В коллекции детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования» хранятся работы 1950-х годов, выполненные учениками художественных школ Москвы, Ленинграда и Киева. Работы хранятся в двух папках под номерами 78 и 98. По итогам описи папки № 78 опубликована статья [1]. После изучения папки № 78 нами была изучена папка № 98. Изучение обеих папок позволило получить новые сведения о специфике художественного развития детей послевоенного поколения и особенностях обучения в художественных школах Москвы и Ленинграда.
По итогам изучения папки № 98 нам удалось выяснить авторство некоторых работ. В папке хранятся работы, выполненные:
- С.М. Божим (1938-1999) – живописцем, заслуженным деятелем искусств Украины;
- В.А. Горбатовым (1940 г.р.) – кандидатом искусствоведения, членом Союза художников России и единственным россиянином – членом Союза художников дикой природы Великобритании и участником художественных проектов голландского фонда “Artists for nature Foundation”;
- Г.П. Губановым (1935-2015) – членом Санкт-Петербургского Союза художников, членом-корреспондентом Петровской Академии наук и искусств, почетным профессором Европейского Университета, дипломантом международных конкурсов «Искусство книги»;
- Э. Капитаном (1940 г.р.) – членом Союза художников Украины;
- В.И. Коровиным (1936-1991) – живописцем, членом Ленинградского союза художников;
- Э.С. Кочергиным (1937 г.р.) – главным художником БДТ им. Товстоногова;
- О.М. Матвеевым (1940 г.р.) – художником монументалистом;
- Д.А. Потатуевым (1937 г.р.) – членом Ленинградского отделения Союза художников России;
- Г.В. Пшеницыной (1940 г.р.) – заслуженным и народным художником Дагестана;
- Е.В. Саренко (1936-1980) – живописцем, членом Союза художников СССР;
- В.В. Слободкиным (1940-2001) – художником монументалистом.
Нам удалось лично побеседовать с В.А. Горбатовым и Г.В. Пшеницыной, и узнать подробности их биографии. В эфире телеканала «Культура» была показана передача «Линия жизни» с участием Э.С. Кочергина, где он рассказывал о своей биографии [2]. В интернете опубликовано интервью Эдуарда корреспонденту газеты «Континент» Анне Циприс [4]. Биографию Г. Гладунова (Доброва) удалось узнать на интернет-сайте, посвящённом жизни и творчеству художника [3].
Все дети, чьи работы хранятся в папках №№ 78 и 98 учились в 1950-е гг. Большинство из них, закончив художественные школы, стали известными художниками. Они работали (а некоторые из них продолжают работать) в разных жанрах. Их творчество отличается своеобразием манеры и творческого метода. Однако в их судьбах прослеживаются некоторые параллели.
Г. Гладунов (Добров) родился в семье художников. У Е.В. Овчинниковой и Э. Капитана отцы были художниками, а у Г.В. Пшеницыной – тётя. Два сына Г.В. Пшеницыной стали художниками.
Г. Гладунов, В.А. Горбатов и Г.В. Пшеницына с детства любили рисовать.
Поддержка родителей Г. Гладунова, В.А. Горбатова и Г.П. Пшеницыной сыграла огромное, а, возможно, решающее значение в их дальней судьбе. Их родители были заинтересованы в том, чтобы они стали художниками. Г. Гладунова учил отец-художник. В.А. Горбатову отец ставил натюрморты, как умел, оценивал работы, делал инструменты для живописи, доставал художественные материалы. Мать В.А. Горбатова знакомила его с художниками, искала учителей для него. Г.В. Пшеницыну учила тётя – учитель Средней художественной школы при Всероссийской академии художеств в Ленинграде Г.В. Рысина.
В.А. Горбатов, Г.В. Пшеницына и Э.С. Кочергин с детства не только проявляли интерес к рисованию (у Э.С. Кочергина, по его словам, первые опыты в рисовании были вызваны нуждой), но и показывали успехи в этом деле. Эти успехи отмечали их первые зрители.
Г.В. Пшеницына и В.А. Горбатов отмечают, что огромное впечатление на них оказывало восприятие работ сверстников, старших соучеников, работ из методического фонда и произведений признанных художников.
Огромное значение для становления В.А. Горбатова как художника в подростковом возрасте сыграла среда общения – сверстники, страстно увлечённые искусством.
Как показывает опыт В.А. Горбатова и Э. Капитана, в любом возрасте художнику интересно рисовать не что-нибудь, не то, что решит за него кто-то, а то, что интересует самого художника. В.А. Горбатов вспоминал, что натюрморты, которые ставил ему отец, были скучными. Натюрморты, которые он ставил себе сам, он рисовал с интересом. Соученики В.А. Горбатова по школе, несмотря на официальную политику в искусстве 50-х гг., настроенную против новых течений в искусстве (импрессионизма, абстракционизма, сюрреализма, кубизма и т.п.), увлекались этими направлениями и сами пробовали писать нечто подобное.
Одним из поводов отъезда Э. Капитана за границу стала официальная политика в искусстве, невостребованность его искусства на родине.
Опыт В.А. Горбатова говорит о том, что наблюдение окружающей жизни и рисование с натуры развивают зрительную память и воображение. Впоследствии это позволяет правдоподобно рисовать без натуры, «из головы». Также этому способствует перерисовывание, копирование изображений. Однако целостное представление о том или ином объекте изображения (особенности формы, движения, поведения, размеры и т.п.) получить из изображений вряд ли получится.
В.А. Горбатов, Э. Капитан и Г.В. Пшеницына счастливы заниматься любимым делом. Занятия искусством поддерживают в них интерес к жизни, желание жить и работать.
По результатам анализа работ, хранящихся в папках, и общения с художниками можно представить себе некоторые особенности обучении в художественных школах Москвы и Ленинграда в 50-е годы.
Обучение в Московской средней художественной школе при Институте им. В.И. Сурикова (МСХШ) и Средней художественной школе при Всероссийской академии художеств в г. Ленинграде (СХШ) начиналось с подросткового возраста.
По словам В.А. Горбатова в МСХШ принимали с 4-го класса общеобразовательной школы, то есть где-то с 10-11 лет, и учили 7 лет. В школу принимали на основании просмотра работ и сдачи экзаменов по рисунку, живописи и композиции. Учёба начиналась в 8:30 утра.
По словам Г.В. Пшеницыной в СХШ учёба начиналась с 5-го класса общеобразовательной школы, то есть примерно с 11-12 лет. В школе была шестидневка.
В учебные дни в обеих школах в расписание входили специальные дисциплины, сгруппированные по несколько уроков, и общеобразовательные дисциплины. По словам Г.В. Пшеницыной в СХШ специальные дисциплины не длились более трёх астрономических часов.
В 50-е годы в МСХШ по блату принимали детей известных людей. Для сирот при школе существовал интернат. Туда же селили детей, которые жили далеко от школы. Некоторых учеников за счёт государства обеспечивали едой и одеждой. Ученики могли бесплатно посещать Государственную Третьяковскую галерею.
Ученикам СХШ платили небольшую государственную стипендию. Школе покровительствовал Институт им. И.Е. Репина (Всероссийская академия художеств – ВАХ). Педагоги из института посещали школьные просмотры, присматриваясь к ученикам как к своим будущим студентам.
В основном всё время пока шли занятия учителя находились в классе с учениками.
Обучение искусству в МСХШ и СХШ в 1950-е гг. было основано на наблюдениях и рисовании с натуры. Учеников водили в зоопарки, на заводы и предприятия, летом вывозили на пленэры. От учеников требовалось делать наброски и зарисовки. Как видно, впоследствии это давало ученикам возможность правдоподобно изображать людей и животных в разных позах, поворотах и ракурсах, сочинять сложные композиции с большим количеством персонажей.
В МСХШ рисунок вели по программе А.О. Барща, отражённой в его книге «Рисунок в средней художественной школе».
В обеих школах на уроках живописи вначале работали акварельными красками, затем переходили на масляные краски. В МСХШ обучение живописи масляными красками начиналось с 5 класса (то есть, с 8-го класса общеобразовательной школы).
В акварельной живописи использовали беличьи круглые кисти. Простым карандашом делался рисунок. Опытные ученики делали этот рисунок легко, тонкой линией. В основном намечали крупные композиционные пятна и значимые мелкие детали, такие как лица.
Ученики обеих школе первые несколько лет писали натюрморты, потом переходили к портрету. В МСХШ в 5 классе писали натюрморты, а с 6 класса переходили на портрет.
В СХШ масляными красками работали следующим образом. Первым слоем жидко разбавленными красками писали крупные цветотональные отношения. Краски разбавляли тройником: лак, разбавитель и масло. В работе над первым слоем старались использовать прозрачные краски. Затем живопись прорабатывали густыми красками, нагружая холст на освещённых областях предметов и оставляя тонкие слои в тенях.
В последних классах в обеих школах рисовали и писали фигуры людей.
В МСХШ в качестве моделей, позировавших обнажёнку, приглашали как мужчин, так и женщин.
В СХШ учебные натюрморты ставили два раза в год: перед учебным годом в конце августа и на зимних каникулах. В постановках натюрмортов участвовал весь коллектив учителей. Если педагоги высказывали замечания против какой-то постановки, её заменяли.
В МСХШ в натюрмортах использовали бытовые предметы, фрукты и овощи, гипсовые орнаменты, цветы, репродукции картин, чучела животных.
Несмотря на общность учебных задач, методы обучения у разных педагогов различались. Так Г.В. Рысина в СХШ требовала от учеников, чтобы они делали эскизы к натюрмортам. В эскизах работали над композицией и цветотональными отношениями будущей работы. Последовательность выполнения эскизов была следующей. Вначале простым карандашом намечали композицию и основные формы. Затем от куска в один слой в полную силу тона и цвета раскладывали крупные цветотональные отношения. Эскизы давали возможность вести работу на большом формате от куска. «От куска» означает, что пишется определённый фрагмент работы, и от этого фрагмента выстраивается вся работа. Краска кладётся не отдельными мазками на белое поле, а в касание с написанным фрагментом. В работе на больших форматах также делали предварительный рисунок простым карандашом.
Сама Г.В. Рысина не показывала своих работ ученикам и не исправляла ученические работы. Она старалась объяснять всё на словах.
Вместе с тем, многие работы из СХШ и МСХШ, выполненные акварелью, явно были сделаны в несколько слоёв, начиная от светлого. То есть, вначале заливали наиболее светлое пятно и ждали его высыхания. Затем поверх клали пятна темнее, ждали, пока они высохнут. Затем ещё темнее и т.д. Технически слои выполняли разными способами.
В некоторых работах крупные цветовые пятна составляли из разных по цвету, но близких по тону оттенков. Эти оттенки накладывали один на другой или вплотную друг к другу, пока они не успевали подсохнуть. Таким образом, границы этих оттенков размывались, отдельные оттенки мягко перетекали один в другой, образуя единое пятно, состоящее из разных оттенков.
В других работах крупные цветовые пятна составляли также из разных по цвету, но близких по тону отдельных оттенков. Но, в отличие от предыдущего способа, отдельные оттенки не смешивались между собой. Вначале клали один мазок (один оттенок), он подсыхал. Потом рядом, вплотную к нему клали следующий мазок (другой оттенок) и т.д. Таким образом, крупное цветовое пятно представляло собой нечто вроде мозаики, состоящей из близких по тону, но разных по цвету оттенков.
Работы, выполненные в несколько слоёв, вели, как правило, от общего: вначале писали крупные пятна, потом добавляли детали.
Необычным для СХШ было преподавание рисунка М.Я. Перепёлкиной. Она учила по «чистяковской» системе, когда каждая форма представлялась в виде набора плоских поверхностей. Чем округлее форма, тем из большего числа поверхностей она состоит.
По словам В.А. Горбатова В МСХШ выделялись часы на занятия композицией. Однако основную работу над композицией ученики проделывали дома самостоятельно. По словам Г.В. Пшеницыной в СХШ уроки композиции были каждую неделю. От учеников обеих школ требовали делать наброски и зарисовки, писать эскизы, позволяющие раскрыть ту или иную тему.
Лучшие ученические работы учителя отбирали в методический фонд. Часть из них вывешивали на стенах. Часть (например, акварельные работы) хранили отдельно, чтобы они не испортились, не выцвели. Ученикам показывали работы из фонда. Эти работы, выполненные их сверстниками в их школах, производили на учеников сильное впечатление.
По итогам изучения биографий художников, чьи работы хранятся в коллекции института, можно сделать следующие выводы.
Интерес к рисованию и успехи в рисовании в детском возрасте являются предпосылками для того, чтобы человек стал художником.
На увлечение рисованием в детском возрасте большое влияние оказывают близкие люди, семья. Семейная поддержка, помощь родителей, поощрение увлечения рисованием способствуют успехам ребёнка и поддерживают его интерес к рисованию.
В детском возрасте успехи в рисовании, а также поощрение результатов рисования близкими людьми и сверстниками поддерживают интерес ребёнка к рисованию.
Ребёнку и подростку интересно наблюдать за процессом создания произведения искусства. Ему интересна обстановка и атмосфера художественной мастерской.
В подростковом возрасте на интерес к рисованию большое влияние оказывает отношение к этому занятию сверстников и друзей, а также их оценка результатов. Если подросток, увлекающийся искусством, попадает в среду сверстников, интересующихся, увлекающихся искусством, то это поддерживает и, возможно, усиливает его интерес. Если друзья и сверстники одобряют занятия рисованием и результаты этого занятия, то это способствует заинтересованности в рисовании подростка.
В подростковом возрасте восприятие работ сверстников, старших соучеников и картин признанных художников способствует поддержанию интереса к рисованию.
Из всего этого можно сделать следующие практические выводы.
Для того чтобы ребёнок стал художником необходимо поддерживать его интерес к рисованию и способствовать его достижениям. В воспитании профессионального художника участвуют социальные факторы и среда развития.
Воспитание художника должно начинаться в семье. Родителям необходимо с детства поощрять опыты ребёнка в рисовании, предоставлять ему возможность рисовать и обеспечивать его художественными материалами и инструментами.
Необходимо вводить в круг общения ребёнка людей, которые благожелательно относятся к занятиям ребёнка рисованием, могут порадоваться его успехам.
Желательно знакомить ребёнка и подростка с работой художников, их произведениями.
Необходимо обеспечить условия для того, чтобы подросток мог общаться с людьми и, особенно, со сверстниками, увлечёнными искусством, рисующими. Важно, чтобы подросток видел результаты их творчества, творчества старших товарищей. Этому способствует атмосфера художественных школ и студий.
Важно создать условия, при которых ребёнок и подросток мог бы рисовать то, что он хочет, что ему интересно. Или, по крайней мере, выстраивать обучение таким образом, чтобы учащийся понимал пользу от этого и чувствовал результаты обучения, занимаясь собственным творчеством.
ЛИТЕРАТУРА
Белов Д.И. Сравнительная характеристика художественно-творческого развития детей послевоенного поколения в художественных школах Москвы, Ленинграда и Киева [электронный ресурс] / Д.И. Белов // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2015. - №4. – Режим доступа: http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/belov_162-167.pdf
Линия жизни [телепередача] / руководитель программы: И. Благоверова, шеф-редактор: А. Овчинникова, редактор: Е. Ханкина, режиссёр: О. Тутушкина. – М.: Телеканал «Культура», 2016. – Эфир от 15 апреля 2016 г.
Творческая биография художника Геннадия Доброва [Электронный ресурс] // Интернет-сайт, посвящённый жизни и творчеству художника Геннадия Доброва. – Режим доступа: http://gennady-dobrov.ru/index/biogr/0-30 (дата обращения: 20.10.2016)
Циприс А. Счастье для художника – заниматься любимым делом. О персональной выставке в Ганновере художника Эдуарда Капитана [электронный ресурс] / А. Циприс // Архив газеты «Континент» (2004-2014). – Режим доступа: http://www.kontinent.org/article.php?aid=4d6c3c83c1c31 (дата обращения: 27.09.2016)