Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации
«Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии»
на 2021 год
Используя педагогический потенциал художественного образования и творчества для реабилитации правонарушителей и профилактике девиантного и делинквентного поведения подростков из группы риска, отечественная и зарубежная пенитенциарные системы уверенно идут по пути гуманизации системы ювенальной юстиции. Цель художественных программ в этой связи – получение образования, подготовка к будущему трудоустройству. Включение в профессиональную деятельность через погружение в творческий процесс – один из критериев успешной ре-социализации, изменения жизни молодых людей.
Зарубежные практики использования художественного образования являются ценными в контексте их использования в отечественной коррекционной педагогике в рамках социокультурных подходов, фокусирующихся на индивидуальном и своеобразном в освоении трудными подростками жизненного опыта.
Результаты многочисленных экспериментальных исследований, проведенных в зарубежных странах ЕС, Великобритании, США, Канады, Швейцарии, Австралии и ряда других стран показывают, что использование средств художественного воспитания и образования имеет устойчивый коррекционный эффект. Художественные проекты за рубежом осуществляются как в исправительных учреждениях, так и в общинах и охватывают все виды искусства, в том числе:
- изобразительные искусства, такие как рисование, живопись и скульптура;
- исполнительские виды искусства, такие как музыка, танцевальное искусство и театр;
- литературное искусство (литературное творчество).
Некоторые проекты являются интенсивными и реализуются в течение короткого периода времени. Например, «Музыка в исправительных учреждениях» (Music in Prisons) реализуется в течении недели. Кульминацией проекта является музыкальное исполнение песен, сочиненных в ходе проекта.
Другие проекты могут быть менее интенсивными и предполагают реализацию программы в течение длительного времени. Например, сеть «Писатели в исправительном учреждении» (Writers in Prison Network) предполагает осуществление художественной программы в течение целого года.
Искусство может сопровождать и оказывать поддержку подросткам в их движении от несовершеннолетних правонарушителей до ответственных членов общества. Оно способно предложить практические, профессиональные и часто инновационные способы развития, профилактики и реабилитации - такие, какие сами участники, возможно, не ожидали, или даже такие, какие они считали для себя невозможными.
Мероприятия в области искусства способны охватить подростков, которых трудно охватить традиционными занятиями. Обучение искусству предоставляет правонарушителям доступные пути достижения конкретных целей.
Художественные проекты предлагают не только новые художественные навыки, но и новые способы обучения ключевым социальным и жизненным навыкам. Любой человек, который когда-либо пытался играть на инструменте в группе, принимал участие в театральной постановке, четко осознает, что этот процесс требует концентрации, дисциплины и командной работы. Профессиональные художники также могут помочь своим ученикам повысить самооценку, развить навыки слушания, самосознания, эмпатии и самоконтроля. Кроме того, обучение новым навыкам может стать полезной привычкой и окончание курса по искусству может стать залогом дальнейших успехов в учебе.
Искусство может способствовать формированию и развитию ответственности подростков, ведь для создания качественного произведения искусства требуется упорный труд, преданность делу и ответственное отношение к работе. Более того, даже если подросток не принимает активного участия в этом процессе, его можно побудить задуматься о своих действиях, последствиях этих действий посредством посещения галереи или просмотра спектакля.
Возможность участвовать в творческом самовыражении через искусство может быть одним из основных факторов успеха коррекционных и реабилитационных процессов [4, С. 2, 8], [2, С. 172-175].
Образование является неотъемлемой частью индивидуального роста, способствуя благополучию и создавая возможности для улучшения жизни [4, 8], однако многие подростки, находящиеся в исправительном учреждении, имеют низкий уровень образования [4, С. 5], [10], что еще больше препятствует использованию традиционных моделей обучения [3, С. 32-34]. Художественные программы, реализуемые в исправительном учреждении, представляют собой жизнеспособную альтернативу для подростков, не имеющих базовых образовательных навыков и/или имеющих низкий уровень грамотности и навыков вербальной коммуникации [8, С. 102]. Традиционные программы обучения в исправительных учреждениях, такие как базовые навыки счета или грамотности, как правило, обеспечивают «квалификацию с наименьшим общим знаменателем, которая вряд ли сможет преодолеть стигматизацию со стороны потенциальных работодателей» [2, С. 173], поэтому наличие других средств обучения является важным образовательным инструментом [4, С. 2].
Программы по искусству принципиально отличаются от авторитетной системы одностороннего обучения, при которой учитель учит, а ученик пассивно учится [9], [5], поскольку педагоги и профессиональные художники «считаются теми, кто помогает и направляет подростков в обучении творчеству» [3, С. 41]. Кроме того, художественные программы приносят пользу, поскольку они обеспечивают позитивные отношения [4, С. 7]. Эти качества художественных программ делают их более доступными, востребованными и потенциально эффективными, поэтому участники с большей вероятностью будут воспринимать их всерьез [6, С. 450]. Доказано, что программы художественного творчества в исправительных учреждениях способствуют приобщению подростков к образованию, стимулируя их к дальнейшему обучению (дополнительное творческое образование или более «традиционные» виды обучения) [3, С. 97], [4, 8]. Активное обучение, присущее художественному творчеству, само по себе является образовательным; при этом очень важно, чтобы художественные программы не терялись в своей «инструментальности» [2, С. 173]. Художественные программы, реализуемые в исправительном учреждении, предлагают многомерную ценность, облегчая возможности не только для дальнейшего обучения, но и для досуга и поиска своего призвания [8, С. 101], развивая конкретные навыки, которые открывают двери для творческой карьеры, а также развивают общие, профессиональные навыки [4, С. 6], [9, С. 1], [10] и имеют реабилитационное, терапевтическое значение [8, С. 103]. Творчество и новые способы мышления, имеющие фундаментальное значение для художественного творчества, являются дополнительными потребностями, необходимыми для реабилитации [2, С. 173].
Занятия искусством [7, С. 182-185], [3, С. 81] приводят и будут продолжать приводить подростков с девиантным и делинквентным поведением к позитивной траектории, связанной с продолжением образования и самосовершенствованием посредством участия в искусстве [9, 3], [8, С. 115], [1]. В исследовании, анализирующем влияние программ художественного творчества на подростков исправительного учреждения, К.Кари отмечает, что «низкая успеваемость может мотивировать как обучение, так и на размышления по поводу использования менее формальных методов обучения, что является важной находкой» [3, С. 97]. Это демонстрирует связь между творческим образованием и обучением, а также обучением и реабилитацией.
Участие подростков, находящихся в исправительном учреждении, в художественных программах, может дать первый опыт позитивной, увлекательной деятельности [4, С. 2].
Участие в художественных программах способно также помочь поддерживать и улучшить отношения между подростками и их семьями (созданные произведения искусства используются для подарков членам семьи и как средство передачи мыслей и чувств, которые может быть трудно выразить словами [8, С. 71]; семьи подростков посещают занятия и поощряются к участию в выставках художественных работ, родители приглашаются на занятия по искусству).
Участие подростков в художественных проектах способствует повышению их самооценки [6], [4], [3, С. 44]. В литературе существует широкий консенсус в отношении того, что положительная самооценка имеет решающее значение для психического и социального благополучия, поскольку она влияет на выбор, цели, задачи и способность справляться с жизненными трудностями [7, С. 185]. В многочисленных исследованиях было показано, что участие в творческом процессе снижает депрессивные симптомы [6], [3, С. 44] и предоставляет подросткам возможность построить и закрепить идентичность, основанную на позитивных достижениях [4], [3, С. 43].
Действительно, взаимосвязь между занятиями искусством и психологическим благополучием и психическим здоровьем давно установлена. В частности, занятия искусством связаны как с психическим здоровьем, так и с благополучием, а также с рядом связанных факторов, включая меньшее количество социально-эмоциональных трудностей, более высокий уровень академических достижений, улучшение настроения и развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. В то же время отметим, что в литературе существуют определенные пробелы, касающиеся взаимосвязи между занятиями искусством и самооценкой детей и подростков. Самоуважение рассматривается как ключ к социальному и когнитивному развитию и эмоциональному благополучию. Уровень самооценки в первые годы связан с более поздней самооценкой в будущем. К настоящему времени проведено значительное число исследований, в результате которых было обнаружено, что самооценка положительно коррелирует с занятиями искусством. Однако эти исследования были сосредоточены на краткосрочных художественных проектах и включали небольшие выборки, не обладающие необходимой репрезентативностью. Связано ли регулярное занятие искусством в детстве с более высоким уровнем самооценки, остается неясным. Известно, что уровень самооценки имеет тенденцию снижаться при переходе от позднего детства к раннему подростковому, отчасти из-за социальных сравнений и самооценки на основе обратной связи от других. Таким образом, определение действий, поддерживающих самооценку в этот переходный период, имеет решающее значение. Проблема при исследовании вовлеченности в искусство заключается и в том, что это вовлечение носит социальный характер, когда дети и подростки из семей с более высоким социально-экономическим статусом имеют более высокий уровень вовлеченности, а дети-мигранты и дети с особыми образовательными потребностями имеют более низкий уровень вовлеченности.
Очевидно, что масштабы потенциальной реабилитации в значительной степени зависят от реализации конкретной художественной программы [8, С. 114], при этом антииерархическая модель «педагог как креативный посредник» получила признание как идеальный способ реализации художественных программ в исправительных учреждениях [3, С. 41], [5].
Участие в художественных проектах создает культуру активного обучения и поощряет улучшение навыков устной и письменной речи за счет использования эффективных педагогических подходов. Кроме того, участники художественных программ и проектов приобретают навыки эффективной совместной работы.
Для многих подростков, находящихся в исправительном учреждении участие в художественных проектах стало конструктивным вызовом и способствовало разрушению негативной идентичности, которую они усвоили. Успехи в выступлениях перед аудиторией открыли для них новые горизонты, личную и социальную идентичность (как артисты или исполнители), что помогло им представить себе альтернативное «я», которое, в свою очередь, побудило их к отказу от преступности.
ЛИТЕРАТУРА
- Austin B. 2007 Arts in Corrections [Электронный ресурс]. - URL: http://alarmpress.com/978/features/art-interview/arts-in-corrections-san-quentin (дата обращения: 10.11.2020 г.).
- Clements P. The Rehabilitative Role of Arts Education in Prison: Accommodation or Enlightenment? [Text] / The International Journal of Art & Design Education, 2004. - Vol.23, no.2, p.169-217.
- Currie C. Art In Prison: An Evaluation of a New Zealand Prison Programme [Text] / Institute of Criminology, Victoria University of Wellington, Wellington, 1989 – 225 p.
- Dean C. & Field J., Building lives through an artistic community, 2003. IFECSA Conference 2003, Australasian Corrections Education Association Inc. [Электронный ресурс]. - - - URL: http://www.acea.org.au/Content/2003%20papers/Paper%20Dean_Field.pdf (дата обращения: 01.12.2020 г.).
- Durland D. Maintaining Humanity: An Interview with Grady Hillman about Arts-in-Corrections. [Text] / Community Arts Network, 2002 – 342 p.
- Gussak D. The Effectiveness of Art Therapy in Reducing Depression in Prison Populations [Text] / International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 2007. - Vol.41, no.4, p. 444-460.
- Heenan D. 2006 Art as therapy: an effective way of promoting positive mental health? Disability & Society. 2006. Vol.21, no.2, pp.179-191. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.acea.org.au/Content/2003%20papers/Paper%20McMillan.pdf (дата обращения: 18.11.2020 г.).
- Johnson L.A Place for Art in Prison: Art as a Tool for Rehabilitation and Management [Text] /Southwest Journal of Criminal Justice. - 2008. - Vol.5, no.2, p.100-12.
- McMillan A. Creative arts vision for corrections education[Text] / IFECSA Conference – 2003 – p. 154
- Peaker A. Education and the Arts in Prison. 1997. European Prison Education Association. 30 October2010. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.epea.org/index.php?option=com_content&task=view&id=274&Itemid=347 (дата обращения: 19.11.2020 г.).