ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Севрюкова Надежда Владимировна

Старший научный сотрудник кандидат педагогических наук, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», Член Творческого союза художников России

Аннотация: 
В статье рассматривается реализация принципов формирования воспитывающей культурной среды образовательных организаций при освоении обучающимися народной культуры. Автор определяет ведущие принципы: организации воспитательного пространства, событийности, построения ассоциативных связей, культурного контекста, которые играют ведущую роль в формировании воспитывающей культурной среды. Приводятся примеры реализации принципов. Формирование воспитывающей культурной среды в образовательных организациях при освоении обучающимися народной культуры способствуют воспитанию творческой личности школьника, его социализации в современном обществе. Формирование и развитие воспитывающей культурной среды образовательных организаций при освоении обучающимися народной культуры отвечает запросам и вызовам современной системы воспитания и образования.

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00008-21-01 на 2021 год.

 

В современном образовательном пространстве России создание системы воспитания является одним из самых актуальных вопросов. Это подтверждает подписанный Президентом РФ В.В. Путиным Федеральный закон N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Документ определяет воспитание как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1].

Этот документ ориентирует образовательные учреждения на определение приоритетного направления системы воспитания, в том числе и на создание культурной воспитывающей среды образовательной организации с учетом местных традиций, особенностей культурного своеобразия художественного наследия региона, где они расположены.

Несомненно, что наиболее эффективно будет происходить процесс построения культурной воспитывающей среды образовательных организаций при определении основных принципов ее формирования при освоении обучающимися народной культуры. При этом народная культура будет основным источником духовно-нравственного воспитания обучающихся [4].

Изучению народного искусства уделяли внимание искусствоведы (И.Я. Богуславская, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина и др.). Г.К. Вагнер считал, что народное декоративно-прикладное искусство – это «наглядный эстетический и морально этический кодекс народа» [5, с.7 ].

Е.М. Акишина, И.Э. Кашекова, В.Ф. Максимович, Л.Г. Савенкова и другие ученые в своих исследованиях уделили внимание проблеме ценностных ориентиров личности в условиях современного информационного пространства, с позиций теории развивающего обучения и с привлечением интеграции разных видов художественной деятельности, в том числе и средствами народного искусства [10, 13] .

Принципы воспитания – определяют как «основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека» [11, с.216]. В словаре указывается, что принципы воспитания отражают:

  • уровень развития общества,
  • потребности общества и требования к воспроизводству конкретного типа личности,
  • определяет стратегию, цели, содержание воспитания,
  • определяет стиль взаимодействия субъектов воспитания» [11, с.216].

Формирование и развитие воспитывающей культурной среды образовательных организаций при освоении обучающимися народной культуры отвечает запросам и вызовам современной системы воспитания и образования. Но можно проследить противоречие: с одной стороны глобализация, постоянное увеличение информационного поля, развитие новых технологий, наличие сетевого взаимодействия мало влияют (или негативно влияют) на формирование творческой личности молодого человека, знающего историю и культуру своего родного края, патриота своей Родины. С другой стороны, наличие огромного пласта наследия культуры разных народов России все меньше и меньше вписываются в образовательное пространство современных образовательных организаций. Решением этого противоречия является построение воспитывающей культурной среды образовательного учреждения на основе освоения народной культуры. Так как именно средствами народной культуры наиболее результативно воспитываются чувства взаимного уважения, толерантности, бережного отношения к культурному наследию и традициям народов разных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации [17].

Определим ведущие принципы: организации воспитательного пространства, событийности, построения ассоциативных связей и культурного контекста, которые играют ведущую роль в формировании воспитывающей культурной среды и рассмотрим, как они реализуются.

  • Принцип организации воспитательного пространства. 

Селиванова Н.Л. характеризует воспитательное пространство «как результат деятельности, причем не только созидательной, но и, что особенно важно, интегрирующей» [18].

Воспитывающая культурная среда образовательного учреждения является результатом постоянного поиска педагогического коллектива, использования педагогических технологий, направленных на развитие творческого мышления, творческой деятельности, на воспитание духовной и гармонично развитой личности. Л.В. Мардахаев рассматривает воспитание как единство внутреннего и внешнего процесса. При этом внутренний процесс определяется особенностями возрастного развития обучаемого, а внешний – как комплекс условий, определяемых культурной средой и своеобразием воспитательного воздействия [8, с.30]. Следует отметить, что воспитание духовной и гармонично-развитой личности – становится достижимой целью, если ставятся единые задачи формирования воспитывающей культурной среды образовательных организаций при освоении обучающимися народной культуры и образовательного пространства, предоставляющих разнообразные возможности для обучаемых.

Федоренко М.В. отмечает, что «социокультурная среда школы представляет собой совокупность социально-психологических и духовных факторов», которые окружают школьника и влияющих на его воспитание [20, с.167]. Особая роль в формировании воспитывающей культурной среды средствами народного искусства отводится включению в социокультурную среду образовательного учреждения элементов народного искусства в различных проявлениях: 

  • музею народного искусства в школе (народной куклы, пряников, самоваров, прялок и т.д.);
  • выставкам произведений народных мастеров,
  • выставкам творческих работ учащихся, созданных по мотивам (или вариациям произведений народных мастеров);
  • оформлению холлов, рекреаций, межэтажных переходов и т.д.
  • оформлению учебного пространства классов, аудиторий методическими материалами по народному искусству.
  • Принцип событийности.

В словаре читаем: «Событие – то, что имеет место, происходит наступает в точке пространства – времени, значительное происшествие, явление или иная деятельность, как факт общественной или личной жизни…» и далее «…в философии – событие – это то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира» [19]. В воспитывающей культурной среде образовательных организаций можно выделить события общественно-значимые - выставки, конкурсы, благотворительные базары, фольклорные концерты, исполнение народной музыки, песен, танцев. Их организация и участие в них непосредственных участников образовательного и воспитательного процесса оказывает влияние на формирование у обучающихся эстетической чувствительности, художественно-творческого развития и понимание народных традиций. Важно, так организовать встречу с произведениями народного искусства, чтобы было со-бытие, которое активизирует личность. Л.П. Печко отмечает, что «активность личности отличается в целом осознанным характером и соотносится с ее установками и целеустремленностью, с культурой социума»  [11, с. 31]. Следовательно, реализация принципа событийности направлена на воспитание творчески активного обучающегося, стремящегося освоить народную культуру.

Для того, чтобы освоить народное искусство, надо стать участником событий, ощутить связи событий прошлого, настоящего и будущего. Физики утверждают, что линейность времени — понятие условное. А единство художественного образа и события может и «проживаться» последовательно, а также восприниматься по-разному: как цикл, как фрагмент или синкретически.

Участие детей в социокультурных мероприятиях являются фактом их личной жизни, что оказывает влияние на формирование события личностного плана. Восхищение произведениями народного искусства перерастает в заинтересовать ребенка; и далее — формируется мотивация к занятиям народным искусством, развивается стремление к научным и исследовательским проектам, раскрывающим ценности и культурное многообразия наследия народов различных регионов России [15].

При реализации принципа событийности обеспечивается связь отдельных элементов освоения народного искусства (созерцание, анализ, действие, творческая активность) в цепь связанных между собой событий. Эти события будут переживаться обучающимися как неразрывная связь впечатлений, а также будут влиять на воспитание ребенка на основе народной культуры.

  • Принцип построения ассоциативных связей.

Словарь дает следующее объяснение слову «ассоциация - это связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, представлениями, чувствами)». [3, с. 20] По мнению Л.С. Выгодского - ассоциации являются особым этапом в развитии мышления, который предшествует становлению научных понятий. Он подчеркивал, что «ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от субъективного объединения образов до объективно научного» [2]. Важность развития ассоциативного мышления у школьников разработано в работах П.А. Шеварёва, Н.Ф. Добрынина, Ю.А. Самарина [14]. Реализация принципа построения ассоциативных связей влияет на формирование отношений детей к окружающему миру, прослеживаются связи народного искусства с историей народа, трудовой деятельностью, художественными традициями, его ценностными ориентирами. Ассоциативное мышление помогает ответить на вопрос: «Как мастер народного искусства выстраивает художественный образ на основе той или иной ассоциации?». При этом возможно проследить связь ассоциации с построением художественного образа. Так, например, образ золотой росписи Хохломы на черном фоне – это может быть и горящий золотом закат солнца на темной глади Волги или отсвет костра в темном дремучем нижегородском лесу. История возникновения хохломской росписи связана с историей появления мастеров-старообрядцев в Нижегородской области. Искусство иконописи с тонким выполнением росписи, дополненное разнообразным растительным орнаментом со временем преобразилось в народный художественный промысел по производству утилитарных изделий.

Таким образом, выстраивая определенные ассоциации, можно проследить связь художественного образа произведений народного искусства с окружающей природой – дремучим лесом, с уникальными красотами природных явлений – закат, расцвет. У обучающихся на основе собственного жизненного опыта возникают бессознательные ассоциации, которые под влиянием воспитывающей среды образовательных учреждений превращаются в стремление к собственному творчеству, к художественной деятельности. При реализации принципа построения ассоциативных связей воспитывается наблюдательность, развивается фантазия и воображение, формируется умение видеть красоты родного края, воспринимать своеобразие окружающей природы. Шаг за шагом, постепенно, через постижение ассоциаций художественных образов произведений народного искусства, происходит эстетическое воспитание обучающихся.

  • Принцип культурного контекста.

Контекст – это та среда, в которой мы существуем и от которой зависим. Чтобы понять суть и значение народного искусства, необходимо рассматривать его в контексте и современных, и исторических событий, а также учитывать экономическую ситуацию, влияющую на развитие народных художественных промыслов и народной культуры в целом.

Принцип культурного контекста включает рассмотрение и использование в художественной практике основных категорий художественных традиций: преемственность, новаторство, вариативность, целостность, соборность, которые раскрыла искусствовед М.А. Некрасова [9 ].

Вопросы эстетического восприятия в процессе работы школьника с произведениями народного искусства взаимосвязаны с творческими и познавательными задачами изучения культурного контекста создания изделий народными мастерами. Творческая деятельность обучающегося, стремящегося понять художественный образ, а затем создать новое произведение по мотивам произведений народного искусства, начинается с восприятия натуры, произведения народного искусства. Прежде всего, необходимо уяснить смысл этого произведения - из какого материала сделано произведение народных промыслов, при помощи каких инструментов, какие средства художественной выразительности используются; как отражается особенности региона в композиционном строе резьбы, росписи или лепки мотивов местной природы, флоры и фауны. Это поможет учащемуся погрузиться в активный художественный процесс, в поиск аналогов в живой природе, в освоении приемов декоративности, вариативности, стилизации народного декоративного искусства.

Произведение народного искусства является частью контекста, отражает особенности социальной, культурной исторической среды, того региона, где было оно было выполнено народными мастерами.

Реализации принципа культурного контекста позволяет школьнику «войти в диалог с произведением», что позволит развить творческое и эстетическое начало, познавательную деятельность, а также проследить  преемственность художественных традиций, ввести элементы новаторства, поработать над вариативностью, проследить целостность создания художественного образа. Осознание культурного контекста и значимости произведения народного искусства (соборность создания художественного образа, географические и климатические особенности региона, проявление и отражение национального своеобразия произведения в художественных образах и символах), усиливает эстетическое впечатление школьника, как начинающего художника.

Опора на принципы формирования воспитывающей культурной среды образовательных организаций при освоении обучающимися народной культуры позволяет учитывать социокультурную среду, пространство культуры, где находится образовательное учреждение, уникальность направленности деятельности предприятий народных художественных промыслов региона, местную региональную специфику народного искусства. Реализуя эти принципы в образовательных организациях, освоение народной культуры с одной стороны будет решать проблемы приобщения современных школьников к общей культуре, с другой – раскроет суть духовно-нравственного воспитания, основанного на традиционной культуре различных народов России.

Таким образом, главная цель – воспитание духовной и гармонично-развитой личности – становится достижимой при определении единства задач организации воспитательного пространства, воспитывающей культурной среды образовательных организаций и образовательного пространства, предоставляющих разные возможности для обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. – Федеральный выпуск № 174 (8228) от 7 августа 2020 г. [Электронный ресурс] – URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения 10.09.2021).
  2. Ассоциация // Словарь Л.С. Выготского [Электронный ресурс] – URL: https://slovar-l-s-vygotskogo.slovaronline.com/6-ассоциация (дата обращения: 10.09.2021)
  3. Ассоциация // Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. – 528 с. - С. 20.
  4. Бакушинский, А.В. Художественная организация школьной жизни // Исследования и статьи  / А.В. Бакушинский. – М.: Советский художник, 1981. – С. 123-129.
  5. Вагнер, Г.К. В.М. Василенко – исследователь народного творчества / Г.К. Вагнер // Василенко В.М. Народное искусство - М.: Советский художник, 1974. –  С. 7- 15.
  6. Василенко, В.М. Народное искусство/ В.М. Василенко - М.: Советский художник, 1974.
  7. Максимович, В.Ф. Воспитание детей и молодежи средствами традиционных художественных промыслов в образовательной практике высшей школы народных искусств [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Педагогика искусства. - 2018. - № 1. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_55-60.pdf. (дата обращения: 12.10. 2021)
  8. Мардахаев, Л.В. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как процесс. [Электронный ресурс] / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ. - 2017. - № 4(13). - URL: https://ma123.ru/ru/2017/12/ситуация-развития-воспитания-несове/ (дата обращения: 10.10. 2021).
  9. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика / М. А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983.
  10. Педагогика искусств и современное художественное образование / Акишина Е.М. [и др.] - М.: Творческий центр Сфера.
  11. Печко, Л.П. Проблемы активизации креативности у одаренных подростков в художественно-эстетической среде образования (культурно-эстетический аспект). Монография/ Л.П. Печко. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.
  12. Принципы // Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. - С. 216.
  13. Савенкова, Л.Г. Художественное событие – современная составляющая интегрированного полихудожественного образования [Электронный ресурс] / Л.Г. Савенкова// Педагогика искусства - 2017.- №3. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/hudozhestvennoe-sobytie-sovremennaya-sostavlyayushchaya-integrirovannogo (дата обращения: 10.10.2021).
  14. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников/ Ю.А. Самарин; под.ред. Г.А. Неценко, З.Г. Найденовой. – 2-е изд., испр.- Гатчина: Ленинградский областной институт экономики и финансов, 2003.
  15. Севрюкова, Н.В. Деятельность и профессиональные компетенции художника-педагога в приобщении школьников к народным художественным промыслам [Электронный ресурс] / Н.В. Севрюкова // Педагогика искусства - 2016. -№ 4. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/deyatelnost-i-professionalnye-kompetencii-hudozhnika-pedagoga-v-priobshchenii (дата обращения: 10.10.2021).
  16. Севрюкова, Н.В. Развитие креативности обучающихся в образовательной среде народных художественных промыслов / Н.В. Севрюкова // Развитие творческой личности в современном образовании. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО» 2019. - С. 412-416.
  17. Севрюкова, Н.В. Способы выявления эффективного опыта художественного образования по сохранению этнических традиций в регионах России и критерии их анализа / Н.В. Севрюкова // Гуманитарное пространство. – 2019. – т. 8. – № 8. – С. 1119-1130.
  18. Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова – М., 2010. – с. 211 // Глава 3. «Воспитательное пространство как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности». Селиванова Н.Л. (Воспитание в современной школе.pdf (eduportal44.ru).
  19. Событие // - [Электронный ресурс] - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/683857. (дата обращения: 01.10. 2021)
  20. Федоренко, М.В. Современная школа в условиях социокультурных рисков / М.В. Федоренко // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №6. -С. 165-169.