Преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения

Максимович Валентина Федоровна,

доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, ректор ФГБОУ ВПО ВШНИ
info@itpi-mf.ru

Аннотация: 
В статье преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах рассматривается как основа качества обучения

Сложившиеся центры народных художественных промыслов исторически являются наиболее ярким примером традиционного самовоспроизводства кадров на основе преемственности обучения, сохранения и передачи художественных, бытовых, семейных, патриотических и прочих традиций.
Современные реформы, проводимые в России за последние десятилетия, направленные на децентрализацию управления, несмотря на принятые меры законодательной, организационной и финансовой поддержки художественных промыслов и ремесел на федеральном, региональном и местном уровнях, привели к распространению примитивных, малохудожественных ремесел, не требующих длительного профессионального обучения и, как результат, – дискредитации целого пласта нашей национальной культуры – традиционного прикладного искусства, отечественных традиций воспитания и образования. Утрачены десятки уникальных российских промыслов, прекратилось научное сопровождение развития народных художественных промыслов, прекратили существование многие предприятия и организации народных художественных промыслов. Это не могло не сказаться и на профессиональном образовании в народных художественных промыслах. Профессиональные учебные заведения народных художественных промыслов расположены в небольших районных городах или поселках.
Это имеет свои преимущества и недостатки. К главному преимуществу следует отнести сохранение художественных, технологических и производственных традиций конкретного центра традиционного прикладного искусства. Но при этом необходимо рассматривать не только возрождение и сохранение, но и развитие центров народных художественных промыслов, подготовку наряду с художниками-мастерами ещѐ и
уникальных художников, способных на создание не архаичных примитивных изделий по ассортименту, композиции, низкому качеству исполнения всех элементов миниатюры, а высокохудожественных произведений лаковой миниатюрной живописи.
К недостаткам можно отнести трудности с комплектованием учебных групп, качеством профессиональной подготовки педагогических кадров, вследствие низкой оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения – художников, не имеющих высшего профессионального образования по профилю преподавания, недостаточностью финансирования на приобретение учебных материалов, на достаточное методическое обеспечение образовательного процесса, на обновление оборудования для производственных мастерских, на оплату выездных практик, экспедиций, на содержание и сохранность художественных музеев, на оснащенность современными техническими средствами обучения, на научные исследования, на повышение квалификации преподавательского состава, на выставочную деятельность.
Одной из центральных социальных проблем остается низкий материальный уровень большинства жителей России, что является важнейшим фактором образовательного поведения и образовательных намерений населения и создаѐт проблему бесперспективности профессионального образования. Перенос образовательных услуг, в том числе в области высшего профессионального образования в традиционном прикладном искусстве, для особо одарѐнной молодѐжи к месту их проживания в центрах народных художественных промыслов через развитие сети филиалов вуза является одной из форм доступности образования. Изначальным условием, конечно, будет соответствующий высокий уровень образовательного процесса в филиале и соответствующая ответственность головного вуза.
С целью сохранения и развития народных художественных промыслов через систему подготовки кадров жизненно необходимым является создание единого информационно-коммуникационного сетевого образовательного пространства на основе совместного организационного капитала. Сетевой вариант организации пространства образовательных учреждений предполагает принципиально новое решение проблем: неэффективные профессиональные учебные заведения в сетях за счет обмена информации, знаний, опыта и т. д. приобретают возможность подтягиваться или интегрироваться с более состоятельными субъектами образовательной деятельности. Единое информационное пространство выступает одним из системообразующих принципов сетевого вуза. Функционирование такого вуза в рамках единой информационной, учебной, воспитательной, эстетической и художественно-творческой среды помогает не только соединить независимые, разрозненные образовательные
учреждения среднего профессионального образования, действующие на значительном расстоянии друг от друга, но и координировать действия всей организационной структуры, иметь свободу немедленного доступа к необходимой информации, а также осуществлять совместную работу обучающихся, преподавательского состава и руководителей всех подразделений. Вследствие слияния однопрофильных профессиональных учебных заведений возникает сочетание культур и норм, существовавших в каждом отдельно взятом учебном заведении. Между такими учебными заведениям нет содержательных художественно-исторических культурных различий. Объединение приведет к повышению не только уровня средних профессиональных учебных заведений, но и головного вуза, поскольку требует создания и развития новых механизмов и принципов работы.
В данном случае сетевая многоуровневая система профессионального образования объединит на правах филиалов высшего учебного заведения ведущие колледжи и училища конкретных направлений (видов) традиционного прикладного искусства. Этим вопросом – созданием многоуровневой системы профессионального образования по конкретным направлениям (видам) традиционного прикладного искусства – не занимался ни один вуз России. Особенно это важно для профессиональных учебных заведений России, расположенных вдали от крупных центров.
Слияние вуза и учреждений среднего профессионального образования позволит создать качественную систему непрерывного профессионального образования, что приведет к решению ряда стратегических задач:

Стратегическая цель Результат
Единое методическое сопровождение
 
- разработка единой стратегии непрерывного профессионального образования
- разработка сквозных преемственных учебных программ разного уровня (сокращение затрат на разработку методических работ)
- мобильность обучающихся (укомплектованность групп)
- мобильность преподавательского состава (повышение качества кадрового обеспечения СПО)
- сокращение затрат на УВП и АУП
- внедрение единой системы мониторинга качества методического обеспечения образовательного процесса
- внедрение единой системы мониторинга качества подготовки обучающихся
- повышение квалификации преподавательского состава по профильным программам (экономия затрат)
- повышение квалификации специалистов-практиков (дополнительные поступления)
- развитие системы дистанционного обучения по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам (экономия затрат на оплату ППС)
Единое научное сопровождение
 
- аспирантура
- научно-практические конференции, семинары, круглые столы и т. д.
- единая издательская база (экономия затрат на издание)
Единое материально-техническое обеспечение
 
- упорядочение музейной деятельности (сохранность и пополнение фондов, снижение затрат на содержание)
- единая база практик и творческих экспедиций (экономия затрат)
- единая выставочная деятельность творческих работ преподавателей и обучающихся
- создание собственных художественно-творческих мастерских (дополнительные финансовые поступления, трудоустройство выпускников)
Единое методическое сопровождение образовательной деятельности - разработка сквозных преемственных учебных программ разного уровня общеобразовательного, среднего и высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования с сохранением специфики конкретных направлений народных художественных промыслов


Всѐ вышесказанное позволит:
- обеспечить не только возрождение и сохранение лучших отечественных исторических художественных традиций уникальных художественных промыслов, но и их развитие и, как результат, востребованность в современном социуме;
- создать единое художественно-эстетическое, образовательное и научное пространство, способствующее высокой профессиональной подготовке специалистов всех уровней по конкретным направлениям (видам) традиционного прикладного искусства, в том числе таким, как художественная вышивка, художественное кружевоплетение, лаковая миниатюрная живопись, интегрированная в соответствующих центрах, косторезное искусство и т. д. с полным сохранением как особенностей каждого учебного заведения, находящихся в центрах народных художественных промыслов, так и художественных традиций;
- не только сохранить, но и развить качественную систему профессионального образования через преемственность непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки по каждому направлению традиционного прикладного искусства, что впервые разработано и внедрено только в Высшей школе народных искусств;
- обеспечить систему профессионального образования в области традиционного прикладного искусства высокопрофессиональными педагогическими кадрами из числа выпускников этого же вуза как носителями конкретного вида традиционного прикладного искусства, что существенно повысит качество образовательной деятельности всех учебных заведений, объединенных в вузе и уровень трудоустройства выпускников, поскольку последнее в творческой профессии зависит только от уровня профессионализма и креативности, способности создать уникальное произведение искусства.
- создать единое научное и методическое сопровождение всей деятельности учебных заведений: через учебную и художественно-творческую деятельность как студентов, так и преподавателей, содержание обучения и воспитательную работу, выполнение дипломного проектирования, что позволит уменьшить трудозатраты преподавательского состава на разработку однотипных материалов и больше времени уделить творческой и научной работе, в том числе с обучающимися
- упорядочение музейной деятельности: создание и развитие собственных музеев, повышение статуса имеющихся музеев учебных заведений, представляющих историческую значимость по конкретным видам традиционного прикладного искусства, интегрированной деятельности по их развитию, улучшению организации их работы, сохранности музейного и методического фондов каждого из них как необходимого условия художественно-творческой и учебной деятельности учебных заведений в каждом уникальном центре народных художественных промыслов;
- развивать учебно-методическую базу как единый комплекс с учетом дистанционного обучения по дисциплинам гуманитарного цикла;
- проводить разработку сквозных преемственных учебных программ по всем дисциплинам учебных планов различного уровня: среднего и высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования;
- разработать единую стратегию профессионального образования в традиционном прикладном искусстве и как результат, выработать стратегию развития центров народных художественных промыслов через организацию художественно-творческих лабораторий и мастерских при каждом филиале как мест будущей профессиональной деятельности выпускников, что позволит создать высокохудожественные произведения прикладного искусства по каждому направлению традиционного прикладного искусства и значительно увеличить как внебюджетные поступления, так и уровень трудоустройства и занятости выпускников из числа местного населения;
- исключить бесперспективность образования в традиционном прикладном искусстве и осознать необходимость собственно-творческой деятельности каждым выпускником независимо от уровня полученного им образования, что повысит долю выпускников, продолживших профессиональную деятельность в соответствии с полученным образованием;
- разработать и внедрить единую систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки, поскольку важное профессиональное значение имеет не только общая педагогическая грамотность, но и общность интересов, индивидуальность обучения и малочисленность контингента обучающихся в данных учебных заведениях, единое культурное наследие и единое художественно-образовательное пространство, общность инновационных педагогических технологий, обусловленных сущностью, особенностями и значением каждого конкретного вида традиционного прикладного искусства. Это значительно повысит эффективность затрат на повышение квалификации преподавателей, так как программы имеют конкретную и целеполагающую направленность:
- разработать единую научно-обоснованную систему мониторинга качества образования в традиционном прикладном искусстве;
- создать единую систему выездных практик (пленэрной, музейной, технологической, преддипломной), творческих экспедиций, выставочной деятельности как обучающихся, так и преподавателей, что существенно повысит качество и эффективность проводимых мероприятий, и одновременно уменьшит затраты на проживание и расходы, связанные проведением практик и творческих экспедиций в центрах народных художественных промыслов России – местах нахождения средних профессиональных учебных заведений народных художественных промыслов;
- уравнять образовательные возможности всех российских школьников и повысить доступность профессионального образования непосредственно в местах возникновения,
бытования и развития народных художественных промыслов как перспективного и необходимого в современном мире.

Литература

1. Исследования по общей теории систем //Сб. переводов/ Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. 520 с.
2. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года.