Принцип почвенности и его значение в процессе раннего эстетического развития детей

Зубкова Лариса Юрьевна

аспирант кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства ГБОУ ВПО МГПУ «Московский городской педагогический университет». Преподаватель теоретических дисциплин в ГБОУ ДОД ДШИ им. М.А. Балакирева

Аннотация: 
Статья посвящена разработке современных путей аккультурации и инкультурации ребенка 3 лет в группах раннего эстетического развития. С учетом необходимости межкультурного взаимодействия и толерантного общения детей в данном образовательном процессе, а также с целью регулирования процессов персистентности и резистентности автором разработан принцип почвенности и соответствующий метод почвенного укрепления ребенка в культуре. Выдвигается идея приоритетности в воспитании у младшего дошкольника этико-эстетических ценностей и эффективного применения возможностей искусства для формирования у него чувства патриотизма, толерантности и гибкости коммуникативных навыков.

Необходимость учитывать условия и культуру общества при выстраивании образовательного процесса в школе есть обязательное условие проектирования и реализации педагогического и самообразовательного процессов как специально организованного пространства для передачи и освоения социально-культурного опыта [1, с.201]. Целью данной статьи является обоснование значения и содержания принципа почвенности в процессе раннего эстетического развития детей. Характерный для XX-XXI вв. процесс глобализации привел к взаимодействию разных культур и к изменениям в изначальных культурных паттернах (англ. «образец», «модель»), к аккультурации (лат. «к» и «образование», «развитие»), которая есть «процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа» [2, с.31]). Настоящее время дает нам примеры устойчивой персистентности (лат. «упорствую») инокультурных влияний и слабой резистентности (лат. «сопротивляюсь») аутентичной культуры. Существованию данных фактов способствует селективное воспитание чувства толерантности (лат. «терпение»): в принимающей культуре оно  всячески пропагандируется и является показателем высокой культуры личности, в принимаемой же культуре это чувство развито слабо. Поскольку привходящие влияния не всегда имеют одинаковую ценность в обеих культурах, появляется необходимость выявления и сравнения их значимости в ценностной иерархии реципиентом (лат. «принимающий»). Дабы иметь устойчивую резистентность к чужеродным влияниям, человек должен обладать незыблемыми и прочными ценностными основаниями, накапливаемыми с детства и иерархически выстроенными в аксикреативную пирамиду, в основании которой среди общечеловеческих ценностей должны находиться гражданственность и патриотизм. Спецификой детского возраста является неспособность воспринять то, что не пережито, особенно сложные абстрактные понятия, в том числе ценностные категории. Чтобы быть понятым и принятым, новое должно стать частью жизни ребенка, стать частью его интересов и потребностей. Занятия в группах раннего эстетического развития включают в себя сотворческую деятельность ребенка, которая является началом творческой деятельности ребенка. Она сочетает в себе познание, оценку, преобразование и общение, т.е. основные виды деятельности в их синкретическом единстве. Познавая мир в основном с помощью чувств, ребенок осваивает инвариантные признаки предметов, которые способствуют лучшему ориентированию в окружающем его мире. Знакомство и овладение эталонами происходит как в области «сенсорной культуры» (М.Монтессори), так и в областях этической и эстетической культур. Посредством сенсомоторных ощущений, преобладающих в восприятии детей этого возраста, сложные этические и эстетические понятия крепко фиксируются в игре как ведущем типе деятельности. В этой связи ценностное развитие детей в современном обществе, ставящем во главу угла материальные ценности и благополучие, должно ориентироваться на непреходящие цели, идеалы и смыслы, направлять на путь человечности, сознательного отрицания варварства по отношению к богатейшей культуре и истории своего народа, а также к культуре и истории других народов. Ребенок интегрируется в общество посредством освоения всех элементов социокультурного пространства, в котором он находится, вхождения в родную культуру, в результате чего происходит процесс инкультурации (лат. «внутрь, в» и «образование», «развитие»). В связи с противоречивой политико-экономической и духовной жизнью России ХХ в. которая по-разному оценивается различными социальными слоями, базисные чувства гражданственности и патриотизма - принадлежности к прошлому своей страны, причастности к настоящему, возможности влиять на будущее - к началу XXI в. были нивелированы. В этой связи осознание своих исторических корней, понимание самобытности и ценности своей культуры, уважение к культурам других народов может быть определено термином «почвенность». Уточним его содержание и дефиниции. Близкое этому термину понятие и исток его – «почвенничество» - направление социально-философской мысли 60-х гг. XIX вв., представители которого (А.А..Григорьев, Ф.М.Достоевский, Н.Н.Страхов) были против вражды двух крайностей: западничества и славянофильства. «Почвенники» призывали к «примирению с Востоком и Западом» ради «того недалекого будущего, которое может озарить Россию совершенно новой жизнью, когда все силы – физические и нравственные – пойдут по одному пути правильного развития – и, разумно управляемые, стройно потекут к одной цели – к действительному благоденствию нашего отечества» [5, с.29]. В контексте нашего исследования почвенность – это понимание самобытности и ценности своей культуры и наряду с этим – уважительное отношение к самобытности и ценности других культур. Почвенность как один из ведущих принципов разработки содержания образовательного процесса, видится нам термином обоснованным и необходимым, так как помогает объединить обе тенденции (аккультурацию и инкультурацию), отражающие культурную жизнь современного общества и культуру личности. Производным от данного принципа является метод почвенного укрепления ребенка в культуре - процесс его приобщения к многонациональной культуре России, осознание ее уникальности и значимости, стремление к сбережению и приумножению и наряду с этим - формирование уважительного и бережного отношения к культуре других народов [4]. Мы убеждены, что почвенное укрепление ребенка в культуре должно, в идеале, начинаться с рождения. Однако с 3 лет этот процесс становится для ребенка осознаваемым, подкрепляемым соответствующим отношением и практическими действиями. Речь идет, прежде всего, об игровой деятельности, в основе которой мотивированная имитация - проявление заинтересованного подражания, обусловленного жизненным и художественным опытом ребенка, опытом его межкультурного общения и взаимодействия с другими детьми. Почвенное укрепление ребенка в культуре формирует чувство патриотизма, побуждает к толерантности, дружественному отношению к окружающим. Итак, в условиях возрастания межкультурных контактов, формирования поликультурного общества возникает проблема сбережения и приумножения родной культуры. Занятия с детьми 3 лет в группах раннего эстетического развития на основе применения авторского принципа почвенности и метода почвенного укрепления в  культуре помогают ребенку узнать и понять красоту и значимость своих культурных и исторических корней. В этом контексте искусство как великое хранилище ценностей способствует гармоничному развитию ребенка, формированию творческих способностей, толерантности и гибкости его коммуникативных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с. 2. Советский энциклопедический словарь./ Гл.ред. А.М.Прохоров.-3-е изд. М.: «Советская энциклопедия», 1984. – 1600 с., ил. 3. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В.Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1970. 4. Лазарев М.А. Художественная картина мира как ведущий фактор духовного и эстетического развития современной молодежи: анализ теоретических подходов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – No 2. 2012. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2012/lazarev_12_june.pdf: 1-8 (0,5 п.л.). [12.06.2012] 5. Лазари А. де. В кругу Федора Достоевского. Почвенничество: Пер. с польск. / Анджей де Лазари; Отв. ред. В.А.Хорев. – М.: Наука, 2004. – 207 с.