Приобщение дошкольников к народной культуре средствами Гуслицкой книжной росписи (региональный компонент в художественном образовании)

Лаврентьева Ирина Алексеевна

Соискатель Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования»,
педагог дополнительного образования
МДОУ д/с № 31, г. Коломна

Аннотация: 
Приобщение дошкольников к народной культуре средствами Гуслицкой книжной росписи (региональный компонент в художественном образовании)

Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства изучалась А. В. Бакушинским (1920-е годы), Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой (1950-е годы), Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Н. Б. Халезовой, З. А. Богатеевой, Р. Н. Смирновой (1960-е годы), Л. В. Пантелеевой, Ю. В. Максимовым, А. А. Грибовской (1970-е годы), Р. В. Калистру, И. А. Лыковой, Н. С. Александровой, А. В. Молчевой, И. А. Старковой (1990-е годы) и другими педагогами и учеными.
К настоящему времени в педагогике исследованы вопросы эстетического воздействия на детей дошкольного возраста разных видов декоративно-прикладного искусства народов нашей страны и определены некоторые пути их использования в системе дошкольного образования. Выявлены определенные закономерности эстетического воспитания средствами различных видов народного декоративно-прикладного творчества, обусловленные их художественными особенностями. Анализ художественных средств декоративно-прикладного искусства разных регионов нашей страны показал, что они оригинальны и не похожи друг на друга ни по форме, ни по национальному содержанию (Р. Н. Смирнова, И. А. Лыкова, Н. С. Александрова, А. В. Молчева, И. А. Старкова и другие). Исследователи утверждают, что воспитательное влияние народных искусств регионов зависит от особых традиций народа, уклада его жизни, обычаев и природных условий и каждое требует специального педагогического исследования.
В Национальной доктрине развития образования РФ на период до 2025 года определяются цели и задачи системы образования, которая должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, развивать творческие способности детей и молодежи, создавать условия для самореализации личности.
Ученых и педагогов беспокоит возникший кризис национальной культуры в современном мире, где главенствует массовая культура безликого общества. Необходимым становится практическое научное решение проблемы угасания форм русской культуры, сохранение и трансляция знаний о художественной культуре подрастающему поколению с обязательным использованием достижений философии, эстетики и искусствоведения.
Анализ проблемы и еѐ решение возможны только через исследовательский диалог настоящего с прошлым, введение памятников культуры непосредственно в образовательный процесс ДОУ – вопросы, поставленных самим временем. Для этого необходимо использовать просветительские возможности региональных музеев, сохраняющих экспонаты материальных культурных ценностей народа, и на современном уровне, близком к восприятию нынешнего поколения детей, рассказывать и показывать материальную художественную культуру нашего народа [7]. Немаловажным является и то, что педагоги, несущие информацию детям, должны быть профессионально подготовленными специалистами в этой области, иметь наглядные пособия хорошего качества, сами предметы декоративно-прикладного творчества, выполненные мастерами высокого класса, и уметь вовлечь детей в продуктивную художественную деятельность, обучая мастерству развивать их творческий потенциал, сохранять национальные культурные традиции.
Формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие – решение этих педагогических задач обеспечивает формирование «…творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности» [6]. «Основная цель современного художественного образования – не столько модернизация системы знаний, умений и навыков, – считает доктор педагогических наук И. А. Лыкова, – сколько формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к миру. Это требует углубленного изучения: с одной стороны, генезиса, специфики и структуры эстетического отношения как метакатегории художественной педагогики, с другой стороны, художественного творчества как специфической детской деятельности» [8].
Огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства составляют народные художественные промыслы. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости.
Дети по-своему воспринимают произведения народного творчества. Анализируя особенности детского восприятия, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством» [11]. Воспитание детей народным искусством находится в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практически реализовывая все стоящие перед педагогами задачи: нравственного, трудового, художественного и патриотического воспитания. Наполнив детское сознание живыми образами народных литературно-художественных произведений, яркими красками декоративно-прикладного народного творчества, окружив ребенка атмосферой созидания по «законам красоты», можно рассчитывать, что в его душе сформируется положительное мировоззрение патриота своего Отечества.
Нам, живущим в Подмосковье, есть, чем гордиться. Многочисленные центры художественных народных промыслов сейчас составляют основу народного искусства как могучей ветви многонационального декоративно-прикладного искусства Российской Федерации: ткачество, вышивка, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, гончарное дело, искусство керамики, стали визитной карточкой Подмосковья, а слава о них давно шагнула за пределы нашей страны.
Теперь, благодаря экспонатам Егорьевского историко-художественного музея рукописных певческих книг Гуслиц, педагоги имеют возможность, опираясь на достоверные научные факты, знакомить детей с еще одним видом декоративно-прикладного искусства – искусством рукописных книг, орнаментированных гуслицкой росписью, раскрывающих еще одну страничку истории нашего народа.
В Егорьевском историко-художественном музее бережно хранится 41 рукописная книга местного происхождения. Созданы они в XVIII – начале XX века в знаменитом центре старообрядчества – Гуслицах, который насчитывал в конце XVII века около 50 деревень. Глухой и труднодоступный край стал прибежищем гонимых никоновской реформой сторонников древнего благочестия. К середине XIX века число старообрядцев доходило до 35 тысяч.
Гуслицких крестьян, включая женщин и детей, отличал высокий уровень грамотности, что существенно отличало их от любых других: «Нигде, надо полагать, не распространена так грамотность, как в Гуслицах…, грамотность среди здешнего старообрядческого населения является как будто родовым, неотъемлемым наследством» [10].
Небольшая удаленность Гуслиц от Москвы способствовала развитию художественных промыслов крестьян. Здесь процветали иконопись и книгописание, литье медных икон, изготовление рисованных настенных листов и лестовок, со временем эти занятия стали для многих профессиональными, изделия отличались высочайшим качеством. Стиль гуслицких иконописцев, по мнению Е. Юхименко, главного научного сотрудника отдела рукописей Государственного исторического музея, где хранятся еще 13 гуслицких книг, близок к иконописной традиции первой половины XVII века и отразился в рукописных книжных миниатюрах Гуслиц. «В то же время иконы и книги гуслицкого письма, – пишет Е. Юхименко, – имели собственный узнаваемый стиль и весьма ценились не только в Москве, но и по всей России»[12].
Е. А. Агеева, научный сотрудник музея МГУ, пишет: Гуслица являлась 2-м по значимости после Выголексинского общежительства старообрядческим книгописным центром. В конце XVIII–XIX в. по всей России и в зарубежных старообрядческих общинах использовались гуслицкие певческие рукописные книги. Они отличаются ярким пышным орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко, орнамент исполнен в многообразии оттенков синих, красных, зеленых и желтых тонов или с золотом, с изображениями птичек. Известными центрами переписки были Беливо, Панарино (Понарино), Мисцево, Петрушино, Заполицы и Заволинья» [1].
В 1860-х годах одновременно трудились несколько выдающихся писцов: инок Илья, Ларион и Иван Шитиновы, Карташев, Кабанов. В 1880-х годах наибольшей известностью пользовались братья Федот и Матвей Батулины, о творчестве которых даже искушенные местные жители говорили, что «…по художественности, красоте письма, лучших книг до сего времени нет и не было». Несмотря на значительную цену, доходившую до 25–30 рублей за книгу, гуслицкие рукописи пользовались большим спросом и расходились по стране десятками и сотнями экземпляров.
Гуслицкие певческие рукописи хранятся в Егорьевском историко-художественном музее, в Древлехранилище Пушкинского Дома (44 единицы), а также в фондах Рукописного отдела Государственного Исторического музея, Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (119 единиц), в Музее истории МГУ (62 единицы), в Рукописном отделе Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, в Книгохранилище Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, в Книжнице Рижской гребенщиковой старообрядческой общины и в ряде частных коллекций [1].
Певческие книги как образец рукописной старообрядческой культуры
Певческие книги старообрядцев сложились на основе древнерусских типов книг. Основное отличие книг, сложившееся в старообрядческой практике, прослеживается в упрощении обрядов и служб, что отразилось в исполнительской манере, сохранности музыкальных текстов и, самое главное в разном сокращении их состава.
В полном богослужении удержались основные книги, годового круга: Октоих, Триоди, Ирмологий, Праздники, Трезвоны
«Старообрядцы сохранили древнюю, восходящую ещѐ к ранней Византии традицию церковного пения, так называемую знаменную, или крюковую. Знаменное пение является унисонным, мелодика распева… отличается плавностью и уравновешенностью музыкальных линий» [12].
Что же это за книги?
Октоих – книга, появившаяся на Руси в XIII веке. Певческий вариант складывается в древнерусской традиции к XY века. Возникновение Октоиха связывают с именем византийского императора XIII века Иоанна Дамаскина, который, по преданию, упорядочил пение, изложив его в 8 гласах – ладах (отсюда – Октоих). Триоди – наиболее древние книги византийской традиции, известны в России с XI века. Название Триодь переводится как Трипеснец (это малая композиция канона, состоящая из трех песен – од). Праздники – певческая книга, выделилась из древнерусского Стихираря месячного и постного. Трезвоны образуют песнопения в честь апостолов, богородичных икон, наиболее почитаемых святых и некоторых, так называемых средних и малых праздников.
В круге книг годового последования Обиход является наиболее молодой книгой. В Обиход входили песнопения, певшиеся в богослужениях ежедневно или в длительные периоды времени. В древнерусской музыке Ирмологий является одной из наиболее древних певческих книг. На Руси сложился свой тип книги, отличный от византийского по принципу организации, хотя тексты были заимствованы из греческих книг и переведены на славянский язык.
Шрифт в рукописных книгах Гуслиц
Древнерусские рукописи с XI века написаны кириллицей, особым почерком, получившим в полиграфии наименование устава. В уставе каждая буква имеет чаще всего одно начертание (прямое и перпендикулярное к строке); в нем отсутствуют выносные элементы над строкой, мало сокращений (титлов) и ударений (сил). Устав писался различным размером, чаще крупным, иногда средним, редко мелким. Устав сменяется с XIV века полууставным письмом. Полуустав становится профессиональным письмом писцов. Поскольку полууставным письмом писали более быстро, построение букв в нем менее строгое, чем в уставе.
Другой вид письма – скоропись – получил широкое распространение в русской книге со второй половины XIV века и в XV столетии. Скоропись преследовала чисто практические и деловые цели и имела применение главным образом в административно-правительственной, хозяйственной и дипломатической переписке.
Для написания заглавий в русской книге с конца XIV века стали применять письмо, называемое вязью. Вязь – это декоративное письмо, связывающее строку в заглавиях в непрерывный и равномерный орнамент.
Вязь применялась в рукописных и старопечатных книгах, чаще всего в начале текста, и обычно выполнялась киноварью или другой нечерной краской. Для написания вязи прибегали к двум приемам: сокращению букв и их украшению. Благодаря сокращению букв удается расположить необходимое для данного письма число букв в отведенном для этого месте.
Лучшие образцы вязи сложились в середине XVI века в Москве при Иване Грозном, в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей вязью (гравированной на дереве) книги, выпущенные Иваном Федоровым.
С XVIII века начинается упадок искусства вязи, которая сохраняется только в старообрядческих книгах в течение XVIII–XIX веков.
Рукописные певческие книги Гуслиц в основном писались киноварью или черными чернилами полууставом и вязью. Инициалы крупные, многоцветные выполнялись акварельными красками.
Особенности древнерусского орнамента как стиля оформления рукописных книг Гуслиц
Начиная с XIX века изучением русской рукописной книги занимались многие исследователи. Неизменный интерес ученых вызывал орнамент и миниатюра в рукописной книге. Ещѐ в 1860г. Буслаев Ф.И. установил последовательную смену одного стиля орнамента – другим: старовизантийский, тератологический, балканский и неовизантийский. В наше время к ним добавлены более поздние – старопечатный и гуслицкий стиль. Ф. Буслаев был сторонником наивного понимания искусства древнерусской рукописной книги как прогресса «варварской» культуры через заимствования.
Исследователи же второй половины XX века А. Свирин, В. Н. Лазарев, В. Д. Лихачев выявили взаимоотношения русской книгописной традиции с византийской, южнославянской и западноевропейской книгой. Благодаря трудам ученых можно говорить о синтезе художественных культур и творческом взаимодействии собственных традиций и тенденций развития, отвергая, таким образом, теорию заимствований.
В Гуслицах сложился собственный стиль оформления книги: традиционные заставки, рамки-заставки, фронтисписы, инициалы и украшения на полях состоят из орнамента крупных форм, занимая на странице все больше и больше места, почти вытесняя текст. Качество переписки и орнаментации было столь высоким, что выработанный здесь характерный орнамент стал общим и обязательным для украшения книг старообрядцами этого согласия, где бы они ни жили.
Радостное, мажорное оформление книг достигалось щедрым использованием ярких красок. Экспрессия цветовых отношений розового, малинового, красного, синего, голубого, бирюзового, зелѐного, жѐлтого, оранжевого цветов и их сочетаний в раскраске цветов, пышного растительного орнамента и птиц вызывают и у современного зрителя яркие незабываемые впечатления, действуют на него жизнеутверждающе, создается ощущение радости, праздника.
«Пышные заставки-рамки, заставки, инициалы и украшения на полях рукописей, – пишет Л. И. Алѐхина кандидат филологических наук, зав. сектором рукописных и старопечатных книг ЦМиАР, – поражают разнообразием вариантов и комбинаций орнаментальных узоров даже в пределе одной книги. Для обводки контуров использовались чернила… В гуслицких заставках-рамках встречаются архитектурные формы: колонны могут быть увенчаны «антамблементами», как в старопечатных книгах, или непосредственно лежащим на них пышным цветочным орнаментом. Большие инициалы… дополнены необыкновенными цветами, травами и виноградными гроздьями. В инициалах и украшениях на полях присутствуют птицы, отличающиеся большим разнообразием и совершенно фантастической раскраской, что, видимо, по мысли художника, отражало неземную красоту» [12].
Таким образом, особенность орнаментов гуслицких художников, состоит в преобладании эмоциональных реакций личности автора, ярком эмоциональном переживании мира и способности воссоздания в художественном образе его существенных сторон. Переживания ритмов, масштабов, пропорций и цветовых отношений, становятся не рационально-логическими, а творческой эмоциональной переработкой традиционных форм (например, в «Праздниках» д. Шувое, 60–70-е годы XIX в., где под напором завитков и перехватов рамка превращается в широкую орнаментальную полосу [12]).
Интересные факты из жизни тех времен хранятся в Российском государственном архиве древних актов. В 1850 году в ходе следствия о продаже книг нотного пения написанных в д. Белива Богородского уезда было проведено дознание, и оказалось, что писать книги церковным уставом и также книги нотного крюкового пения есть любимое занятие многих крестьян того уезда» (РГАДА, ф. 1183, оп. 11. 130, л. 7 об.).
«Истоки гуслицкого искусства оформления рукописей выходят из московской традиции, но, в отличие от «академизма» профессионалов московской графической школы, здесь мы имеем дело с народным искусством; в Гуслице оформлением рукописей занимались народные умельцы, талантливые мастера-любители», – пишет исследователь певческих книг Е. А. Бобков в своей работе «Певческие рукописи гуслицкого письма» [4].
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что искусство рукописных книг Гуслиц можно считать народным декоративно-прикладным искусством, которое отвечает основным художественным принципам традиционного декоративно-прикладного искусства:
1. Утилитарность – практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов. Гуслицкие книги предназначались для религиозных ритуалов, как певческие, и пользовались большой популярностью и известностью. По этим книгам дети учились читать и писать. Книги украшались пышными орнаментами профессиональными и народными художниками – крестьянами.
2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.
Гуслицкие книги наполнены духовным содержанием, и оформление книг этому соответствует: органичные, возвышенные, торжественные, жизнеутверждающие росписи и орнаменты как сама природа, что сохраняет и формирует во времени сознание человека, неизменно живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в мире.
3. Единство материала и технического приема. Гуслицкий стиль письма признан как собственный узнаваемый стиль и ценится историками и искусствоведами.
4. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта. В Егорьевском историко-художественном музее хранятся книги XVIII–XIX веков, созданные не одним поколением. Считается, что писаны они, были с образцов XVII века.
5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда. Перепиской и украшением книг занимались целыми деревнями. Есть образцы книг высочайшего уровня росписи, но есть книги, которые, скорее всего, расписывались самими читателями.
6. Близость к детскому творчеству. Растительные мотивы орнаментов, птички, весело порхающие со страницы на страницу, мажорные краски фантастических цветов и ягод понятны и близки детскому восприятию.
7. Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Древние художники наделили свои книги красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.
Рукописи, созданные в Гуслицкой округе, – выдающееся явление русской книжной культуры XVIII – начала XX веков. Гуслицкий орнамент не содержит подражаний ни одному из рукописных книжных орнаментов: травы, цветы и птицы – его мотивы. Фантастический мир этого своеобразного растительного орнамента близок народному искусству средней полосы России.
Опыт работы МДОУ д/с № 31 «Жемчужинка» г. Коломна по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством книжной графики – рукописными книгами Гуслиц
Вид народного декоративно-прикладного искусства «гуслицкая книжная роспись» до сих пор не применялась в образовательных дошкольных учреждениях для ознакомления с народной культурой Подмосковья, хотя имеет высокий потенциал педагогических возможностей. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга [7]. Формируются образные представления мышления, воображения. Всѐ это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
В ходе опытно-экспериментальной работы с детьми по ознакомлению с книжной графикой Гуслиц были составлены методические рекомендации, технологические карты, конспекты занятий, а затем – учебный план-программа «Художественно-эстетическая программа по изобразительному искусству «Гуслицкая роспись» для занятий с детьми 5–7 лет в дошкольном учреждении» как дополнительная программа по формированию художественно-графических навыков у детей средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Синтез задач по ознакомлению с историей родного Подмосковья, бытом и жизнью наших предков, формированию чувства гордости за наших талантливых мастеров и развитию художественно-творческих навыков у детей 5–6 лет средствами народно-декоративного искусства делает эту программу актуальной именно сейчас, когда пришло понимание общественностью о бесценности нашего национального наследия и необходимости его возрождения и пропаганды.
В данном проекте отражается синтез искусств: музыки и изобразительного искусства в его разделе «Книжная графика». Здесь связываются в единое целое народное пение, фольклор и декоративно-прикладное искусство в том виде, в каком они существовали изначально, взаимно дополняя друг друга. Получая исторические сведения о культуре своего края, о жизни людей повседневной, в трудах и заботах, праздниках, с широкими песнопениями, дети приобретают пример нравственной самодисциплины, духовности, сплоченности общества.
В процессе обучения детей мы убедились, что этот вид деятельности им интересен, посилен для них. Ребята гордятся своими работами. У воспитанников вырос познавательный интерес к истории родного края, своей страны, развилась любовь к книге, к чтению, и как следствие, улучшились художественно-графические навыки, расширились знания о культуре, быте, традициях народа.
Особенности выполнения орнаментов гуслицкой росписи способствуют развитию художественно-графических навыков детей, развивают у них эстетический вкус, зрительно-моторную координацию, формируют базовые графические навыки.
Слушая рассказ педагога о возникновении первых книг, ручной росписи золотописцев, о том, что означал в далѐкие времена тот или иной узор (Древо жизни, Птица счастья, спирали завитков – долголетие и т. д.), рассматривая пышные росписи страниц старинных книг, дети не остаются равнодушными к истории своего народа, у них возникает желание попробовать самим повторить эти узоры.
При правильном планировании занятий «от простого к сложному» заинтересованность у детей к этому виду деятельности будет продолжительной, а сказочные истории и игровые мотивации прибавят занятиям творческий поиск, разовьют интеллект детей, создадут у них «Я – концепцию творца» [8].
По программе «Гуслицкая роспись» МДОУ д/с № 31 г. Коломна работает 5 лет. За это время разработаны методические рекомендации по обучению детей технике росписи, наглядные пособия, конспекты занятий, дидактические игры, флэш-карты. Создана развивающая среда: групповые уголки по проектам программы, деревянные изделия, расписанные «гуслицой» в музейной зоне изостудии, Книги Сказок, оформленные детьми в стиле рукописного лубка и гуслицкими узорами, накоплены детские творческие работы.
Опыт работы по программе «Гуслицкая роспись» одобрен и распространен в районе. Управлением образования администрации г. о. Коломна и муниципальным методическим центром «Художественно-эстетическая программа по изобразительному искусству «Гуслицкая роспись» для занятий с детьми 5–7 лет в дошкольном учреждении» опубликована в 2009 г.
Свой опыт работы я представляла на открытых занятиях для педагогов города и района, мастер-классах для студентов Московского областного музыкально-педагогического колледжа (г. Егорьевск), студентов Московского областного социально-гуманитарного института (г. Коломна), открытых занятиях для родителей в Дни открытых дверей, Клубе молодой семьи, а также на региональном семинаре «Инновации в обучении детей народному декоративно-прикладному искусству» в г. Егорьевске (февраль 2010 г.).
Тем не менее приобщение детей к такому виду творчества, как создание рукописных книг, не может проходить изолированно от других искусств, доступных детям в дошкольном возрасте: музыкальный фольклор, художественное слово, пластическое искусство, изодеятельность – гармонично создают общее образовательное пространство, которое основывается на принципах интегративности [8].
Интеграция этих видов деятельности способствует формированию у детей стойкого интереса к художественной литературе, развивают речь детей, их образное мышление, социализацию в коллективе сверстников, познавательную активность дошкольников, расширяет воображение и творчество, мотивирует развитие изобразительных возможностей.
При работе с графическими прорисями, содержанием занятий особое внимание уделяется
- достоверности информации и представление еѐ «избыточного поля» в логизированной форме (в форме яркого и интересного описания, а не набора не связанных между собой фактов, связи истории и современности, еѐ востребованности, актуальности в данной ситуации в данное время);
- усложнению и последовательному представлению содержания;
- сочетанию реалистичного и фантазийного как в содержании, так и в форме его представления, в то же время формирование реалистичных представлений об объектах мира. При этом фантазийность может быть достигнута за счет объединения информации с игрой, единым привлекательным для детей персонажем, форматом «открытий», «путешествия»;
- эмоциональной окрашенности материалов и образность в их представлении, ориентация на субъективные проявления детей (отображение жизненного опыта в сочиненной сказке и оригинальность созданной иллюстрации, но создание детьми фантазийных элементов гуслицкой росписи по еѐ «мотивам» усложняет сохранение еѐ исторической «чистоты»);
- парциальности материалов (представление содержания разделами, темами). Членение на темы позволяет распределить материал как в концентрированной форме (в течение месяца), так и в течение полугодия, года (при работе над трудоѐмкими проектами, создание коллективной книги сказок, оформлением тематических уголков и т. д.);
- применению приѐмов, способствующих творческим проявлениям детей («оживление», «очеловечивание» образов лубочных животных, ассоциативное сравнение фантазийных цветов и реальных, т. к. художника вдохновляет красота родной природы, еѐ красочность, оригинальность форм).
Неоценимую помощь в представлении исторического материала (как составляющего музейной педагогики) оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию детей к познанию. В мультимедийной презентации «Рукописные книги России» интегрированы информационные объекты различных типов: изображение, текст, дизайн, музыка, что позволяет создать образ, близкий к восприятию современными детьми.
В материале занятий содержатся упражнения по развитию способностей ориентироваться на плоскости листа, рисованию по контуру и обводке узора орнамента, что способствует развитию мелкой моторики руки, придаѐт пальцевым движениям точность, силу и согласованность.
Заключение
Известно, что ребѐнок воспринимает настоящую действительность, свое место в социуме на основании своих представлений о базовых ценностях окружающего мира, которые необходимо формировать с дошкольного возраста посредством введения ребѐнка в традиционную социокультурную среду: знакомить с местными культурно-историческими, национальными, природными особенностями региона. Испокон веков взрослые стремились передать подрастающему поколению культурно-исторические традиции, знания об истории рода, Отечества. Педагоги все чаще в своей работе с дошкольниками опираются на научно-исторические данные, музейные экспонаты, что позволяет формировать ценностное отношение к искусству, приобщать детей к настоящему и прошлому своей культуры, воспитывать у детей чувства патриотизма и гражданственности.
«Как бы ни понималась роль тысячелетнего культурного наследия в нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, – писал Н. И. Толстой, – остается бесспорным, что «новизна» наших дней не может утвердиться без обращения к старине».
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством книжной росписи способствует эстетическому воспитанию детей, развитию таких качеств личности ребенка, как мышление, воображение, творчество.
Работа с детьми ведется в таких направлениях как
- изучение и отбор образного и орнаментального содержания и технологии создания произведений декоративно-прикладного искусства книжной графики, доступных для восприятия и воспроизведения детьми;
- разработка эскизов, так называемых «педагогических рисунков», раскрывающих детям образы, орнаменты, технику и последовательность выполнения, стиль народного искусства;
- поэтапное ознакомление детей дошкольного возраста с искусством народной книжной росписи в интеграции с другими видами искусств.
За время работы накоплены художественно-исторические материалы, созданы технологические карты, дидактические игры, разработана техника выполнения узоров дошкольниками, но много нам еще предстоит сделать.
Художественно-эстетическая программа по изобразительному искусству «Гуслицкая роспись» учитывает возрастные особенности детей, имеет развивающий и обучающий характер. В процессе овладения приемами народно-декоративного ремесла у детей развивается мелкая моторика руки, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, бережного отношения к природе.
Литература
1. Агеева Е.А. Книжность старообрядческого Подмосковья: (По материалам полевых наблюдений в Моск. коллекции ОРКиР НБ МГУ) // Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. М., 1997. С. 197–202.
2. Алехина Л.И. «Книга глаголемая Праздники» (певческая рукопись Давыдовского старообрядческого общества в собрании Музея Андрея Рублѐва) стр. 45/ Гуслицкая округа: историко-краеведческий альманах. Выпуск 3./ редкол.: Михайлов С.С. Владимир: Транзит-ИКС, 2007. 116 с.: фот.
3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: ИД «Карапуз», 2009. 302 с.
4. Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 388–392;
5. Линник-Ботова С.И., Глушкова А.В. Роль народной художественной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Международный интерактивный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании», май 2011. http://www.art-education.ru М.: Учреждение РАО «Институт художественного образования». 2011. (0,75 п.л.)
6. Лихачев Д.С., Прошлое – будущему. Л.: Наука, 1985. 575 с.
7. Лыкова И.А., Гаранина Н.К., Декоративно-прикладное искусство как синтез эмоционально-эстетического и понятийного освоения культуры детьми дошкольного возраста // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http: //www.art-education.ru/AE-magazine. № 4. 2010.
8. Лыкова И.А. О модернизации художественного образования дошкольников на основе принципа культуросообразности // Электронный научный журнал ГУ ИХО РАО «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine – № 4 – 2008.
9. Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры / Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1991. 378 с.
10. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века. М., 1904г. С. 113
11. Сакулина Н.П. Изобразительные представления // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе: Тезисы докладов. М., 1970. Т.2. С.127–129.
12. Юхименко Е.М. Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьѐзы и прочие замечательные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея. М.: Издательская программа «Интерроса», 2008. 384 с. С. 344–345.