ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ВОКАЛИСТАМИ

Фоминых Екатерина Викторовна
преподаватель ФГБОУ ВО РГУ им. А.Н. Косыгина, аспирант ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
Аннотация: 
Музыкальное образование, как и любое другое, обязано идти в ногу со временем, чтобы полученные студентами в процессе обучения знания были актуальны и имели ценность на рынке труда. Умение обучающегося пользоваться современными техническими средствами становится необходимым для упрощения образовательного процесса и дальнейшего трудоустройства. Исследование различных информационно-коммуникационных технологий, используемых в образовательных целях, подтвердило важность их применения в современной педагогической практике. Важность внедрения этих технологий в процесс обучения музыкантов, а в частности вокалистов, уже не вызывает сомнений у педагогического сообщества.

В XXI веке музыкальный процесс невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Музыкально-компьютерные технологии используется во многих сферах профессиональной деятельности музыкантов: ими пользуются композиторы, теоретики, исполнители и звукорежиссеры. Вне зависимости от того, используются ли технические средства отдельно друг от друга или в комплексе, необратимость изменений творческого взаимодействия с каждым годом становится всё более очевидной. В связи с этим возникает необходимость в исследовании инновационных методов совместной деятельности музыкантов, связанных с применением музыкально-компьютерных средств, а также значимости внедрения компьютерных технологий в процесс профессионального музыкального образования. 
Цель музыкального образования – формирование самостоятельной творческой единицы [6]. Развитие творческой самостоятельности студента является одной из главных проблем педагогики. Это обусловлено тем, что для продуктивной самостоятельной работы обучающемуся необходимы средства, с помощью которых можно контролировать собственную деятельность. В этих целях можно использовать различные аудиовизуальные инструменты, такие как микшерные пульты, звукозаписывающие устройства, цифровые инструменты и др. Использование средств ИКТ позволяет увеличить эффективность домашних занятий и помогает «формировать у учащихся способность к саморазвитию, самообразованию» [2].
В музыкальном образовательном процессе использование информационно-коммуникационных технологий может служить для достижения определенных педагогических целей. Наиболее распространенными видами информационно-коммуникационных  технологий в музыкальном образовании считаются электронные музыкальные инструменты, digital-устройства (MIDI-секвенсоры, аудиоредакторы, семплеры, микшеры) и музыкальные компьютерные программы. Остановимся подробнее на каждом из них.
Электронные музыкальные инструменты используются в музыкальном образовательном процессе наиболее часто из представленных видов информационно-коммуникационных технологий. В основном, в музыкальных учебных заведениях можно встретить электронные фортепиано или синтезаторы, но рынок электронных инструментов предлагает значительно большее количество альтернативных инструментов (AKAI EWI, Yamaha Disklavier и др.) 
Digital-устройства в музыкальном образовательном процессе в последние годы начали активно использоваться при обучении композиторов. Это обусловлено тем, что работа с аудиовизуальными средствами позволяет больше углубиться в звуковой материал. Возможности цифрового инструментария шире механического, поэтому они помогают более полно развить музыкальность и творческую разносторонность студента. Также цифровой инструментарий делает образовательный процесс интерактивным, то есть создает диалогическое взаимодействие студента с устройством [1]. Такой способ работы позволяет создавать музыкальные объекты и расширять возможности для творчества. В современной музыкально-образовательной среде широко используются микшерные пульты, семплеры, секвенсоры и звукоусилительное оборудование, что позволяет менять тембры инструментов и создавать музыкальные произведения сложной фактуры самостоятельно. С педагогической точки зрения digital-инструменты позволяют не только развивать самостоятельность студента, но и разнообразить занятия и усилить вовлеченность в них.
Музыкальные компьютерные программы, в состав которых входят аудиоинтерфейсы и нотные редакторы, используются для работы с нотным материалом и редактирования записанного исполнения. С помощью аудиоинтерфейсов обучающийся может создавать «виртуальное электроакустическое пространство» [1], позволяющее экспериментировать с обработкой аудиодорожки. Обращение к аудиоредакторам во время обучения помогает выявить недочеты в исполнении и, опираясь на микроструктуру произведения, более точно сформулировать задачи для дальнейшей работы над произведением. Нотные редакторы необходимы для быстрого транспонирования и набора нот, что положительно сказывается на скорости и качестве выучивания нотного материала. 
Внедрение технологических средств во взаимодействие вокалиста и концертмейстера является трудноосуществимым процессом, для реализации которого требуется желание обоих участников взаимодействия и их готовность к экспериментированию с традиционной моделью урока. Но в долгосрочной перспективе использование музыкальных технологий позволяет сделать сотворчество более продуктивным и интересным.
В работе эстрадного вокалиста необходимость использования технических средств выражена ярче, чем в работе с академическим певцом. Это обусловлено тем, что эстрадное пение подразумевает использование микрофона, подключенного к микшерному пульту, и поэтому репетиции с инструментальным составом или концертмейстером проходят с применением базовых средств технической оснащенности. Академические певцы во время репетиций и концертов не используют никакого звукоусилительного или другого технического оборудования. В связи с этим использование музыкально-компьютерных технологий в ежедневной репетиционной практике может быть для них непривычным и провоцировать зажим. Тем не менее, применение технологических средств для улучшения качества самостоятельных занятий или совместных репетиций с концертмейстером постепенно становится важной составляющей образовательной деятельности певцов. Они необходимы для получения вокалистами комплексных знаний и умений по своей специальности и освоению смежных музыкальных дисциплин. 
Для полноценного внедрения музыкально-компьютерных технологий в жизнь вокалистов и, в частности, их совместную работу с концертмейстером нужно задействовать весь доступный digital-инструментарий. Это необходимо для того, чтобы путем применения различных технических средств вокалист смог подобрать для себя индивидуальный набор подходящих ему инструментов, который ему было бы удобно использовать на постоянной основе.
Одними из наиболее интересных инструментов, подходящих для использования вокалистами, являются музыкальные компьютерные программы. Они имеют возможность редактировать звуковой сигнал, который впоследствии становится частью аудиодорожки. При обработке записанного голоса можно отрегулировать чистоту тона, ритмическую ровность и изменить некоторые тембровые характеристики. Для осуществления такой коррекции необходимо использовать VST-инструменты, встроенные в программное обеспечение аудиоинтерфейса. Грамотное пользование VST-плагинами позволяет более подробно анализировать свое исполнение, а также может использоваться в педагогических целях [3]. Для использования виртуальных инструментов необходимо иметь базовые знания в коммутации и эксплуатации аудиовизуального оборудования и быть уверенным пользователем ПК.
При работе с записанным материалом в музыкальной компьютерной программе вокалист создает «идеальное», по его мнению, звучание. Получив отредактированную запись, певец может прослушивать ее и стремиться довести свое реальное исполнение к созданному «идеалу». Такая практика выводит слуховой анализ на новый уровень, так как у вокалиста появляется возможность услышать свой голос в наилучшем виде. Эта возможность создает вокалисту дополнительный стимул для занятий и работы над собой, так как он эффективнее, чем ориентирование на других исполнителей. При такой работе вокалист сможет поставить себе более точные задачи для самостоятельных занятий и работы с педагогом и концертмейстером. 
Проблемой для вокалистов при самостоятельных занятиях является отсутствие концертмейстера, вследствие чего им приходится репетировать a-capella. Бесспорно, пение a-capella тренирует чистоту интонации и слух исполнителя, что полезно с педагогической точки зрения. Неудобство такой работы заключается в том, что вокалист не может услышать гармоническую фактуру аккомпанемента и привыкнуть к фортепианному или оркестровому сопровождению. Это, в свою очередь, сказывается на качестве совместной работы вокалиста и исполнителей аккомпанирующей партии, увеличивает длительность и количество репетиций. Для домашних занятий вокалист может использовать «минусовки», которые помогают заранее настроить слуховые ощущения на совместное исполнение произведения с сопровождающим инструментов. Такая самостоятельная работа позволяет сократить время на адаптацию к аккомпанементу при встрече с концертмейстером и увеличить продуктивность репетиций.
В самостоятельной учебной деятельности, а также для организации дистанционных уроков, вокалистам могут помочь такие «средства самонаблюдения» [9], как web-камера и диктофон. Эти девайсы предоставляют расширенные возможности для саморефлексии: с их помощью можно анализировать не только качества голоса, но и свое сценическое поведение. Просмотр записи своих занятий с педагогом и концертмейстером позволяет вспомнить ключевые моменты урока и выделить основные направления для дальнейшей работы над материалом. Также записи домашних занятий можно отправлять педагогу для получения рекомендаций и замечаний по качеству самостоятельной работы. Такой способ работы способствует более продуктивному осваиванию технических нюансов профессии и увеличивает скорость выучивания нотного материала [5].
Музыкально-компьютерные технологии могут внести вклад в формирование творческого портфолио вокалиста. Аудио- и видеозаписи с выступлений могут использоваться для дистанционного участия в конкурсах и фестивалях. Эта форма участия актуальна для конкурсов и фестивалей, проходящих в других городах и странах, и упрощает процесс участия в них.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии делают вокальное образование более доступным и расширяет спектр творческих заданий для обучающихся разного уровня подготовки. Аудиовизуальная техника помогает повысить интерес студентов-вокалистов к образовательному процессу и разнообразить их творческую активность. При правильном использовании технических средств можно создавать более комфортные условия для совместной работы вокалиста и концертмейстера, которые в полной мере раскроют потенциал творческого взаимодействия.
Для того, чтобы правильно пользоваться музыкально-компьютерными средствами, вокалисту необходимо получить некоторые специальные знания. Обучение должно быть направлено как на изучение работы отдельных компьютерных программ, так и на освоение основ работы на персональном компьютере. Для этих целей в образовательный процесс студентов-вокалистов входит предмет «Музыкальная информатика», который уже стал неотъемлемой частью музыкального образования зарубежных стран [4].
Курс музыкальной информатики для вокалистов представляет собой поверхностное изучение основ компьютерной грамотности и практику работы в нотном редакторе «Sibelius» и аудиовизуальном интерфейсе «Adobe Premier». В рамках курса студенты учатся самостоятельно набирать и транспонировать нотный материал, работать с видеорядом и монтировать аудиодорожку, что благотворно сказывается на их общей осведомленности касательно развития аудиовизуальных технологий. В обучение музыкальной информатике не входит работа с аудиоинтерфейсами и VST-инструментами. Это обусловлено недостаточной технической оснащенностью музыкальных учебных заведений, которые располагают в основном только несколькими персональными компьютерами. Безусловно, отсутствие у студентов возможности практиковать использование музыкальных технических средств лишает их возможности получения опыта, необходимого для дальнейшего самостоятельного использования музыкально-компьютерных средств. Затронутая нами проблема является повсеместной и охватывает большую часть российских музыкальных учебных заведений за пределами Москвы.
В учебных заведениях, обучающих звукорежиссеров и композиторов, есть полностью технически укомплектованные компьютерные классы, которыми могут пользоваться студенты других специальностей. Это расширяет их возможности для изучения музыкально-компьютерной техники. Для полноценного изучения всех необходимых аудиовизуальных средств обучающимся нужна сильная личная мотивация, позволяющая получать более качественные знания. Чтобы у студентов возник интерес к новым технологиям, важно информировать их о новинках на рынке аудиовизуальных технических средств, рассказывать о способах их применения и постоянно знакомить с виртуальным и электронным инструментарием. Также важно использовать информационно-коммуникационные технологии для демонстрации звуковой и визуальной информации. Комплексное воздействие на сенсорную систему обучающихся поможет облегчить процесс внедрения музыкально-компьютерной техники в образовательный процесс.
В настоящее время курс музыкальной информатики все еще является новым для российских студентов. Преподавателям данной дисциплины предстоит решать специфические педагогические задачи, связанные с эффективным обучением студентов в условиях частичной технической оснащенности учебных заведений. В данной педагогической области еще долгое время будут возникать вопросы, поэтому преподавателям музыкальной информатики необходимо регулярно обмениваться теоретическим и практическим опытом: принимать участие в педагогических конференциях, создавать методические рекомендации, учебные пособия.
Востребованность специалистов, владеющих основами работы с музыкальными компьютерными программами, неуклонно растет. Деятелям искусства, в частности вокалистам, необходимо активно включать в свои ежедневные занятия технические средства, способствующие облегчению образовательного процесса, для повышения собственной эффективности. Популярность музыкально-компьютерных технологий останется высокой на протяжении длительного времени, что делает их изучение перспективным для музыкантов любой специализации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования : монография / И.М. Красильников ; Государственное учреждение Институт художественного образования Российской академии образования. – Дубна : Феникс+, 2007. – 496 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256482 (дата обращения: 03.01.2021)
2. Курдина, Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛИСТОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / Е.С. Курдина // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10. — С. 114-119. — ISSN 2079-8717. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/292532 (дата обращения: 16.01.2021)
3. Нежинская, Т.А. Обоснование специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров и роль вузовской практики в их формировании / Т.А. Нежинская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 42. — С. 96-103. — ISSN 2078-1768. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/309590 (дата обращения: 25.12.2020)
4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
5. Панкевич, Р.В. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / Р.В. Панкевич // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 7. — С. 147-151. — ISSN 2079-8717. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296497 (дата обращения: 15.12.2020)
6. Старчеус, М.С. Личность музыканта / М. С. Старчеус. – М. :  Изд-во МГК им. Чайковского, 2012. – 848 с.