Безграничный информационный поток, обрушивающийся на человека в
современном мире, подчас повергает в растерянность даже взрослого, не говоря уже о
неокрепшей психике ребенка. Информация в основном поступает в виде визуальных
образов, что определяет тенденцию роста приоритета визуального образа над вербальным
в современном культурном пространстве и обнаруживает его влияние на постижение
окружающего мира учащимися. Исходя из этого, можно сделать вывод, что формирование
общих способностей современного ребенка должно складываться из многостороннего
развития его сознания и восприятия. Одним из эффективных путей может стать
познавательная и художественно-творческая деятельность в сфере визуальных искусств, в
частности изобразительного искусства. Т.А. Копцева в монографии «Воспитательный
потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России»
подчеркивает, что у взрослых людей разных профессий (малосведущих в изобразительном
искусстве) «…незавершенность развития формирует… неуверенность в себе, заниженную
самооценку. При этом систематические практикоориентированные занятия с такими
людьми снимают этот психологический барьер. Как только этот человек самостоятельно
сделает открытия формо-образов, которые ему не удалось сделать в подростковом и
юношеском возрасте, и приведет в соответствие формальные и содержательные объекты
своего «Я»… Такая «самодостаточность» является своеобразным показателем «душевного
равновесия», так необходимого для самоутверждения человека в мире».
В современном образовании школьников огромное значение приобретают задачи
личностно-ориентированного введения ребенка в пространство культуры, в котором
культура визуального мышления приобретает особый смысл. Именно она оказывает
содействие в оптимальной переработке огромного потока знаковой информации, помогает
трансформировать эту информацию из одной системы в другую. Б.Г.Ананьев указывал,
что в психическом развитии человека имеют место две тенденции: «перевод всех образов
любой модальности на зрительные схемы (тенденция визуализации чувственного опыта) и
развитие обозначающей функции речи».
Особое значение в этом контексте приобретают два учебных предмета – литература
и изобразительное искусство, которые позволяют учащимся приобщиться к культуре
слова и культуре изображения в процессе освоения литературных и художественных
образов классического и современного искусства.
В то же время наблюдается явное несоответствие между высоким художественным
уровнем и потенциалом искусства и полнотой и продуктивностью его использования в
образовательном процессе. Проблема состоит в том, что низкий уровень визуальной
культуры подростков не может способствовать правильному пониманию и интерпретации
полученной извне информации.
Известно, что развитие ребенка постепенно складывается из многочисленных
факторов, которые влияют на становление взглядов, суждений, мотивов и самого
характера растущего человека. В этом смысле важную воспитательную роль играет
освоение литературных и художественных образов, к которым с самого раннего детства
под руководством взрослых обращается ребенок. При этом дети обычно не просто
знакомятся с теми или иными произведениями изобразительного искусства, литературы и
иллюстрациями к ним, а эмоционально сживаясь с полюбившимися образами, пытаются
их интерпретировать в собственной художественной деятельности. Иногда это выглядит
как подражание, игра или театрализация, порой как попытка создать изображение
литературных персонажей, их действий и взаимоотношений. В процессе этой
деятельности развивается зрительная память, воображение, возрастает согласованность
между визуальным образом и умением направлять моторику руки для конкретизации
замысла (М. Монтессори, Ю.И. Фаусек).
Целенаправленные занятия, стимулирующие действия по переводу литературных
образов в визуальные, помогают сконцентрировать внимание на описании персонажа, его
характерных чертах, специфике и манере поведения, деталях одежды, стиле общения с
другими персонажами. Из всего этого и складывается представляемый в воображении
ребенка визуальный образ героя. Сравнение этого образа с образами, представленными в
иллюстрациях разных художников, помогают шире взглянуть на характер персонажа,
увидеть в нем что-то новое, возможно ранее не замеченное. В связи с этим важной
педагогической задачей становится стимулирование воображения ребенка, его
способности к трансформации образов, как в представлении, так и в собственной
художественно-творческой деятельности. Так создаются предпосылки понимания
искусства не как копирования действительности, а как выражения своего отношения к
миру. В таком контексте спектр освоения им различных выразительных средств и
образных систем постепенно будет расширяться (С.И. Гессен, А.И. Красило, Н.М.
Сокольникова и др.).
Направленность педагогического процесса на копирование объектов и явлений
создает, по мнению А.И. Красило, барьеры в развитии креативности в сфере
изобразительного искусства. Ребенок в этой ситуации скорее всего будет стремиться к
созданию псевдореальности, а «объект оказывается важнее и ценнее чувств ребёнка, для
которых в рисунке не остаётся места... ребёнок начинает бояться любого субъективного
проявления собственной индивидуальности. Образцом для него является
неодухотворённое натуралистическое восприятие объекта».
Интеграция литературы и изобразительного искусства способствует развитию
эмоционально-ценностного опыта ребенка, его чувственного восприятия мира, умению
понимать свои ощущения, способности к рефлексии, а главное - является механизмом
развития визуальной культуры, столь важной для современного человека.
И.Э. Кашекова справедливо пишет, что «визуальная культура современного
человека должна гармонично включать две составляющие: 1. Традиционная визуальная
грамотность, характеризующаяся умением медленно и вдумчиво всматриваться,
вглядываться, находить нюансы и выстраивать ассоциации; 2. Новый вид визуальной
грамотности, состоящей в способности быстрого восприятия мозаичной информации, ее
структурирования и оценки».
Образные языки литературы и изобразительного искусства помогут учащимся
неотчужденно, эмоционально и целостно воспринимать окружающий мир, давать оценку
происходящим событиям, сформируют ассоциативное мышление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения,
восприятие. М., - 1982.
2. Кашекова И.Э. Предметы искусства в системе современного общего образования детей (на примере
изобразительного искусства) Электронный журнал «Педагогика искусства» №4, 2013. http://www.arteducation.
ru
3. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях
России. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с. – С. 58-59.
4. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству: Монография. М.: Ин-тут практической
психологии, 1988. – 126с.
5. Лазарев М.А., Кононова Е.А. Визуальная культура в современном мире // Инициативы XXI века. № 3.
2014. С. 102-103.
6. Фаусек Ю.И. Значение рисования в школе Монтессори: Опыты и наблюдения. — Пб.: Время, 1923. —
62 с.
7. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. –
286 с.
8. Щербакова А.И. Художник и власть в истории культуры // Гуманитарное пространство. Международный
альманах. Том. 3. № 3. 2014. С. 457-464
9. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного
мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и
психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. – М.:
Компания Спутник+, 2004. – 253 с.
ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ СЛОВА И КУЛЬТУРЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ИСКУССТВА
Аннотация:
Преобладание тенденции роста визуального образа над вербальным в современном культурном
пространстве очевиден. Формирование общих способностей современного ребенка должно складываться из
многостороннего развития его сознания и восприятия. И один из эффективных путей к этому – интеграция
литературы и изобразительного искусства.