
человечество в музыке», «Урок музыки – урок жизни» (IV класс). При этом отсутствует
так называемая «праздничная» и «календарная» тематика, «маршрут» (путешествия) и
«сказочность» как способы или доминирующие принципы при изучении музыки как
учебного предмета в общеобразовательной школе.
Темы уроков нередко представлены в виде вопросительных предложений либо как
темы-проблемы. В качестве примера можно назвать такие: «Что такое балет, опера и
симфония?», «Как родилась народная песня?», «Человек поющий» и «Человек играющий»
(I класс); «Что такое мелодия?» и «О чём может рассказать темп?», «Музыкальные мысли
человека» и «Какие бывают музыкальные интонации?» (II класс); «О подвиге и мужестве
в музыке» и «Что такое музыкальное время?», «Какая музыка – вне времени?», «Для чего
человек пишет музыкальные истории?» и «Музыкальные причуды» (III класс);
«Человечество, музыка и ты», «Музыка и жизнь», «Чему можно научиться у музыки?» (IV
класс) и т. п. Именно эта характерная особенность учебников стимулирует личностное и
познавательное развитие детей на уроках, придает всему процессу познания искусства
исследовательский, истинно творческий характер.
Специфика учебных текстов заключается не в том, что в них разъясняется
содержание самого предмета (выразительность и изобразительность, тембр, интонация,
развитие музыки, формы и жанры и т. п.), это является необходимым условием при
создании учебной литературы для всех уровней и ступеней образования. В учебниках,
наряду с повествовательными, разъясняющими, описательными, представлены и
художественные тексты (фрагменты литературных произведений, высказывания
композиторов о значении музыки в их жизни, размышления выдающихся деятелей
искусства о возникновении музыкальных произведений и т. п.).
Так, в первом классе дети знакомятся с высказываниями Ф. И. Шаляпина о
народной песне (тема «Что такое песня?»); слушают музыкальную сказку для голоса и
фортепиано С. С. Прокофьева «Гадкий утёнок» и фрагменты одноимённого сочинения
Х.-К. Андерсена; размышляют над отдельными фрагментами книги Д. Вейса
«Возвышенное и земное», адекватными для восприятия школьников этого возраста (тема
«Как рождается музыка?») и мн. др. Для самостоятельного чтения в учебнике для
учащихся третьего класса даны небольшие части из книг В. А. Васиной-Гроссман
«Михаил Иванович Глинка» и С. А. Морозова «Прокофьев». В учебнике четвертого
класса предлагается поэтический цикл Б. В. Орлова «О музыкальных инструментах в
стихах» и др. Такого рода тексты, отличающиеся поэтичной, своеобразной речью,
необычностью и оригинальностью слов, «оживляют» имеющиеся у детей художественные
впечатления, представления и тем самым способствуют развитию образного мышления,
эмоционально-ценностного, творческого восприятия окружающего мира.
Кроме этого, в качестве учебных текстов представлены и рубрики «Для тех, кто
хочет знать больше», «Для любознательных юных музыкантов». В первой из них
содержится информационный материал типа: «Музыка – душа моя!» – так сказал
маленький мальчик Миша Глинка после одного из музыкальных концертов; «самый
высокий женский голос называется сопрано»; «финал – заключительная часть
музыкального или художественного произведения» и т. д. (II класс); «в память о русском
композиторе А. Бородине названы улицы в разных городах России: Владимире,
Екатеринбурге, Иркутске, Омске, Пензе и других»; «…рассказывают, что
заключительную часть сюиты “Время, вперёд!” Свиридов сочинил очень быстро – чуть ли
не за час. Вдумайся: ведь это почти столько же, сколько длится урок музыки или
математики»; «в честь русского композитора М. Глинки названа одна из малых планет –
2205 GLINKA» (III класс); «первый оперный спектакль в Италии состоялся более
четырёхсот лет назад» (IV класс) и др.
В рубрике «Для любознательных юных музыкантов», кроме новых знаний, как
правило, присутствует проблемное задание или вопрос, не имеющий однозначного ответа
и побуждающий к размышлению: «Кинорежиссер М. Швейцер так говорил о
произведении Свиридова: “Эта музыка – навсегда. В ней время, которое, вопреки всем
ударам судьбы, продолжается вечно”. Как ты понимаешь его слова?»; «Клавесин, альт –
эти музыкальные инструменты существовали во времена Баха (более трехсот лет назад).
Узнай самостоятельно, какой из них можно услышать в современных концертных залах
или в аудиозаписи» (III класс); «Джузеппе Верди однажды сказал: “Искусство
принадлежит всем народам”. Что ты думаешь об этом?»; «Как и во всех странах мира, в
Японии есть свои народные музыкальные инструменты – к примеру, японская арфа,
японская флейта. С помощью Интернета попробуй найти изображение какого-либо
японского народного музыкального инструмента и аудиозапись его звучания»; «Девятую
симфонию Бетховена иногда называют «Симфонией Радости». Подумай, почему?» (IV
класс) и т. п. Вся вышеизложенная специфика учебных текстов и обеспечивает так
называемый «выход за переделы» изучаемого курса, придаёт содержанию учебников
оригинальность и своеобразие.
Система заданий выстроена в соответствии с ключевой идеей XXI века –
образование через искусство. Это подразумевает формирование у детей целостной
художественной картины мира, развитие творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности, воспитание заинтересованного отношения к музыке как виду
искусства. Поясним на примерах. Так, уже на первых уроках после знакомства с
различными музыкальными произведениями начинаются «Творческие опыты»:
«Представь, как могла бы звучать музыка дождя»; «Может ли звучать твое настроение?..»
(тема «Что такое музыка?»); «Попробуй выразить свои чувства в рисунке, в звучании
любого музыкального инструмента или своего голоса. Сравни речь человека и пение
человека. Попробуй объяснить, чем отличается пение от речи» (тема «Что такое песня?»);
«Подумай, какой музыкальный инструмент понадобится тебе, чтобы исполнить музыку
для Феи Серебра? Как ты представляешь себе эту музыку? Сыграй её» (тема «Что такое
балет?»); «Обрати внимание на человека, который руководит симфоническим оркестром.
Приходилось ли тебе раньше дирижировать? Попробуй» (тема «Что такое симфония?») и
др. (I класс).
В дальнейшем задания предлагаются по такому же принципу: от образа и мысли –
к действиям. Собственные представления, ощущения, впечатления и размышления
растущего человека становятся основой, своего рода импульсом к разнообразной и
осмысленной деятельности на уроках музыки (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация
музыкальных произведений). «Напой мелодию, которая родилась в твоей душе»; «Выбери
один из музыкальных инструментов в классе и попробуй в его звучании передать
движение человека или сказочного персонажа. Оно может быть разным. Скажи, каким?»
(тема «Выразительность и изобразительность в музыке») (2 класс); «Вслушайся: какие
инструменты оркестра сопровождают пение? Вместе с одноклассниками напойте
фрагмент мелодии песни»; «Представь, что ты композитор. Какого героя ты выберешь для
своей кантаты? Какие музыкальные инструменты, какие голоса – детские, мужские,
женские?» и т. д. (тема «Рассказ о героях») (III класс) и др. Предлагаемые школьникам
задания проектного типа – «Наш классный музыкальный журнал» (III класс) и «Наш
классный музыкальный фестиваль» (IV класс) – также ориентированы на осмысленное
воплощение художественных образов в разнообразной и самостоятельной музыкально-
творческой деятельности.
Примером учебников, разработанных в русле другого, упомянутого выше подхода,
могут быть издания Г. С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание»
[5]. Данные учебники ориентированы на музыкальное воспитание и образование детей,
которые обучаются по широко известной в стране системе Л. В. Занкова. Так, весь
материал учебника V класса, в соответствии с программой предмета, разделен на четыре
раздела: «Танцы в творчестве композиторов», «Вокальные и инструментальные
произведения композиторов-классиков», «Эстрадные песни», «Музыка о Великой
Отечественной войне». Логика каждого раздела подчинена целям и задачам предмета и
раскрывает его основное содержание, выстроенное в соответствии с общедидактическими
принципами (доступности, наглядности, систематичности и последовательности,
воспитывающего обучения и др.).
Перечень изучаемых произведений включает в себя классические произведения
отечественных и зарубежных композиторов (В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен,
М. И. Глинка, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов и др.), лучшие образцы народной и
современной эстрадной музыки. Интересен учебник и тем, что в нём содержатся ссылки
на сайты, посвящённые А. Н. Пахмутовой и Е. П. Крылатову, Краснознаменному
ансамблю песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова и т. п. Автор
предлагает различные задания для школьников, в том числе пение по нотам, и
двухголосных примеров тоже, исполнение ритмических партитур, игру на музыкальных
инструментах и т. п. Школьники учатся «допевать мелодию композитора», передавать
«характер музыки с помощью дирижерских жестов», «сочинять мелодии к тексту»,
«сочинять мелодии к эпиграфу» [5; 47–61].
Учебный текст содержит теоретические сведения, информацию о музыкальных
ладах, мажорных и минорных тональностях и т. д. Кроме того, в учебнике имеются
Приложения, включающие в себя «Словарь музыкальных терминов», «Обозначения на
итальянском языке», «Тональности», «Литературную шкатулку». Такого рода материалы
способствуют обобщению полученных учащимися сведений, в том числе и из области
предпрофессионального образования, разъясняют обозначения темпа в музыке,
предлагают для классной и самостоятельной работы школьников стихотворения о музыке
и музыкантах, литературные фрагменты о выдающихся композиторах прошлого и т. п.
Учебник для VI класса также имеет четыре раздела: «Марши в творчестве
композиторов», «Музыка к литературным произведениям, в театре и кино», «Жанры
музыкально-театрального искусства. Опера», «Жанры музыкально-театрального
искусства. Балет». На примере классических произведений отечественных и зарубежных
композиторов – Дж. Верди, Ф. Шуберта, Э. Грига, М. И. Глинки, П. И. Чайковского,
А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Г. В. Свиридова, Д. Д. Шостаковича,
И. Ф. Стравинского и др.), лучших образцов народной и современной музыки, –
школьники осваивают музыкальное искусство во всём разнообразии его форм и жанров.
Особое внимание автор уделяет пению на уроках музыки и, соответственно,
репертуару, который осваивают дети. Это такие известные и любимые песни, как «Мама»
В. А. Гаврилина, «Отчий дом» Е. Г. Мартынова, «Песня о далекой Родине»
М. Л. Таривердиева, «Песня о друге» В. С. Высоцкого и др. Для классной и
самостоятельной работы школьникам предлагаются разнообразные справочные
материалы, например стихотворения о музыке и музыкантах («Дирижеры военные»
Ф. Я. Лаубе, «Плач Ярославны» М. Цветаевой, «Свирель Свиридова» Л. Барыкиной),
литературные фрагменты («Метель» А. С. Пушкина, «Анна на шее» А. П. Чехова),
сведения о выдающихся художниках прошлого и настоящего времени (А. Н. Бенуа, К. А.
и В. М. Васнецовых, М. А. Врубеле, И. С. Глазунове, К. А. Коровине, Н. К. Рерихе и др.).
Учебник для учащихся VII класса, завершающий изучение предмета «Музыка» в
основной школе, выстроен в определенной логике и имеет четкую структуру. Книга
содержит четыре раздела: «Камерная музыка», «Хоровая музыка», «Духовная музыка»,
«Оркестровая музыка». Так же, как и в учебниках для 5–6-х классов, основное содержание
предмета раскрывается здесь в полном соответствии с известными общедидактическими
принципами. Безусловным достоинством учебника является наличие в нём интересных и
редко включаемых музыкальных произведений таких композиторов, как В. С. Калинников
(Первая симфония и «Грустная песенка», В. А. Гаврилин («Перезвоны»), Э. Вилла-Лобос
(Бразильская бахиана № 5), К. Орф («Кармина Бурана»).
Так же, как и в учебнике V класса, последующее обучение в 6–7 классах
предусматривает выполнение целого ряда различных заданий, предполагающих освоение
и закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках музыки в
школе. Например, задания типа «Мои музыкальные впечатления», предлагаемые к
самостоятельному заполнению детьми таблицы; задания на развитие компетентности в
области применения информационно-коммуникационных технологий (учебник VI класса)
и т. д. Представлены и задания, предполагающие освоение каких-либо умений и навыков:
«Исполните фразу из романса…», «Сочините и исполните мелодию…», «Вспомните, что
такое «канон», и спойте его на два голоса», «Исполните на синтезаторе (мелодике,
металлофоне) припев песни», «Спойте по нотам…», «Сыграйте музыкальную тему на
имеющихся в классе музыкальных инструментах» (учебник 7 класса, с. 9 –78) и др.
Безусловно, «индикатором успешности» предлагаемых учебников (содержания,
системы заданий и контроля освоения знаний, умений и навыков, специфики учебных
текстов и др.), разработанных на основе различных подходов к общему музыкальному
образованию, будут положительные отклики, полученные в результате их внедрения в
ряде регионов страны. Тем не менее, на наш взгляд, можно говорить о своеобразии при
реализации идеи «творческого знакомства» с миром музыкального искусства на примере
учебников для современной начальной и основной общеобразовательной школы, хотя и в
контексте различных подходов к музыкальному образованию в школе.
Общая характеристика современного учебно-методического обеспечения предмета
«Музыка» в общеобразовательной школе была бы неполной без упоминания об
электронных учебниках. В настоящее время существуют электронные версии или
электронные приложения к учебникам (речь идет о подобных изданиях именно для
системы общего музыкального образования). Как правило, это аналог, эквивалент уже
существующего печатного издания, что само по себе является воплощением идеи
информатизации российского образования в целом. На сегодняшний день понятно, что
такой учебник тоже должен включать учебные тексты, разъясняющие содержание самого
предмета, иметь высокохудожественные иллюстрации и видеофрагменты исполнения
музыки и т. п., а также специальные материалы для самостоятельной работы ученика и
проверки художественных знаний, умений и навыков. Очевидна необходимость
соответствующего электронного методического пособия для учителя, а в ряде случаев – и
своеобразных электронных «репетиторов» для углубленного изучения предмета
музыкально одаренными детьми (например, «помощник», «педагог-музыкант» и т. п.).
Другое дело, что «переложение» печатного издания в электронное требует
полноценного, глубокого перевоплощения, своеобразного воссоединения традиций
(печати) и новаций (ИКТ). При этом бесспорна необходимость сохранения в электронном
учебнике эстетического оформления, логики и системности в изложении материала,
разъяснений в отношении специфики содержания, наличия различных иллюстративных,
графических и т. п. материалов, а также учёта возрастных и психологических
особенностей обучающихся, включения специфических и весьма непростых для данного
вида представления материалов учебно-творческих заданий именно по музыке и др.
Наверное, совсем скоро появятся учебники, изначально разработанные как электронные,
и тогда будет возможность оценить и сравнить качество учебной книги в ее разных видах:
электронное издание, трансформированное из печатного, и сугубо электронное издание,
созданное на основе принципиально иного способа отображения информации (цифровой
дисплей).
На наш взгляд, и бумажное, и электронное издание могут и должны дополнять друг
друга, с той лишь разницей, что последнее будет носить более практикоориентированный
характер. Вместе с тем разработка и тех, и других электронных учебников является одним
из самых перспективных направлений, связанных с созданием новейшего учебно-
методического обеспечения для школы XXI века, при том, что возможные риски связаны
с проблемами художественного восприятия текста и других графических,
иллюстративных материалов на цифровом дисплее, достижения планируемых результатов
по предмету искусства, оценки качества образования в начальной и основной школе,
воплощения разнообразных видов музыкально-творческой деятельности на основе ИКТ и
др.
Имеющиеся преимущества современной системы общего музыкального
образования детей на примерах вариативного учебно-методического обеспечения не
всегда могут восполнить очевидные проблемы предметов искусства, в том числе и
музыки. И в этом смысле интересными для сравнения видятся Примерные учебные планы
единой трудовой школы, изданные в 1920 году [6]. Именно здесь появляется предмет
«Искусство», подразумевающий музыку и ритмику. Подробный «план-максимум» школы
первой ступени (это первые пять лет обучения, где первый год является продолжением
детского сада) предполагает три часа в неделю на изучение этих предметов,
соответственно на музыку – два часа, на ритмику – один час. Это составляет 16,5% от
общего, недельного учебного времени.
В современной начальной школе урок музыки занимает ориентировочно 4% от
всего учебного времени в неделю (ориентировочно потому, что существуют небольшие
различия в максимально допустимой недельной нагрузке учащихся начальной школы при
пятидневной либо шестидневной неделе). В школе второй ступени, с шестого по девятый
классы, этот предмет также присутствует, с той лишь разницей, что на один час
сокращается обучение музыке с седьмого по девятый классы. Заметим, в системе
современного общего образования урок музыки занимает приблизительно 3% от всего
учебного времени в неделю для учащихся 7-х классов. В содержательном отношении
Примерные учебные планы дают общие рекомендации, касающиеся распределения часов,
«гармоничного соответствия всех учебно-воспитательных сторон школьной жизни»,
«развития способности к труду», «сознательного направления сил и средств к
определенной цели» и др. [6; 6–7].
Как видим, в современном общем образовании имеет место несоразмерное
распределение часов в отношении одного из самых гармонизующих предметов в школе.
Возникает парадоксальная ситуация, когда при минимальном количестве учебного
времени предмет «Музыка» призван обеспечить максимально значимые цели и задачи,
связанные с формированием «музыкальной культуры школьников как неотъемлемой
части их общей духовной культуры», развитием «общей музыкальности и
эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого
потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей» и др. [7; 51–52].
Самое интересное, что, по большому счёту, даже при таком положении дел, всё так
же ни один растущий человек не обходится без музыки и увлечённость школьников
музыкой самых разных современных жанров и форм, танцами и пением всё-таки
сохраняется. Конечно, популярность так называемой «лёгкой», развлекательной музыки
среди школьников разного возраста несоизмеримо велика в сравнении с высокими
образцами этого вида искусства. И, тем не менее, даже этот один-единственный час в
неделю при разноуровневом преподавании (от полупрофессионального до высокого)
позволяет, видимо, в определенной мере привлечь, приобщить, познакомить… Другое
дело, что духовный потенциал музыки как искусства на уроках в школе в этом случае так
и остается по большей части невостребованным. И именно это остается главнейшей и
весьма сложной проблемой современного общего музыкального образования как
настоящего, так и будущего времени.
Возможно, реальное состояние дел в этой области изменится в лучшую сторону с
введением в систему школьного образования детей уроков хорового пения, и то только в
том случае, если эти уроки не заменят уроков музыки, как это определено в настоящее
время ФГОС, а дополнят их. Предыстория вопроса такова. В 1833 году появился
Циркуляр Министерства Народного Просвещения, положивший начало открытию
дворянских сословных школ и благородных пансионов (дворянских институтов) с
сохранением программ гимназий 1828 года, но с дополнением некоторых уроков, в том
числе и Музыки [8, 30]. Подчеркнем, что в более ранних документах упоминания в
программах о таком уроке найти не удалось и, с известной долей вероятности, именно эту
дату можно считать отправной в вопросе появления Музыки как учебного предмета в
программах российской школы.
Позже, в 1862 году, был разработан Устав, предусматривающий целью низших и
средних учебных заведений «воспитание человека», где прогимназии (низшие четыре
класса гимназии, или начальная школа) имели 13 часов в неделю на чистописание,
черчение и рисование, а гимназии (три старших класса) имели разделение на
филологические, без предметов искусства, и реальные, где на Рисование «для желающих»,
гимнастику и Пение «для всех» отводилось 11 часов [8, 65]. С этого времени и начинается
история непрерывного варьирования названия и, конечно, содержания учебного предмета
«Музыка» – «Пение» в планах и программах отечественной школы. Появление Концепции
воспитания искусством Дмитрия Борисовича Кабалевского в 70-е годы XX столетия, а
затем, с конца 90-х годов, – учебников и учебно-методических комплектов по предмету
«Музыка» с полным обеспечением в виде рабочих и творческих тетрадей, методических
пособий, нотных и фонохрестоматий и т. п.: наконец, утверждение ФГОС второго
поколения с предметной областью «Искусство», где наряду с «Изобразительным
искусством» представлен и учебный предмет «Музыка», казалось бы, ознаменовало
завершение этого непростого вопроса (поскольку очевидно, что название предмета
определяет и содержание).
Вместе с тем в феврале 2013 года после двадцатипятилетнего перерыва
возобновляет свою работу Всероссийское хоровое общество под председательством
Валерия Гергиева. И это событие само по себе, безусловно, знаковое, так как хоровое
пение в России – это одна из национальных культурных традиций с глубочайшими
историческими корнями. Однако для учебного предмета «Музыка» в современной
общеобразовательной школе, имеющего на сегодняшний день широкие цели и задачи,
ситуация в определенной степени может осложниться. В первую очередь потому, что
вновь, как и в предыдущее время, возникает речь о «досадных изменениях», связанных с
«отменой уроков пения в школах». Поясним на очевидном и далеко не простом примере.
17 июня 2013 года Общественной Палатой Российской Федерации, Комиссией по
культуре и сохранению историко-культурного наследия были проведены Общественные
слушания на тему «Хоровое пение – основа урока музыки в общеобразовательной школе».
На сегодняшний день существует «Проект основной образовательной программы в
предметной области «Музыка»: требования к содержанию и результатам освоения»,
разработанный Министерством культуры РФ и Институтом развития образования в сфере
культуры и искусства для дошкольных образовательных учреждений (детей трёх – семи
лет) и образовательных школ (с I по IX классы). Проект пока не одобрен и,
соответственно, в общеобразовательных школах, даже на уровне эксперимента, не
внедрен. И это далеко не все мероприятия и начинания, которые прошли и были
осуществлены под знаком возвращения хорового пения в российскую школу. Подчеркнём
всё же видимое противоречие, касающееся самого проекта основной образовательной
программы от 13 июня 2013 г.
Хоровое пение в этом проекте заявлено в качестве одного из видов деятельности,
наряду со слушанием музыки, игрой в детском оркестре, изучением музыкальной
грамоты. При том, что, к примеру, для детей 5–6 лет отводится одинаковое количество
времени и на хоровое пение, и на игру в детском оркестре, в общеобразовательной школе
хоровому пению отводится на 5 минут больше в сравнении с другими видами
деятельности на уроке. И в совокупности таким видам деятельности, как слушание
музыки, игра в детском оркестре, изучение музыкальной грамоты, предполагается уделять
30 минут от общего количества урока, а хоровому пению – 15. Возможно, существует и
другой вариант проекта, но именно в этом проекте хоровое пение не является
приоритетным видом деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.
Заметим также, что ни один из существующих современных учебников по
предмету «Музыка», входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год, не исключает хоровое пение и
нисколько не умаляет значения и важности этого исконно русского вида музыкального
искусства для формирования духовного мира растущего человека.
Наверное, в ситуации внедрения ФГОС можно говорить о воссоздании,
возобновлении деятельности хоровых секций либо кружков в системе неформального
(дополнительного музыкального) образования, где собственно таковые отсутствуют, и о
всемерной поддержке существующих хоровых коллективов, и в первую очередь,
школьных. Хочется также напомнить, что в настоящее время в российских школах
существует немалое количество хоровых и ансамблевых коллективов (академических,
народных, эстрадных, джазовых и их комбинаций) и в такие секции, кружки, объединения
и клубы приходят дети, любящие петь. Манера исполнения в данном случае не имеет, на
наш взгляд, главенствующего значения, поскольку этот выбор определяется идеалами,
интересами и кругозором растущего человека.
«Хор – это дружная семья, только в музыкальном виде», – так сказала о хоре одна
маленькая девочка, ученица начальной школы. Обязать же к вступлению в такое
сообщество, принудить ребенка к посещению занятий по хоровому пению, равно как к
другим видам художественной деятельности, вообще невозможно. История отечественной
школы, да, пожалуй, и многих российских семей, знает немало подобных примеров.
Поэтому в современной ситуации существования Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения с наличием обязательного предмета
«Музыка» и его учебно-методическим обеспечением в начальной и основной школе есть
хорошая возможность увлечь детей искусством хорового пения в системе неформального
образования (детских музыкальных школах, дворцах творчества, студиях и т. п.).
Обобщая сказанное в отношении учебного предмета «Музыка» в системе
современного общего образования детей, необходимости особого внимания к проблемам
информатизации, формирования универсальных учебных действий, учебно-
методического обеспечения, соотношения обязательного, приоритетного и
дополнительного при освоении содержания курса и т. д., подчеркнем следующее.
Обучение музыке в современной школе – это не только возможность оптимального
музыкального и творческого развития, формирование эстетического отношения к
действительности и широкого музыкального кругозора, овладение отдельными
художественными знаниями, умениями и навыками в данной области, знакомство с
музыкально-компьютерными технологиями и т. п. Главное предназначение учебного
предмета «Музыка» в системе современного общего образования молодого поколения
видится в сохранении и развитии отечественных традиций, связанных с эстетическими
идеалами и художественными ценностями, творческими преобразованиями и культурным
наследием, – словом всем тем, что на протяжении тысячелетий составляло духовный опыт
человека и в специфической форме «высвечивало» эталон образа жизни всего
человечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале
пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, 1925. – 240 с.
2. Алексеева, Л.Л. Современное содержание образования предметной области «Искусство» в начальной
школе (на примере предмета «Музыка») / Л.Л. Алексеева / Гуманитарное пространство:
Международный альманах / Ред. О.В. Стукалова. – Том 2. – № 4. – 2013.
3. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917–1947
гг. Вып. 2. – М. – Л., 1947. – С. 262-272.
4. Школяр, Л.В., Алексеева, Л.Л. Музыка. 1–4 классы: учебники для общеобразовательных учреждений /
Л.В. Школяр, Л.Л. Алексеева. – М.: Мнемозина, 2012–2013.
5. Ригина, Г.С. Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание. 5–7 классы: учебники для
общеобразовательных учреждений / Г.С. Ригина. – Самара: ИД Фёдоров, 2009 – 2011.
6. Примерные учебные планы для 1-й и 2-й ступени в единой трудовой школе. – М.: Госиздат, 1920. – 8
с. (Народный Комиссариат по Просвещению. Отдел Единой Трудовой школы).
7. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5–7
классы. Искусство, 8–9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. (Стандарты второго поколения).
8. Мусин-Пушкин, А. Среднеобразовательная школа в России и ее значение / А. Мусин-Пушкин. – Пб.,
1915. – 163 с.