Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся начальной школы

МОСКВИНА АННА СЕРГЕЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, факультет психологии, кафедра педагогики и психологии

Аннотация: 
Статья посвящена причинам и профилактике школьной неуспеваемости учащихся младших классов. Выделен ряд основных причин неуспеваемости в школе. В статье рассмотрены примеры из опыта педагогов и родителей учащихся начальной школы. Описаны рекомендации по профилактике школьной неуспеваемости.

Одной из главных проблем современной школы, на наш взгляд, является школьная неуспеваемость. Многие учителя делают попытки её устранения и профилактики. Но не у всех получается. Не разобравшись в причинах, учителя бросают данную затею и продолжают привычным способом вести учебный процесс-ориентируясь на «среднего ученика». А как же быть с неуспевающими детьми? Под привычным понятием неуспеваемости, понимается, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.В чем же выражается школьная неуспеваемость? Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения [5]. К чему же может привести неуспеваемость? А может она привести к педагогической запущенности, которая в свою очередь подразумевает комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества. Кто же будет виноват в том, что ребенок не осваивает школьный минимум? Родители конечно скажут, что это школа. А школа в свою очередь может погрешить и на  родителей. Давайте разберёмся в мнениях обеих сторон: «По своему ребенку могу сказать: что основные причины неуспеваемости, это невнимательность и неусидчивость в классе. Придя домой, младший школьник делает домашнее задание лишь бы как, чтобы взять быстрее в руки планшет и играть в игры. Также, если ребенок, долго отсутствует в связи с болезнью, педагог должен оказывать помощь в дополнительных занятиях, во многих школах этого нет!» (мама учащегося 2-го класса). Рассуждает о причинах неуспеваемости семья учащегося 3-го класса:«Причин неуспеваемости детей в школе по нашему мнению является несколько: 1) министерство образования придумывает такую учебную программу, которую по их мнению ребенок должен пройти за год, но дети все разные(интеллект, развитость, здоровье и.т.д.)и не каждый успевает; 2) учитель сам или не хочет или не может донести до ребенка знания, поскольку если учитель заинтересован в том, чтобы дать ребенку образование, то неуспевающих детей остаются единицы и то к ним можно найти подход». Педагог начальной школы с 30-летним стажем работы Демина М.Н. о причинах школьной неуспеваемости: У большинства учащихся младшего школьного возраста отсутствует мотивация к учению, низкий уровень готовности ребенка к школе, низкий контроль со стороны родителей в связи с занятостью на работе, неумение рассуждать, непонимание прочитанного, равнодушие родителей к успехам ребенка. В качестве профилактики школьной неуспеваемости, нужно обязательно работать в «треугольнике»: учитель, ребенок, родитель. Ребенок должен посещать дополнительные задания, родители контролировать процесс обучения и развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление. Младший школьник должен уметь действовать по алгоритму, понимать значимость для чего ты это делаешь. Семья обеспечивает мотивацию к учению своему ребенку!» В современной школе учителям стало сложно преподавать, многие учащиеся, перестали интересоваться школьными предметами. Дети идут в школу потому что им так сказали, а не потому что им этого хочется, так же они и делают домашнее задание или не делают. Рассмотрим основные формы деятельности в младшем школьном возрасте: - познание и учение: освоение знаковых форм описания всеобщих законов и отношений; расширение горизонта окружающего мира за пределы непосредственных наблюдений; освоение способов управления вниманием и возможностями тела;  - общение: принятие правил, ответственность как за собственные учебные достижения, так и за результаты в рамках общего дела; - творчество: освоение нормы реалистического изображение, конструирование реалистических копий реальных и воображаемых объектов; - игра: игра в команде, индивидуальные соревнования; - труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям[4, с. 90]. У современных детей совершенно другие увлечения, связанные в основном с компьютерными играми. Именно это усложняет учителю процесс обучения и увлечения своим предметом учеников, а в последствии естественно ухудшается эффективность обучения. Задача учителя - найти нужный подход и метод обучения для повышения эффективности обучаемости. Ведь методы повышения эффективности урока, обеспечивают реализацию программных требований и качественно новые результаты. Повысить эффективность урока можно разными методами, главное, чтобы урок был запоминающимся для учеников. Учителям очень сложно построить урок так, чтобы он был понятен, интересен, а главное принят каждым из учеников. Ведь это всего 45 минут, но за это время необходимо успеть очень много. Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями [2, с. 451]. Для профилактики школьной неуспеваемости, учителя должны стараться применять на своём уроке активные методы и формы обучения, создавать ситуацию успеха, особенно тем, кто в этом нуждается (мотивация, и уверенность в себе у таких учеников только возрастёт). Систематический контроль и оценка результатов обучения так же помогут педагогу на ранних этапах обратить внимание на слабого ученика. Одной из мер по устранению отставаний в учёбе, могут быть дополнительные занятия. Индивидуальная воспитательная работа должна проводиться со всем классом, ведь ещё Макаренко А.С. определил золотое правило воспитания, заключающееся в том, что воспитательное воздействие должно проводиться до, а не после проступка. Индивидуальный подход к каждому ученику само собой очевидное: тревожных и застенчивых необходимо чаще поощрять и реже наказывать, демонстративных стараться «как бы» не замечать в ситуациях негативного обращения на себя внимания, у агрессивных учитывать тип агрессии и обеспечивать разрядку агрессивного импульса. Но бороться с неуспеваемостью невозможно без дифференцирования её причин, а это может быть низкая обучаемость или низкая мотивация. Отношение ребёнка к учению ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 4 строится на множестве факторов: успешность учебной деятельности, отношение с учителями и со сверстниками, уровень притязаний родителей и ребёнка. И так, какие же ошибки допускают родители? Некоторые родители, на наш взгляд, предъявляют своему ребёнку слишком завышенные требования, они ожидают от своего чада только положительных отметок, а это ведёт к школьной тревожности. Таким родителям можно порекомендовать снижать значимость результатов учения, переключать внимание ребёнка на вопросы взаимоотношений в коллективе, школьного режима. Важно учитывать тип семейных взаимоотношений: в авторитарных семьях дети более зажатые, не имеют собственного мнения, а в семьях, где господствует гипер опека над ребёнком, дети разбалованы и неуправляемы. Многие проблемы в семье (развод родителей, рождение ещё одного ребёнка, либо социальное неблагополучие) так же могут являются причинами школьной неуспеваемости. Родителям необходимо быть более внимательны к своему ребенку, учитывать его интересы и не допускать перегрузок. Недопустимость школьных перегрузок так же должно являться и правилом учителя. А это, как известно, достигается гармоничным сочетанием различных форм работы, труда и отдыха. Учитель должен быть в первую очередь творческой личностью и уметь провести свой урок, чтобы не просто дать детям учебную обязательную программу, но, и чтобы ученики усвоили эту программу, а значит нужно совершенствовать свой стандартный урок в оригинальный и запоминающийся для детей [3]. Педагогам, не имеющим опыта в диагностике, профилактике и устранению школьной неуспеваемости, можно порекомендовать обратиться к трудам С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться» и В.Ф. Шаталова «Куда и как исчезли тройки!»: опережающее обучение и комментированное управление уроком самими учениками, использование опорных схем, рациональное распределение времени урока, развитие речи учащихся. Все эти методы могут помочь начинающему учителю в построении своих уроков. Таким образом, педагогическая интуиция в сумме с грамотным построением урока, применением разнообразных методов и своевременной работе с родителями помогут учителю сократить число неуспевающих в своем классе. У такого педагога дети будут учиться легко и без троек!

 ЛИТЕРАТУРА

1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / / Соч.: В 8 т. - М., 1983. - Т.1. 2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 451. 3. Москвина А.С. Трудовая деятельность с малых лет // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 4. С. 575-582. 4. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования / под общ. ред. А.Г. Асмолова; введение А.Г. Асмолова. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - С. 90. 5. Учебноепособиедлястудентовпедагогическихвузовипедагогическихколледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическоеобщество России, 1998. - 640 с.