Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации
«Теория комплементарно-семантического подхода в образовании»
на 2020 год
Глобальные изменения в современных политических и социальных реалиях ставят существующую систему образования перед новыми вызовами. В условиях информационного бума, многомерности и многовариантности, лавинообразного роста технологий, возникновения социального сетевого взаимодействия, интеллектуальной конкуренции традиционные методы обучения оказываются малоэффективными. В современном мире на первый план выходят способность к саморазвитию, самообучению, целеполаганию, к осознанному выбору, инициативность, творческость. В то же время мы наблюдаем инфантилизацию современной молодежи, снижение познавательной мотивации, неосознанное отношение к выбору профессии и жизненного пути. Ускоренное развитие специальных способностей ребенка чревато возможными рисками, с заключающимися в асинхронии личностного и познавательного развития, возникновении коммуникативных трудностей со взрослыми и сверстниками, эмоциональных проблем, неустойчивой самооценке и др. Это требует модернизации образовательной системы и поиска новых подходов к образованию.
В связи с этим нам представляется очень перспективным комплементарно-семантический подход, отражающий стремление к целостностной картине мира и интеграции различных жизненных областей на основе образного мышления и личностного осмысления. «Для педагогического процесса, строящегося на комплементарно-семантическом подходе характерны: взаимодействие и взаимодополнение; оперирование знаками и символами; пространственное проектирование; рекурсивность наращивания нового знания; организующее значение ассоциативности и импровизации образов, стремление к альтернативным
решениям проблем» [1]. Автором данного подхода И.Э. Кашековой сформулированы принципы построения образовательного процесса:
пространственное моделирование учебного процесса;
взаимодополнение и взаимопересечение науки и искусства
междисциплинарная рекурсивность
визуализация образа-знака
ресурсная тактика
альтернативные решения
ассоциативные связи.
Соединение науки и искусства, выделение узловых точек пересечения различных областей позволяют сформировать более обобщенные понятия, структурировать внутреннюю картину мира на основе личного опыта. Однако, на наш взгляд, для этого сам личностный опыт обучающихся должен быть осмыслен и структурирован, чего, как мы видим, не достает в современном образовательном пространстве. Дети перегружены информацией, но их практически не спрашивают, что они чувствуют в той или иной ситуации, чего они хотят, как относятся к тем или иным событиям, поэтому им трудно сформулировать цель, сделать осознанный выбор. Отсюда и проблемы, обозначенные нами выше.
Для их решения нами предложена система развития творческой активности младших школьников с помощью портфолио (УМК «Путь к успеху» [2-9]). Система построена на основе активно-неадаптивной концепции развития творческой активности личности (Максимова, 2006), разработанной в русле динамического подхода в психологии деятельности на базе теории неадаптивной активности (В.А. Петровский, А.Г. Асмолов и др.) и отраженной субъектности (В.А. Петровский). В концепции выделены и исследованы адаптивные и неадаптивные аспекты творчества; показано, как их соотношение определяет типологию личностных проявлений субъекта; изучается генез этих «типов», эффекты невостребованности неадаптивных проявлений творчества в существующем образовательном пространстве, дезадаптивные (деструктивные) последствия нереализованности творческого потенциала личности, а также динамика развития творческих стремлений личности в онтогенезе; предложена система диагностики, профилактики и коррекции дисбаланса в соотношении неадаптивности и адаптивности в творчестве школьников; вводится понятие творческой устремленности личности, предполагающей как стремление к порождению новых идей (творческий потенциал), так и стремление к их реализации (творческую самореализованность). Мы определяем творческую активность (ТА) как инициативные действия, побуждаемые стремлением проверить возникающие новые возможности. Результатом проявления ТА может стать целеполагание, гипотеза, идея, то есть возникновение образа возможного, но неопределенного будущего. По результатам наших исследований осознание себя в качестве субьекта творчества является основным механизмом развития творческой устремленности личности [10]. Портфолио может стать инструментом такого осознания, фиксируя приоритеты, интересы, сильные и слабые стороны личности, достижения обучающихся в различных областях жизни. Под портфолио («Портфель личных достижений») понимается - папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период времени.
Процесс формирования портфолио помогает активировать внутренние ресурсы, осознать свои достоинства, почувствовать значимость. Р. Берн писал о том, что наши успехи и достижения зависят не столько от нас самих, сколько от наших представлений о своих возможностях.
Под творческой активностью мы понимаем такую активность, которая инициируется усмотрением новой возможности в области познания, действования или чувствования и направленную на осуществление этой возможности.
Творческая активность присуща каждому ребенку, однако ее наличие ничего не говорит о способности ребенка проявлять творческие способности в будущем, есди она не была отражена и поддержана взрослыми. Только с помощью других ребенок может осознать себя, в данном случае, как автора, субъекта творчества. Таким образом, осознание себя в качестве субъекта творчества с помощью отражения других («феномен отраженной субьектности» (В.А. Петровский)) является механизмом развития творческой активности. Ницше говорил о том, что глаза других людей в начале пути необходимы нам также, как солнечный свет для растений. «Причем вера учителя в одаренность ученика не просто раскрывает возможности, но и творит, опережающе конструирует их. В этом суть механизма рождения мастера. Иметь радость от чужой индивидуальности – признак новой культуры» (Ницше) [цит. по 11].
За рубежом портфолио достаточно широко используется в практике общего образования и рассматривается как один из основных образовательных трендов последнего десятилетия и как существенный элемент модернизации системы образования в направлении гуманизации. В нашей стране о портфолио заговорили с 80-х г.г.
Например, Д. Майер рассматривал портфолио как «целенаправленную коллекцию работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося» [12]. Фрай подразумевал под портфолио «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста» [12].
Н.В. Бордовская определяет портфолио как «отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими» [13].
К функциям работы с портфолио школьника обычно относят:
- осознание школьников целей и задач своей деятельности;
- определение зоны его ближайшего развития
- создание для каждого ребенка ситуации успеха
- стимулирование активности, самостоятельности, мотивации учебной деятельности
- развитие навыков рефлексии и адекватной самооценки
- формирование собственного мнения учащегося
Применение портфолио достаточно распространено в российской системе образования, однако зачастую она сводится к собиранию грамот и дипломов, а достичь ожидаемых результатов, с нашей точки зрения, возможно только при условии систематической работы, активности и инициативности самого ребенка, сотрудничества школы и родителей.
Разработанный нами учебно-методический комплект «Путь к успеху» для развития творческой активности обучающихся 1-4 класса включает: две формы методики диагностики творческой активности, программу курса внеурочных занятий (33 занятия в год по разу в неделю), рабочие тетради – портфолио.
Каждое занятие состоит из четырех этапов:
1 – мотивационный этап (строится на принципах: пространственного моделирования учебного процесса, ресурсной тактики, визуализации образа-знака, ассоциативных связей)
Каждое занятие состоит посвящено определенной теме: «Я в мире музыки», «Я и моя семья», «Я и моя страна» и т.д. и в начале занятия проводятся игры, чтобы актуализировать эту тематику, а также упражнения и обсуждения с целью – заинтересовать ребенка, обменяться мнениями, создать ситуации для самопознания. При этом важно, чтобы дети могли раскрепоститься. Для этого применяется игры, викторины, работа в малых группах, командные соревнования.
В первом классе на занятиях используются элементы театрализации. Ребята вместе с родителями создают куклу, которая сопровождает их в течение года. Если ребенку трудно говорить о себе, своих чувствах, высказывать свое мнение, то через разговор с куклой ему проще выразить себя, раскрыться.
2-й этап – работа в рабочей тетради (строится на принципах: взаимодополнения и взаимопересечения науки и искусства, междисциплинарной рекурсивности, ресурсной тактики, визуализации образа-знака, альтернативных решений, ассоциативных связей)
На втором этапе ребенку предлагается выполнить задания в рабочей тетради, позволяющие ему выразить свою позицию, мнение. Отвечая на вопросы, ребенок обозначает свое отношение к данной теме. На этом этапе важно предоставить ребенку самостоятельность в выборе (это может быть выбор материалов, последовательности выполнения заданий, сложность задания), поддерживать любые предложения и инициативы. В каждом занятии есть задания, предполагающие выбор, они отмечены особым значком, что развивает у детей важное умение понимать и использовать знаки, а также делать осознанный выбор. Некоторые задания предполагают обмен пожеланиями (иногда, выраженными средствами рисуночного письма), дружескими подарками (например, в виде самостоятельно придуманного смайлика, комикса, раскадровки небольшого сюжета для мультфильма и др.). Все эти изображения, наклеенные в тетрадь, пополняют портфолио.
3-й этап – рефлексия (строится на принципах: взаимодополнения и взаимопересечения науки и искусства, визуализации образа-знака, междисциплинарной рекурсивности, ассоциативных связей)
В конце занятия подводится итог – обсуждаются: кому что сегодня понравилось, какие чувства возникли, что нужно сделать дома. Для каждого занятия предлагаются вопросы, которые можно обсудить. В рабочей тетради обязательно присутствуют задания на рефлексию, отмеченные специальным значком. В них ребенку надо выбрать, какое настроение было на сегодняшнем занятии, что понравилось, что было трудно и т.д.
4-й этап – выполнение заданий дома, с родителями (строится на принципах: взаимодополнения и взаимопересечения науки и искусства, междисциплинарной рекурсивности, ресурсной тактики, визуализации образа-знака, альтернативных решений, ассоциативных связей)
Очень важным условием развития зрелой личности и творческой активности – выстраивание партнерских отношений со взрослыми. Простроенный внутренний диалог - это и залог профилактики возможных рисков в критичных ситуациях. По отзывам родителей в результате выполнения этих заданий дети и родители лучше узнали друг друга, т.к. представился повод обсудить: интересы, предпочтения, семейные истории. Наладилось общение, возникали такие диалоги, которых раньше не было. Дети научились высказывать свое мнение, а родители слушать и ценить индивидуальные проявления ребенка, так правильных и однозначных ответов здесь быть не может, как и оценок, а родители боятся плохих оценок подчас еще больше, чем дети.
Например, 18-е занятие в каждом из 4-х классов посвящено музыке. Цель занятия: осознать роль музыки в своей жизни, свои музыкальные предпочтения и интересы, что хотелось бы сделать: научиться петь, играть на музыкальных инструментах и т.д. В начале занятия проводятся беседы: кому какая музыка нравится и почему; музыкальные викторины: «угадай мелодию»; игры, связанные с ритмом и мелодией: «создай живую скульптуру», отражающую звучащую музыку, походкой вырази музыку разных жанров. Задача этих упражнений – актуализация представлений о музыке, возможность проявить себя, узнать, что думают и чувствуют другие. Далее выполняются задания в рабочей тетради, например: «нарисуй, как звучит музыка твоего настроения сегодня; если бы ты был музыкальным инструментом, то каким; послушай музыку разных народов и отобрази цветом свое восприятие, запиши свои любимые музыкальные произведения, песни, любимых исполнителей, композиторов; опиши свои впечатления от прослушивания той или иной музыки» и т.п.
Практически в каждой теме даются задания на развитие ассоциативного мышления, такие как: назовите ассоциации, связанные со словами «музыка», «дружба», «кино» и т.д.; «нарисуй свое настроение в виде явлений природы: безоблачное небо, дождь, гроза, солнце и т.п.».
На занятиях проводятся различные параллели, например, между ролью, музыки в культуре и в жизни ребенка. Так, занятие в 4-м классе начинается с беседы о том, как возникла музыка: «Марш помогал создать воинственное настроение, люди пели во время работы, чтобы помочь себе, пели колыбельные детям, чтобы успокоить их, были плакальщицы – люди, помогавшие пережить горе, ритуальные песни, народные песни помогали настроиться на определенные события – сбор урожая, свадьба, праздники, духовная музыка помогает настроиться на молитву, осознание высших ценностей. А какое значение музыка имеет в жизни современного человека? Как вам помогает музыка?» [2]. Также предлагается соотнести мудрость, заключенную в пословицах и собственные взгляды, например, «нет лучше дружка, чем родная матушка».
Практически на каждом занятии предлагается что-то нарисовать, например, изобразить маленькими рисунками значимые события прошедшего года, нарисовать флаг и герб выдуманной страны, нарисовать цветок, который ассоциируется с именем кого-то из семьи, придумать рассказ «про то, если бы ты был какой-то игрушкой».
Есть задания, когда предлагается выписать строки из стихотворений, которые выражают собственную жизненную позицию ученика, например, «Во всем дойти до самой сути…» (О. Мандельштам), «Гореть всегда, гореть везде…» (В. Маяковский).
Многие темы также осмысляется с помощью образов искусства, детям предлагается вспомнить и обсудить песни, стихи, картины художников про времена года, дружбу, космос, спорт, животных и т.д.
Программа включает много заданий, использующих воображение, визуализацию, например, «представь себя известным актером, которому вручают Оскар, пройдись по «красной дорожке», сохраняя это ощущение, напиши свое имя в воздухе, закончи предложение: «если бы я был режиссером кино, я бы снял фильм про…», «Нарисуй афишу для своего фильма», «опиши лучшее место для раздумий», «Нарисуй дом, в котором тебе хотелось бы жить», «Сделай необычную фотографию своей семьи, например, в старинных костюмах, или, нарисовав старинный интерьер», «раскрась орнамент в цвета, передающие твое впечатление от летних каникул».
Часто родители помогают детям делать уроки. Но при этом нет специально разработанных заданий, рассчитанных на совместное выполнение ребенком и родителями (а не родителями вместо него). В силу занятости и недостаточной педагогической культуры родителей общение с детьми часто ограничивается бытовыми вопросами: «сделал уроки?», «что ел?» и т.п. Дети не знают, какой ВУЗ закончили родители, почему они выбрали ту или иную профессию, с кем и почему дружили, о чем мечтали. Наши задания предполагают построение диалога детей и родителей, который по результатам наших исследований является основополагающим в развитии творческой личности. По отзывам родителей предлагаемые в пособии вопросы «просто не приходило в голову» обсуждать с ребенком, а в результате обсуждения удавалось лучше узнать друг друга, сблизиться и даже определиться с будущей профессией.
Например, в разделе рабочей тетради «вместе со взрослыми» по теме музыки, детям нужно задать вопросы взрослым, на которые они сами отвечали в классе: «Какая любимая музыка была у них в детстве и есть сейчас?», «Кто их любимые исполнители, певцы, вместе изучить афишу любимого музыканта и спланировать посещение концерта, обсудить свое отношение к музыке, свои желания и предпочтения, согласовать планы:
На следующей неделе я хочу прослушать….
В течение следующего года я хочу посетить концерты …
По словам детей, это был единственный урок, на котором их спрашивали о них самих.
УМК «Путь к успеху» был апробирован в 23 образовательных учреждения г. Москвы и других регионов. Результаты апробации показали, что у детей, проходящих программу: увеличивается творческая активность, они становятся более инициативными, смелее проявляются, растет уверенность в себе, формируется адекватная самооценка, а также развивается способность делать выбор, высказывать свое мнение, способность к самоидентификации и рефлексии, коммуникативные способности, улучшаются отношения с одноклассниками, педагогами, родителями.
В результате работы с портфолио акцент в процессе обучения смещается:
• с того, что ребенок не умеет (предполагаемое в оценочной системе) на его успехи и достижения;
• от количественной к качественной оценке развития компетенций;
• от достижения результата к радости от самого процесса обучения;
• от внешней оценки к внутренней;
• от директивного стиля взаимодействия педагога и ребенка к партнерскому;
• с примата интеллектуального развития на развитие личности обучающихся;
• с развития навыков на развитие мотивации
Таким образом, система развития творческой активности личности обучающихся с помощью портфолио согласуется с принципами комплементарно-семантического подхода, и они могут значительно усилить друг друга в служении процессу модернизации образовательной системы в сторону гуманизации и интеграции. Лучшее понимание себя, осознание собственной целостности и ценности будет способствовать лучшему пониманию мира и наоборот.
ЛИТЕРАТУРА
1. Kashekova, Irina E. Methodological problems of the complementary semantic approach in teaching general education subjects. Revista Inclusiones. - Vol: 7 num Especial, (2020). – P. 29-43.
2. Максимова, С.В. Методические рекомендации к учебному пособию "путь к успеху". Портфель достижений" 4 класс / C.В.Максимова, Н.В. Фоменко. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 109 с.: ил. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
3. Максимова, С.В. Путь к успеху. Портфель достижений для 4-го класса / C.В.Максимова, Н.В. Фоменко.- М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 95 с.: ил. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
4. Максимова, С.В. Методические рекомендации к учебному пособию "путь к успеху". Портфель достижений" 1 класс / C.В.Максимова, Н.В. Фоменко. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 111 с.: ил. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
5. Максимова, С.В. Путь к успеху. Портфель достижений для 1-го класса / C.В.Максимова, Н.В. Фоменко. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 95 с.: ил. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
6. Максимова, С.В., Методические рекомендации к учебному пособию «Пусть к успеху: портфель достижений» для 2 класса общеобразовательных организаций / С.В. Максимова, Н.В. Фоменко. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
7. Максимова С.В. Путь к успеху: портфель достижений для 2 класса общеобразовательных организаций / / C.В.Максимова, Н.В. Фоменко. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 96 с.: ил. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
8. Максимова, С.В. Методические рекомендации к учебному пособию "путь к успеху". Портфель достижений" 3 класс / C.В.Максимова, Н.В. Фоменко. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 101 с. с.: ил. — (ФГОС. Внеурочная деятельность)
9. Максимова, С.В., Путь к успеху. Портфель достижений для 3-го класса / C.В.Максимова, Н.В. Фоменко. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 96 с.: ил. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).
10. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция / С.В.Максимова. - М.: «Академический проект», 2006. – 222 с.
11. Асмолов, А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г.Асмолов.- М:«Просвещение», 2012. - 447 с
12. Баранов, С.П. Педагогика: учебное пособие / С.П. Баранов, Л.Р Болотина ., В.А. Сластёнин . -М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
13. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. 2001. - 304 с.