В нашу жизнь стремительно ворвалось развитие информационных технологий, которое, с одной стороны, привело к интеллектуальному расширению пространства и времени, с другой – к переполненности, перенасыщенности информацией. Особенно остро отрицательная сторона этого явления сказалась на детях. За последнее десятилетие, по мнению педагогов, у младших школьников наблюдается падение интереса к чтению, снижение способности воспринимать вербальную и знаковую информацию и, как следствие, трудности в формировании учебных знаний, умений и навыков. У детей, превратившихся в пассивных созерцателей, происходит ослабление возможностей памяти и мышления, нарушается процесс быстрого восстановления полученных ранее знаний в рамках не только общего образовательного, но и музыкально-теоретического цикла, к которым относится предмет «Слушание музыки».
Между тем в процессе обучения этому предмету дети должны получить первоначальные знания «о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах»; у них должна быть сформирована «способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения, а также развито умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения» и наряду с этим навык «проведения ассоциативных связей с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств» [7]. В сложившейся ситуации возрастает значение разработки дидактических средств обучения, активизирующих познавательную деятельность и обеспечивающих продуктивную работу мышления. В их основе должен лежать принцип наглядности, впервые сформулированный еще Я.А. Каменским, а в дальнейшем развитый И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и др. педагогами, отождествлявшими наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, свойственную психической природе ребенка. Так, К.Д. Ушинский считал, что наглядное обучение строится «не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье. Этот ход ученья – от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли» [6]. К середине XX века понятие наглядности стало включать следующие компоненты: зрительный, слуховой, осязательный. Ни один из видов наглядности не обладает абсолютными преимуществами перед другим.
На уроке слушания музыки дети вовлечены в один из видов наглядного восприятия – слуховой. Но, ограничивая их только слуховыми представлениями, мы сокращаем возможности детей в полноте образных ощущений картины мира, отражением которой является музыка как один видов искусства. Использование всех видов наглядности в совокупности может дать возможность провести урок более содержательно и эффективно. Это предположение основано на взглядах современных психологов, считающих, что основой интеллектуальной деятельности ученика является образное (визуальное) мышление, поскольку способность оперировать образами имеет прямое отношение к формированию его интуитивного опыта, умения взглянуть на нестандартную ситуацию под новым углом зрения, готовности опираться на собственное воображение и т. д. Принцип наглядности обучения необходимо рассматривать с новых позиций: речь идѐт не просто «об опоре на наглядные впечатления ребенка, но о формировании его образного опыта, в частности, способности к «умозрительной» интеллектуальной деятельности» [4].
В связи с этим настоятельно назрела необходимость перейти «от наивного использования наглядности, как средства повышения эффективности урока, к формированию визуальных знаковых понятий, которые по своему объему, степени обобщенности могут не уступать привычным вербальным понятиям» [5; 71].
В последнее время появились диссертационные исследования, посвященные теме визуализации обучения в системе как общего, так и дополнительного начального образования. Их авторы – Н.А. Резник, О.А. Павлова, Е.Б. Ермилова и другие – отмечают, что использование в процессе обучения наглядных образов необходимо рассматривать не в качестве вспомогательного иллюстрирующего приема, а как ведущее продуктивное средство, способное активизировать учебную деятельность, закрепить устойчивый интерес к обучению, а значит, обеспечить развитие учащихся.
Так, Е.Б. Ермилова отмечает, что создание визуального материала, соответствующего психолого-возрастным особенностям младших школьников, повышает восприимчивость, ускоряет накопление запасов аналитической памяти, воображение и способность комбинировать мысли и образы, но требует последовательной системы тренингов с использованием специально сконструированных зрительных рядов. Для этого важно чтобы изобразительные средства использовались с установлением необходимых сюжетных, а впоследствии понятийных и структурных связей объектов, наглядной демонстрации переходов и результатов проведенных преобразований [1].
Визуализацию обучения могут обеспечить информационно-коммуникационные технологии, превращающиеся в условиях продуманного и выстроенного дидактического материала из тормозящего развитие детей фактора в средство оптимизации учебного процесса.
Формы использования приемов визуализации могут быть различны. На помощь приходят методы, помогающие проанализировать ту или иную информацию, разложить ее на составляющие. Использование различных технологий визуализации дает возможность детям не просто видеть учебное пособие, подготовленное преподавателем, а самим участвовать в его создании, что делает процесс более информативным и познавательным. Такой подход в равной степени может быть применен практически на любом предмете музыкально-теоретического цикла.
Рассмотрим такую технологию визуализации, как «ментальная карта» (рис. 1).
Рис.1. Ментальная карта «Визуализация» «Ментальная карта» – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания и фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т. д. Это достаточно простой способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи [2]. Автором идеи является Тони Бьюзен – известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблемам мышления. Он разработал технику составления ментальных карт в конце 1960-х годов. В основе технологии лежит графическое изображение основной мысли (она помещается в центре) и веток, содержащих ключевые слова, понятия, раскрывающее основную мысль. Надписи могут быть заменены символами или рисунками.
Во время учебы для запоминания и анализирования информации мы используем в основном только левое полушарие мозга, отвечающее за рациональность и логику. Правое же, отвечающее за творчество и образы, в это время бездействует. Ментальные карты помогают сочетать элементы как логического, так и образного мышления: при их применении работают оба полушария.
Рис. 2. Ментальная карта «Настроение в музыке» Автор техники «ментальная карта» предлагает нам начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только «обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию» [3]. В течение их использования наблюдается гораздо лучшее усвоение материала, воспроизводимость полученных знаний, развитие образного мышления и «цепкости» памяти.
В ДШИ наибольшие трудности возникают у учащихся при освоении программы предметов теоретического цикла. Так, на уроках слушания музыки учащимся необходимо освоить много теоретического материала, включающего термины, понятия и даже целые формулы. Для их освоения можно использовать технологию «ментальная карта».
Разбирая то или иное понятие или произведение, можно составлять карты вместе с учащимися, визуализируя параметры рассматриваемого вопроса. Обсуждая важность и свойства ключевых слов, учащиеся учатся анализировать имеющиеся у них знания, выделять главное, ранжировать информацию, делать выводы.
Результатом мозгового штурма, устроенного для обсуждения и разбора понятия на уроке, становится создаваемая совместными усилиями преподавателя и учащихся ментальная карта.
Рис. 3. Ментальная карта «Настроение в музыке»
Помимо работы на уроках, эта технология хороша и для мониторинга, так как формирование визуального образа может осуществляться последовательно и отслеживание постепенного создания карты учащимся отразит уровень освоения им теоретических знаний и практических навыков применения теоретического материала на каждом этапе. Это особенно применимо в случае освоения темы, рассчитанной на несколько уроков, когда ребенок проходит через овладение рядом понятий и, оформляя карту, постепенно добавляет «ветви». Обобщая пройденную тему, делая выводы, каждый из учащихся создает свою работу – возможно, отличную от других и этим ценную (рис. 2, 3). Впоследствии, при повторении пройденного материала, нет необходимости перечитывать записи и учебники. Все нужные знания, уже отобранные и собранные в структурированную карту, будут перед глазами. Практическое применение технологии «ментальная карта» возможно различным способом: с помощью ручки, карандашей и листа бумаги и т. д. Наличие же в классе интерактивной доски, мультимедийного проектора и компьютера, ставших неотъемлемыми участниками образовательного процесса в ДШИ, поможет с помощью базового программного обеспечения освоить предложенную технологию в любых текстовых или графических редакторах. Помощь ученикам и педагогу могут оказать различные программы и сервисы, направленные на создание ментальных карт (рис. 4). Они предоставляют возможность строить большие, многоступенчатые карты, отражать связи между понятиями, помечать ключевые слова тематическими картинками, схемами, символами и рисунками. Кроме того, они позволяют в режиме онлайн создавать одну схему сразу нескольким пользователям сети. С помощью заметок, ссылок, новых файлов, с указанием задач в них можно сохранять полученный результат или изменять его при новом к нему обращении. Рис. 4. Процесс создания ментальной карты на сайте www.mindmeister.com
Освоение технологии происходит на уроке, а затем может использоваться в качестве домашнего задания (рис. 5)
Рис. 5. Ментальная карта «Форма музыкального произведения»
Таким образом, внедрение технологии «ментальная карта», поддержанное компьютерными средствами, позволяет сделать процесс обучения более простым, понятным и ясным, а также, что немаловажно, интересным и запоминающимся. Яркие зрительные образы помогают учащимся надолго запомнить сложный теоретический материал, свободно пользоваться понятийным аппаратом и в обстановке творческой активности слушать, обсуждать, анализировать, а значит, учиться понимать музыку (рис.6).
Рис. 6. Ментальная карта «Слушаем музыку»
Литература и интернет-ресурсы
1. Ермилова Е.Б. Визуализация процесса обучения и развитие творческих способностей / Е.Б. Ермилова // Прикладная психология и психоанализ. – 2002. – № 3. – С. 67–71.
2. Колесник В. Ментальные карты // Колесник.ру: блог о личном развитии URL: http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/ (дата обращения 12.11.2012) 3. Наст Дж. Эффект визуализации // Онлайн библиотека гуманитарной и технической литературы. URL:http://www.telenir.net/delovaja_literatura /yeffekt_vizualizacii/p7.php (дата обращения 12.11.2012)
4. Павлова О.А Роль визуального восприятия в изучении музыкальной грамоты на уроках сольфеджио в младших классах школы / О.А. Павлова. – СПб.: Изд-во Информатизация образования, 2003. – 40 с.
5. Резник Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: Дис. … докт. пед. наук / Н.А. Резник. – СПб., 1997. – 500 с. 6. Ушинский К.Д. Соч. в 11-ти т. – Т. 6. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – С. 265–266. 7. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, утвержденные Приказами Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 161, 162, 163, 164, 165, от 09.08.2012 г. № 854. // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации URL: http://mkrf.ru/ (дата обращения 17.12.2012).
Приемы визуализации процесса обучения младших школьников на уроках музыкально-теоретического цикла
Аннотация:
Статья посвящена информационно-коммуникационным технологиям оптимизации учебного процесса, помогающим проанализировать ту или иную информацию, разложить ее на составляющие. Использование различных технологий визуализации дает возможность детям не просто видеть учебное пособие, подготовленное преподавателем, а самим участвовать в его создании, активизировать учебную деятельность, закрепить устойчивый интерес к обучению. Подробно рассмотрена технология "Ментальная карта".