Преобразования, происходящие в современной России, выдвигают новые требования к образовательному процессу. Всѐ острее ощущаются проблемы не только развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, но и социализации личности, и чем раньше ребѐнок вовлекается в этот процесс, тем выше эффективность.
Становление личности современного человека, обладающего высоким уровнем общей культуры, духовным и интеллектуальным богатством, человека, способного квалифицированно, на должном уровне решать творческие задачи, прямо зависит от уровня его духовного развития и степени социализации, от функционирования системы образования в стране. И начинать процесс социализации необходимо с самого раннего возраста, чтобы преодолеть недостаток ответственности, агрессивности, проявления жестокости, склонность к потребительству, инфантилизм и другие негативные последствия.
Несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности. В широком (философском) смысле под социализацией понимается процесс и результат освоение индивидом социального опыта: культуры, знаний, навыков общения, социальных норм, ролей, общественных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [2]. Происходит социализация в общении и совместной деятельности с другими людьми, а также в игре, обучении и воспитании [1]. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на еѐ формирование [3]. В узком смысле социализация употребляется как усвоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения (социальная психология), как адаптация человека к жизни в обществе (психология, педагогика), как процесс управления образованием личности (педагогика) и т. п.
Таким образом, социализация как феномен представляет собой процесс и результат освоения индивидом социального опыта вследствие совокупности целенаправленного и стихийного воздействия на личность социальной среды. Социализация личности осуществляется на основе социальных ценностей, значимых с точки зрения соответствия потребностям конкретного общества и выступающих в качестве продуктов сознания этого общества, выработанных человеческой культурой. Результат социализации как процесса – интеграция личности в социальную среду, идентификация личности с социумом.
Воздействие общества на личность осуществляется через институты социализации. В школьном возрасте одним из основных институтов социализации являются образовательные учреждения. Особое место в системе образования занимают школы-интернаты – «общеобразовательные учреждения для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5, с. 320], в которых особо остро стоят проблемы социальной адаптации ребѐнка и в целом его социализации.
ГОУ Общеобразовательная школа-интернат № 16 с углубленным изучением отдельных предметов города Москвы имеет давнюю историю. Она была открыта в 1956 г. на базе общеобразовательной школы № 270. Воспитанники школы-интерната № 16 проживают на всей территории города. Социальный состав неоднороден, преобладают дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей.
Рис. 1. % соотношения числа воспитанников из полных и неполных семей
Рис. 2. Полные семьи
Рис. 3. Неполные семьи
С учѐтом данного контингента воспитанников педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:
- раскрытие индивидуальных способностей воспитанников и формирование у них различных интересов, как творческих, так исследовательских и научных;
- формирование высококультурной, духовно-нравственной, творческой личности воспитанника, способной к самостоятельному труду в обществе, с высоким потенциалом дальнейшего саморазвития и самообразования;
- предоставление воспитанникам возможностей широкого выбора в области художественного образования.
Социализация как целостный педагогический процесс немыслима без эстетического аспекта, и прежде всего – эстетической культуры личности. Воспитание эстетической культуры учащихся школы-интерната № 16 традиционно связано с предметами образовательной области «Искусство».
На протяжении 16 лет школа-интернат работает по системе углубления художественного цикла. Такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, хореография, МХК, технология (аранжировка цветов, бытовой дизайн), предметы дополнительного образования этой же направленности даются в большем объеме. Воспитанники школы-интерната № 16, благодаря углубленному изучению этих предметов, практически все владеют навыком рисунка, разбираются в музыкальной культуре, включая классическую музыку, с удовольствием занимаются хореографией. Все это помогает учащимся школы-интерната адаптироваться в реальной жизни, находить себя в творчестве и реализовываться через него. Задача педагогов – сделать так, чтобы каждый воспитанник достиг ситуации успеха. Через творчество этот принцип становиться реально достижим.
Вся система учебно-воспитательной работы строится с учетом углубления художественного цикла. Предметы данного цикла интегрируются в предметы общеобразовательные и дополняют их. Принципами интегрированного обучения являются:
- системность работы в данном направлении;
- выход за рамки одного предмета;
- отказ от традиционных форм и методов работы;
- использование на занятиях разных видов информации (знаний разных наук);
- связь занятий с развитием культуры и искусства;
- перенос педагогического акцента с изучения материала на творческое проявление самих учащихся;
- развитие воображения и фантазии, вариативность творчества;
- умение продуктивно завершить работу;
- развитие способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Одной из успешных технологий, позволяющей реализовать интегрированное обучение, является проектная деятельность. Школа-интернат № 16 занимается проектной деятельностью уже более пяти лет. За это время учениками и педагогами школы было выполнено большое количество самых разных проектов. Одним из них стал проект учащихся 5–6 классов «Рыцарство: легенда и быль».
Тип проекта
Информационный; групповой; межпредметный
Актуальность темы
Средневековье – удивительная страница в истории Западной Европы. Это мир рыцарских замков, турниров, гербов. Великодушие и жестокость, роскошь и нищета, благородство и предательство были в этом мире яркими и контрастными, а герои – легендарными. Но это реальная историческая эпоха в жизни человечества, длившаяся более 1000 лет. Приблизиться к пониманию эпохи невозможно, не изучив повседневной жизни человека.
Цель проекта:
составить краткую иллюстрированную энциклопедию о средневековом рыцарстве.
Задачи проекта:
- познакомиться с историей и культурой средневекового рыцарства;
- проанализировав различные источники информации: энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы, научно-популярную и художественную литературу, определить, каким было средневековое рыцарство на самом деле.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап: определение темы, еѐ актуальности, целей и задач проекта, типа проекта.
Планирование: определение источников информации, составление развѐрнутого плана работы, распределение обязанностей среди членов группы.
Исследование: работа с информацией.
Оформление результатов: формулировка выводов, оформление краткой иллюстрированной энциклопедии о средневековом рыцарстве, подготовка к публичной защите.
Защита проекта: представление содержания работы.
Практическая значимость работы
Краткая иллюстрированная энциклопедия о средневековом рыцарстве может быть использована на уроках истории, мировой художественной культуры, литературы, изобразительного искусства при изучении тем, посвященных истории и культуре Средневековья.
Таким образом, социализирующий потенциал предметов образовательной области «Искусство» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращѐнных к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения предметов этой области происходит приобщение воспитанников интернатов к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать еѐ уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предметов образовательной области «Искусство» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1996.
2. Москаленко В. В. Социализация личности (философский аспект). Киев: Вища школа, 1986.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997.
4. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяев В. Г., Фоминова М. А., Копылова А. В., Реут В. Ф. Методическое письмо о преподавании образовательной области «Искусство». М., 2009.
5. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Рос. энцикл.: Дрофа, 2003.
Предметы образовательной области «Искусство» в социализации воспитанников школы-интерната
Аннотация:
Предметы образовательной области «Искусство» в социализации воспитанников школы-интерната