Духовно-нравственное воспитание обучающихся - важное направление реализации государственной политики в области образования.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Для решения поставленной задачи предлагается полноценно использовать в образовательных программах воспитательный потенциал учебных дисциплин разных профилей, развивать возможности включения детей в различные формы деятельности, в частности в художественно-эстетическую, знакомить с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Среди причин, которые актуализировали значимость духовно-нравственного воспитания обучающихся - процессы глобализации, которые вызвали усиление миграционных потоков среди представителей различных этнических и социальных групп, носителей самобытной культуры.
Контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые обусловлены различным отношением к нормам поведения, ценностям жизни, особенностями мировоззрения. С другой стороны, в процессе культурного взаимодействия происходит изменение традиционного уклада жизни, словарного запаса языка, его интонационного звучания не только мигрантов, но и представителей коренного населения.
Важность внимания к процессу состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, а формируется в процессе образования, которое является неотъемлемой частью культуры.
Вместе с тем, формируя личность человека, культура задает рамки того или иного социокультурного опыта, то есть ограничивает его.
Многозначность понимания «культуры» определяет её многофункциональность. Г.В. Драч выделил две основные функции культуры: культура как форма трансляции социального опыта; культура как способ социализации личности [1].
В русской философии наиболее последовательно принцип культуросообразности был разработан в философско-педагогической концепции русского педагога и деятеля общественно-педагогического движения Российского Зарубежья С.И. Гессена. Он рассматривал образование как условие приобщение личности к культурным ценностям через разрешение сверхличных задач. «Задача всякого образования, - пишет Гессен, - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного» [2, 33].
Культура у Гессена - это система, в которой отдельные культурные ценности развиваются по своим внутренним законам, но на основе единства. При этом «видов образования, - пишет философ,- должно быть столько же, сколько имеется отдельных ценностей культуры» [2, 33].
В культуре учёный различал три слоя: низший, и одновременно наиболее внешний слой культуры - цивилизацию. Цивилизация, по теории Гессена, для своего функционирования не требует долговременного развития. Цивилизация, указывающая на технологический уровень развития общества, косвенно влияет на уровень духовного развития общества, так как задает определенные ценностные параметры.
Высший и более внутренний слой культуры – образованность, составляет духовное содержание культурной жизни - науку, искусство, нравственность, религию.
Промежуточный слой, который регулирует общественные отношения устанавливает нормы - это область права и государственного управления [2, с.35]. Рассмотрим подробнее с позиции ценностей внутренний слой культуры.
Каждая культурная ценность имеет свою цель и служит для решения определённой задачи «....сколько культурных ценностей, столько видов образования», поэтому Гессен говорит об образовании нравственном, научном (теоретическом), художественном, правовом, религиозном [2, 35].
Развитие внешней, технологической культуры, нарушает по мнению философа гармонию между личностью и окружающей средой. «Наступает господство формы над духом, буквы над содержанием, механизма над свободой», - пишет Гессен [2, с.80]. Один из путей решения проблемы – нравственное воспитание, основанное на триаде, каждый этап которой соответствует определенным этапам в жизни человека.
Дошкольный этап жизни – подчинен естественным законам природы. Нравственное развитие ребенка начинается от уровня биологического существа через подражательные действия, которые реализуются исключительно в игре, в направлении конкретных норм и признания силы авторитета.
На уровне школьного образования продолжается социализация личности от подчинения к осознанному действию. На этой ступени особую важность приобретает выполнение поставленной задачи, а пути или методы её выполнения могут быть разные, что является стимулом к развитию творческих способностей. При этом предполагается, что человек добровольно и разумно ограничит свои личные устремления в пользу сверхличных.
Следующий этап длится всю оставшуюся жизнь. Главная цель для человека на этом этапе - занять своё место в «океане жизни».
Таким образом, Гессен определяет цель нравственного воспитания - формирование внутренне свободной, индивидуальной личности на основе «диалектической триады социализации и образования личности» [2, 34].
Рассмотрение образования с позиции культурных ценностей позволило ученому обосновать модель воспитания, состоящую из четырех уровней воспитания, которые соответствуют четырём уровням бытия: полубиологическому, социальному, культурных ценностей и благодатному.
Остановимся лишь на «слое культурных ценностей», который соответствует духовно-культурному плану бытия. Этот уровень по структуре двуплановый: с одной стороны, наука, искусство, право, язык, то есть духовный пласт, с другой стороны хозяйство, или материальный пласт. Цель образования на этом этапе - погружение индивида в поток современной культуры, включающей в себя науку, искусство, право и другие культурные ценности. Именно на этом этапе, по мнению Гессена, происходит образование личности через приобщение к культурной традиции.
Изучение целевых установок в разных видах образования показывает, что Гессен уходит от традиционной модели школы. Он считает, что ученика следует «вовлекать» в творческий поток. В художественном образовании – это вовлечение в поток художественного творчества.
Особую актуальность в наблюдаемых в российском образовании изменениях, приобретают задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, поэтому возрастает значимость художественного образования, как особого способа эмоционально-ценностного освоения действительности школьниками.
Именно художественное образование является наиболее действенным способом в решении задач развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
По мнению Н.А. Бердяева, духовность есть задача, поставленная перед человеком в отношении к жизни. В процессе жизни происходит актуализация возможного, того, что до поры до времени находится в скрытом состоянии, поэтому рост духовности осуществляется заключенной в человеке духовной же силой [3].
Однако духовность - это не только процесс чувственных переживаний, но и выстраивание определенной иерархии собственных ценностей и жизненных смыслов, позволяющих человеку соотносить свои действия с нравственными идеалами общества. Таким образом, мы можем говорить о духовности, как субстанции, определяющей содержание, качество и направление личностного бытия [4].
Являясь важной частью духовной культуры, особой формой познания и отражения окружающей человека действительности, искусство может использоваться как средство достижения целей духовно-нравственного воспитания. Это обусловлено тем, что искусство передает нравственно-эстетический опыт человечества, создавая художественную картину мира.
Искусство является универсальным образным языком, который, с одной стороны, отражает, с другой стороны, формирует самосознание человека и способствует межкультурному взаимодействию. Отсюда цель уроков искусства в образовательной организации общего образования - воспитание художественной культуры как части духовной культуры на основе специфических методов эстетического отражения и познания мира, в частности, на основе категории «художественный образ». Именно художественный образ наиболее ярко выражает идейно-эмоциональное субъективное отношение автора к изображаемой реальности.
Это позволяет на уроке выявить связь содержания произведения искусства с отечественной историей, осмыслить морально-нравственную позицию автора, услышать интонационное своеобразие национальных композиторских школ, осознать роль традиционного искусства в формировании этнического мировоззрения и религиозных представлений, изучить конфессиональные и этнокультурные особенности отображаемых событий.
В общении с произведением искусства у обучающегося формируются личностные смыслы, связанные с выявлением ценностных приоритетов эпохи; пониманием взаимопроникновения и взаимодействия различных элементов художественной культуры разных народов; отношением к духовно-нравственной позиции автора; ассоциативному соотнесению художественного образа с реальной практикой; осознанию традиций и новаций в развитии искусства. Обобщить сказанное можно словами Оскара Уальда: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научаемся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся».
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н.А. О назначении человека//Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Республика, 1993. - 383с.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 448 с.
Голошумова Г.С., Сизова Е.Р., Кузнецова В.В. Духовность как ценностное основание бытия и становления личности человека //Г.С. Голошумова, Е.Р. Сизова, В.В. Кузнецова «Мир науки, культуры, образования» - 2014. – №2 (45). – С.150-153.
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа - М, 2003. - 432 с.